ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.05.2024
Просмотров: 673
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство культуры Российской Федерации
5.Контрольно-измерительные материалы
6.Список рекомендуемой литературы
7. Учебно-справочные материалы
Тематический план для студентов очной формы обучения
Тематический план для студентов заочной формы обучения
2. Учебно-теоретические материалы
Раздел 1. Введение в музыкальную форму
1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль
1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия
1.3. Музыкальный язык и его структура.
Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы
Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.
2.4.Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма
2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio
2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.
2.7. Разновидности простых и сложных форм
2.9. Жанрово-характерные вариации
2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма
2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков
2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма
2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.
2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната
2.17. Контрастно-составные формы
2.19. Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл
2.20. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета
Раздел 3. История музыкальных форм и жанров
3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения
Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко
4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко
4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко
4.4. Вариации и хоральные обработки
4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма
4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
Тема 5. Музыкальные формы в музыке XX века
3. Учебно-практические материалы
3.1. Описания семинарских занятий
Семинар 1 (2 часа) Тема: Основы музыкального формообразования
Семинар 2 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: малые формы
Семинар 3 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: крупные формы
Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения
Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко
3.2. Задания для практической работы студентов
Примерные задания для практической работы по темам курса:
Раздел 1. Введение в музыкальную форму
Тема 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль
Тема 1.2. Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия
Тема 1.3 Музыкальный язык, его структура (Практическое занятие – 1 час)
Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы
Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.3. Простые («песенные формы»). Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма
Тема 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio
Тема 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.
Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).
Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.
Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков
Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.
Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках
Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.
Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).
Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.
Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета
Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)
Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века
4. Учебно-методические материалы по курсу
4.1. Методические указания для студентов
4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения
4.1.2. План анализа музыкальной формы
4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения
4.2. Методические рекомендации для преподавателей
4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости
5. Контрольно-измерительные материалы
5.1. Вопросы для текущего контроля
5.1.2. Задания в тестовой форме (варианты 1 и 2)
5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения
6.Список рекомендуемой литературы
6.2. Дополнительная литература
7. Учебно-справочные материалы
7.1 Словарь музыкальных форм и жанров
1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия
План лекции:
А. Функции музыкальной формы.
В. Логические функции.
С. Драматургические функции.
D. Композиционные функции.
E. Музыкальная драматургия.
Функциональная и структурная стороны музыкальной формы. Функциональная сторона – смысл, роль, значение данного элемента в данной системе; структурная – конкретный облик, внутреннее строение. Функции частей в музыкальной форме всех типов, независимо от конкретного вида. Три основыных вида функций по В.П. Бобровскому: общие логические, общие композиционные, специальные композиционные.
Существуют три основные функции части:
Логическая – логическая обоснованность данной части формы в определенном ее отрезке.
Драматургическая – драматургическая обоснованность данного эпизода в форме целого произведения.
Композиционная, конструктивная роль эпизода с точки зрения структуры, конструкции.
Логические функции –imt (initio – motus – terminus)– начало-импульс – движение-развитие – предел-замыкание. Формула i-m-t была предложена Б. Асафьевым («Музыкальная форма как процесс», книга 1). Ее универсальность, отражение в ней модели естественного бытия и схемы логического ряда. Функции, логически наиболее необходимые, присутствующие во всех музыкальных формах и обладающие самостоятельными типами изложения: экспозиционный, срединный, заключительный. В. Задерацкий выделяет еще континуальный тип изложения как самостоятельный. Континуальный тип изложения (по В. Задерацкому) – продолженное развертывание единого состояния – может включать признаки и экспозиционности, и срединности и заключительности, но не совпадать ни с одним из них. Такое изложение не свойственно классическому мышлению, а характерно для ренессансной полифонии и для некоторых форм фольклора и для музыки XX – начала XXI века.
Драматургические функции– экспозиция, завязка, развитие (развертывание), кульминация, развязка. Здесь дается образно-жанровая характеристика, принимается во внимание то, какой вес имеет этот раздел с точки зрения содержания, в каком состоянии находится образ.
Композиционные функции частей музыкального произведения в форме: экспозиционная (функция экспонирования, изложения: совпадает с i) – тема в вариациях, главная и побочная партии в сонатной экспозиции, экспозиция по отношению к разработке; срединная (функция развития: совпадает с m) – сонатная разработка, развивающие разделы простой двух и трехчастной формы; заключительная (функция остановки, завершения: совпадает с t) – репризы, коды, заключения. Вступление, связка (или предыкт), дополнение (или кода), примыкают к основным композиционным функциям.
Связь функции того или иного построения в форме с характерными чертами в мелодии, гармонии и строении. Эти характерные черты и образуют тип изложения музыкального материала. Тип изложения определяется различным соотношением конструктивного (как бы выстроенного, собирающего) начала и деструктивного (ломающего строгую конструкцию, разрушающего). Три основных типа изложения: экспозиционный, развивающий, заключительный. Три дополнительных типа изложения: вступительный, связующий, завершающий. Соответствие разделам музыкальной формы: экспозиция, середина (разработка), реприза, вступление, кода, связка, предъикт.
Признаки экспозиционной функции. Экспозиционныйтип изложения характеризуют устойчивость структуры и гармонии. В структуре преобладают замкнутые кадансами квадратные (четырех- или восьмитактовые) построения, или, по крайней мере, двутактовые построения. Реже встречается последование неквадратных структур (3 + 3, 5 + 5 и т.п.). Для гармонии характерны доминирующее положение основной тональности и тоники, гармоническая устойчивость. Этот тип изложения соответствует первоначальному проведению темы, а также ее репризному повторению.
Признаки срединной функции. Серединныйтип изложения определяется неустойчивостью структуры и гармонии. В структуре преобладают дробные, разномасштабные построения, не завершенные устойчивыми каденциями. Для гармонии характерно избегание тоники, введение неустойчивых гармонических функций, отклонений, новых тональностей. Этот тип изложения соответствует серединным (развивающим) или связующим участкам формы.
Признаки заключительной функции.Заключительныйтип изложения характеризуется подчеркнутой устойчивостью и остановкой развития. В структуре преобладают повторения мотивов, ряд дополнений после ясно закончившейся основной части. Для гармонии характерна остановка движения, выраженная более редкими гармоническими сменами, введением органного пункта на тонике, плагальных отклонений, повторение устойчивых гармонических оборотов. Этот тип изложения соответствует коде или дополнению.
Дополнительные функции. Отсутствие самостоятельных типов изложения у остальных функций; сочетание в них отдельных признаков разных функций, например: в репризе – сочетание экспозиционности с заключением, в связке – черты срединности.Связкисоединяют разные части формы в единое целое: мелодическим ходом на фоне какой-либо гармонии; повторениями каденций на тонике предыдущего раздела, за которыми следует модуляционный переход к тональности следующей части; модуляционным переходом; разными видами секвенций (чаще всего модулирующими).Предыкт– подготовление части формы. Признаки предъикта: звучание (часто фигурационное) аккорда доминантовой группы из будущей тональности; доминантовая гармония на сильных долях, в четных тактах, чередуется с другими аккордами; доминантовый органный пункт. Вступлениябывают двух основных разновидностей: а) без определенной конкретной темы (состоящие из одного звука, аккорда или нескольких аккордов); б) с использованием будущего тематического материала.
Музыкальная драматургия как образно-смысловой процесс в музыке, «сюжетно-событийная» сторона ее интонационной формы. Происхождение термина из сферы театрального искусства. Представление о видах и родах искусства. Специфические методы преломления в музыкальном искусстве понятий эпоса, лирики, драмы. Контраст и конфликт.
Историческая связь между типами музыкальной драматургии и композиционными формами; отсутствие тождественности между музыкальной драматургией как процессуальной стороной музыки и композиционным уровнем художественного целого. Например, для балладного жанра, опирающегося на драматургические приемы развертывания и требующего индивидуализированной формы, – возможность избрать в качестве исходной основы любую форму-композицию: сонатную, контрастно-составную, рондо, смешанную (Ф. Шопен баллады; Э. Григ Баллада g-moll для фортепиано; С. Прокофьев Баллада для виолончели и фортепиано). Вместе с тем,– раскрытие в пределах одного композиционного типа (например, сонатного) различных вариантов драматургического решения – волнового, повествовательного, монтажного(А.Бородин Богатырская симфония, ч.1; П.Чайковский Шестая симфония, ч.1).
Понятие музыкальной драматургии в инструментальной не программной и программной музыке; драматургия в вокальной и театральной музыке.
1.3. Музыкальный язык и его структура.
(Элементы музыкального языка, их выразительные и формообразующие свойства: мелодия, метр и ритм, склад и фактура).
План лекции:
А. Музыкальный язык.
В. Интонация.
С. Мелодия.
D. Метр и ритм.
E. Фактура, ее виды и разновидности.
Определение и характеристика музыкального языка и его элементов. Их формообразующая роль. Совокупность средств выразительности – мелодических, ладово-гармонических, метро-ритмических, фактурных, темповых, динамических, артикуляционных– образует «музыкальный язык» произведения. Одно выразительное средство само по себе, как правило, не имеет значения и лишь совокупность или система нескольких средств даѐт возможность создания определенного музыкального образа. Музыкальный язык образно отражает, моделирует соответствующие явления и эмоции. Элементы музыкального языка, применённые в конкретном произведении, становятся элементами формы. Музыкально-языковые средства: метр, ритм, интонация, мелодия, гармония, фактура, динамика, артикуляция и т. д. Средства элементарные (связанные с одним элементом музыкального языка) и комплексные (с несколькими).
Интонация как звуковое воплощение музыкальной мысли, основной материал для создания музыкальных образов, мелодический оборот, наименьшая частица мелодии, имеющая выразительное значение. «Зерно-интонация».
Критерии классификации интонаций:1) эмоциональный (веселая, грустная, тревожная, радостная); 2) жанровый (песенная, танцевальная, вальсовая, маршевая, гимническая); 3) национальный (славянская, восточная и т.п.); 4) логически-речевой (вопрос, утверждение, восклицание, повествование); 5) стилевой (романтическая, барочная, шопеновская); 6) по принадлежности к позициям внутреннего мира человека (персонаж, лирический герой, художественное «я»); 7) по исходным основам выражения интонаций (голос, речитатив, декламация, кантилена);8) по принадлежности к культурной сфере (церковная, светская, джазовая и т.д.); 9) по общехудожественным представлениям (эпическая, лирическая, драматическая). Понятие «интонационный словарь эпохи».
Система музыкально-языковых средств в европейской профессиональной музыке: функциональная гармония мажора и минора, диатоника – хроматика; оппозиция метроритма – 2-х и 3-хдольность, ямбичность и хореичность; в мелодии – подъём и спад, движение широкими и узкими интервалами, ясное или колеблющееся движение; темп, регистр и динамика, тембр, фактура, артикуляция; жанры – моторные или лирические.
1. Мелодия – главный голос музыкальной ткани; музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Значение мелодии в музыке. Определение понятий «мелодия» различными музыковедами. Отражение в мелодии интонаций эмоциональной человеческой речи. Мелодическая основа тематизма в классических формах. Мелодия как комплексное явление, сочетание в ней ладо-гармонической, ритмической, линеарной и других сторон. Закономерности мелодической линии. Виды мелодических кульминаций. Интонационная природа мелодии. Звуковысотная и ладогармоническая стороны мелодии. Мелодическая линия.Несколько типов мелодического движения: плавное (поступенное), восходящее, нисходящее, волнообразное, скачкообразное. Мелодия имеет подъемы и спады, точка наивысшего напряжения в мелодии называется кульминацией.
Основные формы и разновидности мелоса. Историческая эволюция мелодического искусства. Традиционное понимание мелодии в качестве достаточно характерной, относительно законченной музыкальной мысли. Мелодия как развернутое движение логически связанных тонов, рождающее линейное напряжение и смысловую значимость, постоянно регулируемую целостным интонационным контекстом произведения. Утверждение функции мелодии в системе многоголосия в качестве центрального семантического элемента. Ассоциативная природа мелодии. Жанровые мелодические типы: хорально-монодический тип; песенная мелодика; мелодика танцевальная; мелодика моторно-двигательного типа; речитативно-декламационный тип мелоса.
2. Метр и ритм. Определение метра и ритма в широком и тесном значении. Ритм – закономерная последовательность звуков и пауз одинаковой и различной длительности, организованной с помощью метра.Понятия речевого и музыкального ритма. Мелодико-текстовый ритм. Принципы вокализации текста: силлабический, внутрислоговый распев.
Такты высшего порядка – «тяжелые» и «легкие» такты. Признаки «тяжелого» такта: вступление гармонии, ее смена, задержание звука, К 6 4, каденционная тоника, глубокий бас, мелодическая вершина.Квадратность (марш, танец, классическая музыка) и неквадратность (русская, венгерская музыка, русские классики, воплощающие народные традиции, музыка лирического характера у Чайковского, Шопена).
Теория стоп. Музыкальные размеры классифицируются на: простые и сложные однородные, смешанные и переменные, полиметрию. Двухдольность и трехдольность в музыке выражается в принадлежности к одной из поэтических стоп: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.Стопы высшего порядка. Простые внутритактовые стопы. Согласование и противоречие мотива с тактом как важнейшие понятия в анализе ритма. Выразительная роль ритмических фигур, их разнообразие в музыке (синкопирование, полиритмия). Ритмоформулы.