Файл: Синельникова_Муз. форма. от 15.01.14.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.05.2024

Просмотров: 656

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры Российской Федерации

Содержание

5.Контрольно-измерительные материалы

6.Список рекомендуемой литературы

7. Учебно-справочные материалы

Введение

Тематический план для студентов очной формы обучения

Тематический план для студентов заочной формы обучения

2. Учебно-теоретические материалы

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

1.3. Музыкальный язык и его структура.

1.4. Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

2.1. Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм.

2.2 Период

Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.

2.4.Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма

2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

2.7. Разновидности простых и сложных форм

2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию

2.9. Жанрово-характерные вариации

2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма

2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

2.12. Рондо в XIX и XX веках

2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма

2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.

2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната

2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы.

2.17. Контрастно-составные формы

2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа

2.19. Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл

2.20. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Раздел 3. История музыкальных форм и жанров

3.1. Музыкальные формы и жанры культовой монодии западноевропейского средневековья. Жанры и формы русского знаменного распева

3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения

Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко

4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко

4.2. Период типа развертывания и барочная одночастная форма. Малые формы эпохи барокко. Барочные двухчастная, трехчастная и многочастная формы

4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко

4.4. Вариации и хоральные обработки

4.5. Куплетное рондо

4.6. Концертная форма

4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма

4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Тема 5. Музыкальные формы в музыке XX века

3. Учебно-практические материалы

3.1. Описания семинарских занятий

Семинар 1 (2 часа) Тема: Основы музыкального формообразования

Семинар 2 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: малые формы

Семинар 3 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: крупные формы

Семинар 4 (2 часа) Тема: Эволюция классических музыкальных форм в музыке XIX-XX века. Формы романтического типа

Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения

Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко

3.2. Задания для практической работы студентов

Примерные задания для практической работы по темам курса:

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

Тема 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

Тема 1.2. Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

Тема 1.3 Музыкальный язык, его структура (Практическое занятие – 1 час)

Тема 1.4 Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры.

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

Тема 2.1 Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм

Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.3. Простые («песенные формы»). Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма

Тема 2.4 Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

Тема 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).

Тема 2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.

Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.

Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках

Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.

Тема 2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы

Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).

Тема 2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа.

Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.

Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Тема 4.3. Составные (сложные) и контрастно-составные формы эпохи барокко. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.5. Куплетное рондо

Тема 4.6. Концертная форма

Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

Тема 4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века

4. Учебно-методические материалы по курсу

4.1. Методические указания для студентов

4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения

4.1.2. План анализа музыкальной формы

4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения

4.2. Методические рекомендации для преподавателей

4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости

4.2.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

5. Контрольно-измерительные материалы

5.1. Вопросы для текущего контроля

5.1.1. Контрольные вопросы

5.1.2. Задания в тестовой форме (варианты 1 и 2)

5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения

5.3. Вопросы к экзамену

6.Список рекомендуемой литературы

6.1. Основная литература

6.2. Дополнительная литература

6.3. Интернет-ресурсы

7. Учебно-справочные материалы

7.1 Словарь музыкальных форм и жанров

7.2. Список ключевых слов

Приложение

Аналитический этюд

Л. Бетховен Фортепианная соната op. 2 №3 c-durI часть

(Целостный анализ)

AdagioE-dur

ScherzoAllegroG-dur

C-dur Allegro assai


Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко

4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко

План лекции:

А. Эпоха барокко и признаки переходного периода в музыкально искусстве.

В. Общие принципы формообразования в эпоху барокко.

С. Классификация музыкальных форм эпохи барокко.

Эпоха барокко и признаки переходного периода в музыкально искусстве:

1) одновременное существование и равное значение церковных и светских жанров;

2) одновременное развитие разных стилей – барокко, галантный стиль (рококо), ранний классицизм, сентиментализм;

3) развитие и закрепление гомофонного склада наряду с полифоническим, произведения смешанного гомофонно-полифонического склада;

4) смешение признаков модальной гармонии с тонально-функциональной;

5) формирование автономных музыкальных форм и их утверждение.

Изменение представлений о церковной музыке: появление духовных жанров, имеющих более широкую семантику, чем церковные (концертные мессы, духовные кантаты, духовные хоровые концерты). Сближение светской и церковной музыки. Выработка универсального музыкального языка: теория аффектов, музыкальная риторика. Становление тематизма как носителя образности. Рождение новых жанров: опера, оратория, кантата, концерт, фуга. Совершенствование технологии изготовления музыкальных инструментов. Формирование оркестра.

Расцвет инструментальной музыки и разнообразие ее жанров: концерт, соната (церковная и камерная), сюита и партита, фуга, прелюдия, токката, фантазия, инвенция, увертюра. Соотношение жанра и формы. Новые принципы музыкальной формы эпохи барокко как результат нового мировосприятия. Освоение пространственности в музыке: феномен диагонали – имитационность – ощущение глубины в строении музыкальной ткани. Проблема художественной среды, которая должна быть достойно декорирована. Особое значимость колорита звучания (разнообразные инструментальные составы, изменение среды звучания – новые эффекты перспективы). Неповторимость музыкальной фактуры как тенденция достойного декорирования художественной среды. Личностный аспект – стремление завоевать публику существенно в деятельности композитора и исполнителя: появление школы исполнителей-виртуозов. Драматическая экспрессия, возведение мелодии в ранг главного выразителя человеческих переживаний. Принцип концертирования.


Новые грани формы. На смену монолитному единству текучих полифонических композиций Возрождения приходят дробные, многочастные формы. Принцип многообразия в единстве. Одноаффектность в музыкальной форме: преобладание однородного тематизма, отсутствие производного контраста. Музыкальная идея подвергается не развитию, а развертыванию. Принцип развертывания как основа многих форм.

Классификация музыкальных форм эпохи барокко:

  1. Полифонические формы: фуга, ричеркар, инвенция, канон.

  2. Неполифонические (условно – гомофонные) формы:

    1. инструментальные формы: 1) одночастная сквозная форма; 2) малые (простые) формы – двухчастная, трехчастная, многочастная; 3)составные (сложные) формы – двухчастные, трехчастные, многочастные, контрастно-составные; 4) вариации и хоральные обработки; 5) рондо; 6) сонатная форма; 7) концертная форма; 8) циклические формы – концерт, соната, сюита;

    2. вокально-инструментальные формы: 1) ария с ритурнелем, 2) кантата, 3) оратория, 4) месса,

    3. опера (сценический жанр).

Поскольку барочные формы существовали до появления в учения о музыкальной форме и его типологии, в музыке барокко наряду с выделенными типами форм закономерны любые промежуточные между ними.


4.2. Период типа развертывания и барочная одночастная форма. Малые формы эпохи барокко. Барочные двухчастная, трехчастная и многочастная формы

План лекции:

А. Период типа развертывания.

В. Одночастная форма сквозного развертывания.

С. Малые формы эпохи барокко. Старинная двухчастная форма: область применения, классификация, характеристика.

D. Барочная трехчастная форма.

E. Барочная многочастная форма.

4 структурных типа оформления начальной мысли в музыке барокко

  1. в виде предложения;

  2. в виде периода повторного строения;

  3. в виде периода единого строения;

  4. в виде периода типа ядра и развёртывания (яркая исходная краткая интонационная формула сменяется общими формами движения и замыкается каденцией).

Освоение структуры периода в XVII веке; тяготение к симметрии.

Период типа развертывания – это одночастная форма, которая состоит из начального мотивного ядра, его развертывания и единственной заключительной каденции. Структурные и гармонические характеристики периода типа развертывания. Строение: 1) начальная мотивная группа (по продолжительности аналогичной итальянскому soggetto, немецкому Subjekt, то есть «малой теме» эпохи Возрождения), завершаемая полным или половинным кадансом в главной тональности; 2) развертывание – секвентное развитие начальных мотивов, с возможным введением новых, завершенное полным совершенным кадансом в тональности доминантовой группы, реже – в параллельной мажору тональности VI ступени. И в начальной мотивной группе, и в зоне развертывания характерны промежуточные кадансы.

Функциональные и структурные основы мелодического «ядра» периода типа развертывания; развертывание как центральный раздел структуры, типы секвенций. Область применения: 1) как самостоятельная форма (прелюдии, фантазии, токкаты, инвенции); 2) как часть более крупной формы.

Одночастная форма сквозного развертывания встречается в произведениях импровизационного характера – прелюдиях, фантазиях, токкатах. Специфика воплощения структуры периода типа развертывания в одночастной форме сквозного развертывания произведений импровизационно-фантазийного типа (прелюдия, фантазия, токката). Сквозная одночастная форма сочетающая принципы развертывания и фуги. Одночастная форма, сочетающая принципы развертывания и песни.


Малые формы эпохи барокко.Классификация барочной двухчастной формы:

- старинная двухчастная форма типа развертывания,

- двухчастная форма, сочетающая принципы развертывания и песни,

- двухчастная форма, сочетающая принципы развертывания и фуги.

Старинная двухчастная форма типа развертывания, как одна из наиболее распространённых во второй половине XVII– первой половине XVIII веков инструментальных форм. Общие признаки: неконтрастность, одноплановость движения и фактуры, тематическая однородность, плавность переходов, текучесть изложения; в основе тонального плана – формула T-D-S-T.

Первая часть – период типа развёртывания, состоящий из ядра (2-4 такта) и неустойчивого (обычно секвентного) продолжения с каденцией в доминантовой тональности (V, III ступени). Вторая часть: тематическое подобие первой,преобладание по размерам (иногда в два-три раза), тональная неустойчивость, движение от доминантовой через субдоминантовую к основной тональности, возможна каденция в середине второй части в родственной тональности (субдоминанта, параллельный минор, доминанта).

Сфера применения: части сюит, прелюдии (c-moll из II т.«ХТК» Баха) и другие отдельные произведения (инвенция C-dur Баха). Примеры – танцы из «Французских сюит», «Английских сюит», клавирных партит, сонат и партит для скрипки соло, виолончельных сюит, прелюдии из ХТК И.С. Баха, сюиты Генделя. Повторение разделов в танцевальных жанрах из сюит. В прелюдиях и инвенциях – отсутствие повторений первой и второй частей. Неквадратность, текучесть изложения, полифонические приёмы роднят старинную двухчастную с полифоническими формами. Старинная двухчастная форма – предшественница старинной и классической сонатной формы, а также классических простых форм.

Двухчастная форма, сочетающая принципы развертывания и песни. Влияние песенного метра преимущественно в первой части формы, в результате чего – первая часть может быть нормативным предложением или восьмитактным периодом. Вторая часть – развертывание.

Двухчастная форма, сочетающая принципы развертывания и фуги. Характерные признаки: имитационное экспонирование по принципу «тема – ответ» (2 – 4-хголосие) вместо ядра; интермедия – участок развертывания; строение второй части аналогично.

Барочная трехчастная форма: тематическая однородность, каденции первой и второй частей в побочных тональностях, каденция третьей части – в основной тональности, возможна каденция в середине второй части. Классификация: трехчастная форма типа развертывания, трехчастная форма с влиянием песни, трехчастная форма с влиянием фуги.