Файл: Синельникова_Муз. форма. от 15.01.14.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.05.2024

Просмотров: 557

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры Российской Федерации

Содержание

5.Контрольно-измерительные материалы

6.Список рекомендуемой литературы

7. Учебно-справочные материалы

Введение

Тематический план для студентов очной формы обучения

Тематический план для студентов заочной формы обучения

2. Учебно-теоретические материалы

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

1.3. Музыкальный язык и его структура.

1.4. Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

2.1. Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм.

2.2 Период

Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.

2.4.Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма

2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

2.7. Разновидности простых и сложных форм

2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию

2.9. Жанрово-характерные вариации

2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма

2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

2.12. Рондо в XIX и XX веках

2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма

2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.

2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната

2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы.

2.17. Контрастно-составные формы

2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа

2.19. Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл

2.20. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Раздел 3. История музыкальных форм и жанров

3.1. Музыкальные формы и жанры культовой монодии западноевропейского средневековья. Жанры и формы русского знаменного распева

3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения

Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко

4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко

4.2. Период типа развертывания и барочная одночастная форма. Малые формы эпохи барокко. Барочные двухчастная, трехчастная и многочастная формы

4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко

4.4. Вариации и хоральные обработки

4.5. Куплетное рондо

4.6. Концертная форма

4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма

4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Тема 5. Музыкальные формы в музыке XX века

3. Учебно-практические материалы

3.1. Описания семинарских занятий

Семинар 1 (2 часа) Тема: Основы музыкального формообразования

Семинар 2 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: малые формы

Семинар 3 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: крупные формы

Семинар 4 (2 часа) Тема: Эволюция классических музыкальных форм в музыке XIX-XX века. Формы романтического типа

Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения

Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко

3.2. Задания для практической работы студентов

Примерные задания для практической работы по темам курса:

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

Тема 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

Тема 1.2. Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

Тема 1.3 Музыкальный язык, его структура (Практическое занятие – 1 час)

Тема 1.4 Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры.

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

Тема 2.1 Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм

Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.3. Простые («песенные формы»). Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма

Тема 2.4 Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

Тема 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).

Тема 2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.

Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.

Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках

Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.

Тема 2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы

Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).

Тема 2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа.

Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.

Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Тема 4.3. Составные (сложные) и контрастно-составные формы эпохи барокко. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.5. Куплетное рондо

Тема 4.6. Концертная форма

Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

Тема 4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века

4. Учебно-методические материалы по курсу

4.1. Методические указания для студентов

4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения

4.1.2. План анализа музыкальной формы

4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения

4.2. Методические рекомендации для преподавателей

4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости

4.2.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

5. Контрольно-измерительные материалы

5.1. Вопросы для текущего контроля

5.1.1. Контрольные вопросы

5.1.2. Задания в тестовой форме (варианты 1 и 2)

5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения

5.3. Вопросы к экзамену

6.Список рекомендуемой литературы

6.1. Основная литература

6.2. Дополнительная литература

6.3. Интернет-ресурсы

7. Учебно-справочные материалы

7.1 Словарь музыкальных форм и жанров

7.2. Список ключевых слов

Приложение

Аналитический этюд

Л. Бетховен Фортепианная соната op. 2 №3 c-durI часть

(Целостный анализ)

AdagioE-dur

ScherzoAllegroG-dur

C-dur Allegro assai

Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).

1. Литература к теме: 1) основная – 1, 2; 2) дополнительная – 25, 28, 36, 50, 67, 70.

2. Примеры для целостного анализа:

И.С. Бах Органная фантазия G-dur; «Confiteor» из Мессы h-moll; Партита №6, Токката;

В.А. Моцарт. Фантазия с-moll;

Л. Бетховен. Соната № 31; Квартет № 14 cis moll;

М.И. Глинка «Руслан и Людмила: Ария Руслана;

А.Н. Скрябин Соната №4;

Д. Шостакович 7, 8, 11-й квартеты; Квинтет g-moll; Симфония №11;

А. Шнитке «Кончерто-гроссо» №1.

Тема 2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа.

(Практическое занятие – 1 час)

1. Литература к теме: 1) основная – 1, 2, 4; 2) дополнительная – 3, 10, 24, 32, 36, 54, 65, 67, 70.

2. Примеры для целостного анализа:

Л. Бетховен Симфония № 6;

Ф. Шуберт Скрипичная соната № 4, «Неоконченная симфония»;

Р. Шуман «Карнавал», «Танцы давидсбюндлеров», «Венский карнавал», «Лесные сцены»;

Г. Берлиоз «Фантастическая симфония»;

М. Равель «Гробница Куперена», «Ночной Гаспар»;

А.П. Бородин «Маленькая сюита»;

М. П. Мусоргский «Картинки с выставки»;

Н.А. Римский-Корсаков «Шехеразада»;

П.И. Чайковский. Симфония № 4, Скрипичная соната № 3; Серенада для струнного оркестра;

А.Н. Скрябин Симфонии №№ 1, 2, 3;

С.С. Прокофьев Симфонии №№ 5, 7;

Д.Д. Шостакович Симфония № 5;

А. Эшпай «Песни луговых мари»;

Р. Щедрин «Вопросы».

Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.

1. Литература к теме: 1) основная – 4; 2) дополнительная – 1, 32, 33, 70.

2. Примеры для целостного анализа:

Ф. Шуберт «Юноша у ручья», «Лесной царь», «Желание», «Скиталец», «Предчувствие воина»;

Ф. Лист «Горы все объемлет покой»;

А.С. Даргомыжский «Я Вас любил», «Песнь Лауры» № 1, «Я помню глубоко», «Юноша и дева»;

М.И. Глинка «Не искушай»;

П.И. Чайковский «Нет, только тот, кто знал», «То было раннею весной», «Я ли в поле да не травушкой была»;

Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка», Вторая песня Леля;

М.П. Мусоргский «Гопак; «Колыбельная», «Песни и пляски смерти»;

С.В. Рахманинов «Судьба», «Вчера мы встретились».

Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

1. Литература к теме: 1) основная – 1; 2) дополнительная – 18, 70.


2. Проанализировать композицию целого и внутреннюю структуру следующих опер: К.В. Глюк «Орфей», В.А. Моцарт «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Волшебная флейта», Ж. Бизе «Кармен», Дж. Верди «Травиата», Дж. Пуччини «Тоска», Р. Вагнер «Тристан и Изольда», М. Мусоргский «Борис Годунов», А.С. Даргомыжский «Каменный гость», Д.Д. Шостакович «Катерина Измайлова», Ф. Пуленк «Человеческий голос».

Раздел 3. ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОРМ И ЖАНРОВ

Тема 3.1. Музыкальные формы и жанры культовой монодии западноевропейского средневековья. Жанры и фрормы русского знаменного распева.

1. Литература к теме: 1) основная – 2; 2) дополнительная – 13, 66, 40, 41, 70.

Тема 3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров средневековья и Возрождения

1. Литература к теме: 1) основная – 2; 2) дополнительная – 40, 41, 55, 70.

2. Проанализировать по одному образцу рондо, баллады и виреле Г.де Машо или Ф. де Витри.

3. Проанализировать формы мадригалов Палестрины, Джезуальдо, Монтеверди (по 1 образцу).

Раздел 4. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ЭПОХИ БАРОККО

Тема 4.2. Период типа развертывания и барочная одночастная сквозная форма. Барочные двухчастная, трехчастная и многочастная формы

1. Литература к теме: 1) основная – 2; 2) дополнительная – 24, 25, 26, 32, 34, 36, 47, 67, 70.

2. Примеры для анализа музыкальной формы:

И.С. Бах Маленькие прелюдии c-moll, f-moll, F-dur; I том ХТК: Прелюдии C-dur, d-moll, cis-moll, es-moll, E-dur, f-moll, Fis-dur; II том: ХТК c-moll, F-dur, Fis-dur, fis-moll, G-dur и a-moll; Инвенции A-dur, a-moll, E-dur, C-dur, G-dur и g-moll, Синфония E-dur.«Рождественская оратория» №43; «Страсти по Иоанну» №1, инструментальная тема; Французская сюита №2 c-moll (Алеманда и Куранта); Французская сюита №3 h-moll (Алеманда и Куранта); Английская сюита №1 A-dur(Сарабанда, Бурре I и Бурре II); Английская сюита №2 a-moll (Сарабанда и Бурре II); Английская сюита №5 e-moll (Алеманда и Куранта); Партита №1 B-dur(Сарабанда); Партита №3 a-moll(Фантазия); Партита для скрипки соло d-moll (Алеманда, Куранта и Жига); Партита для скрипки соло h-moll (Куранта); Партита для скрипки соло E-dur(Жига); Соната для скрипки соло f-moll IV ч.; Сюита для виолончели №3 C-dur (Куранта); Сюита для виолончели №2 d-moll (Алеманда).

Г.Ф. Гендель: Большая сюита №4 e-moll (Жига); Большая сюита №5 E-dur (Алеманда); Большая сюита №6 fis-moll (Жига); Большая сюита №8 f-moll (Куранта).

3. Сочинить период типа развертывания на заданный мотив или мотивную группу.


Тема 4.3. Составные (сложные) и контрастно-составные формы эпохи барокко. (Практическое занятие – 1 час)

1. Литература к теме: 1) основная – 2; 2) дополнительная – 24, 25, 26, 32, 34, 36, 47, 67, 70.

2. Примеры для целостного анализа:

И. С. Бах Английские сюиты №1 A-dur (Бурре), №4 (Менуэт), №5 (Паспье), №6 (Гавот); Сюиты для виолончели №4 (Бурре), №6 d-moll (Прелюдия, Гавот), Оркестровые сюиты №1 C-dur (Увертюра, Бурре), №3 D-dur (Увертюра, Гавот); Партита №2 c-moll (Симфония), №4 D-dur (Увертюра), №6 e-moll (Токката); ХТК I прелюдии e-moll, Es-dur, ХТК II прелюдия C-dur.

Ф. Куперен «Резвушка», «Мюзет Таверни», «Нежная чаровница», «Баю-бай, или колыбельная для Амура», «Цветущие сады», «Святоши», «Аму-Гименей».

Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)

1. Литература к теме: 1) основная – 2; 2) дополнительная – 15, 24, 25, 26, 32, 34, 36, 47, 67, 70.

2. Примеры для целостного анализа:

Г. Перселл Граунд из II д., Плач Дидоны из оперы «Дидона и Эней»;

Дж. Фрескобальди Ария с вариациями «La Frescobalda», Партита на тему фолии;

И. С. Бах Пассакалья для органа с-moll, Чакона ре минор для скрипки соло,Crucifixus из Мессы h-moll; Партита № 2 для клавира (Алеманда),вторые части концертов f-moll и d-moll для клавира с оркестром, хоральные прелюдии (3-4 примера);

Г.Ф.Гендель Пассакалья соль минор из клавирной сюиты №7,Арии с вариациями из сюит № 3, 5; Менуэт из Concerto grossoD-durop.6 №5.

И. Брамс Вариации на тему Гайдна, Симфония №4, IV ч.;

Д. Шостакович Симфония №8, I ч.;

Р. Щедрин «Basso ostinato».

Тема 4.5. Куплетное рондо

1. Литература к теме: 1) основная – 2; 2) дополнительная – 24, 25, 26, 32, 34, 36, 47, 67, 70.

2. Примеры для целостного анализа:

Ф. Куперен «Анжелика», «Пасскалия», «Жнецы», «Колокольчики», «Любимая»;

Ж.Ф. Рамо «Нежные жалобы», «Вихри», «Циклопы», «Радостная»;

Л. Дакен. «Кукушка»;

И.С. Бах. Гавот изПартиты E-dur для скрипки соло (Скрипичный концерт E-dur ч.3);

Ф.Э. Бах Рондо B-dur.

Тема 4.6. Концертная форма

1. Литература к теме: 1) основная – 2; 2) дополнительная – 25, 26, 27, 32, 34, 36, 47, 67, 68, 70.

2. Примеры для целостного анализа:

А. Вивальди 4 концерта «Времена года», первые и третьи части;

И.С. Бах Прелюдия из «Английской сюиты» №3, Клавирный концерт ре-минор, Итальянский концерт (I и III ч.), Бранденбургские концерты №№1,2,4,5,6 (I и III части), Концерт для скрипки с оркестром a-moll (I и III ч.), Концерт для двух скрипок с оркестром d-moll (I и III ч.), Оркестровая сюита h-moll (Увертюра, раздел Allegro).


Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)

1. Литература к теме: 1) основная – 2; 2) дополнительная – 24, 25, 26, 32, 34, 36, 47, 67, 70.

2. Примеры для целостного анализа:

И.С. Бах Партита № 6 для клавира, куранта, Соната № 1 для флейты и клавира (ч.4),ХТК т.II, Пре­людия f-moll, Сюита для виолончели solo (№ 6, жига);

Д. Скарлатти Сонаты для клавира (общ.ред. А. Николаева. – М.,1973, т.1): № 18, 26, 27 и др.

Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

1. Литература к теме: 1) основная – 2; 2) дополнительная – 25, 26, 32, 34, 36, 67, 70.

2. Примеры для целостного анализа:

И.С. Бах «Страсти по Иоанну» №№11, 19, 32; «Страсти по Матфею» №№12, 19; «Рождественская оратория» №4, 8, 31, 47, 51; Месса h-moll №22; Магнификат №№1, 5.


Тема 4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

1. Литература к теме: 1) основная – 2, 4, 6, 8; 2) дополнительная – 25, 26, 32, 34, 36, 67, 70.

2. Примеры для целостного анализа:

а) Проанализировать структуру инструментальных циклических форм: И.С. Бах Хроматическая фантазия и фуга, Фантазия и фуга g-moll, Токката, ария и фуга С-dur для органа, Токката и фуга d-moll для органа, Прелюдия и фуга A-dur из ХТК I, Французские, Английские сюиты и Партиты для клавира (по 1 примеру), Сюиты для виолончели соло (по 1 примеру), Сонаты и Партиты для скрипки соло (по 1 примеру), «Итальянский концерт».

б) Проанализировать структуру циклических форм месс и пассионов, созданных в разные эпохи: Дж. П. да Палестрина «Месса Папы Марчелло»; Г. Шютц «Рождественская история»; И.С. Бах Месса h-moll, «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну»; Я.Д. Зеленка Реквием; Г.Ф. Телеман «Brockes-Passion», В.А. Моцарт Реквием; Дж. Верди Реквием; Й. Брамс «Немецкий реквием», Б. Бриттен «Военный реквием», А. Шнитке Реквием, К. Пендерецкий «Страсти по Иоанну».

в) Проанализировать структуру ораторий Г.Ф. Генделя «Мессия», «Самсон»; трех духовных кантат (на выбор)и «Кофейной кантаты» И.С. Баха, «Рождественской оратории» И.С. Баха.

Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века

1. Литература к теме: 1) основная – 2, 3; 2) дополнительная – 16, 20, 21, 22, 23, 32, 58, 59, 63, 70.

2. Примеры для целостного анализа:

Ч. Айвз «Вопрос, оставшийся без ответа»;

Б. Барток пьесы из цикла «Микрокосмос»;

А. Веберн Симфония op.21;

К. Пендерецкий «Трен памяти жертв Хиросимы»;

К. Штокхаузен «Группы»;

О. Мессиан «Четыре ритмических этюда»;

А. Шнитке Концерт для фортепиано и струнных;

Р. Щедрин «Автопортрет», «Фрески Дионисия», «Музыкальное приношение»;

Г. Канчели Симфонии№№4, 5;

Э. Денисов «Силуэты».

4. Учебно-методические материалы по курсу

4.1. Методические указания для студентов

4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения

Целостным называется анализ, проводимый на основе синтеза содержания и формы произведения. Обязательным начальным этапом аналитической работы является проигрывание произведения (или прослушивание в записи). Целостный анализ является содержательным анализом структуры и опирается на сведения об исторически сложившихся выразительных средствах музыки (мелодика, гармония, фактура и т. п.). Необходимо учитывать все авторские ремарки в отношении содержания художественного образа и характера исполнения музыки. Важным ориентиром в целостном анализе произведения является определение его жанра и жанровых истоков музыкального языка. Музыкальная форма анализируется с учетом особенностей индивидуального стиля композитора, художественного стиля произведения (классицизм, романтизм и т.п.).