ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.05.2024
Просмотров: 621
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство культуры Российской Федерации
5.Контрольно-измерительные материалы
6.Список рекомендуемой литературы
7. Учебно-справочные материалы
Тематический план для студентов очной формы обучения
Тематический план для студентов заочной формы обучения
2. Учебно-теоретические материалы
Раздел 1. Введение в музыкальную форму
1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль
1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия
1.3. Музыкальный язык и его структура.
Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы
Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.
2.4.Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма
2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio
2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.
2.7. Разновидности простых и сложных форм
2.9. Жанрово-характерные вариации
2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма
2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков
2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма
2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.
2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната
2.17. Контрастно-составные формы
2.19. Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл
2.20. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета
Раздел 3. История музыкальных форм и жанров
3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения
Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко
4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко
4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко
4.4. Вариации и хоральные обработки
4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма
4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
Тема 5. Музыкальные формы в музыке XX века
3. Учебно-практические материалы
3.1. Описания семинарских занятий
Семинар 1 (2 часа) Тема: Основы музыкального формообразования
Семинар 2 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: малые формы
Семинар 3 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: крупные формы
Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения
Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко
3.2. Задания для практической работы студентов
Примерные задания для практической работы по темам курса:
Раздел 1. Введение в музыкальную форму
Тема 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль
Тема 1.2. Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия
Тема 1.3 Музыкальный язык, его структура (Практическое занятие – 1 час)
Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы
Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.3. Простые («песенные формы»). Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма
Тема 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio
Тема 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.
Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).
Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.
Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков
Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.
Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках
Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.
Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).
Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.
Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета
Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)
Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века
4. Учебно-методические материалы по курсу
4.1. Методические указания для студентов
4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения
4.1.2. План анализа музыкальной формы
4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения
4.2. Методические рекомендации для преподавателей
4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости
5. Контрольно-измерительные материалы
5.1. Вопросы для текущего контроля
5.1.2. Задания в тестовой форме (варианты 1 и 2)
5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения
6.Список рекомендуемой литературы
6.2. Дополнительная литература
7. Учебно-справочные материалы
7.1 Словарь музыкальных форм и жанров
1) вступление;
2) адажио;
3) менуэт;
4) вариация;
5) кода.
9. Какие способы варьирования темы не используются в вариациях на bassoostinato?
1) полифоническое варьирование;
2) орнаментирование;
3) диминуиция.
10. Какие формы не характерны для строения частей старинной сюиты?
1) старинная двухчастная форма;
2) старинная сонатная форма;
3) вариации.
5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения
Типология старосонатной формы в сонатах Д. Скарлатти.
Концертная форма эпохи барокко на примере концертов А. Вивальди из цикла «Времена года».
Сюиты и партиты И.С. Баха для скрипки соло: цикл и его части.
6 сюит И.С. Баха для виолончели соло: цикл и его части.
Флейтовые сонаты И.С. Баха: цикл и его части.
Принципа формообразования в органных и клавирных фантазиях И.С. Баха.
Концертная форма в скрипичных концертах И.С. Баха.
Концертная форма эпохи барокко на примере гобойных концертов И.С. Баха.
Хоральные обработки на примере органных прелюдий И.С. Баха.
Строение периодов в медленных частях (или скерцо) фортепианных сонат Л. Бетховена.
Период и его взаимодействие с другими формами (на материале прелюдий А. Скрябина ор.11, op.16.).
Простая двухчастная форма в вальсах Ф.Шуберта.
Сонатная форма в медленных частях сонат В.А. Моцарта.
Жанр-форма дивертисмента (на примере дивертисментов В. А. Моцарта).
Особенности сонатной формы в первом Allegro фортепианных сонат В. А. Моцарта.
В. А. Моцарт Концерт для кларнета с оркестром: опыт анализа.
Рондо Ф.Э. Баха: от барочной формы к классической.
Особенности простых и сложных форм в багателях Л. Бетховена.
Принципы формообразования в фортепианных концертах Л. Бетховена.
Форма периода в прелюдиях Ф. Шопена.
Особенности формообразования в балладах Ф. Шопена.
Особенности сонатной формы в фортепианных сонатах Р. Шумана.
Жанр рапсодии. Венгерские рапсодии Ф. Листа (особенности формообразования).
Сквозная форма в песнях М.П. Мусоргского (на примере вокального цикла «Песни и пляски смерти»).
Концентрическая форма в произведениях А.П. Бородина.
Простые формы в прелюдиях А.Н. Скрябина ор.11.
Особенности строения сонатной формы в произведениях Н. К. Метнера.
Основные типы арий в операх русских композиторов XIX века.
Прелюдии op.34 Д.Д. Шостаковича: особенности формообразования.
Вариации на basso ostinato в музыке XX века.
Форма обращенных вариаций: истоки и перспективы.
Форма вариаций на выдержанную мелодию в операх русских композиторов.
Форма рондо в балете «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева.
Контрастно-составная форма на примере квартетов Д. Д. Шостаковича.
Формообразование в прелюдиях К. Дебюсси.
5.3. Вопросы к экзамену
Музыкальная форма и содержание. Стиль и жанр в музыке.
Функции частей в музыкальной форме. Драматургия.
Система средств музыки и ее выразительные возможности: мелодия, интонация.
Система средств музыки и ее выразительные возможности: метр и ритм.
Фактура. Виды фактур. Фактурные функции голосов. Фигурации, дублировки.
Музыкальная тема
Масштабно-тематические структуры.
Музыкальные формы и жанры культовой монодии средневековья: григорианский хорал, знаменный распев.
Жанры и формы западноевропейских светских жанров эпохи Возрождения. Форма бар.
Музыкальные формы эпохи барокко: классификация и общая характеристика. Период типа развертывания.
Старинные двухчастная, трехчастная и многочастная формы.
Старинная сонатная форма.
Старинные вариации и их разновидности. Вариации на basso ostinato.
Куплетное рондо.
Старинная сюита.
Концертная форма эпохи барокко.
Циклические инструментальные формы эпохи барокко: старинная сюита.
Циклические инструментальные формы эпохи барокко: соната, концерт.
Вокально-инструментальные формы эпохи барокко: ария с ритурнелем.
Форма русско-украинского хорового концерта.
Типология классико-романтических музыкальных форм. Период.
Простые песенные формы: простая двухчастная и простая трехчастная формы.
Сложные (составные) формы.
Разновидности простых и сложных форм.
Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.
Вариационность и вариантность. Вариации классические (фигурационные, орнаментальные, строгие).
Вариации романтические (свободные, жанрово-характерные). Вариации на неизменную мелодию.
Рондо в его историческом развитии: Рондо венских классиков.
Рондо в его историческом развитии: Послебетховенское рондо.
Сонатная форма.
Эволюция сонатной формы в XIX веке.
Разновидности сонатной формы. Сонатная форма в жанре концерта.
Циклические формы: сюита.
Циклические формы: сонатно-симфонический цикл.
Контрастно-составная форма.
Смешанные и индивидуальные формы романтизма.
Формы вокальной музыки.
Оперные формы.
Музыкально-хореографические формы балета.
Музыкальные формы XX века.
6.Список рекомендуемой литературы
6.1. Основная литература
Гончаренко, С. Музыкальные формы в таблицах: Наглядное пособие по курсу анализа музыкальных произведений [Электронный ресурс] / С. Гончаренко. Под.общ. ред. А. Г. Михайленко. – 2-е изд., испр. и доп. – Новосибирск, 2007. – 32 с. – Режим доступа: http://www.conservatoire.ru/dofiles/analiz/forms. pdf. – Загл. с экрана.
Заднепровская, Г. Анализ музыкальных произведений[Электронный ресурс]: Учебник / Г. Заднепровская. – Москва: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС,2003. – 310 с.– Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/633784/. – Загл. с экрана.
Композиторы о современной композиции: [Текст]: Хрестоматия / сост. Т. С. Кюрегян, В. С. Ценова. – Москва: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. – 356 с.
Способин, И. Музыкальная форма [Текст]: Учебник / И. Способин. – Москва: Музыка, 2007. – 400 с.
Холопов, Ю. Введение в музыкальную форму [Электронный ресурс]/ Научные редакторы: Т. С. Кюрегян, В. С. Ценова. – Москва: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2006. – 246 с. – Режим доступа: http://www.kholopov.ru/kholopov-forma.pdf. – Загл. с экрана.
6.2. Дополнительная литература
Анализ вокальных произведений [Электронный ресурс]: Учеб.пособие, ред. Коловский О.П. – Ленинград: Музыка,1988. – 352 с. – Режим доступа: http://www.musicfancy.net/ru/sheet-music-archive/296. – Загл. с экрана.
Арановский, М. Синтаксическая структура мелодии [Электронный ресурс]: Исследование / М. Арановский. – Москва:Музыка, 1991. – 320 с. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/481896/. – Загл. с экрана.
Аренский, А. Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки [Электронный ресурс] / А. Аренский. – Москва: ГМИ, 1921. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1125691/. – Загл. с экрана.
Асафьев, Б. Музыкальная форма как процесс [Электронный ресурс]: Книги 1 и 2 / Б. Асафьев. – Ленинград: Советский композитор, 1971. – 378 с. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/214416/ . – Загл. с экрана.
Бобровский, В. К вопросу о драматургии музыкальной формы [Текст] / В. Бобровский // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. – Москва: Музыка,1971. – С.54-79.
Бобровский, В. Статьи. Исследования [Текст] / Сост. Е.Р. Скурко, Е.И. Чигарева. – Москва: Сов.композитор, 1988. – 296 с.
Бобровский, В. Тематизм как фактор музыкального мышления: Очерки: В 2-х вып. Вып.1 [Текст] / В. Бобровский. – Москва: Либроком, 2010 – 272 с.
Бобровский, В. Тематизм как фактор музыкального мышления: Очерки: Вып. 2 [Текст] / В. Бобровский / Изд.2. Отв. Редактор Е. И. Чигарева. – Москва: КомКнига, 2013. – 304 с.
Бобровский, В. Функциональные основы музыкальной формы [Электронный ресурс]: Исследование / В. Бобровский. – Москва: Музыка, 1978. – 316 с. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/870371/ . – Загл. с экрана.
Бонфельд, М. Анализ музыкальных произведений. В 2-х частях [Текст]: Учеб.пособие: В 2-х ч. – Ч.1. / М. Бонфельд. – Москва:Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС. – 2003. – 256 с.
Бонфельд, М. Введение в музыкознание Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Москва: Владос, 2001. – 224 с.
Бонфельд, М. Музыка: Язык. Речь. Мышление [Текст]: Опыт системного исследования музыкального искусства. – С-Петербург: Композитор, 2006. – 662 с.
Бражников, М. Древнерусская теория музыки [Электронный ресурс]: /М. Бражников. – Режим доступа: http://dfiles.ru/files/88nz93g3b.
Высотская, М., Григорьева, Г. Музыка XX века: от авангарда к постмодерну [Текст]: Учебное пособие / М. Высотская, Г. Григорьева. – Москва: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2011. – 440 с.
Генова, Т. Из истории bassoostinatoXVII-XVIII веков [Текст] / Т. Генова //Вопросы музыкальной формы. Вып.3. – Москва: Музыка, 1977. – С123-155.
Гончаренко, С. Вопросы музыкального формообразования в творчестве композиторов ХХ века [Текст] / С. Гончаренко. – Новосибирск: изд. НГК, 1997. – 172 с.
Гончаренко, С. Зеркальная симметрия в музыке (на материале творчества композиторов XIX и первой половины XX века) [Текст] / С. Гончаренко. – Новосибирск: изд. НГК, 1993. – 234 с.
Гончаренко, С. О поэтике оперы [Текст]: Учеб.пособие / С. Гончаренко. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (академия) им. М.И. Глинки, 2010. – 260 с.
Горюхина, Н. Эволюция сонатной формы [Электронный ресурс] / Н. Горюхина. – 2-е изд., доп. – Киев: Музична Украина, 1970. – 310 с. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1199138/ . – Загл. с экрана.
Григорьева, Г. Музыкальные формы XX века [Текст]: Учеб.пособие / Г. Григорьева. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
Григорьева, Г. Рондо в музыке ХХ века [Текст]: Учеб.пособие / Г. Григорьева. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 1995. – 96 с.
Денисов, Э. Стабильные и мобильные элементы музыкальной формы и их взаимодействие [Электронный ресурс] / Э. Денисов // Денисов Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. – Москва: Советский композитор,1986. – 207 с. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1257012/. – Загл. с экрана.
Дубинец, Е. Знаки звуков: О современной музыкальной нотации [Электронный ресурс]/ Е. Дубинец. – Киев, 1999. – 327 с. – Режим доступа: http://notes.tarakanov.net/chto.htm. – Загл. с экрана.
Задерацкий, В. Музыкальная форма [Текст]: Учебник. – В 2-х вып. – Вып.1 / В. Задерацкий. – Москва: Музыка, 1995. – 544 с.
Задерацкий, В. Музыкальная форма [Текст]: Учебник. – В 2-х вып. –Вып.2. – Москва: Музыка, 2008. – 528 с.
Захарова, О. Риторика в западноевропейской музыке XVII – первой половины XVIII века: принципы, приемы [Текст] / О. Захарова. – Москва: Музыка,1983. – 77 с. (серия «Вопросы теории, истории, методики»).
Зейфас, Н. Concertogrosso в творчестве Генделя [Электронный ресурс] / Н. Зейфас. – Режим доступа: http://narod.ru/disk/63966786001.8cb8a1069d9dfefcd 3ec55ee8845555c/Zeifas_Conc_Gr-Haendel.pdf.html.
Канчели, М. Крупная одночастная форма в музыке XIX и на рубеже XX века [Электронный ресурс] / М. Канчели. – Тбилиси: Ганатлеба, 1969. – 207 с. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1199630/ . – Загл. с экрана.
Когоутек, Ц. Техника композиции в музыке XX века[Текст] / Ц. Когоутек Учеб.пособие. – М.: Музыка,1976. – 376 с.
Крылова, А. Вокальный цикл. Вопросы теории и истории жанра [Текст]: Лекция по курсу «Анализ музыкальных произведений» / А. Крылова. – Москва: ГМПИ им. Гнесиных, 1988. – 48 с.
Кюрегян, Т. Нетиповые формы в советской музыке 50-70-х годов [Текст] / Т. Кюрегян // Проблемы музыкальной науки. – М.: Советский композитор, 1989.
Кюрегян, Т. Форма в музыке XVII-XX веков [Электронный ресурс]: Учебник / Т. Кюрегян. – Москва: Композитор,2003. – 312 с. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/448019/ . – Загл. с экрана.
Лаврентьева, И. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений [Электронный ресурс] / И. Лаврентьева. – М.: Музыка, 1978.– 77 с. - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1070170/ . – Загл. с экрана.
Лобанова, М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики[Текст] / М. Лобанова. – Москва,1994. – 412 с.
Лобанова, М. Музыкальный стиль и жанр: История и современность [Электронный ресурс] / М. Лобанова. – Москва, 1990. – 312с.– Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1199030/ . – Загл. с экрана.
Мазель, Л. Строение музыкальных произведений [Текст]: Учеб.пособие. – 3-е изд. / Л. Мазель. – Москва: Музыка, 1986.– 528 с.
Мазель, Л., Цуккерман, В. Анализ музыкальных произведений [Текст]: Учеб.пособие / Л. Мазель, В. Цуккерман. – Москва: Музыка,1967. – 578 с.
Майкапар, А. О музыке. – [Электронный ресурс] / А. Майкапар. – Москва: Директ-Медиа, 2011. – 198 с. Университетская библиотека online. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/71085_o_ muzyke.html. – Загл. с экрана.
Медушевский, В. Интонационная форма музыки[Электронный ресурс] / В. Медушевский. – Москва: Музыка,1993. – 262с. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/934990/. – Загл с экрана.
Михайлов, М. Этюды о стиле в музыке: [Текст]: Статьи и фрагменты / М. Михайлов. – Ленинград: Музыка, 1990. – 288 с.
Музыкальный словарь Гроува [Текст] / пер. с английского, под ред. Л. О. Акопяна, 2-е издание. – Москва: Практик, 2006. – 1103 с.
Музыкальная энциклопедия в 6 томах [Текст] / под ред. Ю. В. Келдыша. – Москва: Советская энциклопедия, 1973-1982. – 6432 с.
Назайкинский, Е. Звуковой мир музыки[Электронный ресурс] / Е. Назайкинский. – Москва: Музыка, 1988. – 254 с. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1216832/. – Загл с экрана.
Назайкинский, Е. Логика музыкальной композиции [Электронный ресурс] / Е. Назайкинский. – Москва: Музыка, 1982.– 319 с. – Режим доступа: http://files.zipsites.ru/books/yanko/nazaykinskiy-logika-komp.rar.
Назайкинский, Е. Стиль и жанр в музыке [Электронный ресурс]: Учеб.пособие / Е. Назайкинский. – Москва: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 248 с. – Режим доступа http://pedagog-kniga.net/174-stil-i-zhanr-v-muzyke-e-v-nazajkinskij.html. – Загл. с экрана.
Очеретовская, Н. Л. Содержание и форма в музыке [Электронный ресурс] / Н. Л. Очеретовская. – Л.: Музыка, 1985. – 112 с. – Режим доступа: http://www.musicfancy.net/ru/music-theory/musical-analisis/286. – Загл. с экрана.
Протопопов, В. Из истории форм инструментальной музыки XVI-XVIII веков [Ноты]: Хрестоматия / В. Протопопов. – Москва: Музыка,1980. – 489 с.
Протопопов, В. Очерки из истории инструментальных форм XVI–XIX века: [Текст]: Учеб.пособие для студ. муз. вузов / В. Протопопов. – Москва: ЁЁ Медиа, 2012. – 328 с.
Протопопов, В. Вторжение вариаций в сонатную форму [Текст] // Протопопов В. Избранные исследования и статьи. – Москва: Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1983. – С.151-159.
Протопопов, В. Контрастно-составные формы [Текст] //Протопопов В. Избранные исследования и статьи. – Москва: Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1983. – С.168-175.
Протопопов, В. Сонатная форма в западноевропейской музыке 2-й половины XIX века [Текст] / В. Протопопов. – Москва: Музыка, 2002. – 134с.
Риман, Г. Катехизис истории музыки: История музыкальных форм [Текст]: Пер. с нем. Изд. 2-е. / Г. Риман. – Москва: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. – 216 с.
Ройтерштейн, М. Основы музыкального анализа[Текст]: Учебник / М. Ройтерштейн. – Москва: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС,2001. – 112 с.
Ручьевская, Е. А. Классическая музыкальная форма [Текст]: Учебник по анализу / Е. А. Ручьевская. – С-Петербург: Композитор, 1998. – 268 с.
Симакова, Н. Вокальные жанры эпохи Возрождения [Текст] / Н. Симакова. – Москва: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского,2002. – 362 с.
Скребков, С. Художественные принципы музыкальных стилей / Предисл. В.В. Протопопова [Текст] / С. Скребков. – Москва: Музыка, 1973. – 448 с.
Скребкова-Филатова, М. Фактура в музыке [Текст] / М. Скребкова-Филатова. – Москва: Музыка,1985. – 390 с. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/674515/. – Загл. с экрана.
Соколов А. Введение в музыкальную композицию XX века [Текст]: Учеб.пособие / А. Соколов. – Москва: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 231 с.
Соколов, А. Музыкальная композиция XX века: диалектика творчества [Текст] / А. Соколов. – Москва: Музыка, 1992. – 456 с.
Соколов, О. К проблеме типологии музыкальных форм [Текст] / О. Соколов.// Проблемы музыкальной науки. Вып.6. – Москва: Музыка,1985, – с.152-180.
Сохор, А. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы [Текст] / А. Сохор //Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. – Москва: Музыка,1971. – С.54 -78.
Стоянов, П. Взаимодействие музыкальных форм [Электронный ресурс]: Пер. с болг. / П. Стоянов. – Москва: Музыка,1985. – 270 с. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1204080/. – загл с экрана.
Теория современной композиции [Текст] / Ред. В. Ценова: Учебное пособие.– Москва: Музыка, 2005. – 624 с.
Тиц, М. О тематической и композиционной структуре музыкальных произведений [Электронный ресурс] / М. Тиц. – Киев: Музычна Украина, 1972. – 285 с. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1217730/ . – Загл. с экрана.
Тюлин, Ю. Музыкальная форма [Электронный ресурс]: учебник / Тюлин Ю., Бершадская Т., Пустыльник И. – Москва: Музыка, 1974. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1125997/ . – Загл. с экрана.
Успенский, Н. Образцы древнерусского певческого искусства [Электронный ресурс] /Н. Успенский. – Москва: Музыка, 1971. – Режим доступа: http://orpheusmusic.ru/publ/znamennyj_raspev_osmoglasie/117-1-0-384. –Загл.с экрана.
Фраёнов, В. Музыкальная форма [Электронный ресурс]: Курс лекций / В. Фраёнов. – Москва: Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2003. – 198 с. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/840246/. – Загл с экрана.
Холопов, Ю. Концертная форма у И.С. Баха [Текст] / Ю. Холопов//О музыке. Проблемы анализа. – Москва: Музыка,1974. – С.119-149.
Холопова, В. Теория музыки: мелодика, ритмика. Фактура, тематизм [Текст]: Учеб.пособие: 2-е изд. / В. Холопова. – С-Петербург: Издательство «Лань», 2002. – 368 с.
Холопова, В. Формы музыкальных произведений [Электронный ресурс]: Учебное пособие / В. Холопова. – С-Петербург.: Издательство «Лань», 1999. – 496 с. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/407912/. – Загл. с экрана.
Ценова, В. О современной систематике музыкальных форм [Текст] / В. Ценова // Laudamus. – Москва: Московская консерватория,1992. – с.107-114.
Цуккерман, В. Анализ музыкальных произведений: Вариационная форма[Текст]: Учебник. / В. Цуккерман. – Москва: Музыка,1987. – 239 с.
Цуккерман, В.Анализ музыкальных произведений: Общие принципы развития и формообразования. Простые формы [Текст]: Учебник. / В. Цуккерман. – Москва: Музыка. – М.,1980. – 286 с.
Цуккерман, В. Анализ музыкальных произведений: Сложные формы [Текст]: Учебник. / В. Цуккерман. – Москва: Музыка. – Москва, 1984. – 214 с.
Цуккерман, В. Анализ музыкальных произведений: Рондо в его историческом развитии, ч. 1[Текст]: Учебник. / В. Цуккерман. – Москва: Музыка,1988. – 175 с.
Цуккерман, В. Анализ музыкальных произведений: Рондо в его историческом развитии, ч.2 [Текст]: Учебник. / В. Цуккерман. – Москва: Музыка,1990. – 128 с.
Чернова, Т. Драматургия в инструментальной музыке [Текст] / Т. Ю. Чернова. – Москва: Музыка, 1984. – 144 с. – Режим доступа: http://bookfi.org/book/1516559. – Загл с экрана.