ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.05.2024
Просмотров: 618
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство культуры Российской Федерации
5.Контрольно-измерительные материалы
6.Список рекомендуемой литературы
7. Учебно-справочные материалы
Тематический план для студентов очной формы обучения
Тематический план для студентов заочной формы обучения
2. Учебно-теоретические материалы
Раздел 1. Введение в музыкальную форму
1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль
1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия
1.3. Музыкальный язык и его структура.
Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы
Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.
2.4.Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма
2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio
2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.
2.7. Разновидности простых и сложных форм
2.9. Жанрово-характерные вариации
2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма
2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков
2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма
2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.
2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната
2.17. Контрастно-составные формы
2.19. Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл
2.20. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета
Раздел 3. История музыкальных форм и жанров
3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения
Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко
4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко
4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко
4.4. Вариации и хоральные обработки
4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма
4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
Тема 5. Музыкальные формы в музыке XX века
3. Учебно-практические материалы
3.1. Описания семинарских занятий
Семинар 1 (2 часа) Тема: Основы музыкального формообразования
Семинар 2 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: малые формы
Семинар 3 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: крупные формы
Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения
Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко
3.2. Задания для практической работы студентов
Примерные задания для практической работы по темам курса:
Раздел 1. Введение в музыкальную форму
Тема 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль
Тема 1.2. Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия
Тема 1.3 Музыкальный язык, его структура (Практическое занятие – 1 час)
Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы
Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.3. Простые («песенные формы»). Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма
Тема 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio
Тема 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.
Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).
Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.
Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков
Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.
Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках
Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.
Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).
Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.
Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета
Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)
Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века
4. Учебно-методические материалы по курсу
4.1. Методические указания для студентов
4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения
4.1.2. План анализа музыкальной формы
4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения
4.2. Методические рекомендации для преподавателей
4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости
5. Контрольно-измерительные материалы
5.1. Вопросы для текущего контроля
5.1.2. Задания в тестовой форме (варианты 1 и 2)
5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения
6.Список рекомендуемой литературы
6.2. Дополнительная литература
7. Учебно-справочные материалы
7.1 Словарь музыкальных форм и жанров
2. Учебно-теоретические материалы
Конспекты лекций
Раздел 1. Введение в музыкальную форму
1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль
План лекции:
А. Музыкальная форма: определение.
В. Закономерности архитектоники музыкальных форм. Принципы формообразования.
С. Музыкальное содержание.
D. Музыкальный жанр.
E. Стиль в музыке.
Музыкальная форма (лат. forma – вид, облик, образ, наружность, красота) композиции, определяется рассмотрением её конструкции (схемы, шаблона или строения) и развития во времени.Форма в музыке – организация музыкального целого, способы развития музыкального материала. Композитор в процессе творчества неизбежно приходит к некоей формальной структуре, своего рода плану, схеме, которая служит ему основой для проявлений творческой фантазии и мастерства. Музыкальная форма (особенно в старинной и культовой музыке) практически неотделима от жанра (секвенция, мадригал, респонсорий, стихира, мугам и др.). Жанровые обозначения вносят несколько важных моментов:
а) указывать на общий характер музыки (например, ноктюрн);
б) предполагать особую технику композиции (например, мотет или фуга);
в) основываться на ритмической модели или темпе (менуэт);
г) включать в себя внемузыкальные значения или термины (например, симфоническая поэма);
д) указывать на манеру исполнения (концерт) или число исполнителей (квартет);
е) быть связаны с конкретной исторической эпохой и ее вкусами (вальс), а также с национальным колоритом (полонез). В действительности, существует всего несколько основополагающих формальных структур, и если композитор останавливается на том или ином жанровом обозначении, это еще не означает, что он привязан к какому-то определенному структурному типу.
Определение музыкальной формы в работах Л. Мазеля, В. Цуккермана, И. Способина, В. Холоповой, В. Задерацкого, Е. Ручьевской, Г. Заднепровской. Музыкальная форма в тесном и широком значении.
Многозначность понятия формы:
1) тип композиции, определенный композиционный план (точнее «форма-схема», по Б. В. Асафьеву) музыкального произведения («форма сочинения», по П. И. Чайковскому);
2) музыкальное воплощение содержания (целостная организация мелодических мотивов, гармонии, метра, многоголосной ткани, тембров и др. элементов музыки);
3) индивидуально-неповторимый звуковой облик музыкальной пьесы (присущая только данному сочинению конкретная звуковая реализация его замысла);
4) эстетический порядок в музыкальной композиции («гармония» её частей и компонентов), обеспечивающий эстетическое достоинство музыкальной композиции (ценностный аспект её целостной структуры);
5) один из трёх основных разделов прикладной музыкально-теоретической науки (наряду с гармонией и контрапунктом), предметом которого является изучение музыкальной формы.
В логически-смысловом плане по В.Н. Холоповой 3 уровня музыкальной формы:
1) музыкальная форма как феномен;
2) музыкальная форма как исторически типизированная композиция;
3) музыкальная форма как индивидуальня композиция произведения. По А. Шенбергу музыкальная форма: 1) функциональные отношения всех компонентов, составляющих музыкальную речь («по принципу живого организма»); 2) выделение какого-либо одного признака, чаще всего – композиционного плана (количество частей, их взаимоотношения, синтаксис – «пунктуация»).
Закономерности архитектоники музыкальных форм: характер пропорций, принцип симметрии, его опосредованное и непосредственное воздействие. Важность значения в музыке сложно организованной симметрии, принципом которой является золотое сечение, выраженное отношение меньшего к большему, как большего к целому. Определение точки золотого сечения путем умножения числового выражения целого (к примеру количества тактов) на 0,618.Другие принципы сложной организации симметрии, в т. ч. установленные композитором индивижуально.
Основные принципы формообразования:
повторность;
контраст;
развитие.
Они проявляются в музыкальной форме через взаимодействие элементов музыкального языка – ритма, мелодии, гармонии, тембра, фактуры, динамики, артикуляции. Формы, основанные на повторении и контрасте, свойственны как вокальным, так и инструментальным жанрам. Соотношение этих принципов индивидуально в каждой форме: тот или иной принцип может выходить на первый план.
Повторность точная, варьированная и выборочная. Две разновидности варьированной повторности: вариационность и вариантность. Функции контраста. Разновидности контраста: контраст-сопоставление, производный контраст. Принцип развития, зародившийся в музыке гораздо позже, чем принцип повторения, особенно типичен для чисто инструментальных композиций. Он отличается тем, что тематический материал трактуется не только как структурная единица, пригодная для повторения и варьирования: в нем выделяются элементы, которые изменяются и взаимодействуют между собой и с другими темами. Принципы развития: вариантно-вариационное, полифоническое, разработка, свободное развертывание.
Содержание музыки – внутренний духовный облик произведения; то, что выражает музыка. Центральное понятия музыкального содержания –музыкальная идея (чувственно воплощённая музыкальная мысль), музыкальный образ (музыкальное запечатление чувств и душевных состояний). Важнейшая сторона музыкального содержания – красота, прекрасное, эстетический идеал. Кроме того, в состав музыкального содержания могут входить внемузыкальные элементы – текст, сценическое действие, хореография. Для полноценности художественного произведения необходима развитость обеих сторон – и идейно-богатого чувственно-впечатляющего, волнующего содержания, и идеально выработанной формы. Недостаток того или другого отрицательно сказывается на эстетических достоинствах произведения.
Функционирование музыкального произведения в системе «историческая эпоха – стиль – жанр – форма». Музыкальный стиль – это отличительное качество музыкальных творений, входящих в ту или иную конкретную генетическую общность (наследие композитора, школы, направления, эпохи, народа и т.д.), которое позволяет непосредственно ощущать, узнавать, определять их генезис и проявляется в совокупности всех без исключения свойств воспринимаемой музыки, объединенных в целостную систему вокруг комплекса отличительных характерных признаков (В.В. Назайкинский). Три момента, важных для теории стиля:
1) указание на единый генезис;
2) требование музыкальной, т.е. улавливаемой непосредственно на слух, его выраженности;
3) указание на вовлечение в этот процесс всей совокупности свойств музыки, образующей органически целостную систему.
Элементы, определяющие тот или иной музыкальный стиль: социально-историческая почва, мировоззренческая основа, образный строй, система музыкально-выразительных средств. Классификация стилей:
1) музыкально-исторические стили (средневековая, ренессансная музыка, барокко, рококо, классицизм, романтизм, импрессионизм, веризм, конструктивизм, экспрессионизм, авангард, неоклассицизм и необарокко, фольклоризм и неофольклоризм, поставангард и неоавангард, неосредневековье и неоканонизм, неоромантизм, минимализм, концептуализм, полистилистика);
2) национальные стили (франко-фламандский, австро-немецкий, русский, латиноамериканский и др.);
3) стили направлений и школ (мангеймская школа, венская школа, нововенская школа, русская классическая школа и др.);
4) индивидуальный композиторский стиль (баховский, шопеновский, скрябинский и др.);
5) индивидуальный исполнительский стиль (стили Рихтера, Ойстраха, Нейгауза и др.). Функции стиля: обеспечение историко-культурной ориентации слушателя, фиксация и выражение определенного содержания, функция объединения и разграничения.
Музыкальный жанр – это реальная связь музыки с жизнью (В.В. Назайкинский); это роды и виды музыкальных произведения, исторически сложившиеся в связи с разлияными типами содержания музыки, в связи с определенными ее жизненными назначениями, с различными социальными(в частности, социально-бытовыми, социально-прикладными) функциями и различными условиями ее исполнения и восприятия (Л.А. Мазель и В.А. Цуккерман).
Классификация музыкальных жанров по типам содержания, условиям исполнения и восприятия. Разграничение первичных (обиходных, бытовых) и вторичных (преподносимых) жанров.
1. Первичные жанры. Зарождение элементов музыкальных жанров происходило на раннем историческом этапе становления музыки – в первобытнообщинном строе. Музыка той поры характеризовалась неразрывной (синкретической) связью с трудом, движением, речью человека, с его жизнью и бытом. Эта тесная связь музыки с определенным назначением обусловила ее жанровое деление. Пять начал музыки этой эпохи явились основными жанровыми началами: 1) моторность; 2) декламационность; 3) распевность; 4) сигнальность; 5) звукоизобразительность. Эти жанровые начала (и многочисленные их комбинации) легли в основу всех последующих более сложных жанров. Главные характеристики первичных жанрово-стилистических компонентов. Комбинации жанровых начал в произведениях профессиональной музыки.
Подразделение внутри второго класса жанров:
1. В связи с жизненным назначением на: прикладные и автономные; духовные и светские; легкие и серьезные.
2. В связи с местом и условиями бытования на: камерные и монументальные; концертные; театральные; пленэрные.
3. В связи со способом исполнения на: вокальные и инструментальные; симфонические (оркестровые); сольные, ансамблевые, хоровые.
4. По кругу образов и содержанию на: лирические; эпические; драматические; юмористические (шуточные); моторные; медитативные.
Пересечение разных жанровых уровней в одном произведении. Обзор важнейших музыкальных жанров.
Таблица 1. Классификация жанров.
Вокальная музыка |
Инструментальная музыка |
||
камерная |
хоровая |
камерная |
оркестровая |
Сольные:песня, ария, ариозо, ариетта, романс, каватина, элегия, былина, баллада, серенада, баркарола, вокализ, «стихотворение с музыкой» и др. Ансамблевые:мотет, мадригал, вокальные дуэты, трио (терцеты), квартеты и др. |
Хорал (григорианский, протестантский и др.), хоровая миниатюра, хоровая песня, хоровой концерт, духовный концерт, хоровая ода, гимн, литургия, магнификат, StabatMater, TeDeum, хоровое действо и др. |
Сольные:фуга, фугетта, инвенция, соната, прелюдия, экспромт, этюд, токката, скерцо, пьеса, ноктюрн, песня без слов, рондо, поэма, сюита, каприс, каприччо, арабеска, парафраз, кампанелла, новеллетта, юмореска, багатель, рапсодия, постлюдия и др. Ансамблевые: concertogrosso, дуэт, трио, квартет, квинтет, секстет и др. |
Симфония, симфониетта, симфоническая поэма, увертюра, дивертисмент, кассация, серенада, интродукция, антракт, концерт; симфоническая сюита, симфоническая картина, симфоническая фреска, симфонический фрагмент и др. |
Вокально-симфоническая (монументальная) музыка оратория, кантата, месса, реквием и др. |
|||
Музыкально-театральные (сценические) жанры опера, балет, оперетта, мюзикл, мистерия, мадригальная комедия и др. |
|||
Концептуальные синтетические жанры инструментальный театр, хоровой театр, хэппенинг, пеформенс, инсталляция и др. |