Файл: Синельникова_Муз. форма. от 15.01.14.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.05.2024

Просмотров: 518

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры Российской Федерации

Содержание

5.Контрольно-измерительные материалы

6.Список рекомендуемой литературы

7. Учебно-справочные материалы

Введение

Тематический план для студентов очной формы обучения

Тематический план для студентов заочной формы обучения

2. Учебно-теоретические материалы

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

1.3. Музыкальный язык и его структура.

1.4. Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

2.1. Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм.

2.2 Период

Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.

2.4.Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма

2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

2.7. Разновидности простых и сложных форм

2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию

2.9. Жанрово-характерные вариации

2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма

2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

2.12. Рондо в XIX и XX веках

2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма

2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.

2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната

2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы.

2.17. Контрастно-составные формы

2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа

2.19. Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл

2.20. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Раздел 3. История музыкальных форм и жанров

3.1. Музыкальные формы и жанры культовой монодии западноевропейского средневековья. Жанры и формы русского знаменного распева

3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения

Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко

4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко

4.2. Период типа развертывания и барочная одночастная форма. Малые формы эпохи барокко. Барочные двухчастная, трехчастная и многочастная формы

4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко

4.4. Вариации и хоральные обработки

4.5. Куплетное рондо

4.6. Концертная форма

4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма

4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Тема 5. Музыкальные формы в музыке XX века

3. Учебно-практические материалы

3.1. Описания семинарских занятий

Семинар 1 (2 часа) Тема: Основы музыкального формообразования

Семинар 2 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: малые формы

Семинар 3 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: крупные формы

Семинар 4 (2 часа) Тема: Эволюция классических музыкальных форм в музыке XIX-XX века. Формы романтического типа

Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения

Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко

3.2. Задания для практической работы студентов

Примерные задания для практической работы по темам курса:

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

Тема 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

Тема 1.2. Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

Тема 1.3 Музыкальный язык, его структура (Практическое занятие – 1 час)

Тема 1.4 Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры.

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

Тема 2.1 Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм

Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.3. Простые («песенные формы»). Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма

Тема 2.4 Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

Тема 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).

Тема 2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.

Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.

Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках

Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.

Тема 2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы

Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).

Тема 2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа.

Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.

Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Тема 4.3. Составные (сложные) и контрастно-составные формы эпохи барокко. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.5. Куплетное рондо

Тема 4.6. Концертная форма

Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

Тема 4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века

4. Учебно-методические материалы по курсу

4.1. Методические указания для студентов

4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения

4.1.2. План анализа музыкальной формы

4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения

4.2. Методические рекомендации для преподавателей

4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости

4.2.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

5. Контрольно-измерительные материалы

5.1. Вопросы для текущего контроля

5.1.1. Контрольные вопросы

5.1.2. Задания в тестовой форме (варианты 1 и 2)

5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения

5.3. Вопросы к экзамену

6.Список рекомендуемой литературы

6.1. Основная литература

6.2. Дополнительная литература

6.3. Интернет-ресурсы

7. Учебно-справочные материалы

7.1 Словарь музыкальных форм и жанров

7.2. Список ключевых слов

Приложение

Аналитический этюд

Л. Бетховен Фортепианная соната op. 2 №3 c-durI часть

(Целостный анализ)

AdagioE-dur

ScherzoAllegroG-dur

C-dur Allegro assai

Продолжение и развитие драматически конфликтной трактовки сонатной формы в творчестве Д. Шостаковича в ином круге образов и с иной расстановкой драматургических акцентов: основные стороны конфликта – экспозиция и реприза; «раскол» репризного раздела, где ГП включается в пространство повышенного драматизма и главной кульминации конце разработки, а ПП присоединяется к разделу коды и входит в зону катарсиса.


2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната

План лекции:

А. Сонатная форма без разработки.

В. Сонатная форма с эпизодом.

С. Сонатная форма в жанре концерта.

D. Рондо-соната.

Сонатная форма без разработки. Характерные черты: певучесть малоконтрастных тем (в медленных частях – плавность, мягкость),меньшие масштабы и несложное строение целого, отсутствие повторения экспозиции, варьирование тем в репризе. Применение: 1) в медленных частях сонатно-симфонических циклов); 2) в увертюрах; 3) в первых частях симфонических сюит; 4) в отдельных произведениях; 5) в вокальной музыке.Случаи энергичного развития (П. Чайковский. Симфония № 6,ч.3), драматического содержания (Д. Шостакович. Симфония № 5, ч.3).

Сонатная форма с эпизодом вместо разработки. Вносится дополнительный контраст (по типу контраста трио). Строение: 1) простые формы; 2) период; 3) вариации. Возвратный ход – построение, связывающее эпизод с репризой (Л. Бетховен Соната № 7, ч.2). Может перерастать в разработку. Местоположение эпизода: 1) эпизод –возвратный ход – реприза; 2) разработочный ход: эпизод – предыкт – реприза. Область применения: медленные части сонатно-симфонических циклов, финалы.

Форма классического концерта.Жанр концерта – воплощение диалогичности, чередование solo и tutti. Характерные черты: 1) две различающиеся экспозиции; 2) каденция. Первая экспозиция – оркестровая (краткая). ПП завершается в основной тональности. Вторая экспозиция – солиста. Обычный тональный план. Яркость, концертность, нередко новые яркие темы. Разработки простые. Преобладают оркестровые эпизоды. Репризы – возможны перепланировки. Каденция – род виртуозной фантазии на темы концерта (импровизируемой или сочиненной). Местоположение – средний раздел коды. Перенесение каденции в другое место: перед репризой (Мендельсон Скрипичный концерт, Рахманинов Концерт №3, 1 ч. (каденция совпадает с началом репризы).

Рондо-соната.Устойчиво повторяющееся (в отличие от смешанных форм) сочетание признаков рондо и сонаты. Двоякое определение рондо-сонаты:

1. Рондо с тремя эпизодами (семичастное), где 1-й и 3-й соотносятся подобно ПП в экспозиции и репризе, с возможной заменой разработки эпизодом на новой теме. Жанровая общность с формой рондо.

2. Сонатная форма с повторением ГП после ПП в экспозиции и в репризе.


Разновидности: 1) с эпизодом (вся форма – к рондо), 2) с разработкой (вся форма – к сонате). Черты рондо: 1) песенно-танцевальный или скерцозный тематизм, 2) квадратность, 3) неконфликтность тематизма, 4)чередование рефрена (главная партия) и эпизодов, 5) наличие центрального эпизода. Черты сонаты: 1) соотношение рефрена (главная партия) и первого эпизода (побочная партия) как в сонатной экспозиции. Соотношение третьего рефрена (главная партия) и третьего эпизода (побочная партия) – как в сонатной репризе; 2) наличие разработки. Отличия от сонаты: проведение темы главной партии в основной тональности после побочной партии (перед разработкой).

Применение почти исключительно в финалах концертов, симфоний, сонат, камерных ансамблей. Нетипичность для первых частей (исключение – Фантазия для фортепиано До мажор Р. Шумана, I ч.). Двоякое название частей рондо-сонаты: ГП – рефрен, ПП –1-й и 3-йэпизод. Два вида центральных разделов рондо-сонаты: эпизод на новой теме и разработка. Большая распространенность форм с эпизодом (Л. Бетховен Концерт для скрипки с оркестром, финал).


2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы.

План лекции:

А. Эстетические основы и драматургические принципы романтических музыкальных форм.

В. Смешанные формы: общая характеристика, классификация.

С. Характеристика разновидностей смешанных форм с ориентацией на примеры музыкальных произведений композиторо-романтиков.

D. Свободные формы.

Эстетические основы образования композиций инструментальной музыки романтической эпохи. Смена прототипов: вместо риторики и драмы – литература и поэзия. Отход от классического музыкального мышления: художественное освобождение индивидуального содержания от правил и схем, развитие программности. Появление новых жанров инструментальной музыки: баллада, поэма, сказка, легенда, картина, рапсодия. Влияние поэтических жанров на музыкальные. Драматургия балладного типа: эмоционально приподнятый характер музыки, сквозное развитие и трансформация образов, разомкнутая драматургия с главной кульминацией в конце, введение контрастных эпизодов в центре композиции, вступление-пролог.

Смешанные формы, сочетающие признаки двух-трех типовых форм. Свободные формы – формы со значительными отступлениями от известных типов форм, наиболее индивидуальные по структуре. Интенсивное создание смешанных и свободных форм в XIX веке. Тенденция к открыто-сюжетному и необратимому драматургическому развитию. Общие черты специфических форм XIX века. Основные типы смешанных и свободных форм:

  1. модифицированные сонатные (Р. Вагнер Увертюра к опере «Тангейзер»);

  2. смешанные сонатно-циклические формы (Ф. Лист Концерт №1);

  3. смешанные сонатно-вариационные формы (М. А. Балакирев «Исламей»);

Смешанные формы получили распространение со второй четверти XIX века. Представляют собой одночастные (нециклические) формы, сочетающие в себе черты некоторых сложившихся типичных форм (например, сонатной и вариационной). Применяются в симфонических поэмах, одночастных сонатах, концертах, увертюрах, фантазиях, рапсодиях, балладах и др.Одна из причин их появления – стремление композиторов сделать музыкальную форму гибкой, способной более полно соответствовать индивидуальному содержанию произведения (часто программному). Большое распространение получают произведения, сочетающие черты лирики, драмы и эпоса (баллада), возникают новые сочетания форм, жанров, приемов развития, характерных для народной музыки со сложными формами и жанрами профессионального искусства (особенно в русской музыке).


Сочетание сонатности и вариационности. Проникновение сонатности в вариационную форму: у русских классиков двойные вариации часто строятся на двукратном сопоставлении крупных разделов (с возможной сменой тональности) и есть раздел, где более свободно развиваются обе темы. Таким образом, предпосылки сонатной формы становятся очевидными:

аа1а2а3… вв1в2в3… а4а5а6… в4в5в6

I р. II р. R (а,в) IV р. V р.

контраст большее единство

В самом же развитии музыкального материала господствует вариационный метод.

Иной характер соотношения вариационности и сонатности наблюдается в ряде крупных симфонических произведений Листа. В этих произведениях сонатная форма возникает из свободного варьирования, свободной трансформации не двух, а одной темы. Различные разделы сонатной формы (связующая партия, побочная партия, заключительная партия, разделы разработки, репризы) оказываются свободными вариациями главной темы. Контрастирование разделов при этом может быть сильным. Принцип построения крупных разделов на преобразовании одной темы получил название монотематизма (Симфонические поэмы Ф.Листа).

Сочетание сонатной и циклической форм. Стремление, с одной стороны, к конкретности и полноте воплощения различных характерных, ярко контрастирующих между собой образов, с другой, к единству, цельности композиции, к непрерывности развития приводит к появлению произведений, совмещающих в себе черты сонатного цикла и одночастной сонатной формы. Роль медленной части цикла берет на себя: 1) либо медленный самостоятельный эпизод в разработке; 2) либо ПП экспозиции, идущая в более медленном темпе, чем ГП и развитая до значения самостоятельной части (в репризе обычно резко сжимается).

Свободные или индивидуальные формы, в которых отсутствуют существенные признаки типовых форм. Организация таких форм на основе более общих принципов формообразования. Импульс возникновения свободных форм – оригинальная идея. Несистемные свободные формы очень разнообразны, индивидуальны по своей структуре и потому не поддаются определенной классификации. Используются они преимущественно в больших инструментальных произведениях и содержат значительное количество тем и разделов. Подобные формы лежат в основе непрограммных и особенно программных произведений (в первую очередь у романтиков и российских композиторов). Сюда можно отнести поэмы, рапсодии, фантазии, которые предлагают необычные варианты развития музыкальной мысли (сочетание импровизации, хорала, речитатива и тому подобное).