ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1269
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие «отклоняющееся развитие»
Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка
Произвольность психической активности
Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми
Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Группа недостаточного развития
Задержанное психическое развитие
Парциальная несформированность высших психических функций
«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].
ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Психологический анамнез и его основные разделы
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие
История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста
История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет
Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)
Технология проведения психологического обследования и его основные разделы
Анализ результатов психологической диагностики
Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка
Технология составления заключения по результатам психологического обследования
Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:
Технология составления общей части психологического заключения
Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)
Показания к использованию программы
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)
Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений
«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».
Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений
б) Имеет ряд личностных особенностей:
а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:
б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:
Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной
Карта наблюдений за поведением ребенка
Индивидуальный первичный прием
Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы
Заключение по результатам психологического обследования
Игровая дея- тельность | Игра развернутая, драматизиро- ванная с бурным фантазиро- ванием. При этом игра может быть и деструктивной с прояв- лением агрессии и дисфории (в особенности у детей младшего дошкольного возраста). В игре стремятся занять ведущую пози- цию | Игра может быть очень творче- ской. Могут иметь неярко выра- женные специфические интересы и увлечения, не носящие всеобъем- лющий, брутальный характер | Могут играть сами с собой. Иг- ровая деятельность механистич- на, мани-пулятивна, носит, как правило, «полевой» характер (иг- рают в то, что попадается под руку) |
Особенности эмоциональ- но- личностного развития | Дети демонстрируют настойчи- вость, «вязкость», упрямство, высокое притязание на успех и завышенную самооценку. Могут быть импульсивно-деструктив- ными, агрессивными и раздра- жительными, особенно при не- выполнении их требований. В ситуации неблагоприятного со- циального окружения, излишне- го «давления» со стороны взрос- лых (а иногда и без видимых причин) могут возникать немо- тивированные асоциальные по- ступки, протестные реакции | Дети не уверены в себе, робки, тре- вожны. Часто у них выявляются различные страхи и опасения. Мо- гут быть мнительными и «зацик- ленными» на своих болезнях. Воз- можны элементы, дисморфофоби- ческих мыслей, непринятие собст- венного тела. В стрессовых усло- виях не могут «функционировать» вообще. Возможна временная эли- минация наработанных учебных навыков. Можно наблюдать нали- чие навязчивостей и элементов ритуализации поведения (различ- ные варианты и виды невро- тических проявлений). Наблюда- ются трудности вхождения в кон- такт с детьми (в том числе, и в иг- ре). В то же время нередко привяз- чивы и инертны в своих эмоцио- нальных контактах. | Выявляется недифференцирован- ность эмоциональных реакций, часто глубокие внутренние, ни- как не проявляющиеся внешне переживания, выраженное не- удовольствие собой. Самооценку фактически трудно выявить. Жизненные интересы трудно выявить. В некоторых случаях могут проявляться негативизм, протестные реакции, в чем дан- ная форма «смыкается» с интра- пунитивным типом развития. Внимание! В тяжелых случаях могут возникать суицидальные идеи, выявляемые иногда только с помощью проективных методов исследования. В этом случае тре- буется эк-стреннаяконсульта- ция психиатра |
Необходимая развивающе- коррекцион- ная работа | Психотерапия (игровая, имаго- терапия, в том числе символдра- ма по К. Лернеру), формирование произвольной регуляции, гармо- низация аффективной сферы с использованием уровневой регуляции, моторная коррекци- онная работа, основанная на ней- ропсихологическом подходе (в случаях неустоявшейся лате- рализации, различных вариантов левшества). По показаниям врача - медикаментозная под держка | Все варианты психотерапии, вклю- чая психодинамическую психотера- пию, символдраму по К. Лернеру, уровневую регуляцию аффективной сферы | Психотерапевтическая коррекция всех направлений, часто на основе медикаментозного лечения |
Другие спе- циалисты, не- обходимые ребенку | Психотерапевты различных на- правлений, психиатр, невролог, нейропсихолог | Психотерапевт, психиатр, при нали- чии психосоматических заболеваний врач соответствующего профиля | Психотерапевт, психиатр (для диф- ференциальной диагностики с от- дельными формами искаженного развития), эндокринолог. |
Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием. Группа «Асинхронное развитие» (продолжение)
Подгруппа «Искаженное развитие»
Варианты «Искаженного развития» | Преимущественное искажение эмо- ционально-аффективного развития* | Преимущественное искаже- ние когнитивного развития** | Мозаичные формы искаженного развития |
Показатели развития | |||
Внешний вид, специфи- | Физическое развитие не имеет спе- | Наблюдается «отчужден- | В связи с тем, что |
ка поведения | цифических особенностей по срав- | ность» взгляда, иногда, на- | данный вариант раз- |
| нению с анализируемыми группами | оборот, «горящий» взгляд. | вития несет в себе |
| «задержанного» или «парциального» | Специфична моторика: дви- | черты как искажения |
| развития. У ряда детей этой катего- | жения часто резкие, дискрет- | эмоционально- |
| рии наблюдается большая грациль- | ные, а общее движение не- | аффекивного, так и |
| ность и «утонченность» внешнего | гармонично. Ребенок может | когнитивного разви- |
| вида. В поведении бросается в глаза | быть «зациклен» на своих | тия, довольно слож- |
| отрешенность ребенка, отсутствие | интересах даже в ситуации | ным и проблема- |
| (или чрезвычайная кратковремен- | общения со специалистом. В | тичным является вы- |
| ность) контакта «глаза в глаза», не- | отдельных случаях совершен- | деление каких-либо |
| возможность установить эмоцио- | но серьезно может считать | специфических пока- |
| нальный контакт с окружающими, | себя кем-то иным (как прави- | зателей, характерных |
| чрезмерная зависимость, привязан- | ло — животным), а не самим | исключительно для |
| ность к матери. Всегда наблюдаются | собой. Часто наблюдаются | данного варианта |
| двигательные стереотипии (пре- | стереотипные движения (раз- | развития. В то же |
| имущественно рук, головы и плече- | ной степени выраженности, | время имеется опре- |
| вого пояса) или речевые стереоти- | вплоть до минимальных по- | деленное своеобразие |
| пии, усиливающиеся в сложных, | дергиваний или потряхива- | развития детей (соот- |
| незнакомых ситуациях. Важной ха- | ний) или системы стереотип- | ветственно диагно- |
| рактеристикой, как правило, являет- | ных движений. Речь маломо- | стической и коррек- |
| ся повышенная чувствительность | дулированна, монотонна, ли- | ционной работы) в |
| (гиперестезия) к световым, тактиль- | цо нередко амимично | рамках данного вари- |
| ным звуковым и др. раздражителям | | анта, подходы к кото- |
| (см. раздел посвященный психоло- | | рым приведены в раз- |
| гическому анамнезу) | | деле 2.3.2. |
Особенности латерали- | Чаще, чем в среднем по популяции, | Чаще, чем в среднем по попу- | |
зации (доминирование | отмечается, смешанная латерализа- | ляции, наблюдается парци- | |
парных органов чувств, | ция, леворукость или иные знаки | альное левшество, левору- | |
рук, ног) | атипичного развития | кость |
-
В силу выраженного разнообразия этой формы искаженного развития (выделяются 4 типичные группы этой формы иска- женного развития) [18,35] и порой полярными характеристиками детей различных групп, невозможно представить весь ма- териал в данном пособии. В данной таблице приводятся характеристики наиболее типичных проявлений, которые наблюда- ются у детей, относящихся к 4-й группе данного варианта искаженного развития (4-я группа раннего детского аутизма).Эта группа представляет наименее тяжелый вариант подобного развития, который в то же время наиболее часто попадает в поле зрения психолога. Детальное описание характеристик всех групп искаженного развития по типу раннего детского аутизма приводится в [35].
** Для описания данного варианта искаженного развития могут быть приведены те же доводы, что и в предыдущем случае. В связи с огромным разнообразием форм, степеней выраженности и динамики протекания данного варианта отклоняющего- ся развития (который к тому же во многих случаях граничит с развитием одаренных детей как одной из форм отклоняюще- гося развития) в данном Приложении приводится описание типичных характеристик варианта, который с наибольшей веро- ятностью может встретиться в практике работы психолога образования и где необходимо решение непосредственно образо- вательных, а не лечебных задач. Характеристики приводятся исходя из предположения, что данный вариант обладает мини- мальной динамикой (проградиентностью) нарастания дефекта. В данном варианте описания не учитываются динамика со- стояния, возраст ребенка и стаж его заболевания, что является обязательным в анализе результатов психологического обсле- дования. С другой стороны, мы понимаем, что все формы искаженного развития с преимущественным искажением когни- тивной сферы требуют психологического анализа. В то же время мы отдаем себе отчет, что дети с таким вариантом откло- няющегося развития нуждаются в постоянном наблюдении, в первую очередь — детского психиатра.
Темповые характеристи- ки деятельности, рабо- тоспособность | Медленные, застревающие, отве- чают с большой латенцией. Часто замедленность обусловлена неуве- ренностью. Работают тщательно, боясь что-либо сделать неправильно. Поощрение вызывает убыстрение деятельности. Темп деятельности пропорционален зависимости от взрослого, боязни ошибиться. Рабо- тоспособность может быть снижена, но могут быть и стеничные и непре- сыщаемые дети | Темп деятельности очень не- равномерен. Дети могут мол- ниеносно выполнять задание, которое по какой-то непонят- ной причине стало им инте- ресно, причем работают не пресыщаясь. В то же время возможно и очень медленное выполнение заданий, отказ от выполнения. В случае заинте- ресованности их крайне труд- но оторвать от данного зада- ния и переключить на другое. В целом работоспособность сохранна и имеет те же осо- бенности, что и темповые ха- рактеристики | |
Сформирован-ность ре- гуля-торных функций (произвольность регуля- ции собственных дейст- вий, самоконтроль) | На когнитивном уровне произ- вольность сформирована, как прави- ло, достаточно, а на двигательном сформирована недостаточно. На- блюдается дисгармоничное форми- рование регуля-торных функций | Регуляция собственной дея- тельности сформирована дос- таточно. В «зоне» сверхцен- ных интересов могут прояв- ляться трудности регуляции (в плане переключения на другую тему, деятельность и т.п.). Контроль за собственной деятельностью определяется показателями адекватности и критичности | |
Адекватность | Демонстрируют неадекватность в общении, оценке ситуаций, состоя- нию окружающих и т.п., но адекват- ность по отношению к предлагае- мым заданиям | В некоторых жизненных си- туациях могут демонстриро- вать достаточную адекват- ность, хотя в целом адекват- ность снижена (в первую оче- редь — в сфере общения со сверстниками). С взрослыми поведение более адекватно (часто в силу высокоразвитых интеллектуальных возможно- стей) | |
Критичность | Чрезмерная критичность, особенно по отношению к результатам собст- венной деятельности, но некритич- ность по отношению к оценке своих взаимодействий с окружающими в целом | Характеристика критичности в целом совпадает с описани- ем предыдущего раздела (см. Адекватность).Хотя к своим сверхценным переживаниям критичность снижена | |
Обучаемость | Достаточная, иногда может быть несколько замедлена в силу стереотипности, инертности. Могут легко обучаться сложным вещам и в то же время с трудом обу- чаться элементарным (завязывание шнурков и т.п.) | Как правило, очень высокая даже вне сферы особых инте- ресов детей. В отдельных случаях после каких-либо психотравмирующих событий (в том числе, казалось бы, незначительных) обучаемость может формально резко сни- зиться, что сближает в какой- то степени по этому парамет- ру этот вариант искаженного развития с вариантом дисгар- моничного развития по апа- тическому типу | |
Развитие когнитивной сферы | Главным является то, что часто воз- никает ощущение, что они не понимают инструкции и требу ется ее повторение. При этом невербальные задания выполня ются достаточно хорошо. Это часто является причиной диаг ностической ошибки и квалифи кации состояния ребенка как традиционной ЗПР. Часто отме чаются трудности целостного восприятия, фрагментарность зрительного восприятия, труд ности интерполяции и предвос хищения, дословное понимание ме- тафор, образных выражений. Могут наблюдаться легкие проявления ис- кажения мыслительной деятельно- сти. Отмечается хорошая слухорече- вая память | Наблюдается выраженная специфика когнитивного раз- вития, которая часто опреде- ляется спецификой воспри- ятия, (фрагментарность), а также выраженной специфи- кой мыслительной деятельно- сти (опора на латентные при- знаки, скачки идей, разнопла- новость мышления, парало- гизмы и т.д.). Отмечается на- личие сверхценных образова- ний, преимущественно интел- лектуального плана, фило- софской интоксикации (в подростковом возрасте). Речь специфична. Она характери- зуется взрослостью, исполь- зованием сложных, иногда «вычурных» или штампован- ных оборотов, наличием соб- ственного словообразования | |
Игровая деятельность | Игра носит стереотипный, мани- пулятивный, монотонный характер. Нередка одержимость в играх, кото- рую очень трудно прервать. При этом (особенно в раннем возрасте) отдается предпочтение неигровым предметам. Крайне затруднено игро- вое замещение предметов. Фактиче- ски невозможна игра со сверстни- ками, то есть «игра рядом», а не вместе, в то же время нельзя го- ворить об отсутствии потребности в общении. В игре не учитывается обратная связь (как эмоциональная, так и сюжетная). Характерны дли- тельные игровые перевоплощения (в основном в животных). Часто подоб- ные перевоплощения носят на- вязчивый, некритичный характер | Невозможность выйти из за- данной роли, если она совпа- дает со сферой их сверхцен- ных интересов, глобальное вовлечение всех сфер дея- тельности, в том числе и игры в сверхценные образования. В дошкольном возрасте выра- женное предпочтение неигро- вых объектов, ритуализация игры. Невозможность осуще- ствления совместной игровой деятельности со сверстниками вплоть до полной не- возможности игрового обще- ния и эмоциональная выхо- лощенность, либо, наоборот, отражения «зон» страхов в игровых ситуациях, иногда «завороженность» «зонами» страхов. Часто дети предпо- читают в играх псевдоинтел- лектуальные занятия (рисова- ние схем, планов внутренних строений и т.п.) | |
Особенности эмоцио- нально-личностного раз- вития | На первый план выходит невоз- можность организовать полно- ценную и адекватную коммуни- кацию с окружающими, трудности понимания эмоций и чувств окру- жающих, сверхза висимость от матери. Основной радикал отклоняющегося раз вития: огромные трудности организации продуктивного взаимодействия при наличии потребности в общении. Эмоци онально-аффективная сфера от личается выраженным своеоб разием: буквальное понимание образных выражений, приня тие всего на веру, непонимание юмора и шуток, повышенная ранимость, тревожность, неуве ренность в себе, прикрытая внешней отрешенностью. Спе цифично наличие страхов, -в том числе конкретных. Часто присутствует страх громкого голоса | Выражена специфика общения. Большая заинтересованность в общении со взрослыми (в связи с большей возможностью реа- лизации своих интересов с ни- ми), чем со сверстниками. Час- то наблюдается эмоциональная выхолощенность, отсутствие выра-женных эмоциональных реакций и, наоборот, повышен- ное, не всегда адекватное эмо- циональное реагирование в "зоне" особых интересов. Часто наблюдается наличие большого количества страхов и ритуали- заций как бы для попыток ком- пенсации их. При этом чаще могут диагносцироваться диф- фузные страхи. Могут присут- ствовать разнообразные вари- анты самооценки от «я ничего не могу» до «я могу все», то есть некритичности. Часто эмо- циональная холодность (по от- ношению к близким), «смазан- ность» эмоциональных диффе- ренцировок может сочетаться с непонятной привязанностью к малознакомым людям или предметам | |
Необходимая развивающе- коррекцион- ная работа | Специальная коррекционная работа, направленная на гармонизацию аф- фективной сферы и специальная (по системе О.С. Никольской) работа по формированию самовосприятия, коррекции коммуникативных функ- ций и адекватного представления о своих возможностях. Также Воз- можна работа, основанная на бихе- виоральном подходе, поведенческая терапия | В первую очередь необходимо наблюдение психиатра и спе- цифическое лечение. Возможна гармонизация уровней аффек- тивного развития (по О.С. Ни- кольской). В зависимости от состояния ребенка возможна частичная двигательная кор- рекция. В некоторых случаях индивидуальное обучение яв- ляется элементом психокоррек- ционной работы. Вопрос о воз- можной психотерапевтической работе должен решаться психи- атром. В любом случае к воз- можности любых форм психо- коррекционной работы, прово- димой в рамках деятельности психолога, необходимо подхо- дить индивидуально, крайне осторожно, под наблюдением врача-психиатра | |
Другие специалисты, необходимые ребенку | Специалисты по работе с детьми с РДА: психолог, специальный педа- гог (дефектолог), социальный педа- гог, психиатр. | В первую очередь детский пси- хиатр, специальный педагог (дефектолог), нейропсихолог (для определения возможности коррекционной работы с ис- пользованием нейропсихологи- ческого подхода) | |