Файл: Синельникова_Муз. форма. от 15.01.14.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.05.2024

Просмотров: 523

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры Российской Федерации

Содержание

5.Контрольно-измерительные материалы

6.Список рекомендуемой литературы

7. Учебно-справочные материалы

Введение

Тематический план для студентов очной формы обучения

Тематический план для студентов заочной формы обучения

2. Учебно-теоретические материалы

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

1.3. Музыкальный язык и его структура.

1.4. Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

2.1. Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм.

2.2 Период

Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.

2.4.Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма

2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

2.7. Разновидности простых и сложных форм

2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию

2.9. Жанрово-характерные вариации

2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма

2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

2.12. Рондо в XIX и XX веках

2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма

2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.

2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната

2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы.

2.17. Контрастно-составные формы

2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа

2.19. Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл

2.20. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Раздел 3. История музыкальных форм и жанров

3.1. Музыкальные формы и жанры культовой монодии западноевропейского средневековья. Жанры и формы русского знаменного распева

3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения

Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко

4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко

4.2. Период типа развертывания и барочная одночастная форма. Малые формы эпохи барокко. Барочные двухчастная, трехчастная и многочастная формы

4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко

4.4. Вариации и хоральные обработки

4.5. Куплетное рондо

4.6. Концертная форма

4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма

4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Тема 5. Музыкальные формы в музыке XX века

3. Учебно-практические материалы

3.1. Описания семинарских занятий

Семинар 1 (2 часа) Тема: Основы музыкального формообразования

Семинар 2 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: малые формы

Семинар 3 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: крупные формы

Семинар 4 (2 часа) Тема: Эволюция классических музыкальных форм в музыке XIX-XX века. Формы романтического типа

Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения

Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко

3.2. Задания для практической работы студентов

Примерные задания для практической работы по темам курса:

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

Тема 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

Тема 1.2. Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

Тема 1.3 Музыкальный язык, его структура (Практическое занятие – 1 час)

Тема 1.4 Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры.

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

Тема 2.1 Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм

Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.3. Простые («песенные формы»). Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма

Тема 2.4 Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

Тема 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).

Тема 2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.

Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.

Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках

Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.

Тема 2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы

Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).

Тема 2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа.

Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.

Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Тема 4.3. Составные (сложные) и контрастно-составные формы эпохи барокко. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.5. Куплетное рондо

Тема 4.6. Концертная форма

Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

Тема 4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века

4. Учебно-методические материалы по курсу

4.1. Методические указания для студентов

4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения

4.1.2. План анализа музыкальной формы

4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения

4.2. Методические рекомендации для преподавателей

4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости

4.2.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

5. Контрольно-измерительные материалы

5.1. Вопросы для текущего контроля

5.1.1. Контрольные вопросы

5.1.2. Задания в тестовой форме (варианты 1 и 2)

5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения

5.3. Вопросы к экзамену

6.Список рекомендуемой литературы

6.1. Основная литература

6.2. Дополнительная литература

6.3. Интернет-ресурсы

7. Учебно-справочные материалы

7.1 Словарь музыкальных форм и жанров

7.2. Список ключевых слов

Приложение

Аналитический этюд

Л. Бетховен Фортепианная соната op. 2 №3 c-durI часть

(Целостный анализ)

AdagioE-dur

ScherzoAllegroG-dur

C-dur Allegro assai

Хорал (нем. choral). Первоначально хоралом называлось григорианское одноголосное церковное песнопение; позже наименование закрепилось за лютеранскими песнопениями. Мартин Лютер, стремившийся к тому, чтобы все прихожане принимали участие в богослужении, ввел в него гимны, пригодные для общинного пения. Таким образом, хорал – как отдельное песнопение и как часть более крупной композиции – стал центром протестантской литургии. Музыкальными источниками хорала являлись: а) церковные песнопения, существовавшие до Реформации; б) светские песни; в) заново сочиненные мелодии с текстами, среди которых наиболее известен реформаторский гимн «Ein' feste Burg ist unser Gott» («Твердыня крепкая наш Бог»). Почти все немецкие мастера XVI, XVII и начала XVIII вв. обрабатывали хоральные мелодии. Хоралы лежат в основе и других богослужебных композиций, среди которых: 1) хоральная прелюдия – органная пьеса, основанная на мелодии хорала и служившая вступлением к общинному пению; 2) хоральная фантазия – органная пьеса, развивающая мелодию хорала в импровизационной манере; 3) хоральная партита – масштабное инструментальное произведение на тему хорала; 4) хоральный мотет – развернутое хоровое произведение; 5) хоральная кантата – крупное произведение для хора, солистов и оркестра с использованием мелодий лютеранских гимнов. Наиболее совершенные хоральные композиции из дошедших до нас принадлежат М. Преториусу и И.С.Баху. 

Чакона (исп. chaconа, итал. Ciaconna– всегда то же). По происхождению – медленный трехдольный танец; позже – сочинение, основанное на варьировании basso continuo либо мелодической линии (или аккордовой последовательности) в басовых голосах (basso ostinato). Чакона очень близка пассакалье. И та и другая впервые появляются в началеXVII в. в произведениях для клавишных инструментов. В настоящее время существует тенденция относить наименование «чакона» к любым вариациям на неизменную аккордовую последовательность, но такое суженное представление не соответствует историческому значению термина. 

Шансон (франц. chanson, «песня»; в русском языке термин «шансон» женского рода и не склоняется). Так называют не только песни, но и инструментальные пьесы в вокальном стиле. В светской музыке Франции существовал ряд разновидностей шансон: 1) песни средневековых трубадуров и труверов; 2) танцевальные песни XIV в. (Г/ де Машо); 3) полифонические многоголосные хоры XV и XVI вв. (Ж. Беншуа и Г. Дюфаи, Й. Окегем, Я. Обрехт, Ж. Депре); этот жанр достигает вершин своего развития во французском варианте итальянского ренессансного мадригала (К. Жаннекен, О. Лассо, Т. Крекийон). Позже наименование «шансон» могло относиться к короткой строфической песне популярного типа или к французскому романсу для голоса с фортепианным аккомпанементом, аналогичному немецкой Lied (Дебюсси, Форе, Равель, Пуленк). Современные эстрадные французские песни тоже называются шансон.


Экспромт (лат. expromptus от глагола expromo, «выкладываю», «обрушиваю»; франц. impromtu). Значение латинского слова предполагает, что экспромт – пьеса, сочиненная под влиянием данной минуты, данной ситуации. В фортепианной литературе XIX в. это небольшие пьесы произвольной формы, необязательно импровизационного характера. Например, экспромты Шуберта (ор. 90) или Шопена (ор. 29, 36) имеют четкую, преимущественно трехчастную, структуру. 

Энсалада («салат») – в Испании XVI века музыкальная пьеса, построенная по тому же принципу, что и кводлибет. Самые известные образцы жанра принадлежат М. Флече-старшему. В Латинской Америке XVI – XVIII веков термином «энсаладилья» (ensaladilla,уменьш. от энсалады) называли вильянсико, составленное из мелодий других вильянсико.

Эстампи или эстампи́да (франц. estampie, лат. stantipes) – жанр средневековой (одноголосной) вокальной, а также инструментальной музыки преимущественно танцевального характера. Каждая поэтическая строфа состояла, как правило, из двух стихов, завершаемых короткими рефренами. Каждая музыкальная «строфа» – из двух одинаковых по музыке разделов с различающимися клаузулами (каденциями), называемыми «открытой» и «закрытой». Такие строфы (или стихи), образующие важнейшие отделы или «пункты» целостнойтекстомузыкальной формы. В инструментальных эстампидах рефрен (небольшая музыкальная фраза) кочует из строфы в строфу, завершая очередной «пункт». Как и в других жанрах менестрельной музыки средневековья, мелодический остов эстампиды от строфы к строфе украшался многочисленными орнаментами, вследствие исполнительской (инструментальной)импровизации. Одноголосная эстампида скорее всего исполнялась с добавлением бурдона(например, в виде сопранового и басовогоорганного пункта).

Этюд (франц. etude, «изучение»). Пьеса для освоения и совершенствования какого-либо технического приема: исполнение стаккато, октав, двойных нот (на струнных инструментах), приема «двойного или тройного язычка» (на духовых инструментах) и т.д. В XIX в. получает широкое распространение концертный этюд (особенно в фортепианной литературе). В данном жанре отработка какого-либо технического приема сочетается с самостоятельной художественной ценностью музыки. Блестящие концертные этюды сочиняли Шопен, Шуман и Лист. Предшественницей концертной формы жанра можно считать токкату XVII–XVIII вв., в которой особую роль играл чисто виртуозный элемент.



7.2. Список ключевых слов

Акт

Алеаторика

Алеманда

Альба

Аллюзия

Антифон

Антракт

Ария

Ариетте

Ариозо

Артикуляция

Архитектоника

Балет

Баллада

Баллата

Бар форма

Барокко

Бассо остинато

Вариантность

Вариационность

Вилланелла

Виреле

Вступление

Гетерофония

Гомофония

Действие

Декламация

Динамика

Драма

Драматургия

Дробление

Додекафония

Жанр музыкальный

Жига

Звуковысотность

Золотое сечение

Имитация

Импровизация

Инвенция

Интонация

Каватина

Каденция

Кантилена

Канон

Картина

Качча

Квартет

Клавир

Кластер

Кода

Коллаж

Композиция

Контраст

Конфликт

Концерт

Кончерто гроссо

Кульминация

Куплет

Купюра

Куранта

Лауда

Лейтгармония

Лейтинтонация

Лейтмотив

Лейттембр

Либретто

Лирика

Литургия

Лэ

Мадригал

Медитативность

Мелодия

Менуэт

Метр

Метрический восьмитакт

Месса

Миниатюра

Минимализм

Модальность

Модуляция

Монодия

Монолог

Монтаж

Мотив

Мотет

Музыка конкретная

Музыка электронная

Музыка пространственная

Мышление музыкальное

Ноктюрн

Опера

Опус

Органный пункт

Орнаментика

Отклонение

Пассакалия

Пантематизм

Партитура

Паттерн


Период

Песня

Полистилистика

Полифония

Попевка

Построение

Поэма

Предложение

Прелюдия

Прогрессия ритмическая

Процессуальность

Псалмодия

Пуантилизм

Раздел

Развитие сквозное

Разработка

Разработка мотивная

Рапсодия

Реквием

Реприза

Рефрен

Речитатив

Ритм

Риторика музыкальная

Ритурнель

Романс

Романтизм

Рондо

Ряд

Сарабанда

Сериальность

Серийность

Серия

Симметрия

Симфония

Симфонизм

Скерцо

Склад

Содержание музыкальное

Соната

Сонор

Сонорика

Сонористика

Сопрано остинато

Сопряжение динамическое

Стиль в музыке

Стихира

Строфа

Структура

Суммирование

Сцена

Сценарий

Сюита

Театр инструментальный

Тема

Тема-комплекс

Тематизм

Темп

Техника

Тип изложения

Токката

Тональность

Тональность диссонатная

Тональность расширенная

Тональность хроматическая

Транскрипция

Трио

Увертюра

Фактура

Фантазия

Фигурация

Форма крупная

Форма малая

Форма музыкальная

Форма тексто-музыкальная

Формульность

Фраза

Фроттола

Фуга

Фугато

Фугетта

Функция

Хеппенинг

Ход

Хорал

Хорал григорианский

Хорал протестантский

Цезура

Цикл

Цитата

Чакона

Часть

Экспозиция

Эпизод

Эпос

Эстампи

Этюд

Язык музыкальный

Приложение