Файл: Синельникова_Муз. форма. от 15.01.14.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.05.2024

Просмотров: 539

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры Российской Федерации

Содержание

5.Контрольно-измерительные материалы

6.Список рекомендуемой литературы

7. Учебно-справочные материалы

Введение

Тематический план для студентов очной формы обучения

Тематический план для студентов заочной формы обучения

2. Учебно-теоретические материалы

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

1.3. Музыкальный язык и его структура.

1.4. Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

2.1. Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм.

2.2 Период

Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.

2.4.Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма

2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

2.7. Разновидности простых и сложных форм

2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию

2.9. Жанрово-характерные вариации

2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма

2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

2.12. Рондо в XIX и XX веках

2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма

2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.

2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната

2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы.

2.17. Контрастно-составные формы

2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа

2.19. Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл

2.20. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Раздел 3. История музыкальных форм и жанров

3.1. Музыкальные формы и жанры культовой монодии западноевропейского средневековья. Жанры и формы русского знаменного распева

3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения

Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко

4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко

4.2. Период типа развертывания и барочная одночастная форма. Малые формы эпохи барокко. Барочные двухчастная, трехчастная и многочастная формы

4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко

4.4. Вариации и хоральные обработки

4.5. Куплетное рондо

4.6. Концертная форма

4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма

4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Тема 5. Музыкальные формы в музыке XX века

3. Учебно-практические материалы

3.1. Описания семинарских занятий

Семинар 1 (2 часа) Тема: Основы музыкального формообразования

Семинар 2 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: малые формы

Семинар 3 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: крупные формы

Семинар 4 (2 часа) Тема: Эволюция классических музыкальных форм в музыке XIX-XX века. Формы романтического типа

Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения

Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко

3.2. Задания для практической работы студентов

Примерные задания для практической работы по темам курса:

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

Тема 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

Тема 1.2. Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

Тема 1.3 Музыкальный язык, его структура (Практическое занятие – 1 час)

Тема 1.4 Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры.

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

Тема 2.1 Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм

Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.3. Простые («песенные формы»). Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма

Тема 2.4 Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

Тема 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).

Тема 2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.

Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.

Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках

Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.

Тема 2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы

Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).

Тема 2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа.

Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.

Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Тема 4.3. Составные (сложные) и контрастно-составные формы эпохи барокко. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.5. Куплетное рондо

Тема 4.6. Концертная форма

Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

Тема 4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века

4. Учебно-методические материалы по курсу

4.1. Методические указания для студентов

4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения

4.1.2. План анализа музыкальной формы

4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения

4.2. Методические рекомендации для преподавателей

4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости

4.2.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

5. Контрольно-измерительные материалы

5.1. Вопросы для текущего контроля

5.1.1. Контрольные вопросы

5.1.2. Задания в тестовой форме (варианты 1 и 2)

5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения

5.3. Вопросы к экзамену

6.Список рекомендуемой литературы

6.1. Основная литература

6.2. Дополнительная литература

6.3. Интернет-ресурсы

7. Учебно-справочные материалы

7.1 Словарь музыкальных форм и жанров

7.2. Список ключевых слов

Приложение

Аналитический этюд

Л. Бетховен Фортепианная соната op. 2 №3 c-durI часть

(Целостный анализ)

AdagioE-dur

ScherzoAllegroG-dur

C-dur Allegro assai

Семинар 4 (2 часа) Тема: Эволюция классических музыкальных форм в музыке XIX-XX века. Формы романтического типа

Темы:

  1. Простые песенные и составные (сложные) формы и их эволюция в эпоху романтизма.

  2. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

  3. Вариационные формы классико-романтической эпохи: общая характеристика и классификация.

  4. Вариации на выдержанную мелодию.

  5. Жанрово-характерные и свободные вариации.

  6. Вариантная форма.

  7. Историческое развитие формы рондо. Рондо в XIX и XX веке.

  8. Развитие сонатной формы в XIX веке.

  9. Циклические формы: сюита програмного.

  10. Контрастно-составная форма.

  11. Смешанные и индивидуальные формы романтизма.

  12. Формы вокальной музыки.

  13. Оперные формы.

  14. Музыкально-хореографические формы балета.

Вопросы:

  1. Назовите основные тенденции преобразования классических музыкальных форм в произведениях романтиков.

  2. В чем особенности формы рондо в XIX веке? Чем она отличается от классического рондо?

  3. В чем отличие вариационности и вариантности?

  4. Чем отличается контрастно-составная форма от циклической, свободной и смешанной форм?

  5. Назовите признаки свободных вариаций, отличающие их от строгих.

  6. Назовите основные черты сонатной формы в XIX и XX веках. Какие изменения произошли по сравнению с классической сонатной формой?

  7. Дать определение и перечислить основные принципы строения смешанных форм.

  8. Очертить классификацию смешанных форм

  9. Каковы эстетические основы возникновения смешанных форм и область их применения?

  10. Принципы каких классических структур смешиваются в романтической форме наиболее часто? Приведите примеры.

  11. Назовите жанровые разновидности балета и специфические его формы.

  12. Назовите основные оперные формы.

  13. Назовите формы вокальной музыки.

Литература к теме:

Список основной литературы: 2.

Список дополнительной литературы: 1,10,17,18,19,24,32,33,36, 51,70,72,75.

Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения


Темы:

    1. Музыкальные формы и жанры западноевропейской культовой монодии средневековья: григорианский хорал.

    2. Знаменный распев: эстетические принципы, общие композиционные основы, мелодико-ритмические и ладовые особенности.

    3. Типология музыкальных жанров и форм песнопений православной церкви. Православная литургия и ее структура.

    4. Типология западноевропейских светских жанров позднего средневековья и Возрождения: рондо, виреле, лэ, баллада, баллата, лауда, каччия, эстампида.

    5. Форма бар в песнях миннезингеров и мейстерзингеров.

    6. Процессы формообразования в мадригалах XVI – начала XVII веков.

Источники для нотных примеров:

  1. Бражников А. Древнерусская теория музыки [Электронный ресурс]: / Бражников. – Режим доступа: http://dfiles.ru/files/88nz93g3b.

  2. Бедуш, Е. Ренессансные песни [Текст]: теория и хрестоматия / Е. Бедуш, Т. Кюрегян. – М.: Издательский Дом «Композитор», 2007. – 424 с., нот.

  3. Джезуальдо, К. Мадригал "O mal nati messagi" ("О грубые слова"), для смешанного хора [Электронный ресурс] / К. Джезуальдо, 2 стр., 65Кб. – Режим доступа: http://notes.tarakanov.net/composers/d.htm. – Загл. с экрана.

  4. Джезуальдо, К. Мадригал "Sospirava il mio core" ("Вздыхало моё сердце"), для смешанного хора [Электронный ресурс] / К. Джезуальдо, 2 стр., 75Кб. – Режим доступа: http://notes.tarakanov.net/composers/d.htm. – Загл. с экрана.

  5. Депре, Ж.«Ave vera Virginitas» для смешанного хора a cappella[Электронный ресурс] / Ж. Депре. 61Кб. – Режим доступа: http://notes.tarakanov.net/composers/d.htm. – Загл. с экрана.

  6. Дюфаи, Г. «GloriainexelsisDeo» для смешанного хора acappella[Электронный ресурс] / Г. Дюфаи. – Режим доступа: http://notes.tarakanov.net/composers/d.htm. – Загл. с экрана.

  7. Избранные мадригалы итальянских композиторов XVI века [Ноты]. – М.,1980.

  8. Кюрегян, Т. Песни средневековой Европы [Текст]: исследование / Т.С. Кюрегян, Ю. Столярова. – М.: Московская консерватория Издательский Дом «Композитор», 2007. – 208 с., нот.

  9. Протопопов, В. Из истории форм инструментальной музыки XVI-XVIII веков [Ноты]: Хрестоматия / В. Протопопов. – М. : Музыка,1980. – 489 с.

  10. Перриш, К. Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха [Электронный ресурс]: Хрестоматия / К. Перриш, Дж. Оул. – Л.: Музыка,1975. – 177 с. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/231629/.

  11. Симакова, Н. Вокальные жанры эпохи Возрождения [Текст] / Н. Симакова. – М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 2002. – 362 с., с нот.

  12. Успенский, Н.Д. Образцы древнерусского певческого искусства [Текст] /Н.Д. Успенский. – Л.: Музыка, 1971. – 356 с., с нот.

  13. Холопова, В. Формы музыкальных произведений [Текст]: Учебное пособие / В. Холопова. – СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 496 с., с нот.


Литература к теме:

Список дополнительной литературы: 55, 70.


Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко

Темы:

  1. Музыкальные формы эпохи барокко: классификация и общая характеристика.

  2. Период типа развертывания.

  3. Старинные двухчастная.

  4. Трехчастная и многочастная формы.

  5. Составные сложные и контрастно-составные формы и их роль в эпоху барокко.

  6. Старинные вариации и их разновидности. Вариации на bassoostinato.

  7. Старинные вариации и их разновидности. Хоральные обработки.

  8. Куплетное рондо.

  9. Концертная форма эпохи барокко.

  10. Старинная сонатная форма (барочная и предклассическая).

  11. Циклические формы: малый полифонический цикл, концерт, соната.

  12. Циклические формы: старинная сюита.

  13. Вокальные формы барокко: формы протестантского хорала.

  14. Вокальные формы барокко: ария с ритурнелем.

  15. Вокальные циклы эпохи барокко: кантата.

  16. Вокальные циклы эпохи барокко: оратория, пассионы («страсти»).

  17. Вокальные циклы эпохи барокко: месса.

Вопросы:

  1. Истоки каких форм гомофонной музыки коренятся в рамках старинной сюиты?

  2. Какие жанры-формы способствовали кристаллизации сонатнорй формы?

  3. Чем отличается контрастно-составная форма от циклической?

  4. Почему концертную форму часто относят к рондообразной и даже путают с формой рондо?

  5. Какой из главных признаков сонатной формы сформировался раньше всего?

  6. Чем синфония отличается от симфонии?

  7. Назовите основные типы оперных арий и речитативов, которые утвердились в эпоху барокко.

Литература к теме:

Список основной литературы: 2.

Список дополнительной литературы: 26,27,32,34,48,67, 68, 70.

3.2. Задания для практической работы студентов

Основные виды практической работы:

  1. Освоение учебной и музыковедческой литературы.

  2. Анализ целого произведения или его части (устно).

  3. Письменный аналитический этюд.

  4. Подбор музыкальных примеров по заданной теме.

  5. Сочинение небольших построений в заданных формах, связанных с изучением некоторых темкурса.

  6. Самостоятельная подготовка докладов по отдельным темам.

  7. Письменные ответы на контрольные вопросы.


Примерные задания для практической работы по темам курса:

1. Подготовка подробного письменного анализа одного периода из 5-6 разных произведений. Рекомендуются произведения венских классиков, романтиков, русских композиторов.

2. Подготовка устного или письменного анализа музыкальных произведений:

2.1. Художественного применения простых двухчастных и трехчастных форм в музыке. Желательно анализировать фортепианные пьесы, исполняемые студентами на фортепиано и других инструментах (3-4 произведения).

2.2. Художественное применение сложных трехчастных форм в произведениях венских классиков (2 произведения), романтиков (2 произведения), композиторов XX века (2 произведения).

2.3. Определение формы произведения и его частей на тему «Разновидности простых и сложных форм» (6-8 примеров).

2.4. Художественное применение формы сонатного аллегро (анализ одной из частей сонат).

3. Схема формы для каждого произведения (начертить), подписать тональный план. Проанализировать соответствие формы и содержания в произведении. Стиль выполнения – литературно-музыковедческий.

Музыкальный материал подбирается студентами самостоятельно, по одному произведению каждого жанра.

4. Подготовка сообщения по одному из вопросов на тему «Музыкальные формы XX века».

  • Принципы классификации и общая характеристика музыкальных форм XX века. Звуковысотность, метроритм, фактура, тематизм, нотация.

  • Возрождение и трактовка старинных музыкальных форм в XX веке.

  • Индивидуальные формы.

  • Додекафонно-серийная техника и формообразование.

  • Музыкальные формы в условиях неомодальности.

  • Музыкальные формы в условиях сонорики и алеаторики.

  • Ритмический принцип формообразования.

  • Остинатные формы нового типа и репетитивная техника.

  • Стохастические формы.