Файл: Синельникова_Муз. форма. от 15.01.14.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.05.2024

Просмотров: 619

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры Российской Федерации

Содержание

5.Контрольно-измерительные материалы

6.Список рекомендуемой литературы

7. Учебно-справочные материалы

Введение

Тематический план для студентов очной формы обучения

Тематический план для студентов заочной формы обучения

2. Учебно-теоретические материалы

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

1.3. Музыкальный язык и его структура.

1.4. Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

2.1. Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм.

2.2 Период

Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.

2.4.Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма

2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

2.7. Разновидности простых и сложных форм

2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию

2.9. Жанрово-характерные вариации

2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма

2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

2.12. Рондо в XIX и XX веках

2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма

2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.

2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната

2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы.

2.17. Контрастно-составные формы

2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа

2.19. Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл

2.20. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Раздел 3. История музыкальных форм и жанров

3.1. Музыкальные формы и жанры культовой монодии западноевропейского средневековья. Жанры и формы русского знаменного распева

3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения

Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко

4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко

4.2. Период типа развертывания и барочная одночастная форма. Малые формы эпохи барокко. Барочные двухчастная, трехчастная и многочастная формы

4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко

4.4. Вариации и хоральные обработки

4.5. Куплетное рондо

4.6. Концертная форма

4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма

4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Тема 5. Музыкальные формы в музыке XX века

3. Учебно-практические материалы

3.1. Описания семинарских занятий

Семинар 1 (2 часа) Тема: Основы музыкального формообразования

Семинар 2 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: малые формы

Семинар 3 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: крупные формы

Семинар 4 (2 часа) Тема: Эволюция классических музыкальных форм в музыке XIX-XX века. Формы романтического типа

Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения

Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко

3.2. Задания для практической работы студентов

Примерные задания для практической работы по темам курса:

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

Тема 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

Тема 1.2. Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

Тема 1.3 Музыкальный язык, его структура (Практическое занятие – 1 час)

Тема 1.4 Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры.

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

Тема 2.1 Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм

Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.3. Простые («песенные формы»). Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма

Тема 2.4 Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

Тема 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).

Тема 2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.

Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.

Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках

Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.

Тема 2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы

Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).

Тема 2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа.

Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.

Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Тема 4.3. Составные (сложные) и контрастно-составные формы эпохи барокко. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.5. Куплетное рондо

Тема 4.6. Концертная форма

Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

Тема 4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века

4. Учебно-методические материалы по курсу

4.1. Методические указания для студентов

4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения

4.1.2. План анализа музыкальной формы

4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения

4.2. Методические рекомендации для преподавателей

4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости

4.2.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

5. Контрольно-измерительные материалы

5.1. Вопросы для текущего контроля

5.1.1. Контрольные вопросы

5.1.2. Задания в тестовой форме (варианты 1 и 2)

5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения

5.3. Вопросы к экзамену

6.Список рекомендуемой литературы

6.1. Основная литература

6.2. Дополнительная литература

6.3. Интернет-ресурсы

7. Учебно-справочные материалы

7.1 Словарь музыкальных форм и жанров

7.2. Список ключевых слов

Приложение

Аналитический этюд

Л. Бетховен Фортепианная соната op. 2 №3 c-durI часть

(Целостный анализ)

AdagioE-dur

ScherzoAllegroG-dur

C-dur Allegro assai

4.6. Концертная форма

План лекции:

А. Концертная форма каквоплощение эстетики барокко: определение, применение, классификация.

В. Харктеристика темы-ритурнеля.

С. Характеристика интермедий (эпизодов).

Концертная форма – наиболее крупная неполифоническая форма эпохи барокко; форма, основанная на противопоставлении главной темы (ритурнеля) и интермедий, построенных на новом тематическом материале или разработке мотивов главной темы. Гомофонный, гомофонно-полифонический склад концертной формы. Основной принцип сложения формы – отсутствие строго установленного типа строения. Принципы концертной формы как воплощение эстетики барокко: игровое начало – принцип концертирования; плюралистичность – многочастность, многосоставность (полимотивность) тематизма; антитетичность – контраст (tutti–solo); эмблематичность – программность; тенденции антиканонизации – форма как принцип, количество частей и схема вариативны; смешение жанров и стилей – взаимодействие с другими композиционными принципами; теоцентризм, круг как символ божественного совершенства – принцип «кругового обхода» тональностей первой степени родства. Варианты названия формы, отражающие разный подход к ее определению – структурный и жанровый: рондо-вариативная (В. Протопопов), модуляционное рондо (Скребков), концертная форма (Ю. Холопов).

Применение концертной формы: первые части и финалы концертов для солирующих инструментов с оркестром и без оркестра, concertogrosso; иногда – в качестве оркестрового варианта вступительной части кантат; изредко – в прелюдиях и других пьесах для органа и клавира (самостоятельных или входищих в сюиту), в ансамблевых и сольных сонатах; исключительно – медленные части концертов (Бах Бранденбургский концерт №5 D-dur, II ч.; Соната для органа №5 C-dur, II ч.); своеобразное применение – в ариях для голоса с оркестром.

Суть концертной формы – противостояние главной относительно устойчивой темы, проводимой в разных тональностях, менее устойчивым интермедиям. Что подчеркивается тембродинамическими эффектами – контрастом tuttiи solo. Свободная интерпретация композиторами общего типа структуры. Особенность строения первых, частей, сочетание полифонических принципов развертывания с гомофонно-гармоническими. Подчинение общего тонального плана основополагающей барочной формуле замкнутого круга «T – D – S – T», которая реализуется в тональностях разных ступеней с разной степенью детализации, хотя встречаются исключения (T – S – D – T; T – D – III – II – S–T).


Два типа концертной формы по классификации Ю. Холопова: альтернативный тип, разработочный тип, форма da capo (он же обозначает разделы концертной формы Т – тема и И – интермедия, уподобляя ее форме фуги). Альтернативный тип: преобладает у Вивальди, четко выраженные специальные композиционные функции рефрена и эпизодов (близость распространенной в эпоху барокко форме модуляционного или вариативного рондо, в котором рефрен проводится в различных тональностях), ярко выраженные цезуры между разделами. Разработочный тип: преобладает у И.С. Баха, взаимообмен, взаимоперетекаемость композиционных функций, слабые цезуры, границы между разделами размыты.

Тема (ритурнель) – замкнутое каденцией построение разной протяженности и структуры, основной образ: мотивная сложенность; массивность звучания за счет оркестрового tutti, либо фактурных средств (в концертах для одного инструмента); тональные и структурные изменения при последующих проведениях с сохранением гармонической устойчивости в целом; характер изложения – гомофонно-полифонический. Разнообразные структурные варианты ритурнеля: большое предложение, период типа развертывания, барочная двухчастная или трехчастная форма, фугато, изредко – миниатюрная концертная форма (если внутри темы-ритурнеля есть сольные фрагменты интермедийного характера:Бах Концерт для клавира с оркестром d-moll,III ч.). Тематическая (мотивная) определенность и стабильность темы в баховских концертах, но необязательность этого условия в концертах предшественников (Вивальди). Различная степень сокращения при последующих проведениях вплоть до ядра или нескольких тактов (часто – изложение не начального, а заключительного фрагмента из 2-4 тактов).

Интермедия (эпизод) – неустойчивая модулирующая часть формы между проведениями темы-ритурнеля, принципиально отличная от нее, оттеняющая тему в теброфактурном, гармоническом и структурном отношениях. Гармоническое строение: ходообразность, тональная неустойчивость с различным окончанием чаще в тональности следующего проведения ритурнеля (половинная, полная, либо вторгающаяся каденция, бескаденционный переход). Разная степень самостоятельности тематического материала интермедий: от новой темы до буквального цитирования ритурнеля. Очень различная протяженность интермедий. Разный уровень контраста между интермедиями. Возможность следования двух интермедий подряд.

Группировка частей и форма второго плана.



4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма

План лекции:

А. Старинная сонатная форма: определение, классификация.

В. Барочная сонатная форма.

С. Предклассическая сонатная форма.

Старинная сонатная форма – форма, в которой есть тональный контраст тем, но отсутствует тематический контраст и интенсивное развитие, характерные для классической сонатной формы.Два исторических вида доклассической сонатной формы: старинная барочная типа развертывания (И.С. Бах, Гендель, Телеман и др.) и предклассическая (Д. Скарлатти, Мартини, Тартини, Галуппи и др.). Два структурных вида – двухчастная (1-я – экспозиция, 2-я – разработка-реприза) и трехчастная (1-я – экспозиция, 2-я – разработка. 3-я – реприза). Классификация по числу тем: однотемная и разнотемная. Сфера применения: прелюдии, алеманды, куранты, старинные сонаты.

1. Барочная сонатная форма типа развертывания. Ее генетическая связь с ма­лыми формами (особенно со старинной двухчастной), от которых отличается выраженной доминантовой зо­ной (в первой части) и последующей транспозицией ее материала в главную тональность. Черты малых форм в старинной сонатной форме: тематическая однородность, преодоление метрической регулярности, неравномерность разделов. Область применения: сюитные танцы, части сонат, прелюдии, части сонат.

Принцип структуры экспозиции: «ядро (главная партия) – развертывание (связующая партия) – каданс (побочная партия)». Характеристика ГП – основного интонационно-тематического материала: размеры (4 – 8 тт.), структура (предложение, период, барочная одночастная форма), наличие заключительной каденции. Характеристика СП: рыхлость структуры, различная протяженность, чаще – на материале ГП, или общие формы движения, нередко с включением доминантового предыкта. Характеристика ПП: доминантовая тональность (тональность параллели для мино­ра), бесконтрастность по отношению к ГП, рыхлость структуры.

Развивающая часть – этап развертывания, но исходя­щий из материала экспозиции: отсутствие собственно разработочного развития, направление в субдоминантовую область, далее–к доминанте главной тональности. Реприза обычно неполная –транспозиция в главную тональность ПП. Объединение репризы с развивающей частью в один раздел, вследствие чего композиция сонатной формы оказывается двухчастной. Изредка реприза полная, но с пропуском СП(менуэт, жига из клавирной сюиты Ж.Б.Люлли g-moll) и с некоторыми изменениями ГП и ПП. Отсутствие коды.


2. Предклассическая сонатная форма в творчестве Д. Скарлатти и других итальянских композиторов. Предвосхищение сонатной формы классического времени. Функ­циональная ясность разделов, возможные тематические контрасты, метрическая регулярность, квадратность.

Экспозиция делится пополам на сферы ГП/СП и ПГ/ЗП. Гомофонно-гармоническая направленность ГП, мотивная повторность, возмож­ны интонационные контрасты. СП – продолжение по материалу ГП, но может быть и обновленной; тональное движение к ПП различно по сложности. Большая самостоятельность ПП, чем в барочной форме, чаще ее тематическая контрастнность, вплоть до включения двух тем; кроме доминантовой тональности в ПП возможна другая; рыхлость структуры. В ЗП не исключен новый материал. Диапазон различий: от однотемной, неотчетливо раз­граниченной на традиционные разделы экспозиции, до ярко контраст­ной, с определенным членением.

То же касается развивающей части: она может ограничиваться транспонированным вариантом ГП, но не исключено предвосхищение настоящей классической разработки. Развитию могут подвергаться раз­личные темы экспозиции, при этом часто порядок их следования не нарушается (так называемая «разработанная экспозиция»). Реприза, как правило, неполная, начинается с ПП в главной то­нальности.