ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.05.2024
Просмотров: 647
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство культуры Российской Федерации
5.Контрольно-измерительные материалы
6.Список рекомендуемой литературы
7. Учебно-справочные материалы
Тематический план для студентов очной формы обучения
Тематический план для студентов заочной формы обучения
2. Учебно-теоретические материалы
Раздел 1. Введение в музыкальную форму
1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль
1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия
1.3. Музыкальный язык и его структура.
Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы
Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.
2.4.Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма
2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio
2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.
2.7. Разновидности простых и сложных форм
2.9. Жанрово-характерные вариации
2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма
2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков
2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма
2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.
2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната
2.17. Контрастно-составные формы
2.19. Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл
2.20. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета
Раздел 3. История музыкальных форм и жанров
3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения
Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко
4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко
4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко
4.4. Вариации и хоральные обработки
4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма
4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
Тема 5. Музыкальные формы в музыке XX века
3. Учебно-практические материалы
3.1. Описания семинарских занятий
Семинар 1 (2 часа) Тема: Основы музыкального формообразования
Семинар 2 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: малые формы
Семинар 3 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: крупные формы
Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения
Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко
3.2. Задания для практической работы студентов
Примерные задания для практической работы по темам курса:
Раздел 1. Введение в музыкальную форму
Тема 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль
Тема 1.2. Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия
Тема 1.3 Музыкальный язык, его структура (Практическое занятие – 1 час)
Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы
Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.3. Простые («песенные формы»). Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма
Тема 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio
Тема 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.
Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).
Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.
Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков
Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.
Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках
Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.
Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).
Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.
Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета
Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)
Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века
4. Учебно-методические материалы по курсу
4.1. Методические указания для студентов
4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения
4.1.2. План анализа музыкальной формы
4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения
4.2. Методические рекомендации для преподавателей
4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости
5. Контрольно-измерительные материалы
5.1. Вопросы для текущего контроля
5.1.2. Задания в тестовой форме (варианты 1 и 2)
5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения
6.Список рекомендуемой литературы
6.2. Дополнительная литература
7. Учебно-справочные материалы
7.1 Словарь музыкальных форм и жанров
Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).
1. Литература к теме: 1) основная – 1, 2; 2) дополнительная – 25, 28, 36, 50, 67, 70.
2. Примеры для целостного анализа:
И.С. Бах Органная фантазия G-dur; «Confiteor» из Мессы h-moll; Партита №6, Токката;
В.А. Моцарт. Фантазия с-moll;
Л. Бетховен. Соната № 31; Квартет № 14 cis moll;
М.И. Глинка «Руслан и Людмила: Ария Руслана;
А.Н. Скрябин Соната №4;
Д. Шостакович 7, 8, 11-й квартеты; Квинтет g-moll; Симфония №11;
А. Шнитке «Кончерто-гроссо» №1.
Тема 2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа.
(Практическое занятие – 1 час)
1. Литература к теме: 1) основная – 1, 2, 4; 2) дополнительная – 3, 10, 24, 32, 36, 54, 65, 67, 70.
2. Примеры для целостного анализа:
Л. Бетховен Симфония № 6;
Ф. Шуберт Скрипичная соната № 4, «Неоконченная симфония»;
Р. Шуман «Карнавал», «Танцы давидсбюндлеров», «Венский карнавал», «Лесные сцены»;
Г. Берлиоз «Фантастическая симфония»;
М. Равель «Гробница Куперена», «Ночной Гаспар»;
А.П. Бородин «Маленькая сюита»;
М. П. Мусоргский «Картинки с выставки»;
Н.А. Римский-Корсаков «Шехеразада»;
П.И. Чайковский. Симфония № 4, Скрипичная соната № 3; Серенада для струнного оркестра;
А.Н. Скрябин Симфонии №№ 1, 2, 3;
С.С. Прокофьев Симфонии №№ 5, 7;
Д.Д. Шостакович Симфония № 5;
А. Эшпай «Песни луговых мари»;
Р. Щедрин «Вопросы».
Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.
1. Литература к теме: 1) основная – 4; 2) дополнительная – 1, 32, 33, 70.
2. Примеры для целостного анализа:
Ф. Шуберт «Юноша у ручья», «Лесной царь», «Желание», «Скиталец», «Предчувствие воина»;
Ф. Лист «Горы все объемлет покой»;
А.С. Даргомыжский «Я Вас любил», «Песнь Лауры» № 1, «Я помню глубоко», «Юноша и дева»;
М.И. Глинка «Не искушай»;
П.И. Чайковский «Нет, только тот, кто знал», «То было раннею весной», «Я ли в поле да не травушкой была»;
Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка», Вторая песня Леля;
М.П. Мусоргский «Гопак; «Колыбельная», «Песни и пляски смерти»;
С.В. Рахманинов «Судьба», «Вчера мы встретились».
Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета
1. Литература к теме: 1) основная – 1; 2) дополнительная – 18, 70.
2. Проанализировать композицию целого и внутреннюю структуру следующих опер: К.В. Глюк «Орфей», В.А. Моцарт «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Волшебная флейта», Ж. Бизе «Кармен», Дж. Верди «Травиата», Дж. Пуччини «Тоска», Р. Вагнер «Тристан и Изольда», М. Мусоргский «Борис Годунов», А.С. Даргомыжский «Каменный гость», Д.Д. Шостакович «Катерина Измайлова», Ф. Пуленк «Человеческий голос».
Раздел 3. ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОРМ И ЖАНРОВ
Тема 3.1. Музыкальные формы и жанры культовой монодии западноевропейского средневековья. Жанры и фрормы русского знаменного распева.
1. Литература к теме: 1) основная – 2; 2) дополнительная – 13, 66, 40, 41, 70.
Тема 3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров средневековья и Возрождения
1. Литература к теме: 1) основная – 2; 2) дополнительная – 40, 41, 55, 70.
2. Проанализировать по одному образцу рондо, баллады и виреле Г.де Машо или Ф. де Витри.
3. Проанализировать формы мадригалов Палестрины, Джезуальдо, Монтеверди (по 1 образцу).
Раздел 4. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ЭПОХИ БАРОККО
Тема 4.2. Период типа развертывания и барочная одночастная сквозная форма. Барочные двухчастная, трехчастная и многочастная формы
1. Литература к теме: 1) основная – 2; 2) дополнительная – 24, 25, 26, 32, 34, 36, 47, 67, 70.
2. Примеры для анализа музыкальной формы:
И.С. Бах Маленькие прелюдии c-moll, f-moll, F-dur; I том ХТК: Прелюдии C-dur, d-moll, cis-moll, es-moll, E-dur, f-moll, Fis-dur; II том: ХТК c-moll, F-dur, Fis-dur, fis-moll, G-dur и a-moll; Инвенции A-dur, a-moll, E-dur, C-dur, G-dur и g-moll, Синфония E-dur.«Рождественская оратория» №43; «Страсти по Иоанну» №1, инструментальная тема; Французская сюита №2 c-moll (Алеманда и Куранта); Французская сюита №3 h-moll (Алеманда и Куранта); Английская сюита №1 A-dur(Сарабанда, Бурре I и Бурре II); Английская сюита №2 a-moll (Сарабанда и Бурре II); Английская сюита №5 e-moll (Алеманда и Куранта); Партита №1 B-dur(Сарабанда); Партита №3 a-moll(Фантазия); Партита для скрипки соло d-moll (Алеманда, Куранта и Жига); Партита для скрипки соло h-moll (Куранта); Партита для скрипки соло E-dur(Жига); Соната для скрипки соло f-moll IV ч.; Сюита для виолончели №3 C-dur (Куранта); Сюита для виолончели №2 d-moll (Алеманда).
Г.Ф. Гендель: Большая сюита №4 e-moll (Жига); Большая сюита №5 E-dur (Алеманда); Большая сюита №6 fis-moll (Жига); Большая сюита №8 f-moll (Куранта).
3. Сочинить период типа развертывания на заданный мотив или мотивную группу.
Тема 4.3. Составные (сложные) и контрастно-составные формы эпохи барокко. (Практическое занятие – 1 час)
1. Литература к теме: 1) основная – 2; 2) дополнительная – 24, 25, 26, 32, 34, 36, 47, 67, 70.
2. Примеры для целостного анализа:
И. С. Бах Английские сюиты №1 A-dur (Бурре), №4 (Менуэт), №5 (Паспье), №6 (Гавот); Сюиты для виолончели №4 (Бурре), №6 d-moll (Прелюдия, Гавот), Оркестровые сюиты №1 C-dur (Увертюра, Бурре), №3 D-dur (Увертюра, Гавот); Партита №2 c-moll (Симфония), №4 D-dur (Увертюра), №6 e-moll (Токката); ХТК I прелюдии e-moll, Es-dur, ХТК II прелюдия C-dur.
Ф. Куперен «Резвушка», «Мюзет Таверни», «Нежная чаровница», «Баю-бай, или колыбельная для Амура», «Цветущие сады», «Святоши», «Аму-Гименей».
Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)
1. Литература к теме: 1) основная – 2; 2) дополнительная – 15, 24, 25, 26, 32, 34, 36, 47, 67, 70.
2. Примеры для целостного анализа:
Г. Перселл Граунд из II д., Плач Дидоны из оперы «Дидона и Эней»;
Дж. Фрескобальди Ария с вариациями «La Frescobalda», Партита на тему фолии;
И. С. Бах Пассакалья для органа с-moll, Чакона ре минор для скрипки соло,Crucifixus из Мессы h-moll; Партита № 2 для клавира (Алеманда),вторые части концертов f-moll и d-moll для клавира с оркестром, хоральные прелюдии (3-4 примера);
Г.Ф.Гендель Пассакалья соль минор из клавирной сюиты №7,Арии с вариациями из сюит № 3, 5; Менуэт из Concerto grossoD-durop.6 №5.
И. Брамс Вариации на тему Гайдна, Симфония №4, IV ч.;
Д. Шостакович Симфония №8, I ч.;
Р. Щедрин «Basso ostinato».
Тема 4.5. Куплетное рондо
1. Литература к теме: 1) основная – 2; 2) дополнительная – 24, 25, 26, 32, 34, 36, 47, 67, 70.
2. Примеры для целостного анализа:
Ф. Куперен «Анжелика», «Пасскалия», «Жнецы», «Колокольчики», «Любимая»;
Ж.Ф. Рамо «Нежные жалобы», «Вихри», «Циклопы», «Радостная»;
Л. Дакен. «Кукушка»;
И.С. Бах. Гавот изПартиты E-dur для скрипки соло (Скрипичный концерт E-dur ч.3);
Ф.Э. Бах Рондо B-dur.
Тема 4.6. Концертная форма
1. Литература к теме: 1) основная – 2; 2) дополнительная – 25, 26, 27, 32, 34, 36, 47, 67, 68, 70.
2. Примеры для целостного анализа:
А. Вивальди 4 концерта «Времена года», первые и третьи части;
И.С. Бах Прелюдия из «Английской сюиты» №3, Клавирный концерт ре-минор, Итальянский концерт (I и III ч.), Бранденбургские концерты №№1,2,4,5,6 (I и III части), Концерт для скрипки с оркестром a-moll (I и III ч.), Концерт для двух скрипок с оркестром d-moll (I и III ч.), Оркестровая сюита h-moll (Увертюра, раздел Allegro).
Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)
1. Литература к теме: 1) основная – 2; 2) дополнительная – 24, 25, 26, 32, 34, 36, 47, 67, 70.
2. Примеры для целостного анализа:
И.С. Бах Партита № 6 для клавира, куранта, Соната № 1 для флейты и клавира (ч.4),ХТК т.II, Прелюдия f-moll, Сюита для виолончели solo (№ 6, жига);
Д. Скарлатти Сонаты для клавира (общ.ред. А. Николаева. – М.,1973, т.1): № 18, 26, 27 и др.
Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
1. Литература к теме: 1) основная – 2; 2) дополнительная – 25, 26, 32, 34, 36, 67, 70.
2. Примеры для целостного анализа:
И.С. Бах «Страсти по Иоанну» №№11, 19, 32; «Страсти по Матфею» №№12, 19; «Рождественская оратория» №4, 8, 31, 47, 51; Месса h-moll №22; Магнификат №№1, 5.
Тема 4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы
1. Литература к теме: 1) основная – 2, 4, 6, 8; 2) дополнительная – 25, 26, 32, 34, 36, 67, 70.
2. Примеры для целостного анализа:
а) Проанализировать структуру инструментальных циклических форм: И.С. Бах Хроматическая фантазия и фуга, Фантазия и фуга g-moll, Токката, ария и фуга С-dur для органа, Токката и фуга d-moll для органа, Прелюдия и фуга A-dur из ХТК I, Французские, Английские сюиты и Партиты для клавира (по 1 примеру), Сюиты для виолончели соло (по 1 примеру), Сонаты и Партиты для скрипки соло (по 1 примеру), «Итальянский концерт».
б) Проанализировать структуру циклических форм месс и пассионов, созданных в разные эпохи: Дж. П. да Палестрина «Месса Папы Марчелло»; Г. Шютц «Рождественская история»; И.С. Бах Месса h-moll, «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну»; Я.Д. Зеленка Реквием; Г.Ф. Телеман «Brockes-Passion», В.А. Моцарт Реквием; Дж. Верди Реквием; Й. Брамс «Немецкий реквием», Б. Бриттен «Военный реквием», А. Шнитке Реквием, К. Пендерецкий «Страсти по Иоанну».
в) Проанализировать структуру ораторий Г.Ф. Генделя «Мессия», «Самсон»; трех духовных кантат (на выбор)и «Кофейной кантаты» И.С. Баха, «Рождественской оратории» И.С. Баха.
Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века
1. Литература к теме: 1) основная – 2, 3; 2) дополнительная – 16, 20, 21, 22, 23, 32, 58, 59, 63, 70.
2. Примеры для целостного анализа:
Ч. Айвз «Вопрос, оставшийся без ответа»;
Б. Барток пьесы из цикла «Микрокосмос»;
А. Веберн Симфония op.21;
К. Пендерецкий «Трен памяти жертв Хиросимы»;
К. Штокхаузен «Группы»;
О. Мессиан «Четыре ритмических этюда»;
А. Шнитке Концерт для фортепиано и струнных;
Р. Щедрин «Автопортрет», «Фрески Дионисия», «Музыкальное приношение»;
Г. Канчели Симфонии№№4, 5;
Э. Денисов «Силуэты».
4. Учебно-методические материалы по курсу
4.1. Методические указания для студентов
4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения
Целостным называется анализ, проводимый на основе синтеза содержания и формы произведения. Обязательным начальным этапом аналитической работы является проигрывание произведения (или прослушивание в записи). Целостный анализ является содержательным анализом структуры и опирается на сведения об исторически сложившихся выразительных средствах музыки (мелодика, гармония, фактура и т. п.). Необходимо учитывать все авторские ремарки в отношении содержания художественного образа и характера исполнения музыки. Важным ориентиром в целостном анализе произведения является определение его жанра и жанровых истоков музыкального языка. Музыкальная форма анализируется с учетом особенностей индивидуального стиля композитора, художественного стиля произведения (классицизм, романтизм и т.п.).