Файл: Синельникова_Муз. форма. от 15.01.14.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.05.2024

Просмотров: 692

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры Российской Федерации

Содержание

5.Контрольно-измерительные материалы

6.Список рекомендуемой литературы

7. Учебно-справочные материалы

Введение

Тематический план для студентов очной формы обучения

Тематический план для студентов заочной формы обучения

2. Учебно-теоретические материалы

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

1.3. Музыкальный язык и его структура.

1.4. Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

2.1. Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм.

2.2 Период

Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.

2.4.Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма

2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

2.7. Разновидности простых и сложных форм

2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию

2.9. Жанрово-характерные вариации

2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма

2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

2.12. Рондо в XIX и XX веках

2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма

2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.

2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната

2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы.

2.17. Контрастно-составные формы

2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа

2.19. Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл

2.20. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Раздел 3. История музыкальных форм и жанров

3.1. Музыкальные формы и жанры культовой монодии западноевропейского средневековья. Жанры и формы русского знаменного распева

3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения

Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко

4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко

4.2. Период типа развертывания и барочная одночастная форма. Малые формы эпохи барокко. Барочные двухчастная, трехчастная и многочастная формы

4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко

4.4. Вариации и хоральные обработки

4.5. Куплетное рондо

4.6. Концертная форма

4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма

4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Тема 5. Музыкальные формы в музыке XX века

3. Учебно-практические материалы

3.1. Описания семинарских занятий

Семинар 1 (2 часа) Тема: Основы музыкального формообразования

Семинар 2 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: малые формы

Семинар 3 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: крупные формы

Семинар 4 (2 часа) Тема: Эволюция классических музыкальных форм в музыке XIX-XX века. Формы романтического типа

Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения

Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко

3.2. Задания для практической работы студентов

Примерные задания для практической работы по темам курса:

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

Тема 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

Тема 1.2. Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

Тема 1.3 Музыкальный язык, его структура (Практическое занятие – 1 час)

Тема 1.4 Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры.

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

Тема 2.1 Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм

Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.3. Простые («песенные формы»). Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма

Тема 2.4 Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

Тема 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).

Тема 2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.

Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.

Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках

Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.

Тема 2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы

Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).

Тема 2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа.

Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.

Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Тема 4.3. Составные (сложные) и контрастно-составные формы эпохи барокко. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.5. Куплетное рондо

Тема 4.6. Концертная форма

Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

Тема 4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века

4. Учебно-методические материалы по курсу

4.1. Методические указания для студентов

4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения

4.1.2. План анализа музыкальной формы

4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения

4.2. Методические рекомендации для преподавателей

4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости

4.2.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

5. Контрольно-измерительные материалы

5.1. Вопросы для текущего контроля

5.1.1. Контрольные вопросы

5.1.2. Задания в тестовой форме (варианты 1 и 2)

5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения

5.3. Вопросы к экзамену

6.Список рекомендуемой литературы

6.1. Основная литература

6.2. Дополнительная литература

6.3. Интернет-ресурсы

7. Учебно-справочные материалы

7.1 Словарь музыкальных форм и жанров

7.2. Список ключевых слов

Приложение

Аналитический этюд

Л. Бетховен Фортепианная соната op. 2 №3 c-durI часть

(Целостный анализ)

AdagioE-dur

ScherzoAllegroG-dur

C-dur Allegro assai

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

Тема 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

1. Литература по теме: основная – 2, 5; дополнительная – 4, 10,11, 24, 32, 35, 36, 37, 40, 42, 45, 46, 54, 56, 61, 70.

Тема 1.2. Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

1. Литература по теме: основная – 2; дополнительная – 4, 5, 9, 44, 54, 77.

2. Изучить в качестве примеров функционального анализа произведений аналитические этюды В.П. Бобровского (11).

3. Примеры, рекомендуемые для анализа: Й. Брамс Баллады для фортепиано; М. П.Мусоргский Пьесы из «Картинок с выставки»; Л. Бетховен Сонаты №8, №17, ч.1; П. И.Чайковский Симфония №4, ч.1.

Тема 1.3 Музыкальный язык, его структура (Практическое занятие – 1 час)

Элементы музыкального языка, их выразительные и формообразующие свойства:

мелодия, метр и ритм, склад и фактура

1. Литература по теме: основная – 2; дополнительная – 2, 4, 24, 37, 39, 43, 57, 69.

2. Примеры, рекомендуемые для анализа:

а) Анализ мелодии. Проанализировать отражение интонаций человеческой речи в романсе А. С. Даргомыжского «Титулярный советник», мелодическую линию в Ноктюрне Ф. Шопена Es-dur, ладогармоническую сторону пьесы «Утро» из Сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, способы достижения кульминации в теме любви из Вступления к опере «Пиковая дама» П. Чайковского.

б) Анализ метро-ритма: Л. Бетховен Симфония №5, главная партия I части, Скерцо из Симфонии №4; М. И. Глинка хоры «Разгулялися, разливалися» из оперы «Иван Сусанин», «Лель таинственный» из оперы «Руслан и Людмил»; П. И. Чайковский Вальс из «Евгения Онегина», Н. А. Римский-Корсаков Ариозо Мизгиря из «Снегурочки», И. Стравинский «Пляски щеголих» из «Весны священной».

в) Анализ фактуры:

Анализ дублировок: И. Стравинский. «Петрушка» («Ах вы, сени, мои сени», летмотив Петрушки); А. Н. Скрябин 3 Этюда ор 65; Дебюсси «Затонувший собор»; Р. Шуман «Киарина» из цикла «Карнавал», Ф. Шопен Вальсы ор.43 №1 Asdur, ор34 №1 Asdur; Б. Барток Фортепианный концерт №2, Д. Шостакович Симфония №7, часть I, ГП.

Анализ фигураций: В. А. Моцарт Соната №11А-dur,ч. I; Ф. Шопен Прелюдия №6; К. Дебюсси «Шаги на снегу»; М. Равель «Виселица», Д. Шостакович «Октет дворников» из 5 картины (II д.) оперы «Нос».

Определение типа фактуры и функций голосов: Бетховен Соната №2, ч.II.


Тема 1.4 Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры.

1. Литература по теме: основная – 2, 5; дополнительная – 7, 8, 32, 37, 53, 64, 69.

2. Проанализировать тематизм концертов для скрипки с оркестром И.С. Баха, фортепианных и скрипичных сонат В. А. Моцарта и Л. Бетховена, прелюдий Ф. Шопена, фортепианного цикла «Карнавал» Р. Шумана, прелюдий К. Дебюсси, пьес из цикла «Времена года» П.И. Чайковского, фортепианных сонат С. Прокофьева.

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

Тема 2.1 Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм

1. Литература к теме: 1) основная – 1, 2, 4, 5; 2) дополнительная – 3, 10, 24, 32, 36, 54, 65, 67, 70.

2. Сделать сравнительный анализ различных систематик музыкальных форм.


Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)

1. Литература к теме: 1) основная – 2, 4; 2) дополнительная – 3, 10, 24, 32, 36, 37, 54, 65, 67, 70.

2. Найти границу периода, определить его тип и охарактеризовать его с позиций структурных, гармонических, мотивных показателей в следующих примерах:

Л. Бетховен Сонаты №1 III ч.(трио);№2, II ч.; №5 IIIч.; №6 II ч.; № 7, II ч., 3; №9, IV ч.; №10,II ч.;№11,III ч.;№12,IV ч.;№13,II ч.; №15,II иIV ч.; №16,III ч.;№21,II ч.;№23,II ч.;№26,II ч.; №21,II ч.; №29,II ч.;

Ф. Шопен прелюдии №№ 1-10,14, 16, 18; этюды ор. 10 №2, №3, 6, ор.25 №2, 7, 11; Фантазия фа минор (20 тактов); ноктюрны op.9 №1, 2, 3; op.15 №3;op.55 №1; op.62 №2;

М.И. Глинка «Камаринская» (обе темы); романсы «К Молли», «Зацветет черемуха», «Память сердца», «К ней»;

В.А. Моцарт Сонаты D-durKV284, IIч.; D-durKV311, III ч.; C-durKV330, IIIч.; C-durKV545, IIч.; F-durKV547a, IIч.;D-durKV576, IIIч.; Сонаты для скрипки и фортепиано A-durKV305, Iч., II ч.; D-durKV306, Iч.;C-durKV296, Iч. (44-йт.);F-durKV377, Iч.; B-durKV570, IIIч.; D-durKV526, IIч.; a-mollKV310, Iч.; Es-durKV282, IIч.; G-durKV283, Iч.;

Ф. Шуберт песня «К пуншу». «Зимний путь»: №2 «Флюгер», №3 «Застывшие слезы», №6 «Водный поток», №7 «У ручья», №9 «Блуждающий огонек», №10 «Отдых», №11 «Весенний сон», №14 «Седины», №16 «Последняя надежда», №17 «В деревне», №20 «Путевой столб», №22 «Бодрость», №23 «Ложные солнца»;

Р. Шуман «Любовь поэта»: №1 «В сиянье теплых майских дней», №5 «В цветах белоснежных лилий», №12 «Я утром в саду встречаю», №13 «Во сне я горько плакал», №14 «Мне снится ночами образ твой»; «Карнавал»: «Киарина»; «Детские сцены»: №3 «Игра в жмурки»; «Альбом для юношества»: №13 «Май, милый май», №18 «Песенка жнецов», №43 «Новогодняя песня»; «Танцы давидсбюндлеров» №16 (трио);

Й. Брамс Интермеццо op.117 №3 (тт.46-55); Баллада op.118 №3; Соната для скрипки и фортепиано A-dur №2, I ч. (побочная тема ТТ.51-88); Вариации та тему Шумана №7;

М.А. Балакирев романсы «Взошел на небе месяц ясный», «Баркарола».

П.И. Чайковский «Времена года» № 1, 2, 3, 4, 8, 9, 12, 11;

С.В. Рахманинов Прелюдии ор.3 cis-moll; ор.23 g-moll, D-dur, d-moll; op.32 h-moll;

А.Н. Скрябин. Прелюдии ор.11 № 2, 4, 5, 8, 9, 11, 13, 14; op.33 №1, 2, 3; op.48 №2, 3;

3. Сочинить 3 периода разных типов.

4. Самостоятельно подобрать примеры на различные виды периода.

Тема 2.3. Простые («песенные формы»). Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма

1. Литература к теме: 1) основная – 2, 4; 2) дополнительная – 3, 10, 24, 32, 36, 52, 54, 65, 67, 70, 73.

2. Найти границы простой двухчастной и простой трехчастной формы и проанализировать ее в данных примерах:


Й. Гайдн Симфония №103 Менуэт и трио;

В.А. Моцарт Симфония № 40, Финал (Г.п.); Сонаты для скрипки и фортепиано D-dur KV306 III ч.; B-dur KV570 I ч.; C-dur KV296 I ч.; A-dur KV305 II ч.; F-dur KV376 III ч.;

Л. Бетховен Симфонии №7 II ч; Сонаты №1 II ч., №2 III ч. (трио); №3 III ч.; №4 IV ч.; №7 III ч.; №11 III ч.; №12 Iи IIч.; №15 II и III ч. (трио); №18, менуэт (трио); №14 II ч.(трио); №25 III ч.; №32 II ч.;

Р. Шуман «Благородный вальс» из фортепианного цикла «Карнавал»;

Ф.Шопен Прелюдии op.28 №№21, 22, 24, мазурки ор.59 №1, ор.33 №1, op.67№4 полонез ля мажор до трио; этюд ор.10 №10;

Й. Брамс Интермеццо op.119 №1 h-moll;

К. Дебюсси «Лунный свет», «Дельфийские танцовщицы»;

П.И. Чайковский Симфония №4, Iч.(ГП); романсы «Забыть так скоро», «Средь шумного бала», «Средь мрачных дней»;

Н.А. Римский-Корсаков «Редеет облаков летучая гряда»;

А.Н. Скрябин Поэма ор.32 №2;

С.В. Рахманинов Прелюдии op.23 №3, №6, №10; романсы «Сирень», «Островок», «Здесь хорошо», «Не верь, мой друг», «Ночью в саду у меня», «Увял цветок», «Я жду тебя», «О, не грусти»;

С.С. Прокофьев «Утро», «Дождь и радуга» из фортепианного цикла «Детская музыка».


Тема 2.4 Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма (Практическое занятие – 1 час)

1. Литература к теме: 1) основная – 2, 4; 2) дополнительная – 3, 10, 24, 32, 36, 54, 65, 67, 70, 74.

2. Примеры для целостного анализа:

В.А. Моцарт Симфония №40, III ч.; Соната для скрипки и фортепиано F-dur KV377, III ч.;

Л.В. Бетховен Сонаты №3 III ч.; №7 ч.III, №4 ч.II, №13 I ч., №16 ч.II; Сонаты для скрипки и фортепиано №2 ч.II, №10 ч.II.;

Ф. Шуберт «Аллегретто», Музыкальные моменты C-dur, cis-moll, f-moll; Экспромт As dur ор.142 № 2 Es dur;

Ф. Мендельсон Скрипичный концерт ч.II;

Ф. Шопен Экспромт As-dur; мазурки ор.6 № 1, ор17 № 1, Вальс ор.69 № 1, ноктюрны f-moll, b-moll, c-moll, cis-moll; Соната b-moll II ч.; Прелюдия op.28 №15;

Й. Брамс Интермеццо op.76 №7; Соната f-moll op.5 III ч.;

Ж. Бизе Антракт к II д. оперы «Кармен»;

П.И. Чайковский «Февраль», «Июнь», «Декабрь»;

С.В. Рахманинов Прелюдия ор.23d-moll, Элегия ор.3, Романс ор.10.

Тема 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

(Практическое занятие – 1 час)

1. Литература к теме: 1) основная – 2, 4; 2) дополнительная – 1, 10, 24, 32, 33, 36, 54, 65, 67, 70, 74.

2. Примеры для целостного анализа:

Дж. Россини «Севильский цирюльник», Каватина Розины;

В.А. Моцарт «Дон-Жуан»: Дуэттино Дон Жуана и Церлины, Ария Церлины; Фантазия d-moll; Концерт для фортепиано с оркестром №23 KV488, ч.II;

Л. Бетховен Концерт для фортепиано с оркестром №1, ч.II;

Й. Брамс Концерт для скрипки с оркестром, ч.II;

Ф. Шуберт песня «Привет духа»; «Прекрасная мельничиха»: «Любопытство»;

Р. Шуман «Танцы давидсбюндлеров» №17;

Ф. Лист «Женевские колокола»;

Э. Григ. Ноктюрн C-dur Andante ор.54 №4;

М.И. Глинка «Давно ли роскошно ты розой цвела», «Стой, мой верный, бурный конь», Каватина и рондо Антониды из оперы «Иван Сусанин»;

М.А. Балакирев «Исступление», «Пустыня»;

М.П. Мусоргский «Сорочинская ярмарка»: «Думка Параси»; «Песни и пляски смерти»: «Серенада»;

А.П. Бородин в Симфониях №1, III ч. Andante D-dur;

П. И. Чайковский «Мы сидели с тобой»; «Пиковая дама»: Ариозо Лизы «Откуда эти слезы»; «Щелкунчик»: «Вальс цветов»; Симфония №6, ч.IV Adagio lamentoso h-moll.

А.Н.Скрябин. Этюд b-moll Andante cantabileор. 11 №8;  

Дж. Верди «Риголетто»: Квартет из III д.

Тема 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

(Практическое занятие – 1 час)