ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.05.2024
Просмотров: 623
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство культуры Российской Федерации
5.Контрольно-измерительные материалы
6.Список рекомендуемой литературы
7. Учебно-справочные материалы
Тематический план для студентов очной формы обучения
Тематический план для студентов заочной формы обучения
2. Учебно-теоретические материалы
Раздел 1. Введение в музыкальную форму
1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль
1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия
1.3. Музыкальный язык и его структура.
Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы
Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.
2.4.Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма
2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio
2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.
2.7. Разновидности простых и сложных форм
2.9. Жанрово-характерные вариации
2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма
2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков
2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма
2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.
2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната
2.17. Контрастно-составные формы
2.19. Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл
2.20. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета
Раздел 3. История музыкальных форм и жанров
3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения
Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко
4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко
4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко
4.4. Вариации и хоральные обработки
4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма
4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
Тема 5. Музыкальные формы в музыке XX века
3. Учебно-практические материалы
3.1. Описания семинарских занятий
Семинар 1 (2 часа) Тема: Основы музыкального формообразования
Семинар 2 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: малые формы
Семинар 3 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: крупные формы
Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения
Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко
3.2. Задания для практической работы студентов
Примерные задания для практической работы по темам курса:
Раздел 1. Введение в музыкальную форму
Тема 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль
Тема 1.2. Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия
Тема 1.3 Музыкальный язык, его структура (Практическое занятие – 1 час)
Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы
Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.3. Простые («песенные формы»). Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма
Тема 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio
Тема 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.
Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).
Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.
Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков
Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.
Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках
Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.
Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).
Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.
Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета
Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)
Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века
4. Учебно-методические материалы по курсу
4.1. Методические указания для студентов
4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения
4.1.2. План анализа музыкальной формы
4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения
4.2. Методические рекомендации для преподавателей
4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости
5. Контрольно-измерительные материалы
5.1. Вопросы для текущего контроля
5.1.2. Задания в тестовой форме (варианты 1 и 2)
5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения
6.Список рекомендуемой литературы
6.2. Дополнительная литература
7. Учебно-справочные материалы
7.1 Словарь музыкальных форм и жанров
Семинар 4 (2 часа) Тема: Эволюция классических музыкальных форм в музыке XIX-XX века. Формы романтического типа
Темы:
Простые песенные и составные (сложные) формы и их эволюция в эпоху романтизма.
Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.
Вариационные формы классико-романтической эпохи: общая характеристика и классификация.
Вариации на выдержанную мелодию.
Жанрово-характерные и свободные вариации.
Вариантная форма.
Историческое развитие формы рондо. Рондо в XIX и XX веке.
Развитие сонатной формы в XIX веке.
Циклические формы: сюита програмного.
Контрастно-составная форма.
Смешанные и индивидуальные формы романтизма.
Формы вокальной музыки.
Оперные формы.
Музыкально-хореографические формы балета.
Вопросы:
Назовите основные тенденции преобразования классических музыкальных форм в произведениях романтиков.
В чем особенности формы рондо в XIX веке? Чем она отличается от классического рондо?
В чем отличие вариационности и вариантности?
Чем отличается контрастно-составная форма от циклической, свободной и смешанной форм?
Назовите признаки свободных вариаций, отличающие их от строгих.
Назовите основные черты сонатной формы в XIX и XX веках. Какие изменения произошли по сравнению с классической сонатной формой?
Дать определение и перечислить основные принципы строения смешанных форм.
Очертить классификацию смешанных форм
Каковы эстетические основы возникновения смешанных форм и область их применения?
Принципы каких классических структур смешиваются в романтической форме наиболее часто? Приведите примеры.
Назовите жанровые разновидности балета и специфические его формы.
Назовите основные оперные формы.
Назовите формы вокальной музыки.
Литература к теме:
Список основной литературы: 2.
Список дополнительной литературы: 1,10,17,18,19,24,32,33,36, 51,70,72,75.
Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения
Темы:
Музыкальные формы и жанры западноевропейской культовой монодии средневековья: григорианский хорал.
Знаменный распев: эстетические принципы, общие композиционные основы, мелодико-ритмические и ладовые особенности.
Типология музыкальных жанров и форм песнопений православной церкви. Православная литургия и ее структура.
Типология западноевропейских светских жанров позднего средневековья и Возрождения: рондо, виреле, лэ, баллада, баллата, лауда, каччия, эстампида.
Форма бар в песнях миннезингеров и мейстерзингеров.
Процессы формообразования в мадригалах XVI – начала XVII веков.
Источники для нотных примеров:
Бражников А. Древнерусская теория музыки [Электронный ресурс]: / Бражников. – Режим доступа: http://dfiles.ru/files/88nz93g3b.
Бедуш, Е. Ренессансные песни [Текст]: теория и хрестоматия / Е. Бедуш, Т. Кюрегян. – М.: Издательский Дом «Композитор», 2007. – 424 с., нот.
Джезуальдо, К. Мадригал "O mal nati messagi" ("О грубые слова"), для смешанного хора [Электронный ресурс] / К. Джезуальдо, 2 стр., 65Кб. – Режим доступа: http://notes.tarakanov.net/composers/d.htm. – Загл. с экрана.
Джезуальдо, К. Мадригал "Sospirava il mio core" ("Вздыхало моё сердце"), для смешанного хора [Электронный ресурс] / К. Джезуальдо, 2 стр., 75Кб. – Режим доступа: http://notes.tarakanov.net/composers/d.htm. – Загл. с экрана.
Депре, Ж.«Ave vera Virginitas» для смешанного хора a cappella[Электронный ресурс] / Ж. Депре. 61Кб. – Режим доступа: http://notes.tarakanov.net/composers/d.htm. – Загл. с экрана.
Дюфаи, Г. «GloriainexelsisDeo» для смешанного хора acappella[Электронный ресурс] / Г. Дюфаи. – Режим доступа: http://notes.tarakanov.net/composers/d.htm. – Загл. с экрана.
Избранные мадригалы итальянских композиторов XVI века [Ноты]. – М.,1980.
Кюрегян, Т. Песни средневековой Европы [Текст]: исследование / Т.С. Кюрегян, Ю. Столярова. – М.: Московская консерватория Издательский Дом «Композитор», 2007. – 208 с., нот.
Протопопов, В. Из истории форм инструментальной музыки XVI-XVIII веков [Ноты]: Хрестоматия / В. Протопопов. – М. : Музыка,1980. – 489 с.
Перриш, К. Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха [Электронный ресурс]: Хрестоматия / К. Перриш, Дж. Оул. – Л.: Музыка,1975. – 177 с. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/231629/.
Симакова, Н. Вокальные жанры эпохи Возрождения [Текст] / Н. Симакова. – М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 2002. – 362 с., с нот.
Успенский, Н.Д. Образцы древнерусского певческого искусства [Текст] /Н.Д. Успенский. – Л.: Музыка, 1971. – 356 с., с нот.
Холопова, В. Формы музыкальных произведений [Текст]: Учебное пособие / В. Холопова. – СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 496 с., с нот.
Литература к теме:
Список дополнительной литературы: 55, 70.
Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко
Темы:
Музыкальные формы эпохи барокко: классификация и общая характеристика.
Период типа развертывания.
Старинные двухчастная.
Трехчастная и многочастная формы.
Составные сложные и контрастно-составные формы и их роль в эпоху барокко.
Старинные вариации и их разновидности. Вариации на bassoostinato.
Старинные вариации и их разновидности. Хоральные обработки.
Куплетное рондо.
Концертная форма эпохи барокко.
Старинная сонатная форма (барочная и предклассическая).
Циклические формы: малый полифонический цикл, концерт, соната.
Циклические формы: старинная сюита.
Вокальные формы барокко: формы протестантского хорала.
Вокальные формы барокко: ария с ритурнелем.
Вокальные циклы эпохи барокко: кантата.
Вокальные циклы эпохи барокко: оратория, пассионы («страсти»).
Вокальные циклы эпохи барокко: месса.
Вопросы:
Истоки каких форм гомофонной музыки коренятся в рамках старинной сюиты?
Какие жанры-формы способствовали кристаллизации сонатнорй формы?
Чем отличается контрастно-составная форма от циклической?
Почему концертную форму часто относят к рондообразной и даже путают с формой рондо?
Какой из главных признаков сонатной формы сформировался раньше всего?
Чем синфония отличается от симфонии?
Назовите основные типы оперных арий и речитативов, которые утвердились в эпоху барокко.
Литература к теме:
Список основной литературы: 2.
Список дополнительной литературы: 26,27,32,34,48,67, 68, 70.
3.2. Задания для практической работы студентов
Основные виды практической работы:
Освоение учебной и музыковедческой литературы.
Анализ целого произведения или его части (устно).
Письменный аналитический этюд.
Подбор музыкальных примеров по заданной теме.
Сочинение небольших построений в заданных формах, связанных с изучением некоторых темкурса.
Самостоятельная подготовка докладов по отдельным темам.
Письменные ответы на контрольные вопросы.
Примерные задания для практической работы по темам курса:
1. Подготовка подробного письменного анализа одного периода из 5-6 разных произведений. Рекомендуются произведения венских классиков, романтиков, русских композиторов.
2. Подготовка устного или письменного анализа музыкальных произведений:
2.1. Художественного применения простых двухчастных и трехчастных форм в музыке. Желательно анализировать фортепианные пьесы, исполняемые студентами на фортепиано и других инструментах (3-4 произведения).
2.2. Художественное применение сложных трехчастных форм в произведениях венских классиков (2 произведения), романтиков (2 произведения), композиторов XX века (2 произведения).
2.3. Определение формы произведения и его частей на тему «Разновидности простых и сложных форм» (6-8 примеров).
2.4. Художественное применение формы сонатного аллегро (анализ одной из частей сонат).
3. Схема формы для каждого произведения (начертить), подписать тональный план. Проанализировать соответствие формы и содержания в произведении. Стиль выполнения – литературно-музыковедческий.
Музыкальный материал подбирается студентами самостоятельно, по одному произведению каждого жанра.
4. Подготовка сообщения по одному из вопросов на тему «Музыкальные формы XX века».
Принципы классификации и общая характеристика музыкальных форм XX века. Звуковысотность, метроритм, фактура, тематизм, нотация.
Возрождение и трактовка старинных музыкальных форм в XX веке.
Индивидуальные формы.
Додекафонно-серийная техника и формообразование.
Музыкальные формы в условиях неомодальности.
Музыкальные формы в условиях сонорики и алеаторики.
Ритмический принцип формообразования.
Остинатные формы нового типа и репетитивная техника.
Стохастические формы.