ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1279
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие «отклоняющееся развитие»
Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка
Произвольность психической активности
Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми
Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Группа недостаточного развития
Задержанное психическое развитие
Парциальная несформированность высших психических функций
«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].
ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Психологический анамнез и его основные разделы
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие
История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста
История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет
Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)
Технология проведения психологического обследования и его основные разделы
Анализ результатов психологической диагностики
Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка
Технология составления заключения по результатам психологического обследования
Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:
Технология составления общей части психологического заключения
Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)
Показания к использованию программы
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)
Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений
«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».
Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений
б) Имеет ряд личностных особенностей:
а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:
б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:
Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной
Карта наблюдений за поведением ребенка
Индивидуальный первичный прием
Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы
Заключение по результатам психологического обследования
Приложение3
Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием. Группа «Поврежденное разви- тие»*
Варианты «поврежден- ногоразвития» | Локально поврежденное развитие | Диффузио поврежденное развитие |
Показатели развития | ||
1 | 2 | 3 |
Внешний вид, специфи- ка поведения Особенности латерали- зации (доминирование парных органов чувств, рук, ног) | Внешний вид малоспецифичен, но с увеличени- ем «стажа» поражения ребенка начинает при- обретать черты, характерные для данного на- рушения развития. Поведенческие особенности и динамика их изменений в значительной сте- пени зависят от «заинтересованности» (харак- теристик поражения) тех или иных отделов го- ловного мозга, участвующих в регуляторных процессах Не специфично. Наличие фактора атипичного развития играет неоднозначную роль: в ряде случаев осложняет процесс адаптации, в неко- торых случаях существенно. В отдельных слу- чаях могут служить компенсирующим факто- ром | Внешний вид, как и для предыдущего типа, не- специфичен. С увеличением стажа поражения, при отсутствии положительной динамики ком- пенсации, специфичным становится поведение ребенка, которое может характеризоваться вяло- стью, инертностью, заторможенностью либо импульсивностью поведенческих реакций, сни- жением продуктивной психической активности в целом. Не специфично. Наличие фактора атипичного развития точно так же играет неоднозначную роль: в большинстве случаев осложняет процесс адаптации, в некоторых случаях существенно |
-
Поскольку огромное значение в степени выраженности представленных в таблице параметров зависит от большого коли- чества факторов, таких как локализация повреждения (в случае локально поврежденного развития), объем повреждения, время, прошедшее после повреждения, степень компенсации повреждения, а также те своевременные или несвоевременные коррекционные мероприятия, в том числе и лечебного характера, которые были оказаны ребенку, в одной таблице невоз- можно представить полное описание специфики указанных характеристик развития ребенка. При этом необходимо учиты- вать, что степень компенсации может быть высокой, вплоть до практически нормативного развития.
Темповые характерис- тики деятельности, ра- ботоспособность | Чаще наблюдается снижение работоспособно- сти, появляется инертность деятельности, как правило, за счет общемозговых проявлений, в большей части случаев сопровождающих по- добные нарушения. Темповые особенности ос- таются теми же, что и до повреждения (пре- морбидные особенности) В определенной части случаев темп становится неравномерным (коле- бания работоспособности и темпа) также за счет общемозговых реакций на поражение. При локальных повреждениях за счет устойчивости этих характеристик может наблюдаться хоро- шая компенсация состояния. Специфические особенности (вязкость, инертность на уровне деятельности, при относительной устойчивой работоспособности) наблюдаются при опреде- ленных видах эпилептического синдро- ма/эпилептической болезни | Именно в этом варианте отклоняющегося разви- тия наиболее специфичны выраженные измене- ния операциональных характеристик психичес- кой деятельности ребенка, которые проявляются в грубых колебаниях работоспособности или выраженном ее снижении, вплоть до полной неспособности к продуктивной деятельности, резкое снижение темпа деятельности. В редких случаях наблюдается неравномерность темпа как функции колебания психической активности и психического тонуса (например, кратковре- менное убыстрение деятельности, возможно и продуктивное). В целом продуктивность дея- тельности ребенка низкая. Все это является прямым следствием общемоз- говых проявлений, характерных для данного типа поражения |
Сформированность ре- гуляторных функций (произвольность регуля- ции собственных дейст- вий, самоконтроль) | Специфичность показателя определяется осо- бенностями (топикой) повреждения. В случае локальных травм передних отделов мозга и по- ражения подкорковых структур нарушение ре- гуляторных функций будет иметь выраженный и специфический характер (так называемая «лобная симптоматика»), включая элементы полевого поведения, распада функции контро- ля, выраженные трудности программирования собственной деятельности | Как правило, вследствие диффузных поврежде- ний эти функции оказываются "затронутыми", поврежденными (в том случае, если они уже были сформированы к моменту повреждения). Феноменологически это проявляется, в первую очередь, в трудностях программирования и кон- троля собственной деятельности, а также регу- ляции собственной психической активности (как познавательной, так и аффективной). В наибольшей степени это будет отражаться в особенностях аффективного реагирования и эмоционально-личностной сфере |
1 | 2 | 3 |
Адекватность | Не выявляется специфических нарушений адекватности для данного типа отклоняющего ся развития. В каждом случае, в зависимости от большого количества факторов (в том чис ле и от локализации повреждения), могут на блюдаться те или иные особенности изменения адекватности (как поведения в целом, так и по отношению к предлагаемым заданиям в ситу ации обследования), в зависимости от топики повреждения и общемозговых проявлений | Адекватность может оставаться достаточной, хотя часто мы наблюдаем более или менее выра женное снижение ее в первое время после пора жения и очень медленное и порой нестойкое повышение на отсроченных этапах заболевания. Иногда можно наблюдать и достаточную поло жительную динамику, особенно в ситуации сво евременного и адекватного лечения и реабили- тационных мероприятий |
Критичность | Не выявляется специфических нарушений кри- тичности для данного типа отклоняющего ся развития. В каждом случае, в зависимости от большого количества факторов (в том чис ле и от локализации повреждения) могут на блюдаться те или иные особенности этого по казателя (как по отношению к поведению в це лом, так и к предлагаемым заданиям в ситуа ции обследования). | В целом аналогичная (предыдущему показате- лю адекватности) динамика изменений наблю- дается и по отношению к критичности. В отдельных случаях при внезапном и позднем поражении может наблюдаться «гипертрофированная» кри тичность: постоянные сомнения в правильности сделанного, возврат к началу, постоянная свер ка с образцом, порой разрушение уже сделанно- го задания и т.п. |
Обучаемость | Не выявляется специфика обучаемости для данного типа отклоняющегося развития. В ка- ждом случае, в зависимости от большого коли- чества факторов (в первую очередь от локали- зации повреждения) могут наблюдаться те или иные особенности обучения новым видам дея- тельности, такие, как скорость обучения, спе- цифика переноса навыка на аналогичные мате- риалы, подаваемые в той или иной модально- сти. При наличии выраженных общемозговых проявлений (см. раздел «Темповыеособенно-стидеятельностииработоспособностью)чаще отмечается снижение темпов обучаемо- сти | Обучаемость, как правило, резко снижена не только за счет грубых нарушений операциональ ных характеристик, но и в связи с особенностя ми измененной критичности (см. соответствую щую графу таблицы). Причем снижение обуча- емости характерно как в случае сниженной, так и в ситуации * гипертрофированно» завышен- ной критичности. |
Развитие когнитивной сферы | Наличие особенностей познавательного разви тия всецело зависит от локализации, времени и объема поражения (раздел2).В то же вре мя специфичным можно рассматривать сни жение объема и темпа слухоречевого запоми нания в целом, сужение объема активного внимания, часто трудности его распределения, хотя это может быть и следствием общемозго вых проявлений. Понятно, что все эти особен ности не могут не оказывать влияния на даль нейшее развитие познавательной сферы в це лом. В отдельных случаях при локальном типе поврежденного развития специфика ког нитивной сферы может быть выявлена лишь при работе с сенсибилизированными задания ми (например, сенсибилизированные нейро- психологические пробы) | Важнейшим фактором является массивность по- ражения, которая и определяет степень выражен- ности нарушений той или иной высшей психиче- ской функции, операциональных характеристик когнитивной сферы в целом. Темпы развития высших психических функций после перенесен- ного повреждения, как правило, резко замедля- ются, в том числе за счет изменений операцио- нальной стороны деятельности, а также из-за сниженной адекватности и критичности, медлен- ных темпов обучения. Объем слухо-речевой, а часто и зрительной, и тактильной памяти сужает- ся, а процесс запоминания удли-няется (в данном случае можно говорить о модально- неспецифических нарушениях мнестической дея- тельности). Наблюдается сужение объема актив- ного внимания, выраженные трудности, в первую очередь — распределения внимания, других его характеристик. В целом можно говорить о труд- ностях межмодальной интеграции гностических функций, приводящих к выраженным трудностям целостного восприятия и анализа. Часто отмеча- ется инертность психической деятельности в це- лом. Развитие ассоциативных и собственно логи- ческих форм мыслительной деятельности затруд- нено. В выраженных некомпенсированных слу- чаях и при недостаточных собственных компен- саторных возможностях динамика развития выс- ших психических функций может приобрести отрицательный градиент, что может быть квали- фицировано как органическаядеменция |
Игровая деятельность | Нарушения игровой деятельности наименее специфичны для данного типа развития. Более или менее специфичным можно считать лишь регресс игровой деятельности (вплоть до мани- пулятивных форм игры) при неблагоприятном сочетании факторов (объем, время и локализа ция поражения). В то же время специфика нарушений высших наиболее сложных форм игровой деятельности (не столько сюжетных, сколько ролевых форм игры) будет в большей степени определяться особенностями и специ фикой аффективного реагирования, эмоцио нально-личностной сферы в целом | Характер игры в полной мере детерминируется спецификой операциональных характеристик деятельности в целом, а также особенностями аффективного реагирования, характерными для данного типа отклоняющегося развития (см. следующую графу таблицы). Даже сюжетная, а порой и сюжетно-ролевая игра, может потерять идеаторное (символическое) значение и превра титься в стереотипно-манипуляторную. Эта осо бенность тем более выражена, чем более пораже ние, возникшее в младшем возрасте. Игра быст ро вызывает пресыщение (или истощение), на фоне которого достаточно часто могут наблю даться аффективные вспышки, что со временем приводит к распаду самой игровой деятельнос ти в группе и нарастанию трудностей общения со сверстниками |