Файл: Синельникова_Муз. форма. от 15.01.14.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.05.2024

Просмотров: 543

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры Российской Федерации

Содержание

5.Контрольно-измерительные материалы

6.Список рекомендуемой литературы

7. Учебно-справочные материалы

Введение

Тематический план для студентов очной формы обучения

Тематический план для студентов заочной формы обучения

2. Учебно-теоретические материалы

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

1.3. Музыкальный язык и его структура.

1.4. Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

2.1. Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм.

2.2 Период

Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.

2.4.Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма

2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

2.7. Разновидности простых и сложных форм

2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию

2.9. Жанрово-характерные вариации

2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма

2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

2.12. Рондо в XIX и XX веках

2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма

2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.

2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната

2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы.

2.17. Контрастно-составные формы

2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа

2.19. Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл

2.20. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Раздел 3. История музыкальных форм и жанров

3.1. Музыкальные формы и жанры культовой монодии западноевропейского средневековья. Жанры и формы русского знаменного распева

3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения

Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко

4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко

4.2. Период типа развертывания и барочная одночастная форма. Малые формы эпохи барокко. Барочные двухчастная, трехчастная и многочастная формы

4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко

4.4. Вариации и хоральные обработки

4.5. Куплетное рондо

4.6. Концертная форма

4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма

4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Тема 5. Музыкальные формы в музыке XX века

3. Учебно-практические материалы

3.1. Описания семинарских занятий

Семинар 1 (2 часа) Тема: Основы музыкального формообразования

Семинар 2 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: малые формы

Семинар 3 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: крупные формы

Семинар 4 (2 часа) Тема: Эволюция классических музыкальных форм в музыке XIX-XX века. Формы романтического типа

Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения

Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко

3.2. Задания для практической работы студентов

Примерные задания для практической работы по темам курса:

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

Тема 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

Тема 1.2. Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

Тема 1.3 Музыкальный язык, его структура (Практическое занятие – 1 час)

Тема 1.4 Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры.

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

Тема 2.1 Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм

Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.3. Простые («песенные формы»). Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма

Тема 2.4 Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

Тема 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).

Тема 2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.

Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.

Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках

Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.

Тема 2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы

Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).

Тема 2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа.

Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.

Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Тема 4.3. Составные (сложные) и контрастно-составные формы эпохи барокко. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.5. Куплетное рондо

Тема 4.6. Концертная форма

Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

Тема 4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века

4. Учебно-методические материалы по курсу

4.1. Методические указания для студентов

4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения

4.1.2. План анализа музыкальной формы

4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения

4.2. Методические рекомендации для преподавателей

4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости

4.2.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

5. Контрольно-измерительные материалы

5.1. Вопросы для текущего контроля

5.1.1. Контрольные вопросы

5.1.2. Задания в тестовой форме (варианты 1 и 2)

5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения

5.3. Вопросы к экзамену

6.Список рекомендуемой литературы

6.1. Основная литература

6.2. Дополнительная литература

6.3. Интернет-ресурсы

7. Учебно-справочные материалы

7.1 Словарь музыкальных форм и жанров

7.2. Список ключевых слов

Приложение

Аналитический этюд

Л. Бетховен Фортепианная соната op. 2 №3 c-durI часть

(Целостный анализ)

AdagioE-dur

ScherzoAllegroG-dur

C-dur Allegro assai

4.2. Методические рекомендации для преподавателей

4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости

Умение анализировать музыкальное произведение даёт педагогу-музыканту возможность правильно оценивать достоинства музыкального произведения и определять целесообразность его использования в исполнительской деятельности. Полученные в курсе «Музыкальная форма» навыки полезны в освоении репертуара. Кроме того, эта дисциплина имеет важное прикладное значение в научно-исследовательской работе.

В основе курса «Музыкальная форма» – изучение музыкальных форм, обуславливающее порядок происхождения тем и их названия. Дополнением к собственно теории форм является ряд теоретических и историко-теоретических тем, изучаемых в начале курса; музыкальные жанры, отдельные средства выразительности и формообразования.

В курсе «Музыкальная форма»рассматривается специфика музыкальных форм и жанров, присущих европейской и отечественной музыке, сложившихся в XVII–XX веках во всем разнообразии мелодических, гармонических и прочих музыкально-выразительных средств, применяемых композиторами-классиками. Обзорно рассматриваются особенности формообразования и специфика жанров Средневековья и Возрождения. Базой для усвоения дисциплины «Музыкальная форма» являются элементарная теория музыки, гармония, музыкальная литература в объеме среднего специального заведения.

Требования к знаниям и умениям:

Курс «Музыкальная форма» включает в себя занятия по теории и практике анализа музыкальных произведений.

Теоретическая часть содержит:

  1. лекционные занятия;

  2. семинарские занятия;

  3. самостоятельно подготовленные доклады студентов на предложенную преподавателем теоретическую тему;

  4. контрольные опросы в устной и письменной форме;

  5. тестовые (письменные) опросы.

Практическая часть содержит:

  1. целостный анализ произведения с самостоятельной подготовкой в устной форме и в виде небольшого аналитического этюда в письменном изложении;

  2. разбор структуры произведения с самостоятельной подготовкой;

  3. разбор формы произведения без подготовки (с проигрыванием на фортепиано и без проигрывания, с нотным текстом);

  4. анализ формы произведения по слуху (без нотного текста);

  5. подбор нотных примеров на различные темы.


Большая часть практических занятий по анализу музыкальной формы (17 ч.), семинарские занятия (8 ч.) проводятся в интерактивной форме (всего 29 вместе с лекционными). В качестве дополнительного практического задания для наиболее подготовленных студентов можно предложить сочинение или импровизацию в различных формах. В теоретической и практической деятельности студентов необходима ориентация на продуманное и логическое построение ответа с примерами. В связи с этим рекомендуется составление планов ответов, конспектов музыковедческой литературы, схематических записей результатов анализа.

Учебный план предполагает экзамен в конце 5-го семестра.

Экзаменационные требования:

1) ответы на теоретические вопросы из программы всего курса (по билету);

2) целостный анализ подготовленного произведения;

3) определение формы без подготовки (с листа).

Составной частью экзамена для студентов заочной формы обучения может служить устная защита реферата.

В результате изучения данного предмета учащийся должен:

  • овладеть практическими навыками целостного анализа музыкального произведения в единстве формы и содержания;

  • научиться понимать выразительную роль элементов музыкальной речи в их смысловом взаимодействии;

  • уметь оценить особенности композиции произведения в историко-стилевом аспекте.

Программа предполагает прохождение тем курса с различной степенью детализации. Наиболее подробно изучается раздел «Классико-романтические музыкальные формы». В рамках этого раздела акцент делается на темы «Период» и «Простые («песенные») формы» которые являются основой для понимания структурных закономерностей при последующем изучении более сложных форм. Формы барочной музыки изучаются единым блоком, но менее подробно в сравнении с изученными классико-романтическими формами. После изучения строения классических форм студентам легче усвоить формы барочной музыки. Тема, посвященная музыкальным формам XX века, изучается обзорно. Введение в курс данного теоретического материала позволяет расширить представления студентов о современной музыке.

Произведения по курсу анализа разбираются с различной степенью глубины. Различаются анализы двух типов: целостный анализ и краткий анализ, ограничивающийся определением формы. Одной из важных форм работы курса «Анализ музыкальных произведений» является целостный анализ, требующий от студентов обобщения всех их знаний. Целостные анализы предполагают универсальную характеристику произведения. Предметом целостного анализа могут служить произведения малой формы – романс, инструментальная миниатюра, фрагмент крупной формы –например, ГП или ПП сонаты или симфонии. Анализы технического плана играют вспомогательную роль – развитие навыка быстрого определения разделов формы, соотношения предложений, тонального плана ит.д.


При разборе произведений преподаватель должен обращать внимание студентов

на самые важные характерные черты, свойственные различным музыкальным формам. Помимо таких общих рекомендаций студентов следует приучать к определенному порядку анализа произведения. По каждой изученной теме студент должен твердо знать теоретический раздел дисциплины – это определенный объем терминов, типологические признаки каждой конкретной музыкальной формы, правила строения форм и их разделов, основные типы форм и их разновидности. Полученные теоретические знания обучающийся должен использовать в практической работе по разбору музыкальных произведений в своей исполнительской деятельности и уметь выполнять структурный анализ различных музыкальных форм, опираясь на конкретный план, также при характеристике музыкальных тем и произведений небольшого объема использовать метод целостного анализа.


4.2.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

Изучение курса «Музыкальная форма» при заочной форме обучения имеет ряд особенностей. Обычно студенты заочной формы обучения получают начальные навыки музыкального анализа в среднем специальном учебном заведении, а многие из них обладают, кроме того, опытом практической работы в школе, в учреждениях культуры. Таким студентам свойственны самостоятельные суждения, сложившийся художественный вкус. В процессе обучения нередко встаёт задача перевоспитания неверных музыкальных представлений, критериев подхода к интерпретации произведения.

Основная часть учебного времени студента-заочника приходится на самостоятельную межсессионную работу. Количество занятий на сессии крайне мало, что требует перемещения части тем в раздел самостоятельного изучения материала по дисциплине. Поэтому в рабочей учебной программе основополагающие, базовые темы представляются в лекциях. Практические занятия проводятся по темам, которые предполагают анализ наиболее распространенных типовых музыкальных форм.

Эффективность учебного процесса на заочной форме обучения включаетс ледующие условия: 1) совершенствование методов обучения, применение инновационных интерактивных технологий; 2) осуществление связи учебного процесса с практической деятельностью студентов; 3) методическая оснащенность самостоятельной работы студентов; 4) обеспечение студентов нотными и методическими материалами для работы в межсессионный период; 5) улучшение организации учебной работы на сессии; 6) укрепление учебной дисциплины; 7) осуществление чётко налаженного контроля за успеваемостью и самостоятельной работой студентов.

Основные задачи педагога в период сессии:

1. Дать студенту четкое представление о целесоообразности самостоятельной работы по данной дисциплине, понимание о цели и задачах самостоятельной работы, знание особенностей и трудностей в изучении тем и выполнении контрольных заданий.

2. Помочь студенту организовать самостоятельную работу, спланировать её по этапам.

3. За период изучения курса «Музыкальная форма» максимально развить музыкальное мышление и творческие устремления студента, воспитать стремление к самообразованию, совершенствованию профессионального уровня.


Личностные качества студента определяют его отношение к учебе, успешность его занятий. Создание психологического настроя на самостоятельную работу начинается с установочной сессии, когда преподаватель знакомит студента с особенностями заочного метода обучения, подчеркивая необходимость активного усвоения знаний, умения аналитически мыслить, обобщать, применять полученные знания на практике.

Заочная форма обучения предполагает усвоение студентом базисного материала, то есть определенной системы идей, принципов, закономерностей – постижение особенностей музыкального языка, фактурного изложения в анализируемом произведении. Главное – научить студента осмысливать логику организации музыкального материала от простейших его структур до наиболее сложных. К концу изучения курса студент должен уметь, оперируя музыкальным материалом, находить сходство и различие, анализировать и синтезировать, устанавливать взаимосвязь.

Учебный план заочной формы обучения предполагает написание студентами контрольной работы по анализу музыкальных произведений в виде реферата на предложенную тему. Для контрольных работ необходимо выбирать темы, связанные с проблематикой курса, а также в зависимости от научных интересов педагога и склонностей студента. Предметом исследования студента может стать отдельное крупное произведение, цикл миниатюр одного композитора, конкретная форма или жанр на примере какого-либо произведения. Во всех случаях объем исследуемого материала должен быть разумно ограничен, а тема четко сформулирована. Предварительно проводится консультация о построении, оформлении, плане работы, правилах цитирования литературы, оформлении сносок и списка литературы. При выполнении контрольной работы студенту важно придерживаться предложенного плана анализа музыкального произведения, который поможет систематизировать сделанные наблюдения за структурой и особенностями музыкального языка.

В условиях кратковременного общения педагога со студентом на сессии важно правильно выбрать произведения для самостоятельного анализа. Каждое из изучаемых произведений призвано расширить и углубить музыкально-художественные представления студента (в частности, обогатить знания о музыкальных стилях, сведения о стилевом и жанровом разнообразии внутри одной какой-либо музыкальной формы, о богатстве музыкальных форм, свойственных какому-либо жанру). Нецелесообразно предлагать студенту заочной формы обучения для анализа произведения повышенной трудности. Это может привести к поверхностному подходу к анализу, дилетантизму в решении сложных задач. Гораздо лучше обращаться к анализу произведений из репертуара, изучаемого на занятиях по специальному инструменту, что не только укрепляет межпредметные связи, но и способствует развитию музыкального мышления студента. Учитывая потребности не только учебной, но и профессиональной деятельности студента по месту работы, преподаватель может стимулировать его занятия.