Файл: Семаго Н. Я.,Семаго.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1279

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Семаго Н.Я., Семаго М.М.

С глубоким уважением посвящается нашим учителям - Владимиру Ивановичу Лубовскому и Виктору Васильевичу Лебединскому

Раздел 1.

Понятие «отклоняющееся развитие»

Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка

Произвольность психической активности

Законы развития движений

й уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу). Его подуровни:

Базовая аффективная регуляция

Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми

Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Группа недостаточного развития

Задержанное психическое развитие

Парциальная несформированность высших психических функций

Группа асинхронного развития

«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].

Искаженное развитие

Несомненно, каждый из типов дефицитарности требует отдельного исследования и, соот- ветственно, отдельной книги.

ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Психологический анамнез и его основные разделы

Раннее моторное и психоэмоциональное развитие

История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста

История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет

Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)

Технология проведения психологического обследования и его основные разделы

Анализ результатов психологической диагностики

Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка

Технология составления заключения по результатам психологического обследования

Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:

Технология составления общей части психологического заключения

Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции

Раздел 4.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)

Показания к использованию программы

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)

Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений

«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».

«ЛЕВЕЕ», «ПРАВЕЕ».

Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений

Рис. 4.2.

Рис. 4.3.

Рис. 4.5.

Рис. 4.6.

обследование дома;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием. Группа «Недостаточное развитие»

1А. При гипофункции уровня

1Б. При гиперфункции уровня

2А. При гипофункции уровня

2Б. При гиперфункции уровня

3А. При гипофункции уровня

3Б. При гиперфункции уровня

б) Имеет ряд личностных особенностей:

4А. При гипофункции уровня

4Б. При гиперфункции уровня

а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:

б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:

Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной

Рекомендуемый диагностический инструментарий для исследования особенностей познавательной деятельности

Методика «Разрезные фигуры»

Методика «Кубики Кооса»

Методика «Метаморфозы»

Методика «Эмоциональные лица»

Карта наблюдений за поведением ребенка

Рисуночные проективные тесты

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Индивидуальный первичный прием

Работа со специалистами

Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы

Заключение по результатам психологического обследования

Лист коррекционных занятий

Заключение по итогам динамического обследования

Журнал регистрации видов работ



Приложение3


Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием. Группа «Поврежденное разви- тие»*

Варианты «поврежден-

ногоразвития»

Локально поврежденное развитие

Диффузио поврежденное развитие

Показатели развития

1

2

3

Внешний вид, специфи- ка поведения

Особенности латерали- зации (доминирование парных органов чувств, рук, ног)

Внешний вид малоспецифичен, но с увеличени- ем «стажа» поражения ребенка начинает при- обретать черты, характерные для данного на- рушения развития. Поведенческие особенности и динамика их изменений в значительной сте- пени зависят от «заинтересованности» (харак- теристик поражения) тех или иных отделов го- ловного мозга, участвующих в регуляторных процессах

Не специфично. Наличие фактора атипичного развития играет неоднозначную роль: в ряде случаев осложняет процесс адаптации, в неко- торых случаях существенно. В отдельных слу- чаях могут служить компенсирующим факто- ром

Внешний вид, как и для предыдущего типа, не- специфичен. С увеличением стажа поражения, при отсутствии положительной динамики ком- пенсации, специфичным становится поведение ребенка, которое может характеризоваться вяло- стью, инертностью, заторможенностью либо импульсивностью поведенческих реакций, сни- жением продуктивной психической активности в целом.

Не специфично. Наличие фактора атипичного развития точно так же играет неоднозначную роль: в большинстве случаев осложняет процесс адаптации, в некоторых случаях существенно





  • Поскольку огромное значение в степени выраженности представленных в таблице параметров зависит от большого коли- чества факторов, таких как локализация повреждения (в случае локально поврежденного развития), объем повреждения, время, прошедшее после повреждения, степень компенсации повреждения, а также те своевременные или несвоевременные коррекционные мероприятия, в том числе и лечебного характера, которые были оказаны ребенку, в одной таблице невоз- можно представить полное описание специфики указанных характеристик развития ребенка. При этом необходимо учиты- вать, что степень компенсации может быть высокой, вплоть до практически нормативного развития.




Темповые характерис- тики деятельности, ра- ботоспособность

Чаще наблюдается снижение работоспособно- сти, появляется инертность деятельности, как правило, за счет общемозговых проявлений, в большей части случаев сопровождающих по- добные нарушения. Темповые особенности ос- таются теми же, что и до повреждения (пре- морбидные особенности) В определенной части случаев темп становится неравномерным (коле- бания работоспособности и темпа) также за счет общемозговых реакций на поражение. При локальных повреждениях за счет устойчивости этих характеристик может наблюдаться хоро- шая компенсация состояния. Специфические особенности (вязкость, инертность на уровне деятельности, при относительной устойчивой работоспособности) наблюдаются при опреде- ленных видах эпилептического синдро- ма/эпилептической болезни

Именно в этом варианте отклоняющегося разви- тия наиболее специфичны выраженные измене- ния операциональных характеристик психичес- кой деятельности ребенка, которые проявляются в грубых колебаниях работоспособности или выраженном ее снижении, вплоть до полной неспособности к продуктивной деятельности, резкое снижение темпа деятельности. В редких случаях наблюдается неравномерность темпа как функции колебания психической активности и психического тонуса (например, кратковре- менное убыстрение деятельности, возможно и продуктивное). В целом продуктивность дея- тельности ребенка низкая.

Все это является прямым следствием общемоз- говых проявлений, характерных для данного типа поражения

Сформированность ре- гуляторных функций (произвольность регуля- ции собственных дейст- вий, самоконтроль)

Специфичность показателя определяется осо- бенностями (топикой) повреждения. В случае локальных травм передних отделов мозга и по- ражения подкорковых структур нарушение ре- гуляторных функций будет иметь выраженный и специфический характер (так называемая

«лобная симптоматика»), включая элементы полевого поведения, распада функции контро- ля, выраженные трудности программирования собственной деятельности

Как правило, вследствие диффузных поврежде- ний эти функции оказываются "затронутыми", поврежденными том случае, если они уже были сформированы к моменту повреждения). Феноменологически это проявляется, в первую очередь, в трудностях программирования и кон- троля собственной деятельности, а также регу- ляции собственной психической активности (как познавательной, так и аффективной). В наибольшей степени это будет отражаться в особенностях аффективного реагирования и эмоционально-личностной сфере


1

2

3

Адекватность

Не выявляется специфических нарушений

адекватности для данного типа отклоняющего ся развития. В каждом случае, в зависимости от большого количества факторов (в том чис ле и от локализации повреждения), могут на

блюдаться те или иные особенности изменения адекватности (как поведения в целом, так и по отношению к предлагаемым заданиям в ситу

ации обследования), в зависимости от топики повреждения и общемозговых проявлений

Адекватность может оставаться достаточной, хотя часто мы наблюдаем более или менее выра женное снижение ее в первое время после пора жения и очень медленное и порой нестойкое повышение на отсроченных этапах заболевания. Иногда можно наблюдать и достаточную поло жительную динамику, особенно в ситуации сво евременного и адекватного лечения и реабили- тационных мероприятий

Критичность

Не выявляется специфических нарушений кри- тичности для данного типа отклоняющего

ся развития. В каждом случае, в зависимости от большого количества факторов (в том чис ле и от локализации повреждения) могут на блюдаться те или иные особенности этого по

казателя (как по отношению к поведению в це лом, так и к предлагаемым заданиям в ситуа ции обследования).

В целом аналогичная (предыдущему показате- лю адекватности) динамика изменений наблю- дается

и по отношению к критичности. В отдельных случаях при внезапном и позднем поражении

может наблюдаться «гипертрофированная» кри тичность: постоянные сомнения в правильности сделанного, возврат к началу, постоянная свер

ка с образцом, порой разрушение уже сделанно- го задания и т.п.

Обучаемость

Не выявляется специфика обучаемости для данного типа отклоняющегося развития. В ка- ждом случае, в зависимости от большого коли- чества факторов (в первую очередь от локали- зации повреждения) могут наблюдаться те или иные особенности обучения новым видам дея- тельности, такие, как скорость обучения, спе- цифика переноса навыка на аналогичные мате- риалы, подаваемые в той или иной модально- сти. При наличии выраженных общемозговых проявлений (см. раздел «Темповыеособенно-стидеятельностииработоспособностью)чаще отмечается снижение темпов обучаемо-

сти

Обучаемость, как правило, резко снижена не только за счет грубых нарушений операциональ ных характеристик, но и в связи с особенностя ми измененной критичности (см. соответствую щую графу таблицы). Причем снижение обуча- емости характерно как в случае сниженной, так и в ситуации * гипертрофированно» завышен- ной критичности.





Развитие когнитивной сферы

Наличие особенностей познавательного разви тия всецело зависит от локализации, времени и объема поражения (раздел2).В то же вре мя специфичным можно рассматривать сни жение объема и темпа слухоречевого запоми нания в целом, сужение объема активного

внимания, часто трудности его распределения, хотя это может быть и следствием общемозго вых проявлений. Понятно, что все эти особен ности не могут не оказывать влияния на даль нейшее развитие познавательной сферы в це лом. В отдельных случаях при локальном типе поврежденного развития специфика ког нитивной сферы может быть выявлена лишь при работе с сенсибилизированными задания ми (например, сенсибилизированные нейро- психологические пробы)

Важнейшим фактором является массивность по- ражения, которая и определяет степень выражен- ности нарушений той или иной высшей психиче- ской функции, операциональных характеристик когнитивной сферы в целом. Темпы развития высших психических функций после перенесен- ного повреждения, как правило, резко замедля- ются, в том числе за счет изменений операцио- нальной стороны деятельности, а также из-за сниженной адекватности и критичности, медлен- ных темпов обучения. Объем слухо-речевой, а часто и зрительной, и тактильной памяти сужает- ся, а процесс запоминания удли-няется (в данном случае можно говорить о модально- неспецифических нарушениях мнестической дея- тельности). Наблюдается сужение объема актив- ного внимания, выраженные трудности, в первую очередь — распределения внимания, других его характеристик. В целом можно говорить о труд- ностях межмодальной интеграции гностических функций, приводящих к выраженным трудностям целостного восприятия и анализа. Часто отмеча- ется инертность психической деятельности в це- лом. Развитие ассоциативных и собственно логи- ческих форм мыслительной деятельности затруд- нено. В выраженных некомпенсированных слу- чаях и при недостаточных собственных компен- саторных возможностях динамика развития выс- ших психических функций может приобрести отрицательный градиент, что может быть квали-

фицировано как органическаядеменция

Игровая деятельность

Нарушения игровой деятельности наименее

специфичны для данного типа развития. Более или менее специфичным можно считать лишь регресс игровой деятельности (вплоть до мани- пулятивных форм игры) при неблагоприятном сочетании факторов (объем, время и локализа ция поражения). В то же время специфика

нарушений высших наиболее сложных форм игровой деятельности (не столько сюжетных, сколько ролевых форм игры) будет в большей степени определяться особенностями и специ фикой аффективного реагирования, эмоцио нально-личностной сферы в целом

Характер игры в полной мере детерминируется спецификой операциональных характеристик

деятельности в целом, а также особенностями

аффективного реагирования, характерными для данного типа отклоняющегося развития (см.

следующую графу таблицы). Даже сюжетная, а порой и сюжетно-ролевая игра, может потерять идеаторное (символическое) значение и превра титься в стереотипно-манипуляторную. Эта осо бенность тем более выражена, чем более пораже ние, возникшее в младшем возрасте. Игра быст ро вызывает пресыщение (или истощение), на

фоне которого достаточно часто могут наблю

даться аффективные вспышки, что со временем приводит к распаду самой игровой деятельнос ти в группе и нарастанию трудностей общения со сверстниками