ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.05.2024
Просмотров: 716
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство культуры Российской Федерации
5.Контрольно-измерительные материалы
6.Список рекомендуемой литературы
7. Учебно-справочные материалы
Тематический план для студентов очной формы обучения
Тематический план для студентов заочной формы обучения
2. Учебно-теоретические материалы
Раздел 1. Введение в музыкальную форму
1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль
1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия
1.3. Музыкальный язык и его структура.
Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы
Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.
2.4.Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма
2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio
2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.
2.7. Разновидности простых и сложных форм
2.9. Жанрово-характерные вариации
2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма
2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков
2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма
2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.
2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната
2.17. Контрастно-составные формы
2.19. Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл
2.20. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета
Раздел 3. История музыкальных форм и жанров
3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения
Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко
4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко
4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко
4.4. Вариации и хоральные обработки
4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма
4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
Тема 5. Музыкальные формы в музыке XX века
3. Учебно-практические материалы
3.1. Описания семинарских занятий
Семинар 1 (2 часа) Тема: Основы музыкального формообразования
Семинар 2 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: малые формы
Семинар 3 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: крупные формы
Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения
Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко
3.2. Задания для практической работы студентов
Примерные задания для практической работы по темам курса:
Раздел 1. Введение в музыкальную форму
Тема 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль
Тема 1.2. Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия
Тема 1.3 Музыкальный язык, его структура (Практическое занятие – 1 час)
Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы
Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.3. Простые («песенные формы»). Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма
Тема 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio
Тема 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.
Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).
Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.
Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков
Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.
Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках
Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.
Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).
Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.
Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета
Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)
Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века
4. Учебно-методические материалы по курсу
4.1. Методические указания для студентов
4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения
4.1.2. План анализа музыкальной формы
4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения
4.2. Методические рекомендации для преподавателей
4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости
5. Контрольно-измерительные материалы
5.1. Вопросы для текущего контроля
5.1.2. Задания в тестовой форме (варианты 1 и 2)
5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения
6.Список рекомендуемой литературы
6.2. Дополнительная литература
7. Учебно-справочные материалы
7.1 Словарь музыкальных форм и жанров
1. Литература к теме: 1) основная – 1, 2; 2) дополнительная – 10, 17, 24, 32, 36, 54, 65, 67, 70.
2. Примеры для целостного анализа:
Ф. Шуберт «Приют»;
Р. Шуман «Порыв», «Причуды», «Танцы давидсбюндлеров» №15, Новеллетта №6, «Пугало» из цикла «Детские сцены»;
А.П. Бородин «В монастыре»; «Князь Игорь»: Ария князи Игоря;
П.И. Чайковский симфония №1, II ч.;
Н.К. Метнер «Утренняя песня» из цикла «Забытые мотивы»;
М.И. Глинка «Ночь в Мадриде».
Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).
1. Литература к теме: 1) основная – 2; 2) дополнительная –10, 24, 32, 36, 54, 65, 67, 70.
2. Примеры для целостного анализа:
Й. Гайдн Сонаты №7 cis-moll IIч.; №20 D-dur I ч.;
В.А. Моцарт Менуэт из «Маленькой ночной серенады».
М.И. Глинка «Арагонская хота»; «Попутная песня»; «Руслан и Людмила»: «Марш Черномора» из IVд.;
Р. Шуман «Карнавал»: «Арлекин, «Благородный вальс», «Эвзебий»; фортепианные пьесы «Арабески», «К цветку»;
Л. Бетховен Соната №3 для фортепиано,IIIч., трио; Соната №31, финал;
П.И. Чайковский «Песня без слов» ор.40 №6;
А.К. Глазунов Мазуркиop.25 fis-moll №2, Des-dur№3;
С.С. Прокофьев «Ромео и Джульетта»: «Разъезд гостей»;
Дж. Фильд Ноктюрны №7, 11;
Ф. Шопен Мазурка f-mollop.7 №3, Вальс Es-durop.18; Полонезыop.44 fis-moll, op.26 №2 es-moll.
Тема 2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию. (Практическое занятие – 1 час)
1. Литература к теме: 1) основная – 2, 4; 2) дополнительная – 3, 10, 24, 32, 36, 54, 65, 67, 70, 72.
2. Примеры для целостного анализа:
Й. Гайдн Соната № 12 G-dur, финал; Симфония №94 G-durII ч.;
В. Моцарт Соната A-dur, Iч.; Соната № 6 D-dur KV284,III ч.;
Л. Бетховен Соната № 10 IIч.; Соната № 12, Iч.; Соната № 23, IIч.; Соната № 30 IIIч.; 32 вариации с-moll; 33 вариации на тему Диабелли;
Э. Григ «В пещере горного короля»;
М. Равель Болеро;
М.И. Глинка «Руслан и Людмила»: Персидский хор, Баллада Финна;
А.П. Бородин «Князь Игорь»: Хор девушек «Мы к тебе, княгиня» из I д., Хор поселян из IVд.;
М.П. Мусоргский «Борис Годунов»: Песня Варлаама; «Хованщина»: песня Марфы из III д., Хор «Плывет, плывет лебедушка» из IVд.;
Н.А. Римский-Корсаков «Садко»: Первая песня Веденецкого гостя; «Майская ночь»: Песня Левки из I д.; «Снегурочка»: Третья песня Леля из III д.;
Д.Д. Шостакович 7-я симфония,1 часть, Эпизод нашествия.
Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)
1. Литература к теме: 1) основная – 2, 4; 2) дополнительная – 3, 10, 24, 32, 36, 54, 65, 67, 70, 72.
2. Примеры для целостного анализа:
Р. Шуман Симфонические этюды; «Бабочки»; Соната №3 f-mollII ч.;
Ф. Лист «Пляски смерти»; «Мазепа»;
Э. Григ Баллада;
И. Брамс «Вариации на тему Генделя», «Вариации на тему Шумана»;
Р. Штраус «Дон Кихот»;
М. Равель «Николетта»;
П.И. Чайковский Вариации op.19; «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром;
А.К. Лядов «Вариации на тему М.И. Глинки» op.35;
С. Рахманинов «Вариации на тему Корелли»; Вариации на тему Шопена;
Н.Я. Мясковский «Простые вариации»;
С.С. Прокофьев Концерт №3, II ч.
Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.
Вариантная форма (Практическое занятие – 1 час)
1. Литература к теме: 1) основная – 2, 4; 2) дополнительная – 3, 10, 24, 32, 36, 54, 65, 67, 70, 72.
2. Примеры для целостного анализа:
Й. Гайдн Симфония № 103 ч.III;
Л. Бетховен Симфония № 5 ч.III;
М.И. Глинка «Камаринская»;
М.А. Балакирев Увертюра на темы трех русских песен;
М.П. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке» из оперы «Хованщина»;
Н.А. Римский-Корсаков Увертюра на русские темы;
С.В. Рахманинов Рапсодия на тему Паганини;
Д’Энди Симфонические вариации «Иштар»;
Р. Щедрин Концерт №3 для фортепиано с оркестром «Вариации и тема»;
А. Шнитке Концерт для фортепиано и струнного оркестра; «Пассакалья для оркестра».
Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков
1. Литература к теме: 1) основная – 2, 4; 2) дополнительная – 10, 24, 32, 36, 52, 54, 65, 67, 70, 75.
2. Примеры для целостного анализа:
Й. Гайдн Соната № 9 D-durIII ч.;
В. Моцарт Сонаты F-dur. KV533 II ч.,A-dur KV305, Iч.;
Л. Бетховен Финалы сонат №№10, 19, 20, 25; Соната № 21 IIIч., № 25 IIIч., № 8 IIч., № 13 Iч., № 10 IIIч., РондоC-dur;6 экоссезов;
Р. Шуман Новеллеты №№1, 5;
Ф. Шопен Рондо №1;
М.И. Глинка Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила»;
С.С. Прокофьев 4-я картина оперы «Война и мир»;
Б. Барток опера «Замок герцога Синяя борода».
Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)
1. Литература к теме: 1) основная – 2, 4; 2) дополнительная – 10, 24, 32, 36, 54, 65, 67, 70, 76.
2. Примеры для целостного анализа:
Ф. Шопен Соната для фортепиано № 3h-moll, Финал;
Р. Шуман «Венский карнавал»;
М.И. Глинка «Вальс-фантазия»;
М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»;
С.С. Прокофьев «Джульетта-девочка».
Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.
Классическая сонатная форма. (Практическое занятие – 1 час)
1. Литература к теме: 1) основная – 1, 2, 4; 2) дополнительная – 3, 10, 19, 24, 32, 36, 51, 54, 65, 67, 70.
2. Примеры для целостного анализа:
а) Анализ экспозиций: В.А. Моцарт Сонаты для фортепиано D-dur KV284, I ч.; D-dur KV311, I ч.; C-dur KV330, Iч.; C-dur KV545, Iч.; D-dur KV576, Iч.; Сонаты для скрипки и фортепиано D-dur KV306 I ч.;A-dur KV305 I ч.; F-dur KV376 I ч.; Й. Гайдн Сонаты D-dur, e-moll, Es-dur, c-moll; Бетховен первые части сонат №№ 1 – 6, 10, 23, 17, 21.
б) Анализ разработок: В. Моцарт Соната для фортепиано F-dur KV547a,; Сонаты для скрипки и фортепиано B-dur KV570, I ч.; D-dur KV526, I ч.; Es-dur KV282, I ч.; Л. Бетховен Соната № 5, Iч.
в) Проанализировать репризы и коды: Л. Бетховен Сонаты №6 I ч.; №14 «Лунная» III ч.; №17, III ч.
Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках
1. Литература к теме: 1) основная – 1, 2; 2) дополнительная – 10, 24, 32, 36, 51, 54, 67, 70.
2. Примеры для целостного анализа:
Ф. Шопен Соната b-mollI ч.;
М.И. Глинка Увертюра к опере «Руслан и Людмила»;
Н.А. Римский-Корсаков Увертюра к опере «Царская невеста»;
Ф. Шуберт Сонаты a-moll, A-dur, c-moll;
Д.Д. Шостакович Симфония № 5, Iч.;
П.И. Чайковский первые части симфоний №№ 4, 5, 6;
С.В. Рахманинов Концерт № 2, Iч.;
А.Н. Скрябин Симфония № 3, Iч.;
Н.Я. Мясковский Квартет № 13, Iч.
Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.
(Практическое занятие – 1 час)
1. Литература к теме: 1) основная – 1, 2; 2) дополнительная – 10, 24, 32, 36, 51, 54, 67, 70.
2. Примеры для целостного анализа:
В. А. Моцарт Концерт №21, Iч.; Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»;
Л. Бетховен вторые части сонат №№ 7, 17; Концерты для фортепиано с оркестром №№1 – 5, первые части; Сонаты №№ 2, 7, финалы; Рондо ор.51№ 2;
Ф. Мендельсон Скрипичный концерт ч.1;
Ф. Шуберт Симфония №8, II ч.;
Ф. Шопен Ноктюрн № 21;
П. И. Чайковский Увертюра к балету «Щелкунчик», Симфония №6, III ч., Серенада для струнного оркестра Iч.;
А.П. Бородин Каватина Владимира и Хор половецких девушек «На безводье» из оперы «Князь Игорь»;
Д.Д. Шостакович Симфонии №7,I ч.;
А.И. Хачатурян Скрипичный концерт;
С.С. Прокофьев Концерт № 3, ч.1.
Тема 2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы
(Практическое занятие – 1 час).
1. Литература к теме: 1) основная – 1, 2; 2) дополнительная – 22, 28, 36, 49, 51, 62, 67, 70.
2. Примеры для целостного анализа:
Й. Гайдн Симфонии № 94 G-dur, III ч.; №102 B-dur, IVч.; Концерт для фортепиано с оркестром D-dur, IIIч.;
В.А. Моцарт Соната D-dur KV 576, III ч; Фантазия c-moll;
Л. Бетховен Соната №7, IV ч.; Симфония №8, IV ч.;
Ф. Шуберт Большое рондо для фортепиано в 4 руки A-durop.107;
Ф. Шопен Баллада № 2; Скерцо №2, №3; Концерт для фортепиано с оркестром e-moll, III ч.
Ф. Лист Концерт № 1 для фортепиано с оркестром; Симфонические поэмы «Тассо»; «Прелюды»; Соната h-moll; «Мефисто-вальс», A-dur; «Тарантелла» из цикла «Годы странствий»;
С. Франк Соната для скрипки и фортепиано, III ч.;
М.А. Балакирев «Исламей»;
Ф. Шуберт Фантазия «Скиталец»;
М. И. Глинка «Ночь в Мадриде»;
Н. А. Римский-Корсаков «Сеча при Керженце».