Файл: Синельникова_Муз. форма. от 15.01.14.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.05.2024

Просмотров: 541

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры Российской Федерации

Содержание

5.Контрольно-измерительные материалы

6.Список рекомендуемой литературы

7. Учебно-справочные материалы

Введение

Тематический план для студентов очной формы обучения

Тематический план для студентов заочной формы обучения

2. Учебно-теоретические материалы

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

1.3. Музыкальный язык и его структура.

1.4. Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

2.1. Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм.

2.2 Период

Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.

2.4.Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма

2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

2.7. Разновидности простых и сложных форм

2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию

2.9. Жанрово-характерные вариации

2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма

2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

2.12. Рондо в XIX и XX веках

2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма

2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.

2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната

2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы.

2.17. Контрастно-составные формы

2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа

2.19. Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл

2.20. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Раздел 3. История музыкальных форм и жанров

3.1. Музыкальные формы и жанры культовой монодии западноевропейского средневековья. Жанры и формы русского знаменного распева

3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения

Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко

4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко

4.2. Период типа развертывания и барочная одночастная форма. Малые формы эпохи барокко. Барочные двухчастная, трехчастная и многочастная формы

4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко

4.4. Вариации и хоральные обработки

4.5. Куплетное рондо

4.6. Концертная форма

4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма

4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Тема 5. Музыкальные формы в музыке XX века

3. Учебно-практические материалы

3.1. Описания семинарских занятий

Семинар 1 (2 часа) Тема: Основы музыкального формообразования

Семинар 2 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: малые формы

Семинар 3 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: крупные формы

Семинар 4 (2 часа) Тема: Эволюция классических музыкальных форм в музыке XIX-XX века. Формы романтического типа

Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения

Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко

3.2. Задания для практической работы студентов

Примерные задания для практической работы по темам курса:

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

Тема 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

Тема 1.2. Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

Тема 1.3 Музыкальный язык, его структура (Практическое занятие – 1 час)

Тема 1.4 Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры.

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

Тема 2.1 Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм

Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.3. Простые («песенные формы»). Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма

Тема 2.4 Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

Тема 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).

Тема 2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.

Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.

Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках

Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.

Тема 2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы

Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).

Тема 2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа.

Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.

Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Тема 4.3. Составные (сложные) и контрастно-составные формы эпохи барокко. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.5. Куплетное рондо

Тема 4.6. Концертная форма

Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

Тема 4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века

4. Учебно-методические материалы по курсу

4.1. Методические указания для студентов

4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения

4.1.2. План анализа музыкальной формы

4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения

4.2. Методические рекомендации для преподавателей

4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости

4.2.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

5. Контрольно-измерительные материалы

5.1. Вопросы для текущего контроля

5.1.1. Контрольные вопросы

5.1.2. Задания в тестовой форме (варианты 1 и 2)

5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения

5.3. Вопросы к экзамену

6.Список рекомендуемой литературы

6.1. Основная литература

6.2. Дополнительная литература

6.3. Интернет-ресурсы

7. Учебно-справочные материалы

7.1 Словарь музыкальных форм и жанров

7.2. Список ключевых слов

Приложение

Аналитический этюд

Л. Бетховен Фортепианная соната op. 2 №3 c-durI часть

(Целостный анализ)

AdagioE-dur

ScherzoAllegroG-dur

C-dur Allegro assai

При подготовке к экзамену поможет проработка контрольных вопросов, предложенных для самостоятельной работы. Выполнение такого задания позволит понять систему гомофонных форм, выяснить слабые моменты подготовки. Студентам, заинтересованным в более глубоком изучении дисциплины, необходимо изучать рекомендованную дополнительную литературу, где даются основы современной теории музыкального анализа.


    1. Образовательные технологии

В процессе реализации дисциплины «Музыкальная форма» по направлению подготовки 073100.62 «Музыкально-инструментальное искусство», профилям «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты», «Оркестровые духовые и ударные инструменты», «Оркестровые струнные инструменты», «Фортепиано» используются следующие образовательные технологии:

1. Предметно ориентированные технологии: технология постановки цели, технология концентрированного обучения, технология полного усвоения, технология педагогического процесса.

2. Личностно ориентированные технологии: технология обучения как учебного исследования, технология коллективной мыследеятельности, технология эвристического обучения.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО, удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 40% аудиторных занятий – 29 час. на очной форме обучения, 9 час. на заочной форме обучения, в том числе с использованием для проведения учебных занятий современных мультимедийных средств обучения.

Среди методов интерактивного обучения используются игровые ситуации, имитация профессиональной деятельности, дискуссионное обсуждение. В преподавании дисциплины «Музыкальная форма» студентам направления «Музыкально-инструментальное искусство» одним из самых востребованных подходов интерактивных образовательных технологий становятся творческие задания, выполнение которых реализуется как во время аудиторных практических занятий, так и в самостоятельной работе студентов.

    1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для реализации дисциплины «Музыкальная форма» по направлению подготовки 073100.62 «Музыкально-инструментальное искусство» необходимы:

- учебные аудитории для групповых занятий, оснащенные пианино, доской с нотным станом, компьютером, проектором, экраном;

- концертный зал, рояль.

- библиотека, оснащенная учебной и нотной литературой;

- фонотека.

5. Контрольно-измерительные материалы

5.1. Вопросы для текущего контроля

5.1.1. Контрольные вопросы

I вариант

  1. Дайте определение простых форм.

  2. Какие виды реприз существуют в простых трехчастных формах?

  3. Дайте определение сложных составных форм.

  4. Назовите разновидности сложной трехчастной формы с примерами.

  5. Какие виды реприз существуют в сложных трехчастных формах?

  6. В каких жанрах наиболее часто применяется сложная двухчастная форма?

  7. Назовите виды простых и сложных форм с примерами.

  8. Охарактеризуйте область применения и содержательные возможности концентрической формы. Приведите примеры.

  9. Назовите основные исторические этапы развития формы рондо.

  10. Перечислить типологические черты рондо французских клавесинистов.

  11. Какова роль романтиков в развитии формы рондо? В чем отличие свободного рондо от классического?

  12. В каких жанрах оформился тип вариаций на basso ostinato?

  13. Назовите приемы фактурного варьирования.

  14. Приведите по два примера вариаций:


  • как самостоятельных произведений;

  • как частей сонатно-симфонических циклов.

  • Сравните понятия «вариантность» и «вариационность». В чем их отличие?

  • Дайте определение формы периода типа развертывания.

  • В чем основные признаки формы Bar?

  • Дайте определение концертной формы эпохи «Барокко».

  • Что такое музыкально-риторические фигуры?

  • В каких формах и жанрах формируются предпосылки возникновения сонатной формы?

  • Из каких разделов может состоять разработка сонатной формы?

  • Объясните обличия понятий «тема» и «партия» в сонатной форме.

  • На каком музыкальном материале может строиться связующая партия в сонатной форме?

  • Что такое «ложная реприза»? Привести примеры.

  • В чем заключаются особенности сонатной формы в жанре концерта?

  • В чем отличие старинной сюиты от новой сюиты романтического типа?

  • Назовите техники композиции XX века, основанные на иных принципах организации звуковысотности по сравнению с тональной системой.

  • Дайте определение сквозной вокальной форме и приведите пример.

  • Назовите три основных типа музыкальной композиции оперы.

  • Назовите основные труды В.А. Мазеля, В.А. Цуккермана, В.П. Бобровского, В.Н. Холоповой, посвященные вопросам музыкальной формы.

    II вариант

    1. Дать определение понятию «музыкальная форма».

    2. Назовите общие логические и общие композиционные функции музыкального произведения по классификации В.П. Бобровского.

    3. Объясните понятие «золотое сечение» и его роль в музыкальном произведении.

    4. Перечислить параметры и элементы фактуры.

    5. Назовите основные виды масштабно-тематических структур

    6. Дайте определение форме периода.

    7. Назовите две разновидности периода по тональному признаку.

    8. Назовите две разновидности периода по тематическому признаку.

    9. Назовите разновидности периода по структурному признаку.

    10. Перечислить типологические черты рондо венских классиков.

    11. Какие вариации называют «глинкинскими». Приведите примеры.

    12. Дайте определение формы вариаций на basso ostinato?

    13. Какие приемы мелодического варьирования используются в строгих вариациях?

    14. Какие способы объединения и завершенности цикла применяются в вариациях?

    15. Какие вариации называются характерными?

    16. В чем состоит отличие строгих и свободных вариаций?

    17. Очертите классификацию музыкальных форм барокко.

    18. Какой тональный план характерен для старинной двухчастной формы?

    19. Назовите основные черты старосонатной формы.

    20. Что такое ритурнель?

    21. Назовите основные признаки сонатной формы, выделяющие ее в ряду других форм по следующим параметрам: тональный, тематический, структурный, драматургический.

    22. Какие виды реприз существуют в сонатной форме?

    23. Какой тип контраста лежит в основе соотношения тем главной и побочной партии в классической сонатной форме?

    24. Какие разновидности сонатной формы существуют?

    25. Какие формы называются смешанными? Приведите примеры.

    26. Дайте определение циклическим формам.

    27. Что такое сериальность?

    28. Какие три основных типа форм функционируют в музыке XX века?

    29. Назовите формы вокальной музыки XVIII – XIX веков, которые используются в таких жанрах, как песня, романс, оперная ария, вокальный ансамбль, хор, оперная сцена.

    30. Перечислить жанры сольных номеров оперы.


  • 5.1.2. Задания в тестовой форме (варианты 1 и 2)

    I вариант

    1. Какая из приведенных схем соответствует трехпятичастной форме:

      1. A + B + A1 + C + A2

      2. a + b + a + b + a

      3. a + b+ a1 + C + a2

    1. Какое из данных определений соответствует концентрической форме:

      1. форма, основанная на систематическом видоизмененном повторе;

      2. форма, основанная на чередовании контраста и повторности;

      3. форма, основанная на контрасте и симметрии.

    1. Какое из названных произведений написано в сонатной форме с зеркальной репризой?

      1. Л. Бетховен Соната №8, c-moll;

      2. Ф. Шопен Баллада №1, g-moll;

      3. П. Чайковский Симфония №4 I часть.

    1. Выберите из предложенных схем ту, которая соответствует форме рондо-соната.

      1. ГП СП ПП Разработка ПП СП ГП;

      2. ГП СП ПП ЗП ГП Разработка [ГП] СП ПП ЗП ГП;

      3. ГП СП ПП ЗП Эпизод ГП СП ПП ЗП.

    1. Какая схема соответствует форме Bar ?

      1. текст: A A B 2) текст: A B C 3) текст: A B C

    музыка: a a b музыка: a a ba музыка: a b ca

    6. Какая из характеристик не соответствуют куплетному рондо?

    1. наиболее типичное количество частей: 7, 9. Возможно – от 3-х до 17-ти;

    2. эпизоды не вносят резкого контраста в становление формы, поскольку чаще всего тематически развивают рефрен;

    3. эпизоды строятся на самостоятельной теме, излагаются в новой тональности и контрастны по отношению к рефрену;

    4. в структуре рондо отсутствуют вступление, связки и кода.

      1. 7. Что такое сонор?

    1. одна их форм серии;

    2. красочное звучание недифференцированной высоты;

    3. диссонантная тоника;

    4. особая форма ритмической организации.

    8. Какая характеристика соответствует алеаторной форме?

    1. форма, в основе которой лежит ряд из 12 или меньшего количества звуков;

    2. открытая форма, допускающая несколько вариантов интерпретации сочинения и предполагающая сотворчество исполнителя;

    3. форма, основной материал которой составляют сверхмногоголосные кластеры, полифония пластов и особые приемы звукоизвлечения;

    4. форма, рассчитанная в соответствии с избранной математической моделью.


      1. Какие признаки характерны для срединного типа изложения?

    1. замкнутые кадансами квадратные построения и доминирующее положение основной тональности;

    2. повторение мотивов, редкие гармонические смены, плагальные обороты и тонический органный пункт;

    3. дробные разномасштабные построения, не завершенные каденциями, избегание тоники, отклонения.

      1. 10. В результате чего образуется форма сложного периода?

    1) точного повтора простого периода;

    2) повторения простого периода с измененным кадансом;

    3) в результате образования дополнений после полной совершенной каденции.

    II вариант

    1. Какая из приведенных схем соответствует двойным вариациям гайдновского типа?

    1) A +A1 + A2 + A3…..B + B1 + B2 + B3….;

    2) A + B + A1 + B1 + A2 + B2……..

    2. В какой форме написан «Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки?

    1) двойные вариации;

    2) вариации на basso ostinato;

    3) вариации на soprano ostinato.

    3. Какой форме соответствует данная схема: a + b + a1 + C + a2?

    1) рондо;

    2) рондо-соната;

    3) сложная трехчастная с сокращенной репризой;

    4) трехпятичастная.

    4. Какое из произведений написано в контрастно-составной форме?

    1) И.С. Бах Токката из Партиты №6 ми минор;

    2) Ф. Шопен Соната b-moll;

    3) Ф. Лист Соната h-moll;

    4) Р. Шуман «Бабочки».

    1. Какой вид масштабно-тематических структур образуется из слитной мотивной группы и следующего за ней повторения мотива, взятого из нее или нового?

    1. периодичность;

    2. группа периодичностей;

    3. суммирование;

    4. дробление;

    5. дробление с замыканием.

    6. Какой термин в переводе с латинского означает «игральная кость», «жребий»?

    1. сонорика;

    2. додекафония;

    3. пуантилизм;

    4. алеаторика.

    7. Какая форма характерна для произведений композиторов-минималистов?

    1) монтажная;

    2) полиостинатная;

    3) сериальная;

    4) алеаторная;

    5) репетитивная.

    8. Какой танец отсутствует в классической сюите академического большого балета?