Файл: Синельникова_Муз. форма. от 15.01.14.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.05.2024

Просмотров: 669

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры Российской Федерации

Содержание

5.Контрольно-измерительные материалы

6.Список рекомендуемой литературы

7. Учебно-справочные материалы

Введение

Тематический план для студентов очной формы обучения

Тематический план для студентов заочной формы обучения

2. Учебно-теоретические материалы

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

1.3. Музыкальный язык и его структура.

1.4. Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

2.1. Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм.

2.2 Период

Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.

2.4.Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма

2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

2.7. Разновидности простых и сложных форм

2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию

2.9. Жанрово-характерные вариации

2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма

2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

2.12. Рондо в XIX и XX веках

2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма

2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.

2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната

2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы.

2.17. Контрастно-составные формы

2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа

2.19. Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл

2.20. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Раздел 3. История музыкальных форм и жанров

3.1. Музыкальные формы и жанры культовой монодии западноевропейского средневековья. Жанры и формы русского знаменного распева

3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения

Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко

4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко

4.2. Период типа развертывания и барочная одночастная форма. Малые формы эпохи барокко. Барочные двухчастная, трехчастная и многочастная формы

4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко

4.4. Вариации и хоральные обработки

4.5. Куплетное рондо

4.6. Концертная форма

4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма

4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Тема 5. Музыкальные формы в музыке XX века

3. Учебно-практические материалы

3.1. Описания семинарских занятий

Семинар 1 (2 часа) Тема: Основы музыкального формообразования

Семинар 2 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: малые формы

Семинар 3 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: крупные формы

Семинар 4 (2 часа) Тема: Эволюция классических музыкальных форм в музыке XIX-XX века. Формы романтического типа

Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения

Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко

3.2. Задания для практической работы студентов

Примерные задания для практической работы по темам курса:

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

Тема 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

Тема 1.2. Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

Тема 1.3 Музыкальный язык, его структура (Практическое занятие – 1 час)

Тема 1.4 Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры.

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

Тема 2.1 Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм

Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.3. Простые («песенные формы»). Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма

Тема 2.4 Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

Тема 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).

Тема 2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.

Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.

Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках

Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.

Тема 2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы

Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).

Тема 2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа.

Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.

Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Тема 4.3. Составные (сложные) и контрастно-составные формы эпохи барокко. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.5. Куплетное рондо

Тема 4.6. Концертная форма

Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

Тема 4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века

4. Учебно-методические материалы по курсу

4.1. Методические указания для студентов

4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения

4.1.2. План анализа музыкальной формы

4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения

4.2. Методические рекомендации для преподавателей

4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости

4.2.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

5. Контрольно-измерительные материалы

5.1. Вопросы для текущего контроля

5.1.1. Контрольные вопросы

5.1.2. Задания в тестовой форме (варианты 1 и 2)

5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения

5.3. Вопросы к экзамену

6.Список рекомендуемой литературы

6.1. Основная литература

6.2. Дополнительная литература

6.3. Интернет-ресурсы

7. Учебно-справочные материалы

7.1 Словарь музыкальных форм и жанров

7.2. Список ключевых слов

Приложение

Аналитический этюд

Л. Бетховен Фортепианная соната op. 2 №3 c-durI часть

(Целостный анализ)

AdagioE-dur

ScherzoAllegroG-dur

C-dur Allegro assai

1. Литература к теме: 1) основная – 1, 2; 2) дополнительная – 10, 17, 24, 32, 36, 54, 65, 67, 70.

2. Примеры для целостного анализа:

Ф. Шуберт «Приют»;

Р. Шуман «Порыв», «Причуды», «Танцы давидсбюндлеров» №15, Новеллетта №6, «Пугало» из цикла «Детские сцены»;

А.П. Бородин «В монастыре»; «Князь Игорь»: Ария князи Игоря;

П.И. Чайковский симфония №1, II ч.;

Н.К. Метнер «Утренняя песня» из цикла «Забытые мотивы»;

М.И. Глинка «Ночь в Мадриде».

Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).

1. Литература к теме: 1) основная – 2; 2) дополнительная –10, 24, 32, 36, 54, 65, 67, 70.

2. Примеры для целостного анализа:

Й. Гайдн Сонаты №7 cis-moll IIч.; №20 D-dur I ч.;

В.А. Моцарт Менуэт из «Маленькой ночной серенады».

М.И. Глинка «Арагонская хота»; «Попутная песня»; «Руслан и Людмила»: «Марш Черномора» из IVд.;

Р. Шуман «Карнавал»: «Арлекин, «Благородный вальс», «Эвзебий»; фортепианные пьесы «Арабески», «К цветку»;

Л. Бетховен Соната №3 для фортепиано,IIIч., трио; Соната №31, финал;

П.И. Чайковский «Песня без слов» ор.40 №6;

А.К. Глазунов Мазуркиop.25 fis-moll №2, Des-dur№3;

С.С. Прокофьев «Ромео и Джульетта»: «Разъезд гостей»;

Дж. Фильд Ноктюрны №7, 11;

Ф. Шопен Мазурка f-mollop.7 №3, Вальс Es-durop.18; Полонезыop.44 fis-moll, op.26 №2 es-moll.


Тема 2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию. (Практическое занятие – 1 час)

1. Литература к теме: 1) основная – 2, 4; 2) дополнительная – 3, 10, 24, 32, 36, 54, 65, 67, 70, 72.

2. Примеры для целостного анализа:

Й. Гайдн Соната № 12 G-dur, финал; Симфония №94 G-durII ч.;

В. Моцарт Соната A-dur, Iч.; Соната № 6 D-dur KV284,III ч.;

Л. Бетховен Соната № 10 IIч.; Соната № 12, Iч.; Соната № 23, IIч.; Соната № 30 IIIч.; 32 вариации с-moll; 33 вариации на тему Диабелли;

Э. Григ «В пещере горного короля»;

М. Равель Болеро;

М.И. Глинка «Руслан и Людмила»: Персидский хор, Баллада Финна;

А.П. Бородин «Князь Игорь»: Хор девушек «Мы к тебе, княгиня» из I д., Хор поселян из IVд.;

М.П. Мусоргский «Борис Годунов»: Песня Варлаама; «Хованщина»: песня Марфы из III д., Хор «Плывет, плывет лебедушка» из IVд.;

Н.А. Римский-Корсаков «Садко»: Первая песня Веденецкого гостя; «Майская ночь»: Песня Левки из I д.; «Снегурочка»: Третья песня Леля из III д.;

Д.Д. Шостакович 7-я симфония,1 часть, Эпизод нашествия.

Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)

1. Литература к теме: 1) основная – 2, 4; 2) дополнительная – 3, 10, 24, 32, 36, 54, 65, 67, 70, 72.

2. Примеры для целостного анализа:

Р. Шуман Симфонические этюды; «Бабочки»; Соната №3 f-mollII ч.;

Ф. Лист «Пляски смерти»; «Мазепа»;

Э. Григ Баллада;

И. Брамс «Вариации на тему Генделя», «Вариации на тему Шумана»;

Р. Штраус «Дон Кихот»;

М. Равель «Николетта»;

П.И. Чайковский Вариации op.19; «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром;

А.К. Лядов «Вариации на тему М.И. Глинки» op.35;

С. Рахманинов «Вариации на тему Корелли»; Вариации на тему Шопена;

Н.Я. Мясковский «Простые вариации»;

С.С. Прокофьев Концерт №3, II ч.

Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.

Вариантная форма (Практическое занятие – 1 час)

1. Литература к теме: 1) основная – 2, 4; 2) дополнительная – 3, 10, 24, 32, 36, 54, 65, 67, 70, 72.

2. Примеры для целостного анализа:

Й. Гайдн Симфония № 103 ч.III;

Л. Бетховен Симфония № 5 ч.III;

М.И. Глинка «Камаринская»;

М.А. Балакирев Увертюра на темы трех русских песен;

М.П. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке» из оперы «Хованщина»;

Н.А. Римский-Корсаков Увертюра на русские темы;

С.В. Рахманинов Рапсодия на тему Паганини;


Д’Энди Симфонические вариации «Иштар»;

Р. Щедрин Концерт №3 для фортепиано с оркестром «Вариации и тема»;

А. Шнитке Концерт для фортепиано и струнного оркестра; «Пассакалья для оркестра».

Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

1. Литература к теме: 1) основная – 2, 4; 2) дополнительная – 10, 24, 32, 36, 52, 54, 65, 67, 70, 75.

2. Примеры для целостного анализа:

Й. Гайдн Соната № 9 D-durIII ч.;

В. Моцарт Сонаты F-dur. KV533 II ч.,A-dur KV305, Iч.;

Л. Бетховен Финалы сонат №№10, 19, 20, 25; Соната № 21 IIIч., № 25 IIIч., № 8 IIч., № 13 Iч., № 10 IIIч., РондоC-dur;6 экоссезов;

Р. Шуман Новеллеты №№1, 5;

Ф. Шопен Рондо №1;

М.И. Глинка Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила»;

С.С. Прокофьев 4-я картина оперы «Война и мир»;

Б. Барток опера «Замок герцога Синяя борода».


Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)

1. Литература к теме: 1) основная – 2, 4; 2) дополнительная – 10, 24, 32, 36, 54, 65, 67, 70, 76.

2. Примеры для целостного анализа:

Ф. Шопен Соната для фортепиано № 3h-moll, Финал;

Р. Шуман «Венский карнавал»;

М.И. Глинка «Вальс-фантазия»;

М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»;

С.С. Прокофьев «Джульетта-девочка».

Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.

Классическая сонатная форма. (Практическое занятие – 1 час)

1. Литература к теме: 1) основная – 1, 2, 4; 2) дополнительная – 3, 10, 19, 24, 32, 36, 51, 54, 65, 67, 70.

2. Примеры для целостного анализа:

а) Анализ экспозиций: В.А. Моцарт Сонаты для фортепиано D-dur KV284, I ч.; D-dur KV311, I ч.; C-dur KV330, Iч.; C-dur KV545, Iч.; D-dur KV576, Iч.; Сонаты для скрипки и фортепиано D-dur KV306 I ч.;A-dur KV305 I ч.; F-dur KV376 I ч.; Й. Гайдн Сонаты D-dur, e-moll, Es-dur, c-moll; Бетховен первые части сонат №№ 1 – 6, 10, 23, 17, 21.

б) Анализ разработок: В. Моцарт Соната для фортепиано F-dur KV547a,; Сонаты для скрипки и фортепиано B-dur KV570, I ч.; D-dur KV526, I ч.; Es-dur KV282, I ч.; Л. Бетховен Соната № 5, Iч.

в) Проанализировать репризы и коды: Л. Бетховен Сонаты №6 I ч.; №14 «Лунная» III ч.; №17, III ч.

Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках

1. Литература к теме: 1) основная – 1, 2; 2) дополнительная – 10, 24, 32, 36, 51, 54, 67, 70.

2. Примеры для целостного анализа:

Ф. Шопен Соната b-mollI ч.;

М.И. Глинка Увертюра к опере «Руслан и Людмила»;

Н.А. Римский-Корсаков Увертюра к опере «Царская невеста»;

Ф. Шуберт Сонаты a-moll, A-dur, c-moll;

Д.Д. Шостакович Симфония № 5, Iч.;

П.И. Чайковский первые части симфоний №№ 4, 5, 6;

С.В. Рахманинов Концерт № 2, Iч.;

А.Н. Скрябин Симфония № 3, Iч.;

Н.Я. Мясковский Квартет № 13, Iч.

Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.

(Практическое занятие – 1 час)

1. Литература к теме: 1) основная – 1, 2; 2) дополнительная – 10, 24, 32, 36, 51, 54, 67, 70.

2. Примеры для целостного анализа:

В. А. Моцарт Концерт №21, Iч.; Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»;

Л. Бетховен вторые части сонат №№ 7, 17; Концерты для фортепиано с оркестром №№1 – 5, первые части; Сонаты №№ 2, 7, финалы; Рондо ор.51№ 2;

Ф. Мендельсон Скрипичный концерт ч.1;

Ф. Шуберт Симфония №8, II ч.;

Ф. Шопен Ноктюрн № 21;

П. И. Чайковский Увертюра к балету «Щелкунчик», Симфония №6, III ч., Серенада для струнного оркестра Iч.;


А.П. Бородин Каватина Владимира и Хор половецких девушек «На безводье» из оперы «Князь Игорь»;

Д.Д. Шостакович Симфонии №7,I ч.;

А.И. Хачатурян Скрипичный концерт;

С.С. Прокофьев Концерт № 3, ч.1.

Тема 2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы

(Практическое занятие – 1 час).

1. Литература к теме: 1) основная – 1, 2; 2) дополнительная – 22, 28, 36, 49, 51, 62, 67, 70.

2. Примеры для целостного анализа:

Й. Гайдн Симфонии № 94 G-dur, III ч.; №102 B-dur, IVч.; Концерт для фортепиано с оркестром D-dur, IIIч.;

В.А. Моцарт Соната D-dur KV 576, III ч; Фантазия c-moll;

Л. Бетховен Соната №7, IV ч.; Симфония №8, IV ч.;

Ф. Шуберт Большое рондо для фортепиано в 4 руки A-durop.107;

Ф. Шопен Баллада № 2; Скерцо №2, №3; Концерт для фортепиано с оркестром e-moll, III ч.

Ф. Лист Концерт № 1 для фортепиано с оркестром; Симфонические поэмы «Тассо»; «Прелюды»; Соната h-moll; «Мефисто-вальс», A-dur; «Тарантелла» из цикла «Годы странствий»;

С. Франк Соната для скрипки и фортепиано, III ч.;

М.А. Балакирев «Исламей»;

Ф. Шуберт Фантазия «Скиталец»;

М. И. Глинка «Ночь в Мадриде»;

Н. А. Римский-Корсаков «Сеча при Керженце».