ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.05.2024
Просмотров: 694
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство культуры Российской Федерации
5.Контрольно-измерительные материалы
6.Список рекомендуемой литературы
7. Учебно-справочные материалы
Тематический план для студентов очной формы обучения
Тематический план для студентов заочной формы обучения
2. Учебно-теоретические материалы
Раздел 1. Введение в музыкальную форму
1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль
1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия
1.3. Музыкальный язык и его структура.
Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы
Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.
2.4.Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма
2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio
2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.
2.7. Разновидности простых и сложных форм
2.9. Жанрово-характерные вариации
2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма
2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков
2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма
2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.
2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната
2.17. Контрастно-составные формы
2.19. Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл
2.20. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета
Раздел 3. История музыкальных форм и жанров
3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения
Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко
4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко
4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко
4.4. Вариации и хоральные обработки
4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма
4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
Тема 5. Музыкальные формы в музыке XX века
3. Учебно-практические материалы
3.1. Описания семинарских занятий
Семинар 1 (2 часа) Тема: Основы музыкального формообразования
Семинар 2 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: малые формы
Семинар 3 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: крупные формы
Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения
Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко
3.2. Задания для практической работы студентов
Примерные задания для практической работы по темам курса:
Раздел 1. Введение в музыкальную форму
Тема 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль
Тема 1.2. Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия
Тема 1.3 Музыкальный язык, его структура (Практическое занятие – 1 час)
Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы
Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.3. Простые («песенные формы»). Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма
Тема 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio
Тема 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.
Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).
Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.
Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков
Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.
Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках
Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.
Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).
Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.
Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета
Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)
Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века
4. Учебно-методические материалы по курсу
4.1. Методические указания для студентов
4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения
4.1.2. План анализа музыкальной формы
4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения
4.2. Методические рекомендации для преподавателей
4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости
5. Контрольно-измерительные материалы
5.1. Вопросы для текущего контроля
5.1.2. Задания в тестовой форме (варианты 1 и 2)
5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения
6.Список рекомендуемой литературы
6.2. Дополнительная литература
7. Учебно-справочные материалы
7.1 Словарь музыкальных форм и жанров
Раздел 3. История музыкальных форм и жанров
3.1. Музыкальные формы и жанры культовой монодии западноевропейского средневековья. Жанры и формы русского знаменного распева
План лекции:
А. Григорианский хорал как основная жанр-форма культовой средневековой монодии.
В.Этические и эстетические принципы древнерусского церковного пения и его основной формы – знаменного распева.
С. Тексто-музыкальные формы.
Григорианский хорал как основная жанр-форма культовой средневековой монодии. Происхождение григорианского хорала. Религиозные и эстетические принципы. Модальная ладовая основа. Ритмика. Тексто-музыкальная форма как важнейший принцип формообразования хоральных композиций, регулируемый словесным текстом. Приоритет духовного осмысления текста песнопения и доступной передачи Слова Божия. Строчная форма как тип музыкальной композиции с тем или иным кадансированием в конце каждой строки. Строчная форма, возникшая на основе и прозаического (как в мессе), и стихотворного (как в секвенции Dies) текста.
Музыкальное оформление крупных форм конкретных служб католической церкви – оффиция (служб суточного цикла), включающего Три ночных часа, Заутреню, Утреню, Вечерню, Повечерие и Мессы (центрального евхаристического обряда богослужения, в православной традиции именуемого Литургией). Составные элементы крупных богослужебных форм – были малые литургические формы, представленные в рамках суточного цикла хоралами разных типов. Условное деление хорального певческого репертуара по текстологическому признаку на псалмодические композиции (псалмодирование «напрямую», антифонное псалмодирование, респонсорное псалмодирование) и композиции молитвенно-гимнографического типа (секвенции). Музыкальные части ординария и проприя мессы.
Этические и эстетические принципы древнерусского церковного пения и его основной формы – знаменного распева: надмирность, несобытийность, сосредоточенность на внутреннем созерцании, идеи вечности и бесконечности. Своеобразие черт русской монодии: обостренность духовного начала, чистая вокальность, аккапельность пения, исключение инструментов, строгий запрет всех жанрово-определенных ритмических элементов (песенность, танцевальность и т.п.), прозаический текст в основе, исключительная плавность мелодии. Три исторических этапа монодического русского знаменного распева: древнейший – малый, речитативный; основной – средний, распетый, столповой; поздний – большой, сверхраспетый, включающий также и авторские распевы (Ф. Крестьянин).
Средства музыкального языка знаменного распева. Мелодическая линия с преобладанием поступенного движения. Ладовая основа: «обиходный звукоряд», система глассов, ладомелодический синкретизм. Ключевая интонация. Формульность, попевочный принцип, автономность попевок. Общие композиционные свойства: комбинаторность формы песнопения или центонный принцип. Формульность и мономерность ритмики. 4 группы ритмоформул: 1) «простые», то есть с самыми простыми соотношениями длительностей, 2) с дроблением – с включением мелких длительностей, 3) синкопированные и пунктирные, 4) переменные – со сменой четных двух- и четырехдольных микрогрупп на нечетные трехдольные. Крюковая нотация.
Типология музыкальных жанров православных церковных служб. Литургия («общественное дело»), посвященная таинству причащения – евхаристии; аналог западной мессы. Три важнейших разновидности Литургии: Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Двоеслова. Схема Литургии Иоанна Златоуста. Жанровое распределение на псалмодию и гимнографию, на жанры обобщенные (на разные тексты) и конкретно-текстовые (на один определенный текст). Обобщенные жанры: стихира, богородичен, догматик, тропарь, антифон, канон, кондак, икос, степенна, блаженна, псалом, подобен, причастен, прокимен, седален, величание, славник, ипакои (ипакой), ексапостиларий (светилен), ектения.Конкретно-текстовые жанры: (от первых слов песнопения) – «Херувимская», «Свете тихий», «Достойно есть», «Да исполнятся уста», «О Тебе радуется», «С нами Бог», «Верую», «Отче наш» и мн.др.
Тексто-музыкальные формы. Их основа – общестилевые условия средневековой музыки: дотематический мелос, структурно зависимый от организации слова и самого церковного обряда, располагающий в качестве самостоятельных единиц только минимальными ячейками – попевками (как системой – с конца XVв.). Общий строчный принцип и строчные формы, их отличие от строчных форм григорианского хорала. Гласовые и негласовые песнопения. Сквозные безрепризные и репризные формы. Припевные (рефренные) формы. Циклы песнопений.
3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения
План лекции:
А.Менестрельные жанры.
В. Культура миннезингеров и мейстерзингеров. Форма Bar.
С. Жанры рондо, баллады, виреле, баллаты, эстампи, лэ и их тексто-музыкальные формы.
D. Жанр-форма мадригала.
Разнообразие песенно-танцевальных жанров народной и рыцарской средневековой культуры. Менестрельные жанры: шансон, карола, шансон-карола, рондет-карола, рондель, ротруанж, доренлот, рефрен, канцона, дескорт, бержеретта, кантига и т.д. Их особенности: мирская тематика, опора на стихи и танец, изустность, импровизационность, ситуативность, вариативность в жанровом, музыкально-стиховом, структурном, ритмическом, исполнительском отношении. Виды форм: куплетные, рефренные, сквозные. Стабилизация музыкальных структур по мереобразования творческих школ, приближения к музыкальному профессионализму и развитию нотной фиксации.
Культура миннезингеров– средневековое рыцарское творчество XII-XIII вв. Тематика творчества: куртуазность, воспевание дамы сердца, обращение к Богу, иногда упоминание крестовых походов. Основные жанры музыки миннезингеров: «шпрух» (Sprach), песня (Lied) и лейх (Leich). Стабилизация в них формы бар (Bar), которая в дальнейшем канонизировалась у мейстерзингеров.
Культура мейстерзингеров – не рыцарская, а цеховая ремесленная, профессиональная, объединенная литературно-певческими школами, записывавшими свои произведения в табулатурах. Строгая иерархия по профессиональному уровню. Напевы песен мейстерзингеров назывались «Топ» или «Weise» («вайзе»), исполнялись без инструментального сопровождения. Тематика разнообразна, в том числе и религиозная. Мейстерзанг как строго канонизированная монодическая культура, воплощавшую установки средневековья в эпоху Возрождения. Форма всех песен – бар – тип мелодико-стиховой тексто-музыкальной строчной композиции, при которой закономерности стиха были ведущими для структуры мелодии. Схема: StollenStollenAbgesang
Текст А В С
Музыка а аb или ba
Значение формы бар в истории музыки: протестантский хорал, духовные и светские песни барокко, полифонические обработки протестантских хоралов, включая кантатное и органное творчество И.С. Баха, опера «Нюрнбергские мейстерзингеры» Р. Вагнера. Строение и особенности формы бар.
Придворно-рыцарская, аристократическая культура XIV-XV вв. Развитие в ней жанров рондо, баллады, виреле, баллаты, эстампи, лэ. Установки эпохи Ars nova: замысловатость, изысканность, элитарность. Тематика: любовная, куртуазная, исповедующая культ Прекрасной дамы, воспевающая радости жизни. Изощренная структурная, ритмическая и полифоническая сложность многоголосия (изоритмия, мензуральная система). Автор – поэт-композитор (как и в средневековье). Соответственно класс форм – тексто-музыкальный (музыкально-текстовой, музыкально-стиховой), но с все большим накоплением собственно музыкальных средств, развитием музыкального языка. Пение сопровождается, порой заменяется инструментальным звучанием, открывая путь европейскому инструментализму. Ведущие авторы, разработавшие указанные жанры – Ф. Витри, Г. Машо, Г. Дюфаи. Характер сочетания поэтического и музыкального начал в музыкально-текстовых формах европейского многоголосия XIV-XV вв.не синкретический, а синтетический: форма стиха и форма музыки образуют два параллельных и взаимодополняющих ряда.
Музыкальный мадригал– главный светский жанр Высокого Возрождения, наиболее яркий выразитель уманистического мышления эпохи. Композиция мадригала XVI – начала XVII вв. в общей классификации музыкальных форм, е переходный характер от класса музыкально-стиховых к классу вокальных форм. Принадлежность к тому или другому классу форм, связанная с внутрижанровыми
подразделениями мадригала. Мадригал, связанный со светской фроттолой: аккордово-гомофонный склад и вокально-стиховой (строчной) тип формы. Мадригал, связанный с духовным мотетом: полифоническая фактура и тип формы либо слитно-строчной, либо собственно вокальный (не подчиненный строчной структуре поэтического текста). Наиболее законченно принцип собственно вокальной организации выражен у Монтеверди. Основная единица – «тема» в понимании XVI в. (по-итальянски «soggetto», «соджетто»), соответствующая одной строке текста мадригала.
Система музыкально-риторических фигур, сформированная в мадригалах, классификация фигур. Виды музыкальных форм в мадригалах, основанных на гомофонном принципе организации: форма с заключительными ритурнелем (или «мадригальная форма»), куплетная, куплетно-сквозная, куплетная с заключительным ритурнелем, репризная, сквозная с повторением строк, циклическая, также – структуры смешанные, промежуточные и индивидуальные. Полифонические виды форм, в частности, «мотетная форма», с последовательной имитационной разработкой тексто-музыкальных строк.