Файл: Синельникова_Муз. форма. от 15.01.14.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.05.2024

Просмотров: 519

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры Российской Федерации

Содержание

5.Контрольно-измерительные материалы

6.Список рекомендуемой литературы

7. Учебно-справочные материалы

Введение

Тематический план для студентов очной формы обучения

Тематический план для студентов заочной формы обучения

2. Учебно-теоретические материалы

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

1.3. Музыкальный язык и его структура.

1.4. Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

2.1. Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм.

2.2 Период

Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.

2.4.Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма

2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

2.7. Разновидности простых и сложных форм

2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию

2.9. Жанрово-характерные вариации

2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма

2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

2.12. Рондо в XIX и XX веках

2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма

2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.

2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната

2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы.

2.17. Контрастно-составные формы

2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа

2.19. Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл

2.20. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Раздел 3. История музыкальных форм и жанров

3.1. Музыкальные формы и жанры культовой монодии западноевропейского средневековья. Жанры и формы русского знаменного распева

3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения

Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко

4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко

4.2. Период типа развертывания и барочная одночастная форма. Малые формы эпохи барокко. Барочные двухчастная, трехчастная и многочастная формы

4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко

4.4. Вариации и хоральные обработки

4.5. Куплетное рондо

4.6. Концертная форма

4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма

4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Тема 5. Музыкальные формы в музыке XX века

3. Учебно-практические материалы

3.1. Описания семинарских занятий

Семинар 1 (2 часа) Тема: Основы музыкального формообразования

Семинар 2 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: малые формы

Семинар 3 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: крупные формы

Семинар 4 (2 часа) Тема: Эволюция классических музыкальных форм в музыке XIX-XX века. Формы романтического типа

Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения

Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко

3.2. Задания для практической работы студентов

Примерные задания для практической работы по темам курса:

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

Тема 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

Тема 1.2. Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

Тема 1.3 Музыкальный язык, его структура (Практическое занятие – 1 час)

Тема 1.4 Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры.

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

Тема 2.1 Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм

Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.3. Простые («песенные формы»). Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма

Тема 2.4 Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

Тема 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).

Тема 2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.

Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.

Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках

Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.

Тема 2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы

Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).

Тема 2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа.

Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.

Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Тема 4.3. Составные (сложные) и контрастно-составные формы эпохи барокко. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.5. Куплетное рондо

Тема 4.6. Концертная форма

Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

Тема 4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века

4. Учебно-методические материалы по курсу

4.1. Методические указания для студентов

4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения

4.1.2. План анализа музыкальной формы

4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения

4.2. Методические рекомендации для преподавателей

4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости

4.2.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

5. Контрольно-измерительные материалы

5.1. Вопросы для текущего контроля

5.1.1. Контрольные вопросы

5.1.2. Задания в тестовой форме (варианты 1 и 2)

5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения

5.3. Вопросы к экзамену

6.Список рекомендуемой литературы

6.1. Основная литература

6.2. Дополнительная литература

6.3. Интернет-ресурсы

7. Учебно-справочные материалы

7.1 Словарь музыкальных форм и жанров

7.2. Список ключевых слов

Приложение

Аналитический этюд

Л. Бетховен Фортепианная соната op. 2 №3 c-durI часть

(Целостный анализ)

AdagioE-dur

ScherzoAllegroG-dur

C-dur Allegro assai


2.17. Контрастно-составные формы

План лекции:

А. Контрастно-составная форма: определение общая характеристика.

В. Классификация контрастно-составных форм.

С. Характеристика примеров контрастно-составных форм.

Контрастно-составными называются формы, обладающие циклическим контрастом частей, идущих без перерыва звучания и имеющих интонационно-тематическое родство. Применение в оперных и балетных номерах в частях ораторий и мессе, в инструментальных фантазиях, в смешанных формах XIX века. Сочетание в контрастно-составной форме структурно строгих и свободных разделов. Огромное разнообразие строения.

Располагаются в систематике композиционных структур между одночастными (нециклическими) и циклическими формами. Родство с циклическими: в обоих случаях налицо последовательность нескольких контрастирующих частей. С одночастными – отсутствие перерывов между частями и невозможность рассматривать эти части как относительно самостоятельные пьесы, допускающие отдельное исполнение.

Контрастно-составная – форма, состоящая из нескольких контрастирующих частей, во многом подобных частям циклической формы, но менее самостоятельных, идущих без перерывов и по степени своего слияния в одно целое образующих форму, близкую к одночастной (нециклической). Могут содержать две, три, четыре или более частей, иметь или не иметь репризу. Встречаются в различных жанрах – инструментальных (от симфонии или сонаты до попурри), вокальных, сценических – в разные исторические периоды. Существовали уже в XVII веке в жанре концертной фантазии. В инструментальном творчестве Баха типичной двухчастной контрастно-составной формой является форма токкаты и фуги, но не прелюдии и фуги, образующей двухчастный цикл.

По своей роли в цикле части неравноправны: одни – более зависимые, другие ведущие. Некоторые части имеют характер вступления, эпилога, послесловия, интермедии, например прелюдия и фуга (Д. Шостаковича, Р. Щедрина), каватина и рондо. Объединяющим фактором для цикла является реприза: два вида контрастно-составных форм: а) репризные; б) безрепризные (полифонические циклы). Возможна темповая, фактурная, тематическая реприза.

Классификация по количеству частей и наличию или отсутствию репризы:

1. Двухчастные контрастно-составные формы. Тип медленно-быстро: Встречается чаще в циклических композициях, где 1 и 2 части идут без перерыва (attaca), или есть связки.


2. Трехчастные контрастно-составные формы: репризные и безрепризные.

3. Многочастная контрастно-составная форма.

4. Контрастно-составная форма слитно-сюитного типа (каприччио, рапсодии). Части объединяются по тематизму, жанру (быстрые с быстрыми, медленные с медленными).

У Моцарта контрастно-составную форму представляют собой финалы действий опер.

2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа

План лекции:

А. Циклическая форма: определение, классификация.

В. Сонатно-симфонический цикл: определение, состав, содержательные возможности, драматургическая логика, историческая эволюция.

С. Циклы сюитного типа. Программная сюита романтического типа.

Циклическая форма – форма из нескольких законченных контрастных частей, объединенных единством замысла. Самостоятельность частей позволяет исполнять их по отдельности. Отличие от сборника пьес: прямые и опосредованные связи частей: сюжетные, образные, тематические, структурные, жанровые (Ф. Шуберт. «Прекрасная мельничиха», М. Мусоргский. «Песни и пляски смерти»).

Классификация:

1. Инструметальные циклические формы: сюита, сонатно-симфонический цикл.

2. Вокальные и вокально-инструментальные циклические формы: вокальный цикл, крупный вокально-симфонический цикл.

Меньшая целостность и объединенность сквозным развитием, меньшая регламентация количества частей в сюите, большее единство композиции и регламентация частей в сонатно-симфоническом цикле.

Сонатно-симфонический цикл. Применение в симфонии, сонате, концерте, камерных ансамблях. Эволюция содержания сонатно-симфонического цикла. Два вида четырехчастного цикла: с медленной частью или со скерцо на втором месте. Типичный характер и формы частей цикла. Тональные закономерности. Ненормативное число частей в цикле: двухчастные циклы (Л. Бетховен Соната №27), пятичастные (Л. Бетховен Симфония №6; П.И. Чайковский Симфония № 3), семичастные (Л. Бетховен Квартет №14). Особый случай одинадцатичастной симфонии – вокальная симфония №14 Шостаковича.

Глубина содержания, сложность и диалектичность развития, цельность композиции. Создан венскими симфонистами (классический образец): 1) четырехчастный цикл (соната, симфония, квартет); 2) трехчастный цикл (соната, концерт). Совмещение в финале черт скерцо и финала.


  • сонатное allegro (основная тональность) – «человек действующий»;

  • медленная часть (субдоминантовая сфера, одноименная тональность) – «человек отдыхающий»;

  • менуэт (скерцо) (основная тональность) – «человек играющий»;

  • финал (быстрый, жанровый) (основная или одноименная тональность) – «человек и социум».

XIX–XX вв. – усиление тематических и образных связей в цикле:

  • использование принципа лейтмотивности;

  • использование тем предыдущих частей в финале. В произведениях эпического характера в сопоставлении частей – принцип контраста-сопоставления. Иное количество частей в цикле.

Циклы сюитного типа.«Новая сюита». Программность большинства сюит, составление сюит из музыки к балету, спектаклю. Появление новой сюиты в XIX веке и продолжение в XX веке.

Сюита первой половины XVIII века. Гайдн, Моцарт (серенады, дивертисменты, кассации). Характерен отказ от танцевальности в чистом виде (приближение к сонатно-симфоническому циклу, использование сонатного allegro). Отсутствие заданного количества частей (несколько медленных, чередующихся с менуэтами).

Новая сюита XIX – XX веков. Широкие жанровые связи, влияние программности. Сюиты миниатюр. Сюиты, приближающиеся к сонатно-симфоническому циклу. Сюиты из опер, балетов, кинофильмов, музыки к драматическим спектаклям (П. Чайковский, М. Равель, С. Прокофьев, Г. Свиридов). Сюита, основанная на фольклорном материале.


2.19. Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл

План лекции:

А. Специфика форм вокальной музыки, общие признаки.

В. Классификация вокальных форм.

С. Характеристика куплетной, куплетно-вариационной, куплетно-вариантной и строфической форм.

D. Сквозная форма и ее особенности.

E. Вокальный цикл.

Специфика вокальных форм – влияние на музыку выразительности и структуры текста. Влияние текста на общий эмоциональный характер произведения, подчеркивание музыкой смысла отдельных слов, влияние строфики текста на членение музыкальной формы, влияние ритмики, стоп стиха на метроритм музыки. Необходимость и возможность более индивидуального построения музыкальной формы.

Общие особенности вокальных форм: уменьшение роли точных реприз, усиление сквозного, текучего развития. Особенности использования в вокальной музыке отдельных типовых музыкальных форм. Собственно вокальные формы, специфичные именно для вокальных жанров. Классификация:

  1. куплетная;

  2. куплетно-вариационная и куплетно-вариантная;

  3. строфическая;

  4. запевно-припевная;

  5. рефренная;

  6. многочастная репризная и сквозная;

  7. смешанные модулирующие формы.

Рассмотрение особенностей классифицированных форм.

Простые формы в романсах: первый период – более свободный, неквадратный, часто заканчивается серединной каденцией. Середина – меньшая свобода, менее выражен серединный тип изложения (частые модуляции трудны для голоса, стихотворная структура не позволяет большей дробности, чем в первом периоде.Часто текст не позволяет ввести репризу, отсюда частое использование в романсах в качестве самостоятельной простой двухчастной безрепризной формы (А. Даргомыжский.«Юноша и дева»,).

Куплетная форма – форма из нескольких проведений подряд одного и того же музыкального построения с разным словесным текстом. Куплеты – повторяемые с различным текстом сходные музыкальные построения. Повторение может быть точным, может быть с изменениями, варьированным. Господствует в народном песенном творчестве, в массовой песне, часто встречается в романсах. Разновидности: а) куплетная форма без припева – текст авсdеf; музыка аааааа; б) куплетная форма с припевом – текст авсвdв; музыка ававав. Форма куплета: период, простая двухчастная. Форма припева: период, несколько фраз, изредка простая двухчастная форма. В массовой песне: куплет (период) + припев (период) = простая двухчастная форма.