ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.05.2024
Просмотров: 657
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство культуры Российской Федерации
5.Контрольно-измерительные материалы
6.Список рекомендуемой литературы
7. Учебно-справочные материалы
Тематический план для студентов очной формы обучения
Тематический план для студентов заочной формы обучения
2. Учебно-теоретические материалы
Раздел 1. Введение в музыкальную форму
1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль
1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия
1.3. Музыкальный язык и его структура.
Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы
Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.
2.4.Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма
2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio
2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.
2.7. Разновидности простых и сложных форм
2.9. Жанрово-характерные вариации
2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма
2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков
2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма
2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.
2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната
2.17. Контрастно-составные формы
2.19. Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл
2.20. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета
Раздел 3. История музыкальных форм и жанров
3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения
Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко
4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко
4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко
4.4. Вариации и хоральные обработки
4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма
4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
Тема 5. Музыкальные формы в музыке XX века
3. Учебно-практические материалы
3.1. Описания семинарских занятий
Семинар 1 (2 часа) Тема: Основы музыкального формообразования
Семинар 2 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: малые формы
Семинар 3 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: крупные формы
Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения
Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко
3.2. Задания для практической работы студентов
Примерные задания для практической работы по темам курса:
Раздел 1. Введение в музыкальную форму
Тема 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль
Тема 1.2. Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия
Тема 1.3 Музыкальный язык, его структура (Практическое занятие – 1 час)
Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы
Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.3. Простые («песенные формы»). Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма
Тема 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio
Тема 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.
Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).
Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.
Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков
Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.
Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках
Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.
Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).
Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.
Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета
Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)
Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века
4. Учебно-методические материалы по курсу
4.1. Методические указания для студентов
4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения
4.1.2. План анализа музыкальной формы
4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения
4.2. Методические рекомендации для преподавателей
4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости
5. Контрольно-измерительные материалы
5.1. Вопросы для текущего контроля
5.1.2. Задания в тестовой форме (варианты 1 и 2)
5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения
6.Список рекомендуемой литературы
6.2. Дополнительная литература
7. Учебно-справочные материалы
7.1 Словарь музыкальных форм и жанров
Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы
2.1. Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм.
План лекции:
А. История учений о музыкальной форме.
В. Общая классификация музыкальных форм.
С. Классификация классико-романтических инструментальных форм.
История учений о музыкальной форме в трудах ведущих музыковедов немецкой, французской и русской школ. Возникновение учения в XVIII веке как отдельной ветви прикладного теоретического музыкознания. Подготовка учения: философские трактаты античности по проблемам формы и материи, формы и содержания, ритма и мелодических фигур (Демокрит, Платон, Аристотель и др.); средневековые трактаты о правилах многоголосного письма («Musicaenhiriadis», «AdOrganumfaciendum»), о нотном письме («Микролог» Гвидо Аретинского), о музыкальных жанрах («Demusica» Й де Грохео); ренессансные музыкально-теоретические трактаты о контрапункте («De speculatione musice» В. Одингтона, Й. Тинкторис, Н. Винчентино, Дж. Царлино), разработка формы фуги в эпоху барокко (Дж. Бонончини, И. Вальтер, И. Фукс, И. Маттезон).
Влияние на теорию музыкальной формы античного учения о риторике и барочного – о музыкальной риторике. Формирование самостоятельной науки о музыкальной форме в трудах ученых XVIII века (А. Шайбе, И. Маттезон, Ф. Марпург, И. Кирнбергер, И. Альбрехтсбергер, Х. Кох). Первые общие систематики гомофонных форм на рубеже XVIII-XIX вв. (Дж. Вебер, А. Рейха). Первое классическое сводное «Учение о музыкальной композиции» А. Б. Маркса (1837-1847): общая характеристика концепции формы и первой систематики музыкальных форм. Классификация музыкальных форм Х. Римана. Вклад в теорию музыкальной формы русских ученых – А. Аренского и Э. Конюса. Теория музыкальных форм О. Мессиана. Концепции музыкльной формы в советском музыкознании. Взгляд на музыкальную форму как на процесс Б. Асафьева: объяснение глубинных стимулов музыкального становления и их социальной обусловленности, систематика музыкальных форм, идея «направленности формы на слушателя».
«Музыкальная форма» И. Способина, как первый развернутый отечественный учебник формы со своей систематикой. Учение о рондо и видах периода Г. Катуара. Теория музыкальной формы в трудах, Л. Мазеля и В. Цуккермана: классификация форм, связь формы и содержания. Теория контрастно-составных форм, проблемы вариационной формы, формы старинной музыки в трудах В. Протопопова. Введение параметра функциональности В. Бобровского в классификацию музыкальных форм. Концепция музыкальной формы Ю. Холопова и его школы. Классификация музыкальных форм в учебниках В. Холоповой, Т. Кюрегян, Г. Заднепровской. Предлагаем следующую классификацию:
1. Тексто-музыкальные формы Средневековья и Возрождения
1.1. Музыкальные формы и жанры культовой монодии западноевропейского Средневековья: григорианский хорал.
1.2. Жанры и формы русского знаменного распева
1.3. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров средневековья и Возрождения: жанры-формы мейстерзингеров, менестрельные жанры-формы, рондо, виреле, лэ, баллада, каччия, баллата, эстампи, фроттола, канцона, вилланелла, мадригал.
2. Музыкальные формы эпохи барокко
2.1. Одночастная форма и период типа развертывания
2.2. Простые барочные формы: старинная двухчастная, барочная трехчастная и многочастная формы
2.3. Составные и контрастно-составные формы барокко
2.4. Вариации и хоральные обработки
2.5. Куплетное рондо
2.6. Концертная форма
2.7. Старинная и предклассическая сонатная форма
2.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии
2.9. Циклические формы
2.9.1. Инструментальные циклы: малый полифонический цикл, соната, старинная сюита, концерт
2.9.2. Вокально-инструментальные циклы: месса, кантата, оратория, пассионы.
3. Классико-романтические музыкальные формы
3.1. Период
3.2. Простые (песенные) формы: простая двухчастная, простая трехчастная и их разновидности
3.3. Форма Adagio
3.4. Составные (сложные) формы и их разновидности: трехчастная, двухчастная, многочастная
3.5. Зеркально-симметричные формы
3.6. Вариационная и вариантная формы
3.7. Рондо
3.8. Сонатная форма и ее разновидности
3.9. Смешанные и свободные формы
3.10. Контрастно-составные формы
3.11. Циклические формы
3.11.1. Инструментальные циклы: сонатно-симфонический цикл, сюита
3.11.2. Вокальные циклы: кантата, оратория, хоровой концерт
4.Формы вокальной музыки
5. Оперные и музыкально-хореографические формы
7. Музыкальные формы XX века.
Классификация классико-романтических инструментальных форм.Классические инструментальные формы, охватывающие периоды музыкальной классики (2-я половина XVIII в.), романтизма (XIX в.), отчасти музыки XX в. Их историческое значение как структур чистой, абсолютной музыки указанных эпох. Устойчивость их принципов и конкретных структур. Основы классических музыкальных форм – два элемента музыкального языка: тематизм и тонально-гармоническая организация. Сопутствующее значение остальных формообразующих компонентов: метроритмика, мелодическая линеарность, тембр, артикуляция и др. Состав классических музыкальных форм: период, «песенные формы», сложная трехчастная (и их разновидности), рондо (и рондообразные формы), вариации, сонатная форма, циклические формы. Формы, которые не считаются инструментальными, но применяются в инструментальной музыке: сложная двухчастная форма относится к типичным вокальным формам, концентрическая – к оперным формам и во многом к формам XX веке. Взгляды на классификацию музыкальных форм классико-романтической эпохи представителями немецкой, французской и советской музыковедческих школ (Г.Риман, Х. Маркс, Л. Мазель, В. Цуккерман, Ю. Холопов, В. Холопова).
2.2 Период
План лекции:
А. Период: определение, классификация.
В. Характеристика видов простого периода.
С. Сложный период.
Период – наименьшая из возможных гомофонная форма изложения законченной или относительно законченной музыкальной мысли, завершенная каденцией. Период – наименьшая из музыкальных форм. Применение периода: 1) часть наиболее крупной формы; 2) самостоятельная форма произведения. Преобладающая распространенность 1-го варианта. Основная функция периода – экспозиционная. Метрический восьмитакт – типичное строение периода, сложившееся в песенно-танцевальных жанрах. Признаки границ периода: полная совершенная каденция, смена фактуры, появление новой темы, смена типа изложения.
Классификация видов периода по нескольким критериям:
1. по структурному признаку, количеству предложений или отсутствию деления на них;
2. по тематическому признаку, сходству или несходству начал предложений;
3. по метрическому признаку: квадратные, неквадратные;
4. по тонально-гармоническому признаку;
5. по степени тематической развитости;
6. по взаимодействию с другими формами.
Виды простого периода: 1) период повторного (вариантно-повторного, секвентно-повторного) строения; 2) период неповторного строения.
Период повторного строения – период, у которого сходны начала предложений. Период вариантно-повторного строения – период, в котором начало второго предложения повторяет начало первого, но с вариационными изменениями. Период секвентно-повторного строения – период, в котором второе предложение повторяет первое, но на другой высоте. Период неповтороного строения – период, в котором второе предложение построено на новом материале. Повторенный период – период, дважды повторенный целиком. Период единого строения – период, который не делится на предложения.
Период однотональный и модулирующий: однотональный – период, который начинается и заканчивается в одной тональности; модулирующий – период, который начинается в одной тональности, а заканчивается в другой. Доминантовое направление модуляций (в тональности III, V, реже VII ступеней). Гармонические отношения; соотношения между кадансами: в однотональных периодах: Д-Т, значительно реже S-Т, Т-Т; в модулирующих периодах: Т-Д.
Квадратные и неквадратные периоды, органическая и неорганическая неквадратность. Квадратный период – период, число тактов в предложениях которого и в периоде в целом кратно 4 (например: 4+4, 8+8, 16+16 и т.д.).Неквадратный период – период, в котором это качество отсутствует. Органическая неквадратность – неквадратность, в случае которой нечетное количество тактов в предложениях (например: 5+5, 3+3). Д. Шостакович. Тема «Гой ты, царь наш - батюшка» из Симфонии №11, ч. II (6+6), М. Глинка. Песня Вани из оперы «Иван Сусанин» (7+7). Неорганическая неквадратность – периоды с расширением и дополнением. Период с расширением – период, в котором разрастание второго предложения происходит до полной совершенной каденции (посредством повторов мотивов и фраз, секвенцирования, гармонических средств (отклонения, модуляции, прерванная или несовершенная каденция). Период с дополнением – период, в котором разрастание второго предложения происходит после полной совершенной каденции (посредством дополнительной каденции, выдержанной или повторяющейся тоники).Возможно сочетание расширения и дополнения.
Сложный (двойной) период– период, в котором каждое из двух сходных мелодически предложений (с разными кадансами) могло бы выполнить функцию простого периода. В конце первого сложного предложения должна быть модуляция в D.
Протяженность периода. Типичные размеры 8 – 16 тактов. Четырехтактные периоды в музыке с крупным тактовым размером и частой сменой гармонии (Й. Гайдн. Симфония №103 Es-dur, ч.I, Ф. Шопен. Ноктюрн Es-dur, Прелюдия c-moll).Периоды с большим количеством тактов (А. Скрябин. Прелюдия a-mollop. 11 №2, Ф. Шопен. Скерцо h-moll), использование в вальсовой музыке (Ф. Шопен. Вальс №7 cis-moll, П. Чайковский. Вальс из балета «Спящая красавица»).
Большое предложение. Периоды с четами других форм – простой двухчастной, простой трехчастной, сонатной формы без разработки.
Простые (песенные) формы: