ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.05.2024
Просмотров: 641
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство культуры Российской Федерации
5.Контрольно-измерительные материалы
6.Список рекомендуемой литературы
7. Учебно-справочные материалы
Тематический план для студентов очной формы обучения
Тематический план для студентов заочной формы обучения
2. Учебно-теоретические материалы
Раздел 1. Введение в музыкальную форму
1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль
1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия
1.3. Музыкальный язык и его структура.
Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы
Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.
2.4.Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма
2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio
2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.
2.7. Разновидности простых и сложных форм
2.9. Жанрово-характерные вариации
2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма
2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков
2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма
2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.
2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната
2.17. Контрастно-составные формы
2.19. Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл
2.20. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета
Раздел 3. История музыкальных форм и жанров
3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения
Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко
4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко
4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко
4.4. Вариации и хоральные обработки
4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма
4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
Тема 5. Музыкальные формы в музыке XX века
3. Учебно-практические материалы
3.1. Описания семинарских занятий
Семинар 1 (2 часа) Тема: Основы музыкального формообразования
Семинар 2 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: малые формы
Семинар 3 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: крупные формы
Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения
Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко
3.2. Задания для практической работы студентов
Примерные задания для практической работы по темам курса:
Раздел 1. Введение в музыкальную форму
Тема 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль
Тема 1.2. Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия
Тема 1.3 Музыкальный язык, его структура (Практическое занятие – 1 час)
Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы
Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.3. Простые («песенные формы»). Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма
Тема 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio
Тема 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.
Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).
Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.
Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков
Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.
Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках
Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.
Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).
Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.
Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета
Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)
Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века
4. Учебно-методические материалы по курсу
4.1. Методические указания для студентов
4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения
4.1.2. План анализа музыкальной формы
4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения
4.2. Методические рекомендации для преподавателей
4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости
5. Контрольно-измерительные материалы
5.1. Вопросы для текущего контроля
5.1.2. Задания в тестовой форме (варианты 1 и 2)
5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения
6.Список рекомендуемой литературы
6.2. Дополнительная литература
7. Учебно-справочные материалы
7.1 Словарь музыкальных форм и жанров
2.9. Жанрово-характерные вариации
План лекции:
А. Свободные вариации: основные признаки варьирования.
В. Характерность вариаций, жанровый облик.
С. Способы организации формы и методы варьирования.
Свободные (жанрово-характерные) вариации. Возникновение – эпоха романтизма, распространение – XIX-XX вв.; применение – творчество Р. Шумана, П. И. Чайковского, С.В. Рахманинова, А. С. Аренского, С. С. Прокофьева, П. Хиндемита и др.).Характерность вариаций, неповторимый, индивидуальный облик каждой; один из приемов характерного варьирования – внесение черт тех или иных жанров: мазурки, вальса, скерцо, фуги и.т.д.
Свободное варьирование заключается в вольном обращении со структурой темы (главный отличительный признак свободных вариаций). Свободное варьирование – изменение формы, смена тактового размера и темпа, использование новых тональностей в том числе и неродственных, введение субтемы (П.И. Чайковский Трио «Памяти великого артиста», II ч., Теmро diValse). Свободная вариация – относительно самостоятельная пьеса, интонационно связанная с темой, а не видоизмененное воспроизведение темы как целого (минимальные связи с темой; тема – повод для создания разнохарактерных пьес-вариаций (Р. Шуман.«Карнавал»).
Основные черты свободных (жанрово-характерных) вариаций:
- несовпадение структуры темы и структуры вариаций (в некоторых случаях свободными считаются вариации даже с совпадающей структурой, при условии последовательного воплощения принципа характерности:Рахманинов «Вариации на тему Корелли», Брамс «Вариации на тему Генделя»),
- свобода тональных планов,
- интенсивность гармонических изменений,
- разнообразие фактуры (Рахманинов «Рапсодия на тему Паганини»)
- обращение к полифоническому изложению (Шуман. Симфонические этюды. Этюд 8 - двухголосная фугированная форма).
- замыкание свободных вариаций при помощи репризы темы (Прокофьев Концерт №3, II ч.);
- приближение свободных вариаций к сюите (Шуман «Симфонические этюды»);
- сочетание различных видов варьирования в одном вариационном цикле (Бетховен «32 вариации» – бассо остинато, фигурационные, характерные; Рахманинов «Рапсодия на тему Паганини»).
Характерные вариации – характерность (неповторимость) облика каждой вариации; жанровые вариации – проявление признаков разных жанров (ноктюрна, марша, колыбельной, хорала и т.д.(Григ «Баллада», Рахманинов.«Рапсодия на тему Паганини», «Вариации на тему Корелли»). Два романтических устремления формы: 1) характерность, контрастная сопоставимость могут привести к сюитной цикличности (сюитно-вариационные циклы Шумана – «Карнавал», «Бабочки», Листа – «Пляски смерти»); 2) выход в стихию разнаботочности, симфонизация формы, стихия драматической, порой конфликтной событийности («Симфонические этюды» Шумана). Отсюда три решения формы в ходе ее развития: вариации – сюита, строгие вариации с чрезвычайным усилением повествовательности и контрастов, собственно свободные симфонизированные вариации, преодолевающие мерную цикличность и устремленные к слитной форме.
Способы организации формы и методы варьирования индивидуальны.
2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма
План лекции:
А. Многотемные вариации: характеристика двух типов организации формы.
В. Обращенные вариации.
С. Вариантная форма.
Многотемные вариации: двойные (на 2 темы) и тройные (на 3 темы) вариации. Редкое использование в художественной практике. Два типа двойных (или многотемных) вариаций:
1. Альтернативный тип. Вариации с совместным экспонированием тем – изложение двух тем друг за другом, затем вариации на них с поочередным варьированием каждой из тем.Сформировался и получил распространение у Й. Гайдна («гайдновский» тип вариаций).
2. «Тип пластов» (определение В.А. Цуккермана). Вариации с раздельным экспонированием тем, т.е. группы вариаций на 1-ю и 2-ю темы – первая тема с вариациями, затем вторая тема с вариациями («глинкинский» тип).
Применение многотемных вариаций у И. Гайдна, Л. Бетховена, М.И. Глинки, М.А. Балакирева.
Существование других способов организации формы многотемных вариаций, когда вторая тема, присоединяется к первой в процессеее варьирования (С. Рахманинов «Рапсодия на тему Паганини»).
Тройные вариации. Редкие примеры вариаций с большим количеством тем (А. Шнитке «Пассакалья для оркестра» – 7 тем). Вариации с темой в конце (А. Шнитке Концерт для фортепиано и струнных).
Обращенные вариации – вариационная форма, в которой сначала излагаются вариации, а тема появляется в конце, как результат процесса варьирования. Распространены в музыке эпохи барокко в жанре вариационной хоральной кантаты с темой хорала в качестве последнего номера. Возрождение этого типа формы в XIX веке (Д’Энди «Иштар») и закрепление его в XX столетии (Д. Шостакович Концерт для скрипки с оркестром №1, Пассакалия, Р. Щедрин Концерт для фортепиано с оркестром №3 «Вариации и тема», А. Шнитке Концерт для фортепиано и струнных, С. Губайдулина «Размышления на хорал И.С. Баха “И вот я пред троном Твоим”»).
Вариантная форма– форма, складывающаяся из нескольких тематических вариантов. Прототип – русская народная песня. Вариантность – метод тематического развития, создающий разновидности темы путем обновления каких-либо мелодических оборотов, с возможным расширением или сокращением структуры. Метод варьирования – мотивная комбинаторика, как способпреобразования тема, основанный на перестановке составляющих ее мотивов. Вариантное превращение – наиболее сложный прием развития мелодии. В данном случае допускается трансформация опорных точек темы при сохранении ее общего характера, перенесение их из одного регистра в другой, включение новых мелодичных оборотов. Эта техника приводит к образованию вариантов темы, то есть построений, которые являются равнозначными с темой. Первое проведение темы считается ее первым вариантом: а1а2а3…. Форму, основанную на последовательно проведенном таком принципе, называют «вариантной формой». Область применения – преимущественно вокально-хоровая музыка, в инструментальной музыке встречается реже. Вариантная форма чаще используется в качестве части или раздела более крупной формы: номер оперы, балета, партия сонатной формы, часть трехчастной формы. Примеры: М. Мусоргский «Хованщина», оркестровое вступление к опере «Рассвет на Москва-реке»; И. Стравинский «Петрушка», «Танец кормилиц»; С. Слонимский «Икар», «Сон Икара», «Мечты Икара».
2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков
План лекции:
А. Рондо как жанр и форма: определение.
В. Классификация форм рондо немецкого музыковеда А.Б. Маркса и ее трактовка отечественными музыковедами.
С. Основные исторические этапы развития формы рондо..
D. Рондо венских классиков.
Рондо как жанр и форма.Рондо как жанр – подвижная пьеса жизнерадостного характера, с песенно-танцевальной главной темой (рефреном). Рондо как форма – форма, в которой одна и та же тема проводится не менее 3-х раз, а между ее проведениями помещаются части иного содержание, часто каждый раз новые (АВАСAD…А).
Происхождение – народная песня с припевом, танцевальные жанры (rondeau-круг). Основная черта – бесконфликтность высказывания основной идеи; тональная закономерность – проведение рефрена в основной тональности, эпизодов – в подчиненной. Возможны связки и кода. Вступления нехарактерны.
Применение в пьесах и частях под названием «рондо» не только формы рондо, но и рондо-сонаты, двойной трехчастной формы, трехчастной формы с припевом. Преимущественное применение формы рондо в жанре рондо, но использование ее также и в музыке иного склада, например, в медленных частях циклов.
Классификация форм рондо немецкого музыковеда А.Б. Маркса в «Учении о музыкальной композиции» (1837-1847). 5 форм рондо:
1-я форма – однотемное рондо со схемой: тема – ход – тема;
2-я форма – двухтемное рондо со схемой: гл.тема – ход – поб.тема – ход – гл.тема;
3-я форма – многотемное рондо со схемой: гл.тема – ход – 1-я поб.тема – ход – гл.тема – ход – 2-я поб.тема – ход – гл.тема;
4-я форма – многотемное рондо с повторением побочных тем со схемой: гл.тема – ход – 1-я поб.тема – ход – гл.тема – ход – 2-я поб.тема – ход – гл.тема – ход – 1-я поб.тема – ход – гл. тема;
5-я форма – многотемное рондо со схемой: гл.тема – ход – 1-я поб.тема – ход – 2-я поб.тема – ход – гл.тема – ход – 1-я поб.тема.
Первая и вторая формы образуют группу малых форм рондо. Остальные три – многотемны и объединяются в группу больших форм рондо. Однако историческое обособление трехчастных форм потребовала выделения первой и второй форм в отдельную самостоятельную группу: 1-я форма стала именоваться сложной трехчастной с эпизодом, 2-я – сложной трехчастной с трио, отчасти формой Adagio (Andante) или трехчастной с переходами. Пятая форма рассматривается как особая разновидность сонатной формы. Поэтому собственно рондо является третья форма, а четвертая рондо-сонатой.