ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.05.2024
Просмотров: 665
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство культуры Российской Федерации
5.Контрольно-измерительные материалы
6.Список рекомендуемой литературы
7. Учебно-справочные материалы
Тематический план для студентов очной формы обучения
Тематический план для студентов заочной формы обучения
2. Учебно-теоретические материалы
Раздел 1. Введение в музыкальную форму
1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль
1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия
1.3. Музыкальный язык и его структура.
Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы
Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.
2.4.Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма
2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio
2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.
2.7. Разновидности простых и сложных форм
2.9. Жанрово-характерные вариации
2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма
2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков
2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма
2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.
2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната
2.17. Контрастно-составные формы
2.19. Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл
2.20. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета
Раздел 3. История музыкальных форм и жанров
3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения
Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко
4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко
4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко
4.4. Вариации и хоральные обработки
4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма
4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
Тема 5. Музыкальные формы в музыке XX века
3. Учебно-практические материалы
3.1. Описания семинарских занятий
Семинар 1 (2 часа) Тема: Основы музыкального формообразования
Семинар 2 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: малые формы
Семинар 3 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: крупные формы
Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения
Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко
3.2. Задания для практической работы студентов
Примерные задания для практической работы по темам курса:
Раздел 1. Введение в музыкальную форму
Тема 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль
Тема 1.2. Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия
Тема 1.3 Музыкальный язык, его структура (Практическое занятие – 1 час)
Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы
Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.3. Простые («песенные формы»). Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма
Тема 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio
Тема 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.
Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).
Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.
Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков
Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.
Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках
Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.
Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).
Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.
Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета
Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)
Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века
4. Учебно-методические материалы по курсу
4.1. Методические указания для студентов
4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения
4.1.2. План анализа музыкальной формы
4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения
4.2. Методические рекомендации для преподавателей
4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости
5. Контрольно-измерительные материалы
5.1. Вопросы для текущего контроля
5.1.2. Задания в тестовой форме (варианты 1 и 2)
5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения
6.Список рекомендуемой литературы
6.2. Дополнительная литература
7. Учебно-справочные материалы
7.1 Словарь музыкальных форм и жанров
4.6. Концертная форма
План лекции:
А. Концертная форма каквоплощение эстетики барокко: определение, применение, классификация.
В. Харктеристика темы-ритурнеля.
С. Характеристика интермедий (эпизодов).
Концертная форма – наиболее крупная неполифоническая форма эпохи барокко; форма, основанная на противопоставлении главной темы (ритурнеля) и интермедий, построенных на новом тематическом материале или разработке мотивов главной темы. Гомофонный, гомофонно-полифонический склад концертной формы. Основной принцип сложения формы – отсутствие строго установленного типа строения. Принципы концертной формы как воплощение эстетики барокко: игровое начало – принцип концертирования; плюралистичность – многочастность, многосоставность (полимотивность) тематизма; антитетичность – контраст (tutti–solo); эмблематичность – программность; тенденции антиканонизации – форма как принцип, количество частей и схема вариативны; смешение жанров и стилей – взаимодействие с другими композиционными принципами; теоцентризм, круг как символ божественного совершенства – принцип «кругового обхода» тональностей первой степени родства. Варианты названия формы, отражающие разный подход к ее определению – структурный и жанровый: рондо-вариативная (В. Протопопов), модуляционное рондо (Скребков), концертная форма (Ю. Холопов).
Применение концертной формы: первые части и финалы концертов для солирующих инструментов с оркестром и без оркестра, concertogrosso; иногда – в качестве оркестрового варианта вступительной части кантат; изредко – в прелюдиях и других пьесах для органа и клавира (самостоятельных или входищих в сюиту), в ансамблевых и сольных сонатах; исключительно – медленные части концертов (Бах Бранденбургский концерт №5 D-dur, II ч.; Соната для органа №5 C-dur, II ч.); своеобразное применение – в ариях для голоса с оркестром.
Суть концертной формы – противостояние главной относительно устойчивой темы, проводимой в разных тональностях, менее устойчивым интермедиям. Что подчеркивается тембродинамическими эффектами – контрастом tuttiи solo. Свободная интерпретация композиторами общего типа структуры. Особенность строения первых, частей, сочетание полифонических принципов развертывания с гомофонно-гармоническими. Подчинение общего тонального плана основополагающей барочной формуле замкнутого круга «T – D – S – T», которая реализуется в тональностях разных ступеней с разной степенью детализации, хотя встречаются исключения (T – S – D – T; T – D – III – II – S–T).
Два типа концертной формы по классификации Ю. Холопова: альтернативный тип, разработочный тип, форма da capo (он же обозначает разделы концертной формы Т – тема и И – интермедия, уподобляя ее форме фуги). Альтернативный тип: преобладает у Вивальди, четко выраженные специальные композиционные функции рефрена и эпизодов (близость распространенной в эпоху барокко форме модуляционного или вариативного рондо, в котором рефрен проводится в различных тональностях), ярко выраженные цезуры между разделами. Разработочный тип: преобладает у И.С. Баха, взаимообмен, взаимоперетекаемость композиционных функций, слабые цезуры, границы между разделами размыты.
Тема (ритурнель) – замкнутое каденцией построение разной протяженности и структуры, основной образ: мотивная сложенность; массивность звучания за счет оркестрового tutti, либо фактурных средств (в концертах для одного инструмента); тональные и структурные изменения при последующих проведениях с сохранением гармонической устойчивости в целом; характер изложения – гомофонно-полифонический. Разнообразные структурные варианты ритурнеля: большое предложение, период типа развертывания, барочная двухчастная или трехчастная форма, фугато, изредко – миниатюрная концертная форма (если внутри темы-ритурнеля есть сольные фрагменты интермедийного характера:Бах Концерт для клавира с оркестром d-moll,III ч.). Тематическая (мотивная) определенность и стабильность темы в баховских концертах, но необязательность этого условия в концертах предшественников (Вивальди). Различная степень сокращения при последующих проведениях вплоть до ядра или нескольких тактов (часто – изложение не начального, а заключительного фрагмента из 2-4 тактов).
Интермедия (эпизод) – неустойчивая модулирующая часть формы между проведениями темы-ритурнеля, принципиально отличная от нее, оттеняющая тему в теброфактурном, гармоническом и структурном отношениях. Гармоническое строение: ходообразность, тональная неустойчивость с различным окончанием чаще в тональности следующего проведения ритурнеля (половинная, полная, либо вторгающаяся каденция, бескаденционный переход). Разная степень самостоятельности тематического материала интермедий: от новой темы до буквального цитирования ритурнеля. Очень различная протяженность интермедий. Разный уровень контраста между интермедиями. Возможность следования двух интермедий подряд.
Группировка частей и форма второго плана.
4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма
План лекции:
А. Старинная сонатная форма: определение, классификация.
В. Барочная сонатная форма.
С. Предклассическая сонатная форма.
Старинная сонатная форма – форма, в которой есть тональный контраст тем, но отсутствует тематический контраст и интенсивное развитие, характерные для классической сонатной формы.Два исторических вида доклассической сонатной формы: старинная барочная типа развертывания (И.С. Бах, Гендель, Телеман и др.) и предклассическая (Д. Скарлатти, Мартини, Тартини, Галуппи и др.). Два структурных вида – двухчастная (1-я – экспозиция, 2-я – разработка-реприза) и трехчастная (1-я – экспозиция, 2-я – разработка. 3-я – реприза). Классификация по числу тем: однотемная и разнотемная. Сфера применения: прелюдии, алеманды, куранты, старинные сонаты.
1. Барочная сонатная форма типа развертывания. Ее генетическая связь с малыми формами (особенно со старинной двухчастной), от которых отличается выраженной доминантовой зоной (в первой части) и последующей транспозицией ее материала в главную тональность. Черты малых форм в старинной сонатной форме: тематическая однородность, преодоление метрической регулярности, неравномерность разделов. Область применения: сюитные танцы, части сонат, прелюдии, части сонат.
Принцип структуры экспозиции: «ядро (главная партия) – развертывание (связующая партия) – каданс (побочная партия)». Характеристика ГП – основного интонационно-тематического материала: размеры (4 – 8 тт.), структура (предложение, период, барочная одночастная форма), наличие заключительной каденции. Характеристика СП: рыхлость структуры, различная протяженность, чаще – на материале ГП, или общие формы движения, нередко с включением доминантового предыкта. Характеристика ПП: доминантовая тональность (тональность параллели для минора), бесконтрастность по отношению к ГП, рыхлость структуры.
Развивающая часть – этап развертывания, но исходящий из материала экспозиции: отсутствие собственно разработочного развития, направление в субдоминантовую область, далее–к доминанте главной тональности. Реприза обычно неполная –транспозиция в главную тональность ПП. Объединение репризы с развивающей частью в один раздел, вследствие чего композиция сонатной формы оказывается двухчастной. Изредка реприза полная, но с пропуском СП(менуэт, жига из клавирной сюиты Ж.Б.Люлли g-moll) и с некоторыми изменениями ГП и ПП. Отсутствие коды.
2. Предклассическая сонатная форма в творчестве Д. Скарлатти и других итальянских композиторов. Предвосхищение сонатной формы классического времени. Функциональная ясность разделов, возможные тематические контрасты, метрическая регулярность, квадратность.
Экспозиция делится пополам на сферы ГП/СП и ПГ/ЗП. Гомофонно-гармоническая направленность ГП, мотивная повторность, возможны интонационные контрасты. СП – продолжение по материалу ГП, но может быть и обновленной; тональное движение к ПП различно по сложности. Большая самостоятельность ПП, чем в барочной форме, чаще ее тематическая контрастнность, вплоть до включения двух тем; кроме доминантовой тональности в ПП возможна другая; рыхлость структуры. В ЗП не исключен новый материал. Диапазон различий: от однотемной, неотчетливо разграниченной на традиционные разделы экспозиции, до ярко контрастной, с определенным членением.
То же касается развивающей части: она может ограничиваться транспонированным вариантом ГП, но не исключено предвосхищение настоящей классической разработки. Развитию могут подвергаться различные темы экспозиции, при этом часто порядок их следования не нарушается (так называемая «разработанная экспозиция»). Реприза, как правило, неполная, начинается с ПП в главной тональности.