ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.05.2024
Просмотров: 617
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство культуры Российской Федерации
5.Контрольно-измерительные материалы
6.Список рекомендуемой литературы
7. Учебно-справочные материалы
Тематический план для студентов очной формы обучения
Тематический план для студентов заочной формы обучения
2. Учебно-теоретические материалы
Раздел 1. Введение в музыкальную форму
1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль
1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия
1.3. Музыкальный язык и его структура.
Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы
Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.
2.4.Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма
2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio
2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.
2.7. Разновидности простых и сложных форм
2.9. Жанрово-характерные вариации
2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма
2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков
2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма
2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.
2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната
2.17. Контрастно-составные формы
2.19. Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл
2.20. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета
Раздел 3. История музыкальных форм и жанров
3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения
Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко
4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко
4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко
4.4. Вариации и хоральные обработки
4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма
4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
Тема 5. Музыкальные формы в музыке XX века
3. Учебно-практические материалы
3.1. Описания семинарских занятий
Семинар 1 (2 часа) Тема: Основы музыкального формообразования
Семинар 2 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: малые формы
Семинар 3 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: крупные формы
Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения
Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко
3.2. Задания для практической работы студентов
Примерные задания для практической работы по темам курса:
Раздел 1. Введение в музыкальную форму
Тема 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль
Тема 1.2. Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия
Тема 1.3 Музыкальный язык, его структура (Практическое занятие – 1 час)
Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы
Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.3. Простые («песенные формы»). Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма
Тема 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio
Тема 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.
Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).
Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.
Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков
Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.
Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках
Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.
Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).
Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.
Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета
Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)
Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века
4. Учебно-методические материалы по курсу
4.1. Методические указания для студентов
4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения
4.1.2. План анализа музыкальной формы
4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения
4.2. Методические рекомендации для преподавателей
4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости
5. Контрольно-измерительные материалы
5.1. Вопросы для текущего контроля
5.1.2. Задания в тестовой форме (варианты 1 и 2)
5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения
6.Список рекомендуемой литературы
6.2. Дополнительная литература
7. Учебно-справочные материалы
7.1 Словарь музыкальных форм и жанров
Министерство культуры Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет
культуры и искусств»
Институт музыки
Кафедра оркестрово-инструментального исполнительства
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА
Учебно-методический комплекс
для студентов по направлению подготовки
073100.62 «Музыкально-инструментальное искусство»,
Профили
«Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты»,
«Оркестровые духовые и ударные инструменты»,
«Оркестровые струнные инструменты», «Фортепиано»
Кемерово
2013
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 073100.62 «Музыкально-инструментальное искусство», профили «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты», «Оркестровые духовые и ударные инструменты», «Оркестровые струнные инструменты», «Фортепиано» квалификация (степень) выпускника «Бакалавр».
Автор-составитель: доцент О.В. Синельникова
Утвержден на заседании кафедры оркестрового инструментального исполнительства
30.08.2013 г., протокол №1
Рекомендован к изданию учебно-методическим советом института музыки КемГУКИ
21.11.2013 г., протокол №3
Синельникова, О. В.Музыкальная форма [Текст]: учеб.-метод. комплекс для студентов очной и заочной форм обучения по направлению 073100 «Музыкально-инструментальное искусство», профили подготовки «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты», «Оркестровые духовые и ударные инструменты», «Оркестровые струнные инструменты», «Фортепиано» / доцент О. В. Синельникова. – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2013. – …. с.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………....
1. Структура и содержание дисциплины…………………………………………
1.1. Структура дисциплины………………………………………………………..
1.1.1. Тематический план для студентов очной формы обучения
1.1.2. Тематический план для студентов заочной формы обучения…………………
1.2. Содержание дисциплины…....…………………………………………………
2. Учебно-теоретические материалы
2.1. Конспект лекций
3. Учебно-практические материалы
3.1. Описания семинарских занятий
3.2. Задания для самостоятельной практической работы студентов
4. Учебно-методические материалы по курсу………………………….
4.1. Методические указания для студентов………...……………………………..
4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения
4.1.2. План анализа музыкальной формы……………………………………………..
4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения….........
4.2. Методические рекомендации для преподавателя…………………………
4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости
4.2.2 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
студентов заочной формы обучения…………………..
4.4. Образовательные технологии………
4.5. Материально-техническое обеспечение дисциплины…
5.Контрольно-измерительные материалы
5.1. Вопросы для текущего контроля………………………………….……………
5.1.1. Контрольные вопросы…………………………………………………
5.1.2. Задания в тестовой форме……………………………………………..
5.2.Темы рефератов для студентов-инструменталистов заочной формы обучения……………………………
5.3. Вопросы к экзамену………………………………………………………………
6.Список рекомендуемой литературы
6.1. Основная литература……………………………………………………..
6.2. Дополнительная литература……………………………………………
6.3.Интернет-ресурсы………………………………………..
7. Учебно-справочные материалы
7.1. Словарь музыкальных форм и жанров………………………………
7.2. Список ключевых слов
Приложение: Аналитический этюд…………………………
Введение
Цель учебной дисциплины «Музыкальная форма» – формирование у студентов установок для самостоятельного освоения конкретных образцов музыкального искусства не только с исполнительской, но и с музыкально-теоретической стороны, включающей анализ и осмысление законов построения музыкальной формы.
Место дисциплины в структуре профессиональной подготовки:
Учебный курс является составной частью цикла истории и теории музыкального искусства (базовая часть) образовательной программы по направлению подготовки 073100.62 «Музыкально-инструментальное искусство», профилям «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты», «Оркестровые духовые и ударные инструменты», «Оркестровые струнные инструменты», «Фортепиано». Для его освоения необходимы знания по теории музыки, гармонии, музыкальной форме в объеме курсов музыкального училища (колледжа).
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
Способность и готовность
- применять теоретические знания в музыкально-исполнительской деятельности (ПК-16);
- пользоваться методологией анализа и оценки особенностей исполнительской интерпретации, понимание особенностей национальных школ, исполнительских стилей (ПК-4);
- постигать музыкальное произведение в культурно-историческом контексте (ПК-5);
- овладевать музыкально-текстологической культурой, углубленно прочитывать и расшифровывать авторский (редакторский) нотный текст (ПК-6);
- анализировать и подвергать критическому разбору процесс исполнения музыкального произведения, проводить сравнительный анализ разных исполнительских интерпретаций на занятиях с обучающимися (ПК-26);
- работать со специальной литературой в области музыкального искусства и науки, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией (ОК-4).
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
- принципы музыкально-теоретического и исполнительского анализа (ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-26);
- теоретические основы музыкального искусства: элементы музыкального языка (ОК-4, ПК-16);
- законы формообразования (ПК-16);
- жанры и стили оркестровой, инструментальной, вокальной музыки, направления и стили зарубежной и отечественной музыки (ПК-4, ПК-5).
уметь:
- применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений или других феноменов музыкальной культуры; различать при анализе музыкального произведения общие и частные закономерности его построения и развития; рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса; выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять теоретические знания в процессе исполнительского анализа и поиска интерпретаторских решений (ПК-16, ПК-4, ПК-5, ОК-4);
- выполнять сравнительный анализ различных редакций музыкального произведения (ПК-6, ПК-26);
- анализировать музыкальную форму (ПК-4).
владеть:
- профессиональной лексикой, понятийно-категориальным аппаратом музыкальной науки (ОК-4);
- навыками использования музыковедческой литературы в процессе обучения; методами и навыками критического анализа музыкальных произведений и событий (ОК-4, ПК-4, ПК-26);
- развитой способностью к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению (ПК-5, ПК-6).
Учебная дисциплина «Музыкальная форма» является составной частью системы профессиональной подготовки бакалавров. Изучение музыкальных форм предусматривает развитие у студентов аналитических навыков в объеме, необходимом для дальнейшей работы выпускников в качестве концертных исполнителей, артистов ансамблей и оркестров, концертмейстеров, преподавателей. Наряду с приобретением практических навыков в задачи курса анализа музыкальных произведений входит воспитание у студентов художественного вкуса и чувства стиля.
Современное состояние музыкальной науки позволяет создать рабочую учебную программу курса, учитывающую: а) главные стимулы формообразования – гармонические, метрические, тематические; б) конкретное строение форм на разных исторических этапах – барокко, классико-романтическом, современном. Поэтому методологическая основа данной программы соединила достижения немецкого учения о музыкальной композиции (А. Рейх, А. Б. Маркс, Й. Х Лобе, Х. Риман, Э. Праут), советской музыкально-теоретической школы (Ю. Тюлин, И. Способин), разработавшей метод целостного анализа (Л. Мазель, В. Цуккерман), функциональную теорию музыкальной формы (В. Бобровский) и теорию исторических стилей (С. Скребков) с обобщениями и открытиями современных музыковедов (Ю. Холопов, В.Холопова, Г. Григорьева, Т. Кюрегян, Е. Чигарёва, В. Фраенов, Г. Заднепровская и др.), охватывающими широкий исторический период – от средневековья до начала XXI века.
Наряду с музыкальным жанром, стилем, драматургией, систематикой и строением музыкальных форм не обойден и ряд иных ее аспектов, таких как специфика тексто-музыкальных композиций средневековья и Возрождения, вокальных форм эпохи барокко, композиционных техник и формообразования XX столетия.