Файл: Синельникова_Муз. форма. от 15.01.14.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.05.2024

Просмотров: 685

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры Российской Федерации

Содержание

5.Контрольно-измерительные материалы

6.Список рекомендуемой литературы

7. Учебно-справочные материалы

Введение

Тематический план для студентов очной формы обучения

Тематический план для студентов заочной формы обучения

2. Учебно-теоретические материалы

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

1.3. Музыкальный язык и его структура.

1.4. Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

2.1. Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм.

2.2 Период

Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.

2.4.Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма

2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

2.7. Разновидности простых и сложных форм

2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию

2.9. Жанрово-характерные вариации

2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма

2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

2.12. Рондо в XIX и XX веках

2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма

2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.

2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната

2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы.

2.17. Контрастно-составные формы

2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа

2.19. Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл

2.20. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Раздел 3. История музыкальных форм и жанров

3.1. Музыкальные формы и жанры культовой монодии западноевропейского средневековья. Жанры и формы русского знаменного распева

3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения

Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко

4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко

4.2. Период типа развертывания и барочная одночастная форма. Малые формы эпохи барокко. Барочные двухчастная, трехчастная и многочастная формы

4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко

4.4. Вариации и хоральные обработки

4.5. Куплетное рондо

4.6. Концертная форма

4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма

4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Тема 5. Музыкальные формы в музыке XX века

3. Учебно-практические материалы

3.1. Описания семинарских занятий

Семинар 1 (2 часа) Тема: Основы музыкального формообразования

Семинар 2 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: малые формы

Семинар 3 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: крупные формы

Семинар 4 (2 часа) Тема: Эволюция классических музыкальных форм в музыке XIX-XX века. Формы романтического типа

Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения

Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко

3.2. Задания для практической работы студентов

Примерные задания для практической работы по темам курса:

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

Тема 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

Тема 1.2. Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

Тема 1.3 Музыкальный язык, его структура (Практическое занятие – 1 час)

Тема 1.4 Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры.

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

Тема 2.1 Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм

Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.3. Простые («песенные формы»). Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма

Тема 2.4 Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

Тема 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).

Тема 2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.

Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.

Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках

Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.

Тема 2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы

Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).

Тема 2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа.

Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.

Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Тема 4.3. Составные (сложные) и контрастно-составные формы эпохи барокко. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.5. Куплетное рондо

Тема 4.6. Концертная форма

Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

Тема 4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века

4. Учебно-методические материалы по курсу

4.1. Методические указания для студентов

4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения

4.1.2. План анализа музыкальной формы

4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения

4.2. Методические рекомендации для преподавателей

4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости

4.2.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

5. Контрольно-измерительные материалы

5.1. Вопросы для текущего контроля

5.1.1. Контрольные вопросы

5.1.2. Задания в тестовой форме (варианты 1 и 2)

5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения

5.3. Вопросы к экзамену

6.Список рекомендуемой литературы

6.1. Основная литература

6.2. Дополнительная литература

6.3. Интернет-ресурсы

7. Учебно-справочные материалы

7.1 Словарь музыкальных форм и жанров

7.2. Список ключевых слов

Приложение

Аналитический этюд

Л. Бетховен Фортепианная соната op. 2 №3 c-durI часть

(Целостный анализ)

AdagioE-dur

ScherzoAllegroG-dur

C-dur Allegro assai

Часто – вариационные изменения в куплетах. С усилением вариационных изменений появляются соответственно: куплетно-вариационная, куплетно-вариантная (вариантно-строфическая), строфическая формы. Две последние приближаются к сквозной. Куплетно-вариационная: сходство с куплетной, варьирование незначительное, преимущественно связанное с изменениями фактуры аккомпанемента. Куплетно-вариантная – существенные преобразования не только фактуры и характера сопровождения, но и самой мелодии, ее характера и интонационного содержания. Неизменным или почти неизменным может оставаться только начало куплета.

Строфическая – форма, которая состоит из ряда частей – разделов, соответствующих разделам-строфам поэтического текста и различных по музыке (объединяет некоторое интонационное, ритмическое родство).

Сквозная форма, основанная на принципе непрерывного обновления музыкального материала или его сквозном развитии (в соответствии с движениями текста, его сюжетной и психологической линией). Сквозная форма способна отразить детали поэтического текста; широко используются картинно-живописные возможности музыки. Представлена в жанре романтической баллады. Обусловленность музыкального развития и особенностей организации сквозной формы степенью детализации отражения в музыке поэтического текста. Композиционное многообразие сквозных форм, их индивидуальность. Средства композиционного единства сквозных форм. Разновидности: 1) сквозная строфическая – подход к тексту наименее детализирован, музыка в пределах раздела сохраняет единый образ, обобщающий характер строфы в целом; 2) сквозная нестрофическая – принцип последования коротких, разомкнутых музыкальных построений как результат более детального следования за текстом (текст авсd, музыка авсd).

Особенности использования в вокальной музыке отдельных типовых форм инструментальной музыки: периоды, простые двух- и трехчастные формы, рондо, сонатная форма. Типичность для вокальной музыки простой трехчастной формы без тематической репризы и сложной двухчастной формы.

Вокальный цикл.Внутреннее драматургическое единство, развитие определенной идеи в вокальном цикле. Принцип контраста как основа расположения частей (романсов и песен) в цикле. Типы вокальных циклов: сборник, цикл-сюита, лирический цикл-дневник, цикл с развитым психологическим сюжетом. Сюжетный и бессюжетный вокальный цикл; одноплановый или многоплановый по тематике (портреты, зарисовки, сценки). Циклы на народные тексты или авторские, близкие им по стилю. Вокально-симфонические варианты камерных вокальных циклов. Инструментальный тематизм в вокальном цикле, его функции. Драматургическая функция отдельных частей, роль кульминаций. Значение контраста. Сквозное развитие от песни к песне, направленность к основной кульминации. Музыкальное единство цикла. Сквозное тематическое развитие, жанровые, структурные связи; ладотональная организация; фактурные, тембровые переклички.



2.20. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

План лекции:

А.Опера: определение, общие особенности оперных форма..

В. Жанровые виды опер.

С. Общие вопросы оперной композиции и драматургии.

D.Основные композиционные элементы оперы: сольные номера, ансамбли и хоры, нструментальная музыка.

E. Музыкально-хореографические формы. Балет: определение история жанра.

F. Жанрово-историческая типология балетов. Композиция и драматургия.

G. Классические музыкально-танцевальные формы академического большого балета.

Н. Хореодрама XX века.

Опера – синтетический жанр, включающий музыку, сценическое действие, слово, актерскую игру, балет, декорации, костюмы и другие компоненты. Главнейшие составляющие синтеза: музыка и драма.

Особенности оперных форм – влияние на музыку не только текста, но и сценического действия. В опере находят применение и малые вокальные формы типа песни, романса, всевозможная танцевальная музыка, крупные инструментальные формы (увертюра, антракты), любые формы и жанры (арии, хоры), встречающиеся в ораториях и кантатах. В то же время все они в опере подчинены закономерностям оперной драматургии, оперной формы.

Жанровые виды опер, сложившиеся на протяжении истории ее развития: «dramapremusica», итальянские оперы seria и buffa, лирическая трагедия, «большая парижская опера», немецкий зингшпиль, французская комическая опера, «народная музыкальная драма» (М. Мусоргский «Борис Годунов», «Хованщина»), камерная опера XIX-XX веков (Н. Римский-Корсаков «Моцарт и Сальери», И. Стравинский «Мавра») опера-балет (Н. Римский-Корсаков «Млада»), моноопера XX века (Ф. Пуленк «Человеческий голос»), хоровая опера (Р. Щедрин «Боярыня Морозова»), опера для концертной сцены (Р. Щедрин «Очарованный странник»), рок-опера (Л. Уэббер «Иисус Христос – суперзвезда», А. Рыбников «Юнона и Авось»), мюзикл (Л. Бернстайн «Вестсайдская история»), киноопера.

Общие вопросы оперной композиции и драматургии. Основные типы опер по их структуре: опера номерного типа, опера сквозного развития, смешанный тип. Общие закономерности драмы в опере: идея, сюжет, действие и контрдействие, главное действие и фон, драматургические этапы, сценические арки. Составляющие оперного спектакля: акт, картины, сцены, номера. Композиционные структуры специфического оперного типа. Свободно трактованные типовые инструментальные формы. Для композиции оперы существен следующий ряд моментов: 1) сюжет и либретто; 2) вокальная сторона; 3) драматургия, соотношение непрерывности и расчлененности на отдельные законченные номера; 4) существенная роль оркестра, функции оркестра: а) сопровождение вокальной мелодии (оркестровое сопровождение должно усиливать эффект вокальной партии); б) самостоятельная роль оркестра: 5) «отстраняющие эпизоды»: своеобразные интермедии, дающие разрядку напряжения и не содержащие развития основной линии действия. Примеры отстраняющих эпизодов».


Разграничение опер по типу драматургии: лирическая, эпическая, драма, комическая. Нехарактерность типов драматургии в чистом, несмешанной виде. Уровни композиционной организации оперы: 1) высший композиционный уровень – вся опера; 2) средний уровень – акт, картина, сцена; 3) низший уровень – отдельный номер (ария, ансамбль, хор).На уровне отдельных номеров господствуют музыкальные закономерности. На уровнях среднем и высшем, музыка непременно взаимодействует с драмой; здесь и складываются специфические «оперные формы».Музыкальные принципы организации оперы в целом: действие и контрдействие, главное действие и фон, повторность сценических комплексов и положений. Ведущая роль сценических повторов и музыкальных повторов (тематических, интонационных): сценические «арки», реминисценции, лейтмотивность. Роль сквозного тематизма. Тональная драматургия. Драматургические этапы: экспозиция, завязка конфликта, развитие основного конфликта, кульминация, развязка.

Основные композиционные элементы оперы. Сольные номера. Речитатив: предназначение, связь с действием; специфика структуры. Типы речитативов: secco и accompaniato. Sprechstimme как особый вид вокализации текста. Ария:определение, типы арий, драматургическое положение арии в опере, формы арий, включение речитатива в арию. Ариозо: определение, предназначение, простые формы. Ариетта: определение, простые формы, небольшие размеры. Каватина: определение, типмелодии, строение. Песня: соотношение песни с драматической ситуацией, разновидностипесенных жанров в опере (серенада, застольная, колыбельная, плач, куплеты, канцона идр.). Романс, баллада.

Ансамбли. Типы ансамблей по числу участников. Типы ансамблей по драматургическим функциям: ансамбли-диалоги; ансамбли-согласия; ансамбли-финалы,связанные с действием; ансамбли-«состояния», не связанные с внешним действием; ансамбли, связанные с различными планами действия. Формы ансамблевых номеров.

Хоры. Роль хора в драматургии оперы: хоровые сцены сквозного развития; хоры ораториального типа, вынесенные за рамки действия; хор-песня; хор как декоративно-фоновый элемент; хор в значении основного действующего лица. Исполнительские хоровые составы: смешанный, мужской, женский, детский. Формы хоровых номеров.

Инструментальная музыка в опере. Роль оркестра в опере: сопровождение вокальной мелодии, изобразительная роль, функция комментария, характеризует сценическую ситуацию и эмоциональное состояние героев, раскрытие подтекста, развитиеосновного конфликта оперы. Оркестровые номера: увертюра (вступление или интродукция), антракт, инструментальные номера в составе действия, включение танцев,шествий, маршей.


Музыкально-хореографические формы балета.Балет – искусство прекрасного движения. Балетный спектакль – синтетический жанр, включающий хореографию (танец, жест, пантомима, мимика), музыку, декорации, костюмы, освещение, драматическое действие, мизансцены, иногда – пение, кинокадры. Балет как вид искусства, эстетика, контрапункт музыки и хореографии. История жанра: утверждение балета как самостоятельного вида зрелища – 1581 год, «Комедийный балет королевы» с декламацией и пением (Париж); хореографический спектакль 60-х годов XVIII века как результат реформы Новера; романтический балет XIX века – важнейший этап развития жанра.

Жанрово-историческая типология балетов: балет-драма Ж.Ж. Новера, романтический балет (А. Адан. «Жизель», Ч. Пуни и Ж. Перро «Эсмеральда»), академический балет (П. Чайковский и М. Петипа «Лебединое озеро», «Спящая красавица», А. Глазунов и М. Петипа «Раймонда»), симфоническая балетная драма (И. Стравинский и М. Фокин «Петрушка»), неоклассический балет (И. Стравинский и Дж. Баланчин «»Агон», «Игра в карты»), хореодрама (С. Прокофьев и Л. Лавровский «Ромео и Джульетта»), «тотальный театр» М. Бежара. Синтетические жанры: симфонический балет и хореодрама (Р. Щедрин и М. Плисецкая «Чайка», «Дама с собачкой»).

Идея, драматургия балетного спектакля. Структура балетного спектакля. Различие балетов многоактных, одноактных, балетные и концертные миниатюры. Масштабные уровни: весь балет, один акт, картина или сцена, танцевальная сюита, отдельный номер. Классические музыкально-танцевальные формы академического балета. Музыка и хореография в симфонической балетной драме и хореодраме XX века.

Классические музыкально-танцевальные формы академического большого балета: классическая и характерная сюита. Классическая сюита: вступление (entre), адажио, вариации, кода. Разновидности классической сюиты в зависимости от состава ансамбля: па-де-де, па-де-труа, па-де-катр, па-де сенк, па-де-сис, гран-па.

Хореодрама XX века. Хореографический спектакль, в основе которого соединения танца и пантомимы: танцевальная пантомима, индивидуальная хореография и ее действенный характер, кордебалет как действующая масса, индивидуальные пластические портреты героев, драматическая актерская игра артистов балета, мировая литературная классика как сюжетная основа («Ромео и Джульетта» Прокофьева, «Бахчисарайский фонтан» и «Кавказский пленник» Асафьева, «Спартак» Хачатуряна, «Чайка» и «Дама с собачкой» Щедрина).