Файл: Семаго Н. Я.,Семаго.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1269

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Семаго Н.Я., Семаго М.М.

С глубоким уважением посвящается нашим учителям - Владимиру Ивановичу Лубовскому и Виктору Васильевичу Лебединскому

Раздел 1.

Понятие «отклоняющееся развитие»

Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка

Произвольность психической активности

Законы развития движений

й уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу). Его подуровни:

Базовая аффективная регуляция

Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми

Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Группа недостаточного развития

Задержанное психическое развитие

Парциальная несформированность высших психических функций

Группа асинхронного развития

«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].

Искаженное развитие

Несомненно, каждый из типов дефицитарности требует отдельного исследования и, соот- ветственно, отдельной книги.

ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Психологический анамнез и его основные разделы

Раннее моторное и психоэмоциональное развитие

История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста

История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет

Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)

Технология проведения психологического обследования и его основные разделы

Анализ результатов психологической диагностики

Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка

Технология составления заключения по результатам психологического обследования

Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:

Технология составления общей части психологического заключения

Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции

Раздел 4.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)

Показания к использованию программы

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)

Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений

«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».

«ЛЕВЕЕ», «ПРАВЕЕ».

Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений

Рис. 4.2.

Рис. 4.3.

Рис. 4.5.

Рис. 4.6.

обследование дома;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием. Группа «Недостаточное развитие»

1А. При гипофункции уровня

1Б. При гиперфункции уровня

2А. При гипофункции уровня

2Б. При гиперфункции уровня

3А. При гипофункции уровня

3Б. При гиперфункции уровня

б) Имеет ряд личностных особенностей:

4А. При гипофункции уровня

4Б. При гиперфункции уровня

а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:

б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:

Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной

Рекомендуемый диагностический инструментарий для исследования особенностей познавательной деятельности

Методика «Разрезные фигуры»

Методика «Кубики Кооса»

Методика «Метаморфозы»

Методика «Эмоциональные лица»

Карта наблюдений за поведением ребенка

Рисуночные проективные тесты

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Индивидуальный первичный прием

Работа со специалистами

Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы

Заключение по результатам психологического обследования

Лист коррекционных занятий

Заключение по итогам динамического обследования

Журнал регистрации видов работ





Игровая дея- тельность

Игра развернутая, драматизиро- ванная с бурным фантазиро- ванием. При этом игра может быть и деструктивной с прояв- лением агрессии и дисфории (в особенности у детей младшего дошкольного возраста). В игре стремятся занять ведущую пози-

цию

Игра может быть очень творче- ской. Могут иметь неярко выра- женные специфические интересы и увлечения, не носящие всеобъем- лющий, брутальный характер

Могут играть сами с собой. Иг- ровая деятельность механистич- на, мани-пулятивна, носит, как правило, «полевой» характер (иг- рают в то, что попадается под руку)

Особенности

эмоциональ- но-

личностного развития

Дети демонстрируют настойчи-

вость, «вязкость», упрямство, высокое притязание на успех и завышенную самооценку. Могут быть импульсивно-деструктив- ными, агрессивными и раздра- жительными, особенно при не- выполнении их требований. В ситуации неблагоприятного со- циального окружения, излишне- го «давления» со стороны взрос- лых иногда и без видимых причин) могут возникать немо- тивированные асоциальные по- ступки, протестные реакции

Дети не уверены в себе, робки, тре-

вожны. Часто у них выявляются различные страхи и опасения. Мо- гут быть мнительными и «зацик- ленными» на своих болезнях. Воз- можны элементы, дисморфофоби- ческих мыслей, непринятие собст- венного тела. В стрессовых усло- виях не могут «функционировать» вообще. Возможна временная эли- минация наработанных учебных навыков. Можно наблюдать нали- чие навязчивостей и элементов ритуализации поведения (различ- ные варианты и виды невро- тических проявлений). Наблюда- ются трудности вхождения в кон- такт с детьми (в том числе, и в иг- ре). В то же время нередко привяз- чивы и инертны в своих эмоцио-

нальных контактах.

Выявляется недифференцирован-

ность эмоциональных реакций, часто глубокие внутренние, ни- как не проявляющиеся внешне переживания, выраженное не- удовольствие собой. Самооценку фактически трудно выявить. Жизненные интересы трудно выявить. В некоторых случаях могут проявляться негативизм, протестные реакции, в чем дан- ная форма «смыкается» с интра- пунитивным типом развития.

Внимание! В тяжелых случаях могут возникать суицидальные идеи, выявляемые иногда только с помощью проективных методов исследования. В этом случае тре- буется эк-стреннаяконсульта- ция психиатра

Необходимая

развивающе- коррекцион- ная работа

Психотерапия (игровая, имаго-

терапия, в том числе символдра- ма по К. Лернеру), формирование произвольной регуляции, гармо- низация аффективной сферы с использованием уровневой

регуляции, моторная коррекци- онная работа, основанная на ней- ропсихологическом подходе случаях неустоявшейся лате-

рализации, различных вариантов левшества). По показаниям

врача - медикаментозная под держка

Все варианты психотерапии, вклю-

чая психодинамическую психотера- пию, символдраму по К. Лернеру, уровневую регуляцию аффективной сферы

Психотерапевтическая коррекция

всех направлений, часто на основе медикаментозного лечения

Другие спе- циалисты, не- обходимые

ребенку

Психотерапевты различных на- правлений, психиатр, невролог, нейропсихолог

Психотерапевт, психиатр, при нали- чии психосоматических заболеваний врач соответствующего профиля

Психотерапевт, психиатр (для диф- ференциальной диагностики с от- дельными формами искаженного

развития), эндокринолог.



Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием. Группа «Асинхронное развитие» (продолжение)

Подгруппа «Искаженное развитие»

Варианты «Искаженного

развития»

Преимущественное искажение эмо- ционально-аффективного развития*

Преимущественное искаже- ние когнитивного развития**

Мозаичные формы искаженного развития

Показатели развития

Внешний вид, специфи-

Физическое развитие не имеет спе-

Наблюдается «отчужден-

В связи с тем, что

ка поведения

цифических особенностей по срав-

ность» взгляда, иногда, на-

данный вариант раз-




нению с анализируемыми группами

оборот, «горящий» взгляд.

вития несет в себе




«задержанного» или «парциального»

Специфична моторика: дви-

черты как искажения




развития. У ряда детей этой катего-

жения часто резкие, дискрет-

эмоционально-




рии наблюдается большая грациль-

ные, а общее движение не-

аффекивного, так и




ность и «утонченность» внешнего

гармонично. Ребенок может

когнитивного разви-




вида. В поведении бросается в глаза

быть «зациклен» на своих

тия, довольно слож-




отрешенность ребенка, отсутствие

интересах даже в ситуации

ным и проблема-




(или чрезвычайная кратковремен-

общения со специалистом. В

тичным является вы-




ность) контакта «глаза в глаза», не-

отдельных случаях совершен-

деление каких-либо




возможность установить эмоцио-

но серьезно может считать

специфических пока-




нальный контакт с окружающими,

себя кем-то иным (как прави-

зателей, характерных




чрезмерная зависимость, привязан-

ло животным), а не самим

исключительно для




ность к матери. Всегда наблюдаются

собой. Часто наблюдаются

данного варианта




двигательные стереотипии (пре-

стереотипные движения (раз-

развития. В то же




имущественно рук, головы и плече-

ной степени выраженности,

время имеется опре-




вого пояса) или речевые стереоти-

вплоть до минимальных по-

деленное своеобразие




пии, усиливающиеся в сложных,

дергиваний или потряхива-

развития детей (соот-




незнакомых ситуациях. Важной ха-

ний) или системы стереотип-

ветственно диагно-




рактеристикой, как правило, являет-

ных движений. Речь маломо-

стической и коррек-




ся повышенная чувствительность

дулированна, монотонна, ли-

ционной работы) в




(гиперестезия) к световым, тактиль-

цо нередко амимично

рамках данного вари-




ным звуковым и др. раздражителям




анта, подходы к кото-




(см. раздел посвященный психоло-




рым приведены в раз-




гическому анамнезу)




деле 2.3.2.

Особенности латерали-

Чаще, чем в среднем по популяции,

Чаще, чем в среднем по попу-




зации (доминирование

отмечается, смешанная латерализа-

ляции, наблюдается парци-

парных органов чувств,

ция, леворукость или иные знаки

альное левшество, левору-

рук, ног)

атипичного развития

кость





  • В силу выраженного разнообразия этой формы искаженного развития (выделяются 4 типичные группы этой формы иска- женного развития) [18,35] и порой полярными характеристиками детей различных групп, невозможно представить весь ма- териал в данном пособии. В данной таблице приводятся характеристики наиболее типичных проявлений, которые наблюда- ются у детей, относящихся к 4-й группе данного варианта искаженного развития (4-я группа раннего детского аутизма).Эта группа представляет наименее тяжелый вариант подобного развития, который в то же время наиболее часто попадает в поле зрения психолога. Детальное описание характеристик всех групп искаженного развития по типу раннего детского аутизма приводится в [35].

** Для описания данного варианта искаженного развития могут быть приведены те же доводы, что и в предыдущем случае. В связи с огромным разнообразием форм, степеней выраженности и динамики протекания данного варианта отклоняющего- ся развития (который к тому же во многих случаях граничит с развитием одаренных детей как одной из форм отклоняюще- гося развития) в данном Приложении приводится описание типичных характеристик варианта, который с наибольшей веро- ятностью может встретиться в практике работы психолога образования и где необходимо решение непосредственно образо- вательных, а не лечебных задач. Характеристики приводятся исходя из предположения, что данный вариант обладает мини- мальной динамикой (проградиентностью) нарастания дефекта. В данном варианте описания не учитываются динамика со- стояния, возраст ребенка и стаж его заболевания, что является обязательным в анализе результатов психологического обсле- дования. С другой стороны, мы понимаем, что все формы искаженного развития с преимущественным искажением когни- тивной сферы требуют психологического анализа. В то же время мы отдаем себе отчет, что дети с таким вариантом откло- няющегося развития нуждаются в постоянном наблюдении, в первую очередь — детского психиатра.

Темповые характеристи- ки деятельности, рабо- тоспособность

Медленные, застревающие, отве- чают с большой латенцией. Часто замедленность обусловлена неуве- ренностью. Работают тщательно, боясь что-либо сделать неправильно. Поощрение вызывает убыстрение деятельности. Темп деятельности пропорционален зависимости от взрослого, боязни ошибиться. Рабо- тоспособность может быть снижена, но могут быть и стеничные и непре- сыщаемые дети

Темп деятельности очень не- равномерен. Дети могут мол- ниеносно выполнять задание, которое по какой-то непонят- ной причине стало им инте- ресно, причем работают не пресыщаясь. В то же время возможно и очень медленное выполнение заданий, отказ от выполнения. В случае заинте- ресованности их крайне труд- но оторвать от данного зада- ния и переключить на другое. В целом работоспособность сохранна и имеет те же осо- бенности, что и темповые ха-

рактеристики




Сформирован-ность ре-

гуля-торных функций (произвольность регуля- ции собственных дейст- вий, самоконтроль)

На когнитивном уровне произ-

вольность сформирована, как прави- ло, достаточно, а на двигательном сформирована недостаточно. На- блюдается дисгармоничное форми- рование регуля-торных функций

Регуляция собственной дея-

тельности сформирована дос- таточно. В «зоне» сверхцен- ных интересов могут прояв- ляться трудности регуляции плане переключения на другую тему, деятельность и т.п.). Контроль за собственной деятельностью определяется

показателями адекватности и критичности




Адекватность

Демонстрируют неадекватность в

общении, оценке ситуаций, состоя- нию окружающих и т.п., но адекват- ность по отношению к предлагае- мым заданиям

В некоторых жизненных си-

туациях могут демонстриро- вать достаточную адекват- ность, хотя в целом адекват- ность снижена (в первую оче- редь в сфере общения со сверстниками). С взрослыми поведение более адекватно (часто в силу высокоразвитых

интеллектуальных возможно- стей)




Критичность

Чрезмерная критичность, особенно

по отношению к результатам собст- венной деятельности, но некритич- ность по отношению к оценке своих

взаимодействий с окружающими в целом

Характеристика критичности

в целом совпадает с описани- ем предыдущего раздела (см. Адекватность).Хотя к своим

сверхценным переживаниям критичность снижена




Обучаемость

Достаточная, иногда может

быть несколько замедлена в

силу стереотипности, инертности. Могут легко обучаться сложным вещам и в то же время с трудом обу- чаться элементарным (завязывание шнурков и т.п.)

Как правило, очень высокая

даже вне сферы особых инте- ресов детей. В отдельных случаях после каких-либо психотравмирующих событий том числе, казалось бы, незначительных) обучаемость может формально резко сни- зиться, что сближает в какой- то степени по этому парамет- ру этот вариант искаженного развития с вариантом дисгар- моничного развития по апа-

тическому типу








Развитие когнитивной сферы

Главным является то, что часто воз- никает ощущение, что они не понимают инструкции и требу

ется ее повторение. При этом невербальные задания выполня ются достаточно хорошо. Это часто является причиной диаг ностической ошибки и квалифи кации состояния ребенка как традиционной ЗПР. Часто отме чаются трудности целостного восприятия, фрагментарность зрительного восприятия, труд ности интерполяции и предвос

хищения, дословное понимание ме- тафор, образных выражений. Могут наблюдаться легкие проявления ис- кажения мыслительной деятельно- сти. Отмечается хорошая слухорече- вая память

Наблюдается выраженная специфика когнитивного раз- вития, которая часто опреде- ляется спецификой воспри- ятия, (фрагментарность), а также выраженной специфи- кой мыслительной деятельно- сти (опора на латентные при- знаки, скачки идей, разнопла- новость мышления, парало- гизмы и т.д.). Отмечается на- личие сверхценных образова- ний, преимущественно интел- лектуального плана, фило- софской интоксикации подростковом возрасте). Речь специфична. Она характери- зуется взрослостью, исполь- зованием сложных, иногда

«вычурных» или штампован- ных оборотов, наличием соб- ственного словообразования




Игровая деятельность

Игра носит стереотипный, мани-

пулятивный, монотонный характер. Нередка одержимость в играх, кото- рую очень трудно прервать. При этом (особенно в раннем возрасте) отдается предпочтение неигровым предметам. Крайне затруднено игро- вое замещение предметов. Фактиче- ски невозможна игра со сверстни- ками, то есть «игра рядом», а не вместе, в то же время нельзя го- ворить об отсутствии потребности в общении. В игре не учитывается обратная связь (как эмоциональная, так и сюжетная). Характерны дли- тельные игровые перевоплощения (в основном в животных). Часто подоб- ные перевоплощения носят на- вязчивый, некритичный характер

Невозможность выйти из за-

данной роли, если она совпа- дает со сферой их сверхцен- ных интересов, глобальное вовлечение всех сфер дея- тельности, в том числе и игры в сверхценные образования. В дошкольном возрасте выра- женное предпочтение неигро- вых объектов, ритуализация игры. Невозможность осуще- ствления совместной игровой деятельности со сверстниками вплоть до полной не- возможности игрового обще- ния и эмоциональная выхо- лощенность, либо, наоборот, отражения «зон» страхов в игровых ситуациях, иногда

«завороженность» «зонами» страхов. Часто дети предпо- читают в играх псевдоинтел- лектуальные занятия (рисова- ние схем, планов внутренних

строений и т.п.)








Особенности эмоцио- нально-личностного раз- вития

На первый план выходит невоз- можность организовать полно- ценную и адекватную коммуни- кацию с окружающими, трудности понимания эмоций и чувств окру- жающих, сверхза

висимость от матери. Основной радикал отклоняющегося раз вития: огромные трудности организации продуктивного взаимодействия при наличии потребности в общении. Эмоци онально-аффективная сфера от личается выраженным своеоб разием: буквальное понимание образных выражений, приня тие всего на веру, непонимание юмора и шуток, повышенная

ранимость, тревожность, неуве ренность в себе, прикрытая внешней отрешенностью. Спе цифично наличие страхов, -в том числе конкретных. Часто присутствует страх громкого голоса

Выражена специфика общения. Большая заинтересованность в общении со взрослыми (в связи с большей возможностью реа- лизации своих интересов с ни- ми), чем со сверстниками. Час- то наблюдается эмоциональная выхолощенность, отсутствие выра-женных эмоциональных реакций и, наоборот, повышен- ное, не всегда адекватное эмо- циональное реагирование в "зоне" особых интересов. Часто наблюдается наличие большого количества страхов и ритуали- заций как бы для попыток ком- пенсации их. При этом чаще могут диагносцироваться диф- фузные страхи. Могут присут- ствовать разнообразные вари- анты самооценки от «я ничего не могу» до «я могу все», то есть некритичности. Часто эмо- циональная холодность (по от- ношению к близким), «смазан- ность» эмоциональных диффе- ренцировок может сочетаться с непонятной привязанностью к малознакомым людям или

предметам




Необходимая развивающе- коррекцион- ная работа

Специальная коррекционная работа, направленная на гармонизацию аф- фективной сферы и специальная (по системе О.С. Никольской) работа по формированию самовосприятия, коррекции коммуникативных функ- ций и адекватного представления о своих возможностях. Также Воз- можна работа, основанная на бихе- виоральном подходе, поведенческая терапия

В первую очередь необходимо наблюдение психиатра и спе- цифическое лечение. Возможна гармонизация уровней аффек- тивного развития (по О.С. Ни- кольской). В зависимости от состояния ребенка возможна частичная двигательная кор- рекция. В некоторых случаях индивидуальное обучение яв- ляется элементом психокоррек- ционной работы. Вопрос о воз- можной психотерапевтической работе должен решаться психи- атром. В любом случае к воз- можности любых форм психо- коррекционной работы, прово- димой в рамках деятельности психолога, необходимо подхо- дить индивидуально, крайне осторожно, под наблюдением

врача-психиатра




Другие специалисты,

необходимые ребенку

Специалисты по работе с детьми с

РДА: психолог, специальный педа- гог (дефектолог), социальный педа- гог, психиатр.

В первую очередь детский пси-

хиатр, специальный педагог (дефектолог), нейропсихолог (для определения возможности коррекционной работы с ис- пользованием нейропсихологи-

ческого подхода)