Файл: Синельникова_Муз. форма. от 15.01.14.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.05.2024

Просмотров: 568

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры Российской Федерации

Содержание

5.Контрольно-измерительные материалы

6.Список рекомендуемой литературы

7. Учебно-справочные материалы

Введение

Тематический план для студентов очной формы обучения

Тематический план для студентов заочной формы обучения

2. Учебно-теоретические материалы

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

1.3. Музыкальный язык и его структура.

1.4. Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

2.1. Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм.

2.2 Период

Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.

2.4.Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма

2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

2.7. Разновидности простых и сложных форм

2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию

2.9. Жанрово-характерные вариации

2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма

2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

2.12. Рондо в XIX и XX веках

2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма

2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.

2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната

2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы.

2.17. Контрастно-составные формы

2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа

2.19. Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл

2.20. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Раздел 3. История музыкальных форм и жанров

3.1. Музыкальные формы и жанры культовой монодии западноевропейского средневековья. Жанры и формы русского знаменного распева

3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения

Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко

4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко

4.2. Период типа развертывания и барочная одночастная форма. Малые формы эпохи барокко. Барочные двухчастная, трехчастная и многочастная формы

4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко

4.4. Вариации и хоральные обработки

4.5. Куплетное рондо

4.6. Концертная форма

4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма

4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Тема 5. Музыкальные формы в музыке XX века

3. Учебно-практические материалы

3.1. Описания семинарских занятий

Семинар 1 (2 часа) Тема: Основы музыкального формообразования

Семинар 2 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: малые формы

Семинар 3 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: крупные формы

Семинар 4 (2 часа) Тема: Эволюция классических музыкальных форм в музыке XIX-XX века. Формы романтического типа

Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения

Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко

3.2. Задания для практической работы студентов

Примерные задания для практической работы по темам курса:

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

Тема 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

Тема 1.2. Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

Тема 1.3 Музыкальный язык, его структура (Практическое занятие – 1 час)

Тема 1.4 Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры.

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

Тема 2.1 Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм

Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.3. Простые («песенные формы»). Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма

Тема 2.4 Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

Тема 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).

Тема 2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.

Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.

Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках

Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.

Тема 2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы

Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).

Тема 2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа.

Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.

Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Тема 4.3. Составные (сложные) и контрастно-составные формы эпохи барокко. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.5. Куплетное рондо

Тема 4.6. Концертная форма

Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

Тема 4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века

4. Учебно-методические материалы по курсу

4.1. Методические указания для студентов

4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения

4.1.2. План анализа музыкальной формы

4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения

4.2. Методические рекомендации для преподавателей

4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости

4.2.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

5. Контрольно-измерительные материалы

5.1. Вопросы для текущего контроля

5.1.1. Контрольные вопросы

5.1.2. Задания в тестовой форме (варианты 1 и 2)

5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения

5.3. Вопросы к экзамену

6.Список рекомендуемой литературы

6.1. Основная литература

6.2. Дополнительная литература

6.3. Интернет-ресурсы

7. Учебно-справочные материалы

7.1 Словарь музыкальных форм и жанров

7.2. Список ключевых слов

Приложение

Аналитический этюд

Л. Бетховен Фортепианная соната op. 2 №3 c-durI часть

(Целостный анализ)

AdagioE-dur

ScherzoAllegroG-dur

C-dur Allegro assai


Раздел 3. История музыкальных форм и жанров

3.1. Музыкальные формы и жанры культовой монодии западноевропейского средневековья. Жанры и формы русского знаменного распева

План лекции:

А. Григорианский хорал как основная жанр-форма культовой средневековой монодии.

В.Этические и эстетические принципы древнерусского церковного пения и его основной формы – знаменного распева.

С. Тексто-музыкальные формы.

Григорианский хорал как основная жанр-форма культовой средневековой монодии. Происхождение григорианского хорала. Религиозные и эстетические принципы. Модальная ладовая основа. Ритмика. Тексто-музыкальная форма как важнейший принцип формообразования хоральных композиций, регулируемый словесным текстом. Приоритет духовного осмысления текста песнопения и доступной передачи Слова Божия. Строчная форма как тип музыкальной композиции с тем или иным кадансированием в конце каждой строки. Строчная форма, возникшая на основе и прозаического (как в мессе), и стихотворного (как в секвенции Dies) текста.

Музыкальное оформление крупных форм конкретных служб католической церкви – оффиция (служб суточного цикла), включающего Три ночных часа, Заутреню, Утреню, Вечерню, Повечерие и Мессы (центрального евхаристического обряда богослужения, в православной традиции именуемого Литургией). Составные элементы крупных богослужебных форм – были малые литургические формы, представленные в рамках суточного цикла хоралами разных типов. Условное деление хорального певческого репертуара по текстологическому признаку на псалмодические композиции (псалмодирование «напрямую», антифонное псалмодирование, респонсорное псалмодирование) и композиции молитвенно-гимнографического типа (секвенции). Музыкальные части ординария и проприя мессы.

Этические и эстетические принципы древнерусского церковного пения и его основной формы – знаменного распева: надмирность, несобытийность, сосредоточенность на внутреннем созерцании, идеи вечности и бесконечности. Своеобразие черт русской монодии: обостренность духовного начала, чистая вокальность, аккапельность пения, исключение инструментов, строгий запрет всех жанрово-определенных ритмических элементов (песенность, танцевальность и т.п.), прозаический текст в основе, исключительная плавность мелодии. Три исторических этапа монодического русского знаменного распева: древнейший – малый, речитативный; основной – средний, распетый, столповой; поздний – большой, сверхраспетый, включающий также и авторские распевы (Ф. Крестьянин).


Средства музыкального языка знаменного распева. Мелодическая линия с преобладанием поступенного движения. Ладовая основа: «обиходный звукоряд», система глассов, ладомелодический синкретизм. Ключевая интонация. Формульность, попевочный принцип, автономность попевок. Общие композиционные свойства: комбинаторность формы песнопения или центонный принцип. Формульность и мономерность ритмики. 4 группы ритмоформул: 1) «простые», то есть с самыми простыми соотношениями длительностей, 2) с дроблением – с включением мелких длительностей, 3) синкопированные и пунктирные, 4) переменные – со сменой четных двух- и четырехдольных микрогрупп на нечетные трехдольные. Крюковая нотация.

Типология музыкальных жанров православных церковных служб. Литургия («общественное дело»), посвященная таинству причащения – евхаристии; аналог западной мессы. Три важнейших разновидности Литургии: Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Двоеслова. Схема Литургии Иоанна Златоуста. Жанровое распределение на псалмодию и гимнографию, на жанры обобщенные (на разные тексты) и конкретно-текстовые (на один определенный текст). Обобщенные жанры: стихира, богородичен, догматик, тропарь, антифон, канон, кондак, икос, степенна, блаженна, псалом, подобен, причастен, прокимен, седален, величание, славник, ипакои (ипакой), ексапостиларий (светилен), ектения.Конкретно-текстовые жанры: (от первых слов песнопения) – «Херувимская», «Свете тихий», «Достойно есть», «Да исполнятся уста», «О Тебе радуется», «С нами Бог», «Верую», «Отче наш» и мн.др.

Тексто-музыкальные формы. Их основа – общестилевые условия средневековой музыки: дотематический мелос, структурно зависимый от организации слова и самого церковного обряда, располагающий в качестве самостоятельных единиц только минимальными ячейками – попевками (как системой – с конца XVв.). Общий строчный принцип и строчные формы, их отличие от строчных форм григорианского хорала. Гласовые и негласовые песнопения. Сквозные безрепризные и репризные формы. Припевные (рефренные) формы. Циклы песнопений.


3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения

План лекции:

А.Менестрельные жанры.

В. Культура миннезингеров и мейстерзингеров. Форма Bar.

С. Жанры рондо, баллады, виреле, баллаты, эстампи, лэ и их тексто-музыкальные формы.

D. Жанр-форма мадригала.

Разнообразие песенно-танцевальных жанров народной и рыцарской средневековой культуры. Менестрельные жанры: шансон, карола, шансон-карола, рондет-карола, рондель, ротруанж, доренлот, рефрен, канцона, дескорт, бержеретта, кантига и т.д. Их особенности: мирская тематика, опора на стихи и танец, изустность, импровизационность, ситуативность, вариативность в жанровом, музыкально-стиховом, структурном, ритмическом, исполнительском отношении. Виды форм: куплетные, рефренные, сквозные. Стабилизация музыкальных структур по мереобразования творческих школ, приближения к музыкальному профессионализму и развитию нотной фиксации.

Культура миннезингеров– средневековое рыцарское творчество XII-XIII вв. Тематика творчества: куртуазность, воспевание дамы сердца, обращение к Богу, иногда упоминание крестовых походов. Основные жанры музыки миннезингеров: «шпрух» (Sprach), песня (Lied) и лейх (Leich). Стабилизация в них формы бар (Bar), которая в дальнейшем канонизировалась у мейстерзингеров.

Культура мейстерзингеров – не рыцарская, а цеховая ремесленная, профессиональная, объединенная литературно-певческими школами, записывавшими свои произведения в табулатурах. Строгая иерархия по профессиональному уровню. Напевы песен мейстерзингеров назывались «Топ» или «Weise» («вайзе»), исполнялись без инструментального сопровождения. Тематика разнообразна, в том числе и религиозная. Мейстерзанг как строго канонизированная монодическая культура, воплощавшую установки средневековья в эпоху Возрождения. Форма всех песен – бар – тип мелодико-стиховой тексто-музыкальной строчной композиции, при которой закономерности стиха были ведущими для структуры мелодии. Схема: StollenStollenAbgesang

Текст А В С

Музыка а аb или ba

Значение формы бар в истории музыки: протестантский хорал, духовные и светские песни барокко, полифонические обработки протестантских хоралов, включая кантатное и органное творчество И.С. Баха, опера «Нюрнбергские мейстерзингеры» Р. Вагнера. Строение и особенности формы бар.


Придворно-рыцарская, аристократическая культура XIV-XV вв. Развитие в ней жанров рондо, баллады, виреле, баллаты, эстампи, лэ. Установки эпохи Ars nova: замысловатость, изысканность, элитарность. Тематика: любовная, куртуазная, исповедующая культ Прекрасной дамы, воспевающая радости жизни. Изощренная структурная, ритмическая и полифоническая сложность многоголосия (изоритмия, мензуральная система). Автор – поэт-композитор (как и в средневековье). Соответственно класс форм – тексто-музыкальный (музыкально-текстовой, музыкально-стиховой), но с все большим накоплением собственно музыкальных средств, развитием музыкального языка. Пение сопровождается, порой заменяется инструментальным звучанием, открывая путь европейскому инструментализму. Ведущие авторы, разработавшие указанные жанры – Ф. Витри, Г. Машо, Г. Дюфаи. Характер сочетания поэтического и музыкального начал в музыкально-текстовых формах европейского многоголосия XIV-XV вв.не синкретический, а синтетический: форма стиха и форма музыки образуют два параллельных и взаимодополняющих ряда.

Музыкальный мадригал– главный светский жанр Высокого Возрождения, наиболее яркий выразитель уманистического мышления эпохи. Композиция мадригала XVI – начала XVII вв. в общей классификации музыкальных форм, е переходный характер от класса музыкально-стиховых к классу вокальных форм. Принадлежность к тому или другому классу форм, связанная с внутрижанровыми

подразделениями мадригала. Мадригал, связанный со светской фроттолой: аккордово-гомофонный склад и вокально-стиховой (строчной) тип формы. Мадригал, связанный с духовным мотетом: полифоническая фактура и тип формы либо слитно-строчной, либо собственно вокальный (не подчиненный строчной структуре поэтического текста). Наиболее законченно принцип собственно вокальной организации выражен у Монтеверди. Основная единица – «тема» в понимании XVI в. (по-итальянски «soggetto», «соджетто»), соответствующая одной строке текста мадригала.

Система музыкально-риторических фигур, сформированная в мадригалах, классификация фигур. Виды музыкальных форм в мадригалах, основанных на гомофонном принципе организации: форма с заключительными ритурнелем (или «мадригальная форма»), куплетная, куплетно-сквозная, куплетная с заключительным ритурнелем, репризная, сквозная с повторением строк, циклическая, также – структуры смешанные, промежуточные и индивидуальные. Полифонические виды форм, в частности, «мотетная форма», с последовательной имитационной разработкой тексто-музыкальных строк.