Файл: Синельникова_Муз. форма. от 15.01.14.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.05.2024

Просмотров: 547

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры Российской Федерации

Содержание

5.Контрольно-измерительные материалы

6.Список рекомендуемой литературы

7. Учебно-справочные материалы

Введение

Тематический план для студентов очной формы обучения

Тематический план для студентов заочной формы обучения

2. Учебно-теоретические материалы

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

1.3. Музыкальный язык и его структура.

1.4. Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

2.1. Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм.

2.2 Период

Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.

2.4.Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма

2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

2.7. Разновидности простых и сложных форм

2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию

2.9. Жанрово-характерные вариации

2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма

2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

2.12. Рондо в XIX и XX веках

2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма

2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.

2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната

2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы.

2.17. Контрастно-составные формы

2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа

2.19. Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл

2.20. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Раздел 3. История музыкальных форм и жанров

3.1. Музыкальные формы и жанры культовой монодии западноевропейского средневековья. Жанры и формы русского знаменного распева

3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения

Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко

4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко

4.2. Период типа развертывания и барочная одночастная форма. Малые формы эпохи барокко. Барочные двухчастная, трехчастная и многочастная формы

4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко

4.4. Вариации и хоральные обработки

4.5. Куплетное рондо

4.6. Концертная форма

4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма

4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Тема 5. Музыкальные формы в музыке XX века

3. Учебно-практические материалы

3.1. Описания семинарских занятий

Семинар 1 (2 часа) Тема: Основы музыкального формообразования

Семинар 2 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: малые формы

Семинар 3 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: крупные формы

Семинар 4 (2 часа) Тема: Эволюция классических музыкальных форм в музыке XIX-XX века. Формы романтического типа

Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения

Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко

3.2. Задания для практической работы студентов

Примерные задания для практической работы по темам курса:

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

Тема 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

Тема 1.2. Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

Тема 1.3 Музыкальный язык, его структура (Практическое занятие – 1 час)

Тема 1.4 Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры.

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

Тема 2.1 Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм

Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.3. Простые («песенные формы»). Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма

Тема 2.4 Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

Тема 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).

Тема 2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.

Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.

Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках

Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.

Тема 2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы

Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).

Тема 2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа.

Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.

Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Тема 4.3. Составные (сложные) и контрастно-составные формы эпохи барокко. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.5. Куплетное рондо

Тема 4.6. Концертная форма

Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

Тема 4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века

4. Учебно-методические материалы по курсу

4.1. Методические указания для студентов

4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения

4.1.2. План анализа музыкальной формы

4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения

4.2. Методические рекомендации для преподавателей

4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости

4.2.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

5. Контрольно-измерительные материалы

5.1. Вопросы для текущего контроля

5.1.1. Контрольные вопросы

5.1.2. Задания в тестовой форме (варианты 1 и 2)

5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения

5.3. Вопросы к экзамену

6.Список рекомендуемой литературы

6.1. Основная литература

6.2. Дополнительная литература

6.3. Интернет-ресурсы

7. Учебно-справочные материалы

7.1 Словарь музыкальных форм и жанров

7.2. Список ключевых слов

Приложение

Аналитический этюд

Л. Бетховен Фортепианная соната op. 2 №3 c-durI часть

(Целостный анализ)

AdagioE-dur

ScherzoAllegroG-dur

C-dur Allegro assai

2. Учебно-теоретические материалы

    1. Конспекты лекций

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

План лекции:

А. Музыкальная форма: определение.

В. Закономерности архитектоники музыкальных форм. Принципы формообразования.

С. Музыкальное содержание.

D. Музыкальный жанр.

E. Стиль в музыке.

Музыкальная форма (лат. forma – вид, облик, образ, наружность, красота) композиции, определяется рассмотрением её конструкции (схемы, шаблона или строения) и развития во времени.Форма в музыке – организация музыкального целого, способы развития музыкального материала. Композитор в процессе творчества неизбежно приходит к некоей формальной структуре, своего рода плану, схеме, которая служит ему основой для проявлений творческой фантазии и мастерства. Музыкальная форма (особенно в старинной и культовой музыке) практически неотделима от жанра (секвенция, мадригал, респонсорий, стихира, мугам и др.). Жанровые обозначения вносят несколько важных моментов:

а) указывать на общий характер музыки (например, ноктюрн);

б) предполагать особую технику композиции (например, мотет или фуга);

в) основываться на ритмической модели или темпе (менуэт);

г) включать в себя внемузыкальные значения или термины (например, симфоническая поэма);

д) указывать на манеру исполнения (концерт) или число исполнителей (квартет);

е) быть связаны с конкретной исторической эпохой и ее вкусами (вальс), а также с национальным колоритом (полонез). В действительности, существует всего несколько основополагающих формальных структур, и если композитор останавливается на том или ином жанровом обозначении, это еще не означает, что он привязан к какому-то определенному структурному типу.

Определение музыкальной формы в работах Л. Мазеля, В. Цуккермана, И. Способина, В. Холоповой, В. Задерацкого, Е. Ручьевской, Г. Заднепровской. Музыкальная форма в тесном и широком значении.

Многозначность понятия формы:

1) тип композиции, определенный композиционный план (точнее «форма-схема», по Б. В. Асафьеву) музыкального произведения («форма сочинения», по П. И. Чайковскому);


2) музыкальное воплощение содержания (целостная организация мелодических мотивов, гармонии, метра, многоголосной ткани, тембров и др. элементов музыки);

3) индивидуально-неповторимый звуковой облик музыкальной пьесы (присущая только данному сочинению конкретная звуковая реализация его замысла);

4) эстетический порядок в музыкальной композиции («гармония» её частей и компонентов), обеспечивающий эстетическое достоинство музыкальной композиции (ценностный аспект её целостной структуры);

5) один из трёх основных разделов прикладной музыкально-теоретической науки (наряду с гармонией и контрапунктом), предметом которого является изучение музыкальной формы.

В логически-смысловом плане по В.Н. Холоповой 3 уровня музыкальной формы:

1) музыкальная форма как феномен;

2) музыкальная форма как исторически типизированная композиция;

3) музыкальная форма как индивидуальня композиция произведения. По А. Шенбергу музыкальная форма: 1) функциональные отношения всех компонентов, составляющих музыкальную речь («по принципу живого организма»); 2) выделение какого-либо одного признака, чаще всего – композиционного плана (количество частей, их взаимоотношения, синтаксис – «пунктуация»).

Закономерности архитектоники музыкальных форм: характер пропорций, принцип симметрии, его опосредованное и непосредственное воздействие. Важность значения в музыке сложно организованной симметрии, принципом которой является золотое сечение, выраженное отношение меньшего к большему, как большего к целому. Определение точки золотого сечения путем умножения числового выражения целого (к примеру количества тактов) на 0,618.Другие принципы сложной организации симметрии, в т. ч. установленные композитором индивижуально.

Основные принципы формообразования:

  • повторность;

  • контраст;

  • развитие.

Они проявляются в музыкальной форме через взаимодействие элементов музыкального языка – ритма, мелодии, гармонии, тембра, фактуры, динамики, артикуляции. Формы, основанные на повторении и контрасте, свойственны как вокальным, так и инструментальным жанрам. Соотношение этих принципов индивидуально в каждой форме: тот или иной принцип может выходить на первый план.

Повторность точная, варьированная и выборочная. Две разновидности варьированной повторности: вариационность и вариантность. Функции контраста. Разновидности контраста: контраст-сопоставление, производный контраст. Принцип развития, зародившийся в музыке гораздо позже, чем принцип повторения, особенно типичен для чисто инструментальных композиций. Он отличается тем, что тематический материал трактуется не только как структурная единица, пригодная для повторения и варьирования: в нем выделяются элементы, которые изменяются и взаимодействуют между собой и с другими темами. Принципы развития: вариантно-вариационное, полифоническое, разработка, свободное развертывание.


Содержание музыки – внутренний духовный облик произведения; то, что выражает музыка. Центральное понятия музыкального содержания –музыкальная идея (чувственно воплощённая музыкальная мысль), музыкальный образ (музыкальное запечатление чувств и душевных состояний). Важнейшая сторона музыкального содержания – красота, прекрасное, эстетический идеал. Кроме того, в состав музыкального содержания могут входить внемузыкальные элементы – текст, сценическое действие, хореография. Для полноценности художественного произведения необходима развитость обеих сторон – и идейно-богатого чувственно-впечатляющего, волнующего содержания, и идеально выработанной формы. Недостаток того или другого отрицательно сказывается на эстетических достоинствах произведения.

Функционирование музыкального произведения в системе «историческая эпоха – стиль – жанр – форма». Музыкальный стиль – это отличительное качество музыкальных творений, входящих в ту или иную конкретную генетическую общность (наследие композитора, школы, направления, эпохи, народа и т.д.), которое позволяет непосредственно ощущать, узнавать, определять их генезис и проявляется в совокупности всех без исключения свойств воспринимаемой музыки, объединенных в целостную систему вокруг комплекса отличительных характерных признаков (В.В. Назайкинский). Три момента, важных для теории стиля:

1) указание на единый генезис;

2) требование музыкальной, т.е. улавливаемой непосредственно на слух, его выраженности;

3) указание на вовлечение в этот процесс всей совокупности свойств музыки, образующей органически целостную систему.

Элементы, определяющие тот или иной музыкальный стиль: социально-историческая почва, мировоззренческая основа, образный строй, система музыкально-выразительных средств. Классификация стилей:

1) музыкально-исторические стили (средневековая, ренессансная музыка, барокко, рококо, классицизм, романтизм, импрессионизм, веризм, конструктивизм, экспрессионизм, авангард, неоклассицизм и необарокко, фольклоризм и неофольклоризм, поставангард и неоавангард, неосредневековье и неоканонизм, неоромантизм, минимализм, концептуализм, полистилистика);

2) национальные стили (франко-фламандский, австро-немецкий, русский, латиноамериканский и др.);

3) стили направлений и школ (мангеймская школа, венская школа, нововенская школа, русская классическая школа и др.);


4) индивидуальный композиторский стиль (баховский, шопеновский, скрябинский и др.);

5) индивидуальный исполнительский стиль (стили Рихтера, Ойстраха, Нейгауза и др.). Функции стиля: обеспечение историко-культурной ориентации слушателя, фиксация и выражение определенного содержания, функция объединения и разграничения.

Музыкальный жанр – это реальная связь музыки с жизнью (В.В. Назайкинский); это роды и виды музыкальных произведения, исторически сложившиеся в связи с разлияными типами содержания музыки, в связи с определенными ее жизненными назначениями, с различными социальными(в частности, социально-бытовыми, социально-прикладными) функциями и различными условиями ее исполнения и восприятия (Л.А. Мазель и В.А. Цуккерман).

Классификация музыкальных жанров по типам содержания, условиям исполнения и восприятия. Разграничение первичных (обиходных, бытовых) и вторичных (преподносимых) жанров.

1. Первичные жанры. Зарождение элементов музыкальных жанров происходило на раннем историческом этапе становления музыки – в первобытнообщинном строе. Музыка той поры характеризовалась неразрывной (синкретической) связью с трудом, движением, речью человека, с его жизнью и бытом. Эта тесная связь музыки с определенным назначением обусловила ее жанровое деление. Пять начал музыки этой эпохи явились основными жанровыми началами: 1) моторность; 2) декламационность; 3) распевность; 4) сигнальность; 5) звукоизобразительность. Эти жанровые начала (и многочисленные их комбинации) легли в основу всех последующих более сложных жанров. Главные характеристики первичных жанрово-стилистических компонентов. Комбинации жанровых начал в произведениях профессиональной музыки.

Подразделение внутри второго класса жанров:

1. В связи с жизненным назначением на: прикладные и автономные; духовные и светские; легкие и серьезные.

2. В связи с местом и условиями бытования на: камерные и монументальные; концертные; театральные; пленэрные.

3. В связи со способом исполнения на: вокальные и инструментальные; симфонические (оркестровые); сольные, ансамблевые, хоровые.

4. По кругу образов и содержанию на: лирические; эпические; драматические; юмористические (шуточные); моторные; медитативные.

Пересечение разных жанровых уровней в одном произведении. Обзор важнейших музыкальных жанров.

Таблица 1. Классификация жанров.

Вокальная музыка

Инструментальная музыка

камерная

хоровая

камерная

оркестровая

Сольные:песня, ария, ариозо, ариетта, романс, каватина, элегия, былина, баллада, серенада, баркарола, вокализ, «стихотворение с музыкой» и др.

Ансамблевые:мотет, мадригал, вокальные дуэты, трио (терцеты), квартеты и др.

Хорал (григорианский, протестантский и др.), хоровая миниатюра, хоровая песня,

хоровой концерт, духовный концерт, хоровая ода, гимн, литургия, магнификат, StabatMater, TeDeum, хоровое действо и др.

Сольные:фуга, фугетта, инвенция, соната, прелюдия, экспромт, этюд, токката, скерцо, пьеса, ноктюрн, песня без слов, рондо, поэма, сюита, каприс, каприччо, арабеска, парафраз, кампанелла, новеллетта, юмореска, багатель, рапсодия, постлюдия и др.

Ансамблевые: concertogrosso, дуэт, трио, квартет, квинтет, секстет и др.

Симфония, симфониетта, симфоническая поэма, увертюра, дивертисмент, кассация, серенада, интродукция, антракт, концерт; симфоническая сюита, симфоническая картина, симфоническая фреска, симфонический фрагмент и др.

Вокально-симфоническая (монументальная) музыка

оратория, кантата, месса, реквием и др.

Музыкально-театральные (сценические) жанры

опера, балет, оперетта, мюзикл, мистерия, мадригальная комедия и др.

Концептуальные синтетические жанры

инструментальный театр, хоровой театр, хэппенинг, пеформенс, инсталляция и др.