Файл: Синельникова_Муз. форма. от 15.01.14.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.05.2024

Просмотров: 657

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры Российской Федерации

Содержание

5.Контрольно-измерительные материалы

6.Список рекомендуемой литературы

7. Учебно-справочные материалы

Введение

Тематический план для студентов очной формы обучения

Тематический план для студентов заочной формы обучения

2. Учебно-теоретические материалы

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

1.3. Музыкальный язык и его структура.

1.4. Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

2.1. Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм.

2.2 Период

Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.

2.4.Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма

2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

2.7. Разновидности простых и сложных форм

2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию

2.9. Жанрово-характерные вариации

2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма

2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

2.12. Рондо в XIX и XX веках

2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма

2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.

2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната

2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы.

2.17. Контрастно-составные формы

2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа

2.19. Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл

2.20. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Раздел 3. История музыкальных форм и жанров

3.1. Музыкальные формы и жанры культовой монодии западноевропейского средневековья. Жанры и формы русского знаменного распева

3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения

Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко

4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко

4.2. Период типа развертывания и барочная одночастная форма. Малые формы эпохи барокко. Барочные двухчастная, трехчастная и многочастная формы

4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко

4.4. Вариации и хоральные обработки

4.5. Куплетное рондо

4.6. Концертная форма

4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма

4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Тема 5. Музыкальные формы в музыке XX века

3. Учебно-практические материалы

3.1. Описания семинарских занятий

Семинар 1 (2 часа) Тема: Основы музыкального формообразования

Семинар 2 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: малые формы

Семинар 3 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: крупные формы

Семинар 4 (2 часа) Тема: Эволюция классических музыкальных форм в музыке XIX-XX века. Формы романтического типа

Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения

Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко

3.2. Задания для практической работы студентов

Примерные задания для практической работы по темам курса:

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

Тема 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

Тема 1.2. Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

Тема 1.3 Музыкальный язык, его структура (Практическое занятие – 1 час)

Тема 1.4 Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры.

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

Тема 2.1 Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм

Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.3. Простые («песенные формы»). Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма

Тема 2.4 Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

Тема 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).

Тема 2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.

Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.

Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках

Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.

Тема 2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы

Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).

Тема 2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа.

Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.

Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Тема 4.3. Составные (сложные) и контрастно-составные формы эпохи барокко. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.5. Куплетное рондо

Тема 4.6. Концертная форма

Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

Тема 4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века

4. Учебно-методические материалы по курсу

4.1. Методические указания для студентов

4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения

4.1.2. План анализа музыкальной формы

4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения

4.2. Методические рекомендации для преподавателей

4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости

4.2.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

5. Контрольно-измерительные материалы

5.1. Вопросы для текущего контроля

5.1.1. Контрольные вопросы

5.1.2. Задания в тестовой форме (варианты 1 и 2)

5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения

5.3. Вопросы к экзамену

6.Список рекомендуемой литературы

6.1. Основная литература

6.2. Дополнительная литература

6.3. Интернет-ресурсы

7. Учебно-справочные материалы

7.1 Словарь музыкальных форм и жанров

7.2. Список ключевых слов

Приложение

Аналитический этюд

Л. Бетховен Фортепианная соната op. 2 №3 c-durI часть

(Целостный анализ)

AdagioE-dur

ScherzoAllegroG-dur

C-dur Allegro assai

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

2.1. Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм.

План лекции:

А. История учений о музыкальной форме.

В. Общая классификация музыкальных форм.

С. Классификация классико-романтических инструментальных форм.

История учений о музыкальной форме в трудах ведущих музыковедов немецкой, французской и русской школ. Возникновение учения в XVIII веке как отдельной ветви прикладного теоретического музыкознания. Подготовка учения: философские трактаты античности по проблемам формы и материи, формы и содержания, ритма и мелодических фигур (Демокрит, Платон, Аристотель и др.); средневековые трактаты о правилах многоголосного письма («Musicaenhiriadis», «AdOrganumfaciendum»), о нотном письме («Микролог» Гвидо Аретинского), о музыкальных жанрах («Demusica» Й де Грохео); ренессансные музыкально-теоретические трактаты о контрапункте («De speculatione musice» В. Одингтона, Й. Тинкторис, Н. Винчентино, Дж. Царлино), разработка формы фуги в эпоху барокко (Дж. Бонончини, И. Вальтер, И. Фукс, И. Маттезон).

Влияние на теорию музыкальной формы античного учения о риторике и барочного – о музыкальной риторике. Формирование самостоятельной науки о музыкальной форме в трудах ученых XVIII века (А. Шайбе, И. Маттезон, Ф. Марпург, И. Кирнбергер, И. Альбрехтсбергер, Х. Кох). Первые общие систематики гомофонных форм на рубеже XVIII-XIX вв. (Дж. Вебер, А. Рейха). Первое классическое сводное «Учение о музыкальной композиции» А. Б. Маркса (1837-1847): общая характеристика концепции формы и первой систематики музыкальных форм. Классификация музыкальных форм Х. Римана. Вклад в теорию музыкальной формы русских ученых – А. Аренского и Э. Конюса. Теория музыкальных форм О. Мессиана. Концепции музыкльной формы в советском музыкознании. Взгляд на музыкальную форму как на процесс Б. Асафьева: объяснение глубинных стимулов музыкального становления и их социальной обусловленности, систематика музыкальных форм, идея «направленности формы на слушателя».

«Музыкальная форма» И. Способина, как первый развернутый отечественный учебник формы со своей систематикой. Учение о рондо и видах периода Г. Катуара. Теория музыкальной формы в трудах, Л. Мазеля и В. Цуккермана: классификация форм, связь формы и содержания. Теория контрастно-составных форм, проблемы вариационной формы, формы старинной музыки в трудах В. Протопопова. Введение параметра функциональности В. Бобровского в классификацию музыкальных форм. Концепция музыкальной формы Ю. Холопова и его школы. Классификация музыкальных форм в учебниках В. Холоповой, Т. Кюрегян, Г. Заднепровской. Предлагаем следующую классификацию:


1. Тексто-музыкальные формы Средневековья и Возрождения

1.1. Музыкальные формы и жанры культовой монодии западноевропейского Средневековья: григорианский хорал.

1.2. Жанры и формы русского знаменного распева

1.3. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров средневековья и Возрождения: жанры-формы мейстерзингеров, менестрельные жанры-формы, рондо, виреле, лэ, баллада, каччия, баллата, эстампи, фроттола, канцона, вилланелла, мадригал.

2. Музыкальные формы эпохи барокко

2.1. Одночастная форма и период типа развертывания

2.2. Простые барочные формы: старинная двухчастная, барочная трехчастная и многочастная формы

2.3. Составные и контрастно-составные формы барокко

2.4. Вариации и хоральные обработки

2.5. Куплетное рондо

2.6. Концертная форма

2.7. Старинная и предклассическая сонатная форма

2.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии

2.9. Циклические формы

2.9.1. Инструментальные циклы: малый полифонический цикл, соната, старинная сюита, концерт

2.9.2. Вокально-инструментальные циклы: месса, кантата, оратория, пассионы.

3. Классико-романтические музыкальные формы

3.1. Период

3.2. Простые (песенные) формы: простая двухчастная, простая трехчастная и их разновидности

3.3. Форма Adagio

3.4. Составные (сложные) формы и их разновидности: трехчастная, двухчастная, многочастная

3.5. Зеркально-симметричные формы

3.6. Вариационная и вариантная формы

3.7. Рондо

3.8. Сонатная форма и ее разновидности

3.9. Смешанные и свободные формы

3.10. Контрастно-составные формы

3.11. Циклические формы

3.11.1. Инструментальные циклы: сонатно-симфонический цикл, сюита

3.11.2. Вокальные циклы: кантата, оратория, хоровой концерт

4.Формы вокальной музыки

5. Оперные и музыкально-хореографические формы

7. Музыкальные формы XX века.

Классификация классико-романтических инструментальных форм.Классические инструментальные формы, охватывающие периоды му­зыкальной классики (2-я половина XVIII в.), романтизма (XIX в.), отчасти музыки XX в. Их историческое значение как структур чистой, абсолютной музыки указанных эпох. Устойчивость их принципов и конкретных структур. Основы классических музыкальных форм – два элемента му­зыкального языка: тематизм и тонально-гармоническая организация. Сопутствующее значение остальных формообразующих компонентов: метроритмика, мелодическая линеарность, тембр, артикуляция и др. Состав классических музыкальных форм: период, «песенные формы», сложная трехчастная (и их разновидности), рондо (и рондообразные формы), вариации, сонатная форма, циклические формы. Формы, которые не считаются инструментальными, но применяются в инструментальной музыке: сложная двухчастная форма относится к типичным во­кальным формам, концентрическая – к оперным формам и во многом к формам XX веке. Взгляды на классификацию музыкальных форм классико-романтической эпохи представителями немецкой, французской и советской музыковедческих школ (Г.Риман, Х. Маркс, Л. Мазель, В. Цуккерман, Ю. Холопов, В. Холопова).



2.2 Период

План лекции:

А. Период: определение, классификация.

В. Характеристика видов простого периода.

С. Сложный период.

Период – наименьшая из возможных гомофонная форма изложения законченной или относительно законченной музыкальной мысли, завершенная каденцией. Период – наименьшая из музыкальных форм. Применение периода: 1) часть наиболее крупной формы; 2) самостоятельная форма произведения. Преобладающая распространенность 1-го варианта. Основная функция периода – экспозиционная. Метрический восьмитакт – типичное строение периода, сложившееся в песенно-танцевальных жанрах. Признаки границ периода: полная совершенная каденция, смена фактуры, появление новой темы, смена типа изложения.

Классификация видов периода по нескольким критериям:

1. по структурному признаку, количеству предложений или отсутствию деления на них;

2. по тематическому признаку, сходству или несходству начал предложений;

3. по метрическому признаку: квадратные, неквадратные;

4. по тонально-гармоническому признаку;

5. по степени тематической развитости;

6. по взаимодействию с другими формами.

Виды простого периода: 1) период повторного (вариантно-повторного, секвентно-повторного) строения; 2) период неповторного строения.

Период повторного строения – период, у которого сходны начала предложений. Период вариантно-повторного строения – период, в котором начало второго предложения повторяет начало первого, но с вариационными изменениями. Период секвентно-повторного строения – период, в котором второе предложение повторяет первое, но на другой высоте. Период неповтороного строения – период, в котором второе предложение построено на новом материале. Повторенный период – период, дважды повторенный целиком. Период единого строения – период, который не делится на предложения.

Период однотональный и модулирующий: однотональный – период, который начинается и заканчивается в одной тональности; модулирующий – период, который начинается в одной тональности, а заканчивается в другой. Доминантовое направление модуляций (в тональности III, V, реже VII ступеней). Гармонические отношения; соотношения между кадансами: в однотональных периодах: Д-Т, значительно реже S-Т, Т-Т; в модулирующих периодах: Т-Д.


Квадратные и неквадратные периоды, органическая и неорганическая неквадратность. Квадратный период – период, число тактов в предложениях которого и в периоде в целом кратно 4 (например: 4+4, 8+8, 16+16 и т.д.).Неквадратный период – период, в котором это качество отсутствует. Органическая неквадратность – неквадратность, в случае которой нечетное количество тактов в предложениях (например: 5+5, 3+3). Д. Шостакович. Тема «Гой ты, царь наш - батюшка» из Симфонии №11, ч. II (6+6), М. Глинка. Песня Вани из оперы «Иван Сусанин» (7+7). Неорганическая неквадратность – периоды с расширением и дополнением. Период с расширением – период, в котором разрастание второго предложения происходит до полной совершенной каденции (посредством повторов мотивов и фраз, секвенцирования, гармонических средств (отклонения, модуляции, прерванная или несовершенная каденция). Период с дополнением – период, в котором разрастание второго предложения происходит после полной совершенной каденции (посредством дополнительной каденции, выдержанной или повторяющейся тоники).Возможно сочетание расширения и дополнения.

Сложный (двойной) период– период, в котором каждое из двух сходных мелодически предложений (с разными кадансами) могло бы выполнить функцию простого периода. В конце первого сложного предложения должна быть модуляция в D.

Протяженность периода. Типичные размеры 8 – 16 тактов. Четырехтактные периоды в музыке с крупным тактовым размером и частой сменой гармонии (Й. Гайдн. Симфония №103 Es-dur, ч.I, Ф. Шопен. Ноктюрн Es-dur, Прелюдия c-moll).Периоды с большим количеством тактов (А. Скрябин. Прелюдия a-mollop. 11 №2, Ф. Шопен. Скерцо h-moll), использование в вальсовой музыке (Ф. Шопен. Вальс №7 cis-moll, П. Чайковский. Вальс из балета «Спящая красавица»).

Большое предложение. Периоды с четами других форм – простой двухчастной, простой трехчастной, сонатной формы без разработки.

    1. Простые (песенные) формы: