ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.05.2024
Просмотров: 656
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство культуры Российской Федерации
5.Контрольно-измерительные материалы
6.Список рекомендуемой литературы
7. Учебно-справочные материалы
Тематический план для студентов очной формы обучения
Тематический план для студентов заочной формы обучения
2. Учебно-теоретические материалы
Раздел 1. Введение в музыкальную форму
1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль
1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия
1.3. Музыкальный язык и его структура.
Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы
Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.
2.4.Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма
2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio
2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.
2.7. Разновидности простых и сложных форм
2.9. Жанрово-характерные вариации
2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма
2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков
2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма
2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.
2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната
2.17. Контрастно-составные формы
2.19. Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл
2.20. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета
Раздел 3. История музыкальных форм и жанров
3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения
Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко
4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко
4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко
4.4. Вариации и хоральные обработки
4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма
4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
Тема 5. Музыкальные формы в музыке XX века
3. Учебно-практические материалы
3.1. Описания семинарских занятий
Семинар 1 (2 часа) Тема: Основы музыкального формообразования
Семинар 2 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: малые формы
Семинар 3 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: крупные формы
Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения
Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко
3.2. Задания для практической работы студентов
Примерные задания для практической работы по темам курса:
Раздел 1. Введение в музыкальную форму
Тема 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль
Тема 1.2. Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия
Тема 1.3 Музыкальный язык, его структура (Практическое занятие – 1 час)
Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы
Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.3. Простые («песенные формы»). Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма
Тема 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio
Тема 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.
Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).
Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.
Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков
Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.
Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках
Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.
Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).
Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.
Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета
Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)
Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века
4. Учебно-методические материалы по курсу
4.1. Методические указания для студентов
4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения
4.1.2. План анализа музыкальной формы
4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения
4.2. Методические рекомендации для преподавателей
4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости
5. Контрольно-измерительные материалы
5.1. Вопросы для текущего контроля
5.1.2. Задания в тестовой форме (варианты 1 и 2)
5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения
6.Список рекомендуемой литературы
6.2. Дополнительная литература
7. Учебно-справочные материалы
7.1 Словарь музыкальных форм и жанров
Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко
4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко
План лекции:
А. Эпоха барокко и признаки переходного периода в музыкально искусстве.
В. Общие принципы формообразования в эпоху барокко.
С. Классификация музыкальных форм эпохи барокко.
Эпоха барокко и признаки переходного периода в музыкально искусстве:
1) одновременное существование и равное значение церковных и светских жанров;
2) одновременное развитие разных стилей – барокко, галантный стиль (рококо), ранний классицизм, сентиментализм;
3) развитие и закрепление гомофонного склада наряду с полифоническим, произведения смешанного гомофонно-полифонического склада;
4) смешение признаков модальной гармонии с тонально-функциональной;
5) формирование автономных музыкальных форм и их утверждение.
Изменение представлений о церковной музыке: появление духовных жанров, имеющих более широкую семантику, чем церковные (концертные мессы, духовные кантаты, духовные хоровые концерты). Сближение светской и церковной музыки. Выработка универсального музыкального языка: теория аффектов, музыкальная риторика. Становление тематизма как носителя образности. Рождение новых жанров: опера, оратория, кантата, концерт, фуга. Совершенствование технологии изготовления музыкальных инструментов. Формирование оркестра.
Расцвет инструментальной музыки и разнообразие ее жанров: концерт, соната (церковная и камерная), сюита и партита, фуга, прелюдия, токката, фантазия, инвенция, увертюра. Соотношение жанра и формы. Новые принципы музыкальной формы эпохи барокко как результат нового мировосприятия. Освоение пространственности в музыке: феномен диагонали – имитационность – ощущение глубины в строении музыкальной ткани. Проблема художественной среды, которая должна быть достойно декорирована. Особое значимость колорита звучания (разнообразные инструментальные составы, изменение среды звучания – новые эффекты перспективы). Неповторимость музыкальной фактуры как тенденция достойного декорирования художественной среды. Личностный аспект – стремление завоевать публику существенно в деятельности композитора и исполнителя: появление школы исполнителей-виртуозов. Драматическая экспрессия, возведение мелодии в ранг главного выразителя человеческих переживаний. Принцип концертирования.
Новые грани формы. На смену монолитному единству текучих полифонических композиций Возрождения приходят дробные, многочастные формы. Принцип многообразия в единстве. Одноаффектность в музыкальной форме: преобладание однородного тематизма, отсутствие производного контраста. Музыкальная идея подвергается не развитию, а развертыванию. Принцип развертывания как основа многих форм.
Классификация музыкальных форм эпохи барокко:
Полифонические формы: фуга, ричеркар, инвенция, канон.
-
Неполифонические (условно – гомофонные) формы:
инструментальные формы: 1) одночастная сквозная форма; 2) малые (простые) формы – двухчастная, трехчастная, многочастная; 3)составные (сложные) формы – двухчастные, трехчастные, многочастные, контрастно-составные; 4) вариации и хоральные обработки; 5) рондо; 6) сонатная форма; 7) концертная форма; 8) циклические формы – концерт, соната, сюита;
вокально-инструментальные формы: 1) ария с ритурнелем, 2) кантата, 3) оратория, 4) месса,
опера (сценический жанр).
Поскольку барочные формы существовали до появления в учения о музыкальной форме и его типологии, в музыке барокко наряду с выделенными типами форм закономерны любые промежуточные между ними.
4.2. Период типа развертывания и барочная одночастная форма. Малые формы эпохи барокко. Барочные двухчастная, трехчастная и многочастная формы
План лекции:
А. Период типа развертывания.
В. Одночастная форма сквозного развертывания.
С. Малые формы эпохи барокко. Старинная двухчастная форма: область применения, классификация, характеристика.
D. Барочная трехчастная форма.
E. Барочная многочастная форма.
4 структурных типа оформления начальной мысли в музыке барокко
в виде предложения;
в виде периода повторного строения;
в виде периода единого строения;
в виде периода типа ядра и развёртывания (яркая исходная краткая интонационная формула сменяется общими формами движения и замыкается каденцией).
Освоение структуры периода в XVII веке; тяготение к симметрии.
Период типа развертывания – это одночастная форма, которая состоит из начального мотивного ядра, его развертывания и единственной заключительной каденции. Структурные и гармонические характеристики периода типа развертывания. Строение: 1) начальная мотивная группа (по продолжительности аналогичной итальянскому soggetto, немецкому Subjekt, то есть «малой теме» эпохи Возрождения), завершаемая полным или половинным кадансом в главной тональности; 2) развертывание – секвентное развитие начальных мотивов, с возможным введением новых, завершенное полным совершенным кадансом в тональности доминантовой группы, реже – в параллельной мажору тональности VI ступени. И в начальной мотивной группе, и в зоне развертывания характерны промежуточные кадансы.
Функциональные и структурные основы мелодического «ядра» периода типа развертывания; развертывание как центральный раздел структуры, типы секвенций. Область применения: 1) как самостоятельная форма (прелюдии, фантазии, токкаты, инвенции); 2) как часть более крупной формы.
Одночастная форма сквозного развертывания встречается в произведениях импровизационного характера – прелюдиях, фантазиях, токкатах. Специфика воплощения структуры периода типа развертывания в одночастной форме сквозного развертывания произведений импровизационно-фантазийного типа (прелюдия, фантазия, токката). Сквозная одночастная форма сочетающая принципы развертывания и фуги. Одночастная форма, сочетающая принципы развертывания и песни.
Малые формы эпохи барокко.Классификация барочной двухчастной формы:
- старинная двухчастная форма типа развертывания,
- двухчастная форма, сочетающая принципы развертывания и песни,
- двухчастная форма, сочетающая принципы развертывания и фуги.
Старинная двухчастная форма типа развертывания, как одна из наиболее распространённых во второй половине XVII– первой половине XVIII веков инструментальных форм. Общие признаки: неконтрастность, одноплановость движения и фактуры, тематическая однородность, плавность переходов, текучесть изложения; в основе тонального плана – формула T-D-S-T.
Первая часть – период типа развёртывания, состоящий из ядра (2-4 такта) и неустойчивого (обычно секвентного) продолжения с каденцией в доминантовой тональности (V, III ступени). Вторая часть: тематическое подобие первой,преобладание по размерам (иногда в два-три раза), тональная неустойчивость, движение от доминантовой через субдоминантовую к основной тональности, возможна каденция в середине второй части в родственной тональности (субдоминанта, параллельный минор, доминанта).
Сфера применения: части сюит, прелюдии (c-moll из II т.«ХТК» Баха) и другие отдельные произведения (инвенция C-dur Баха). Примеры – танцы из «Французских сюит», «Английских сюит», клавирных партит, сонат и партит для скрипки соло, виолончельных сюит, прелюдии из ХТК И.С. Баха, сюиты Генделя. Повторение разделов в танцевальных жанрах из сюит. В прелюдиях и инвенциях – отсутствие повторений первой и второй частей. Неквадратность, текучесть изложения, полифонические приёмы роднят старинную двухчастную с полифоническими формами. Старинная двухчастная форма – предшественница старинной и классической сонатной формы, а также классических простых форм.
Двухчастная форма, сочетающая принципы развертывания и песни. Влияние песенного метра преимущественно в первой части формы, в результате чего – первая часть может быть нормативным предложением или восьмитактным периодом. Вторая часть – развертывание.
Двухчастная форма, сочетающая принципы развертывания и фуги. Характерные признаки: имитационное экспонирование по принципу «тема – ответ» (2 – 4-хголосие) вместо ядра; интермедия – участок развертывания; строение второй части аналогично.
Барочная трехчастная форма: тематическая однородность, каденции первой и второй частей в побочных тональностях, каденция третьей части – в основной тональности, возможна каденция в середине второй части. Классификация: трехчастная форма типа развертывания, трехчастная форма с влиянием песни, трехчастная форма с влиянием фуги.