ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.05.2024
Просмотров: 700
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство культуры Российской Федерации
5.Контрольно-измерительные материалы
6.Список рекомендуемой литературы
7. Учебно-справочные материалы
Тематический план для студентов очной формы обучения
Тематический план для студентов заочной формы обучения
2. Учебно-теоретические материалы
Раздел 1. Введение в музыкальную форму
1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль
1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия
1.3. Музыкальный язык и его структура.
Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы
Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.
2.4.Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма
2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio
2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.
2.7. Разновидности простых и сложных форм
2.9. Жанрово-характерные вариации
2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма
2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков
2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма
2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.
2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната
2.17. Контрастно-составные формы
2.19. Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл
2.20. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета
Раздел 3. История музыкальных форм и жанров
3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения
Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко
4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко
4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко
4.4. Вариации и хоральные обработки
4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма
4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
Тема 5. Музыкальные формы в музыке XX века
3. Учебно-практические материалы
3.1. Описания семинарских занятий
Семинар 1 (2 часа) Тема: Основы музыкального формообразования
Семинар 2 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: малые формы
Семинар 3 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: крупные формы
Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения
Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко
3.2. Задания для практической работы студентов
Примерные задания для практической работы по темам курса:
Раздел 1. Введение в музыкальную форму
Тема 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль
Тема 1.2. Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия
Тема 1.3 Музыкальный язык, его структура (Практическое занятие – 1 час)
Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы
Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.3. Простые («песенные формы»). Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма
Тема 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio
Тема 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.
Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).
Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.
Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков
Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.
Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках
Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.
Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).
Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.
Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета
Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)
Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века
4. Учебно-методические материалы по курсу
4.1. Методические указания для студентов
4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения
4.1.2. План анализа музыкальной формы
4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения
4.2. Методические рекомендации для преподавателей
4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости
5. Контрольно-измерительные материалы
5.1. Вопросы для текущего контроля
5.1.2. Задания в тестовой форме (варианты 1 и 2)
5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения
6.Список рекомендуемой литературы
6.2. Дополнительная литература
7. Учебно-справочные материалы
7.1 Словарь музыкальных форм и жанров
4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
План лекции:
А. Ария с ритурнелем и ее разновидности.
В. «Ария с девизом».
С. Ария dacapo.
D. Формы протестанского хорала.
Ария с ритурнелем– отличительный тип музыкальной формы эпохи барокко, оказавший значительное влияние на многие другие формы барокко и классицизма. Структурная схема арии с ритурнелем: P(R) a– соло1P(R) b – соло2P(R).
Из разновидностей арии с ритурнелем наибольшее распространение «арии с девизом» («Devise-Arie») однотемной структуры. Инструментальный ритурнель в ней содержит основную тему, повторяемую затем в вокальном голосе и развиваемую в дальнейшем. Широкое распространение типа арии da capo, где средняя часть могла быть как развитием «девиза», так и новой темой.
Виды барочных инструментально-вокальных форм с ритурнелем таковы: простая двухчастная с ритурнелем, простая трехчастная с ритурнелем, простая многочастная с ритурнелем, сложная трехчастная с ритурнелем, сонатная двухчастная с ритурнелем, сонатная трехчастная форма с разработкой и с ритурнелем, сонатная форма с эпизодом и с ритурнелем. В этих формах написаны арии, отчасти – хоры из пассионов, месс и кантат И.С. Баха. Критерий отграничения названных форм друг от друга – структура не начального ритурнеля, а вокального экспозиционного раздела (соло). Изложение ритурнеля компактное, сжатое: в сложной форме он может иметь форму периода, в простой – не только периода, но и начальной мотивной группы.
Ария dacapo – прообраз сложной трехчастной формы с эпизодом. Вариантность строения ее разделов, зависимость от строфики текста. Неустойчивость средней части арии (структурная, тонально-гармоническая) – независимо от характера тематизма (контрастного, нового или неконтрастного развивающего). Особенность формы, связанная с повторением ритурнелей, обрамляющих разделы арии dacapo. Певческая практика варьирования при повторе dacapo.
Протестантский хорал – это свод канонизированных песнопений лютеранской церкви на немецком языке. Основной корпус протестантского хорала создавался Лютером и его сподвижниками в XVI веке мутем приспособления к новым текстам и переделки народных мелодий, светских песен миннезингеров и ранних мейстерзингеров, напевов грегорианского хорала. Четырехголосное изложение протестантского хорала как фактор музыкальной культуры XVII – перво половины XVIII века, вошел в страсти, кантаты, оратории и другие музыкальные жанры. Стихотворные тексты. Первичность слова в хорале: силабичность (на каждый звук приходится один слог), четкая расчлененность, совпадение музыкальных цезур с текстовыми. Сложение строк текста в целостную строфу (versus – буквально «стих»). Мелодия соответствует с троится из музыкальных строк, образующих музыкальную строфу. Полное песнопение включается несколько строф, построе нных одинаково, образуя куплетную форму. Главный формообразующий принцип протестантского хорала – свободное сцепление строк разной длинны. Распространенность формы бар в протестантском хорале. Другие формы, близкие двухчастной, трехчастной.
4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы
План лекции:
А. Циклические формы эпохи барокко: классификация.
В. Инструментальные циклы: малый полифонический цикл.
С. Инструментальные циклы: соната.
D. Инструментальные циклы: старинная сюита.
E. Инструментальные циклы: концерт.
F. Вокально-инструментальные циклы: месса.
G. Вокально-инструментальные циклы: кантата.
H. Вокально-инструментальные циклы: оратория и страсти.
Особое разнообразие циклических форм в эпоху барокко. Наиболее распространенные инструментальные циклические формы: малый полифонический цикл, соната, сюита, инструментальный концерт. Смешение полифонического и гомофонно-гармонического склада.
Классификация вокально-инструментальных циклов эпохи барокко по текстовому признаку:
1) духовные: а) с каноническим текстом, исполнявшиеся в церкви во время богослужения: месса, магнификат, StabatMater, TeDeumи др.; б) с неканоническим текстом, исполнявшиеся в церкви или вне ее: духовная кантата, оратория, пассионы («страсти»).
2) cветские: кантата, оратория (исполняются только вне церкви).
Наиболее распространенные вокально-инструментальные циклические формы: месса, кантата, оратория, пассионы («Страсти»).
Инструментальные циклы. Малый полифонический цикл: прелюдия и фуга, фантазия и фуга, токката и фуга. Контраст свободной импровизационности первой части, рациональной организованности второй. Отчетливая семантическая оппозиция малого барочного полифонического цикла, утвержденная И. С. Бахом (у его предшественников, в частности, Д. Букстехуде, токката (прелюдия, фантазия) и фуга сливались в контрастно-составную форму). Различная структура первой пьесы: период типа развертывания, барочные двухчастная или трехчастная формы, концертная и старосонатная формы, контрастно составная форма, иногда фугетта или фуга. Вторая пьеса – всегда фуга.
Соната – жанр камерной музыки, которая предполагает не более 2-х исполнителей; циклическая форма из 3-4-х частей, расположенных по принципу контраста. С конца XVI вв., термин «соната» применялся к самым разнообразным по форме и функциям инструментальным сочинениям: инструментальные части церковной службы, а также оперные увертюры (вступление к опере М. А. Чести «Золотое яблоко»). Довольно долго не проводилось чёткого разграничения между обозначениями «соната», «симфония» и «концерт». К началу XVII в. – формирование 2-х типов сонаты: sonata da chiesa (церковная соната) и sonata da camera (камерная, придворная соната).
Sonata da chiesa: опора на полифонические формы. Наиболее типичен четырехчастный цикл с последовательностью частей: медленно – быстро – медленно – быстро (или: быстро – медленно – быстро – быстро). 1-я медленная часть: функция вступления; имитации (иногда гомофонного склада), импровизационный характер, часто – пунктирные ритмы. 2-я быстрая часть – фугированная, 3-я медленная часть – гомофонная, как правило, в духе сарабанды; 4-я – быстрая часть – также фугированная. В быстрых частях – старосонатная, концертная, фугированная формы; в медленных – старинные двухчастная, трехчастная. Крайние части – в основной тональности, средние – в побочной (часто в параллельной или одноименной).
Sonata da camera: преобладание гомофонного склада и опора на танцевальность; свободное следование танцевальных номеров, наподобие сюиты (частая замена определения«sonata da camera»названиями «сюита», «партита», «французская увертюра» и др.). В началеXVII в. получает распространение трио-соната для 2 или 3 исполнителей с сопровождением basso continuo. В исполнительских составах сонаты– преобладание струнных смычковых инструментов с их большими мелодическими возможностями.
В конце Германии появляются произведения смешанного типа, соединяющие свойства обоих видов сонаты (Д. Беккер, И. Розенмюллер, Д. Букстехуде и др.). В церковную сонату проникают части, по характеру близкие к танцевальным (жига, менуэт, гавот), в камерную – свободные прелюдированные части из церковной сонаты. Порой это приводило к полному слиянию обоих типов (Г. Ф. Телеман, А. Вивальди).
Вторая половинаXVII в.– развитие жанра скрипичной сонаты (Дж. Торелли, Дж. Витали, А. Корелли, А. Вивальди, Дж. Тартини, далее И. С. Бах, Г. Ф. Телеман и др.) Тенденция к укрупнению частей и сокращению их числа до 2-х или 3-х– обычно за счёт отказа от одной из 2 медленных частей церковной сонаты (напр., у И. А. Шейбе).
Старинная сюита. Определение. «Сюита» – «последовательность» «Партита» – итальянское название сюиты. Связь с бытовой танцевальной музыкой. Оформление принципа темпового контраста в последовании частей (быстро-медленно). Оформление типа сюиты из 4-х танцев: аллеманда («немецкий»),куранта (от итальянского corrеnte – «текуче»), сарабанда –(танец испанского происхождения, ставший в XVIIвеке торжественным придворным танцем в разных странах Европы), жига (быстрый танец ирландского происхождения).«Необязательные» номера: дубль, менуэт, гавот, бурре, паспье, полонез, ария, вступительная пьеса перед аллемандой (прелюдия, увертюра). Характерно тональное единство и усиление контрастов к концу. Архитектоника цикла: двукратное сопоставление быстрых и медленных танцев, их тональное объединение. Равноправное соотношение частей сюиты между собой. Сарабанда – функция лирического центра в старинной сюите. Сюита – предшественница сонатно-симфонического цикла.
Концерт. Три типабарочного концерта:
1. Кончерто гроссо (concerto grosso, «большой концерт»): четыре и более частей (медленно – быстро – медленно – быстро). Многие из них напоминают по форме трио-сонату, другие, состоящие из ряда танцев, более походят на сюиту.
2. Концерт для солирующего инструмента с аккомпанирующей группой, которая называлась ripieno или tutti. Три части: 1-я почти всегда имела концертную форму, 2-я, медленная часть лирического характера (структуры разнообразны, быстрая финальная часть часто танцевального типа, и весьма часто в концертной форме.
3. Концерт для одного солирующего инструмента.
Некоторое время концерт, как и соната не имел ни стабильного числа частей, ни стабильного состава. Вивальди как основатель цикла из 3-х частей по принципу быстро – медленно – быстро.
Вокально-инструментальные циклы. Месса – центральный обряд богослужения католической церкви, в котором важная роль отводится музыке. Литургический день римской католической церкви. Песнопения градуала. Виды западной мессы: 1) «торжественная», иначе – «великая», «главная», «каноническая»; 2) домашняя или тайная месса; 3) месса в честь мучеников, в дни памяти их; 4) месса по обету (missa votiva); 5) месса за умерших. Различие месс на «высокую» и «низкую» (или «тихую»), на папскую и понтификальную. Текст мессы. Ординарий и проприй как два вида песнопений и молитв, которые различаются степенью стабильности текста. Разновидности исполнительского состава мессы, определяемые эпохой, церковными канонами и традициями, замыслом композитора.
Месса как многочастное произведение культовой музыки. Основные этапы церковного обряда – 4 крупные части, которые во многом определяют музыкальную композицию собственно циклической формы мессы: I – Служба слова (подготовка к жертве), II – Евхаристия (греч. «воздаяние благодати»), Дароприношение, III – Канон, IV – Причастие. Цикл обязательных песнопений мессы и их музыкально-драматургическая функция. Строение мессы и принципы развития ее музыкального материала. Воздействие на мессу в процессе становления ее музыкальной формы различных жанров и форм эпохи средневековья и Возрождения – органума, кондукта, мотета, мадригала, баллады, рондо, лауды, фроттолы, chanson,Lied, а также инструментальных произведений. Структура поющихся частей мессы-ординариум. Типы месс, сложившиеся в разные эпохи: месса на cantusfirmus, каноническая месса, месса-пародия, месса-парафраза, заупокойная месса (реквием), хоральная месса, missabrevis, органная месса, концертная месса, месса-кантата и др.