Файл: Синельникова_Муз. форма. от 15.01.14.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.05.2024

Просмотров: 691

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры Российской Федерации

Содержание

5.Контрольно-измерительные материалы

6.Список рекомендуемой литературы

7. Учебно-справочные материалы

Введение

Тематический план для студентов очной формы обучения

Тематический план для студентов заочной формы обучения

2. Учебно-теоретические материалы

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

1.3. Музыкальный язык и его структура.

1.4. Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

2.1. Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм.

2.2 Период

Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.

2.4.Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма

2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

2.7. Разновидности простых и сложных форм

2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию

2.9. Жанрово-характерные вариации

2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма

2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

2.12. Рондо в XIX и XX веках

2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма

2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.

2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната

2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы.

2.17. Контрастно-составные формы

2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа

2.19. Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл

2.20. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Раздел 3. История музыкальных форм и жанров

3.1. Музыкальные формы и жанры культовой монодии западноевропейского средневековья. Жанры и формы русского знаменного распева

3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения

Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко

4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко

4.2. Период типа развертывания и барочная одночастная форма. Малые формы эпохи барокко. Барочные двухчастная, трехчастная и многочастная формы

4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко

4.4. Вариации и хоральные обработки

4.5. Куплетное рондо

4.6. Концертная форма

4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма

4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Тема 5. Музыкальные формы в музыке XX века

3. Учебно-практические материалы

3.1. Описания семинарских занятий

Семинар 1 (2 часа) Тема: Основы музыкального формообразования

Семинар 2 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: малые формы

Семинар 3 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: крупные формы

Семинар 4 (2 часа) Тема: Эволюция классических музыкальных форм в музыке XIX-XX века. Формы романтического типа

Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения

Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко

3.2. Задания для практической работы студентов

Примерные задания для практической работы по темам курса:

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

Тема 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

Тема 1.2. Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

Тема 1.3 Музыкальный язык, его структура (Практическое занятие – 1 час)

Тема 1.4 Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры.

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

Тема 2.1 Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм

Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.3. Простые («песенные формы»). Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма

Тема 2.4 Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

Тема 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).

Тема 2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.

Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.

Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках

Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.

Тема 2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы

Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).

Тема 2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа.

Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.

Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Тема 4.3. Составные (сложные) и контрастно-составные формы эпохи барокко. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.5. Куплетное рондо

Тема 4.6. Концертная форма

Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

Тема 4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века

4. Учебно-методические материалы по курсу

4.1. Методические указания для студентов

4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения

4.1.2. План анализа музыкальной формы

4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения

4.2. Методические рекомендации для преподавателей

4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости

4.2.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

5. Контрольно-измерительные материалы

5.1. Вопросы для текущего контроля

5.1.1. Контрольные вопросы

5.1.2. Задания в тестовой форме (варианты 1 и 2)

5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения

5.3. Вопросы к экзамену

6.Список рекомендуемой литературы

6.1. Основная литература

6.2. Дополнительная литература

6.3. Интернет-ресурсы

7. Учебно-справочные материалы

7.1 Словарь музыкальных форм и жанров

7.2. Список ключевых слов

Приложение

Аналитический этюд

Л. Бетховен Фортепианная соната op. 2 №3 c-durI часть

(Целостный анализ)

AdagioE-dur

ScherzoAllegroG-dur

C-dur Allegro assai

ГП по тематизму: а) однородные, развивающие один или несколько неконтрастных мотивов; б) контрастные, основанные на двух или трех мотивах или мотивных группах. ГП по степени замкнутости: а) замкнутые каденцией на тонике; б) разомкнутые, завершающиеся D. ГП по структуре: а) период; б) предложение (в тех случаях, когда СП начинается подобно второму предложению. XIX–XX вв. –простые формы.

СП – тональный и тематический переход от ГП к ПП. Характерны слитность, отсутствие периодов, предложений. Три логических этапа в развитии связующей партии: 1) продолжение главной партии, 2) переход, 3) подготовка побочной партии. СП по тематизму: материал главной партии, его переработка, формирование интонаций побочной партии. Возможно введение новой темы («промежуточная тема» в сонатах Моцарта). СП по тональному плану: основная тональность, модуляция, предыкт на D тональности ПП. Первая кульминация формы. Протяженные связующие партии в произведениях драматического характера, небольшие или вовсе отсутствуют при интенсивно развивающейся главной партии.

ПП содержит образный, тональный, тематический, структурный контраст к ГП. Более певучая тема с менее активным движением. ПП по тематизму: излагают новую тему; мотивно связаны с темой главной партии (производный контраст), случаи однотемной сонаты (В. Моцарт Соната № 18 B dur). ПП по тональному плану:D для мажорных и минорных произведений; III– для минорных; иные соотношения (Л. Бетховен Соната № 21 С – Е). Возможно постепенное оформление тональности побочной партии.

ПП по структуре – более свободное, чем ГП, построение; раздел, допускающий лирические отступления, моменты импровизации, многократные расширения: период с расширением, отодвиганием каданса. Сдвиг (прорыв) – момент свободного развития, присущий только сонате. Резкий поворот в ПП, возвращение интонаций главной партии (В. Моцарт Симфония № 40), иногда СП. Момент драматизации формы.

ЗП – раздел завершающего характера. Характерно заключительное изложение, прекращение тематического развития. Строение ЗП – серия дополнений, отсутствие структур типа периода. Тематизм ЗП: 1) синтез ГП (мотивы, характер движения) и ПП (тональность, иногда тематический материал),2) на материале СП, 3) введение новой темы (Й. Гайдн. Симфония № 103). Утверждение тональности побочной партии.

Разработка – раздел, посвященный развитию тем. Здесь происходит образная трансформация. В зависимости от замысла: а) углубление контраста тем, б) смысловое и мотивное сближение. Темы используются в измененном, дробном виде (преимущественно, активная, легко членящаяся ГП, кантиленные побочные меньше изменяются). Тематизм разработки: заданный порядок тем отсутствует; возможны следующие тематические планы разработок: 1) повторение плана экспозиции, «разработанная экспозиция»; 2) материал ГП–первая половина; 3) материал ПП– вторая половина; 4) только тема ГП.


Общее правило: разработка начинается с воспроизведения начала или конца экспозиции (с ГП или вступления). Приемы развития: дробление, секвенцирование, полифонические приемы. Тональный план: отсутствие в законченном виде тональностей экспозиции; наиболее интенсивное модулирование в начале разработки и перед репризой. Первая половина разработки – модуляции в S направлении. Во второй половине преобладание Dглавной тональности. Возможен ладовый контраст экспозиции и разработки. Структура: сложение разработки из разделов – вступительный, один или несколько основных, переходный с предыктом. Признаки смены раздела: изменение техники обработки материала, смена порядка чередования тональностей, перемена тематической основы.XIX–XX вв. – принцип «динамических волн» (в сочетании со сменой фактуры).Может быть введена новая тема (Л. Бетховен Соната № 5, ч.1).

Реприза – раздел, воспроизводящий экспозицию с изменениями, направленными на достижение устойчивости. ГП в репризе: 1) точная; 2) измененная (возможные изменения ГП: слияние ГП и СП, динамизация ГП после кульминации разработки, сокращение ГП как вершина последней волны разработки); 3) пропуск ГП (при интенсивном развитии в разработке).

СП в репризе: 1) тональные изменения; 2) пропуск связующей (Л. Бетховен «Лунная» соната. Финал).

ПП в репризе. Отсутствие структурных, только тональные изменения (у венских классиков): 1) перенесение ПП в основную или одноименную тональность (если в экспозиции минорного произведения ПП мажорная); 2) постепенное «нахождение» тональности ПП; 3) изменение лада ПП в репризе.XIX–XX вв. – существенные преобразования.

ЗП в репризе. Отсутствие существенных изменений. Особые виды реприз:

1. Субдоминантовая реприза – ГП в устойчивом виде излагается в S тональности, модулирование в основную тональность происходит либо в ее конце (Л. Бетховен Соната №6, ч.1), либо в связующей партии.

2. Ложная реприза – доминантовый предыкт к неосновной тональности, в которой излагается какой-то начальный раздел ГП, но кратковременно, затем полное проведение ГП в основной тональности (Финал 17-й сонаты Бетховена).

3) Зеркальная реприза – изменен порядок следования тем (В. Моцарт Соната № 9).

4) Реприза с пропуском ГП (Ф. Шопен Соната b-moll, I ч.).

Кода – подведение итога, утверждение главной мысли. При несильных контрастах кода отсутствует (камерные произведения Моцарта). В первых частях – небольшие коды. В финалах – более масштабные, весомые. Стремление к тональной устойчивости, яркое проявление заключительного изложения. Бетховен: «кода – вторая разработка». Строение такой коды: 1) вступительный или переходный раздел (не всегда бывает); 2) центральный разработочный раздел; 3) завершающая, наиболее устойчивая часть. Может вводиться новый материал.



2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.

План лекции:

А. Эволюция сонатной формы в XIX веке.

В. Индивидуальные прочтения сонатной формы в творчестве композиторов XIX и XX веков.

Эволюция сонатной формы в XIX веке, обусловленная новой эстетикой, повлиявшей на характер музыкального языка. Смена прообразов музыкальной композиции в XX веке. Две противоположные тенденции к беспрограммности и программности. В результате более свободной трактовки сонатной формы в XIX и XXвеках – следующие изменения:

1. Ослабление динамического сопряжения в метрической и эпической сонатной форме, что приводит к ослаблению контраста между ГП и ПП, принадлежности их к одной образной сфере (Шуберт, Шуман, Бородин).

  1. Усиление динамического сопряжения в драматических сонатных формах, что приводит к усилению контраста (конфликта) между ГП и ПП. В результате, экспозиция распадается на два замкнутых самостоятельных раздела, а реприза динамизируется и переосмысливается (Шопен, Чайковский, Шостакович). Две или три темы ПП, как результат проявления свободы и образной сложности (Чайковский Симфония № 4, ч.2). Структура ПП сложнее, чем период: трехчастная (Чайковский Симфония № 6), двухчастная (Рахманинов Концерт №2), тема с вариациями (Шуберт Соната c-moll), фуга (Мясковский Квартет № 13, ч.1).

  2. Нарушение тематического фактора: выпадение отдельных разделов в репризе, преимущественно ПП (Ф. Шопен Соната b-moll, I ч.).

  3. Нарушение традиционных классических тональных соотношений, большее разнообразие тонального плана (Шуберт Симфония «Неоконченная» h - G, Глинка Увертюра к опере «Руслан и Людмила» D – F) и т.д.

  4. Конструктивные изменения, которые выражаются в наращивании или сокращении разделов (отсутствие репризы, две экспозиции, две разработки).

Индивидуальные прочтения сонатной формы в творчестве Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Р. Шумана, И. Брамса, А. Бородина, П. Чайковского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича.

Беспрограммная сонатная форма Ф. Шуберта. Песенный тематизм сонатной формы и лирическая трактовка. Композиционные особенности: смещение главного конфликта между ГП и ПП на конфликт между вступлением и экспозицией, экспозицией и разработкой; новое соотношение ПП и ЗП (отодвигание «перелома» в зону ЗП); использование трехтональной экспозиции и субдоминантовой репризы.


Романтические новации Ф. Шопена в сонатной форме. Концепционно-драматургическое преобразование сонатной формы: возвышение сферы ПП, темповые смены в зонах партий, усиление контраста между ГП и ПП, драматургия движения от драматизма и минора к жизнеутверждению и мажору на уровне разделов и всей формы. Преобразование структуры сонатной формы: сонатная форма с зеркальной репризой и с отсутствием ГП в репризе.

Сонатная форма в творчестве Й. Брамса. Жанровые истоки тематизма – песня и хорал. Интеллектуализм сонатной формы: строгая продуманность всех элементов композиции, повышенная тематизация, искусная отделка сложной фактуры, ослабление моторной действенности. Драматургическая децентрализация: меньшая активность ГП, соотношение ГП и ПП как лирических (либо лирического и хорального) образов, смещение зоны активности к началу ЗП. Сохранение верности классическим принципам в тональном плане и в трактовке сонатной формы в жанре концерта (двойная экспозиция).

Преобразование сонатной формы в творчестве Р. Шумана: многотемность, самостоятельность тематизма, тяготение к сюитности, возможность повторения некоторых разделов.

Противоположные тенденции в развитии сонатной формы в творчестве А. Бородина и П. Чайковского. Лирико-драматическая конфликтная трактовка сонатной формы Чайковским: столкновение образных антитез в ГП и ПП;образы рока, смерти во вступительном разделе; волновая драматургия, яркие драматические кульминации в зоне подъема ПП и на вершине последней волны разработки; напряженное сквозное развитие с тематическими трансформациями; секвентное развитие тематизма. Намеренное соблюдение логики классического тонального плана в общем строении экспозиции и репризы, новаторские соотношения тональностей внутри этих разделов (далекое родство).

Эпическая трактовка сонатной формы в творчестве А. Бородина: картинность, рассредоточенность драматургии, отсутствие конфликтности, контрасты сопоставления и взаимодополнения, нединамический профиль партий, размещение кульминаций на структурно и гармонически устойчивых участках формы (ГП репризы, начало коды), симметрично-уравновешенное строение композиции, вариантно-вариационный метод развития в разработке и «разработанная экспозиция», колористические установки, красочные тональные планы и тонально-гармоническая перекраска тем. Национальный колорит, фольклорные прообразы тематизма.

Развитие некоторых черт симфонизма А. Бородина в творчестве С. Прокофьева в других образно-содержательных аспектах: колористические фоны-остинато, метод варьирования в разработке, многотемность. Особенности монтажного мышления Прокофьева в сонатной форме.