ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1313
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие «отклоняющееся развитие»
Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка
Произвольность психической активности
Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми
Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Группа недостаточного развития
Задержанное психическое развитие
Парциальная несформированность высших психических функций
«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].
ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Психологический анамнез и его основные разделы
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие
История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста
История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет
Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)
Технология проведения психологического обследования и его основные разделы
Анализ результатов психологической диагностики
Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка
Технология составления заключения по результатам психологического обследования
Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:
Технология составления общей части психологического заключения
Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)
Показания к использованию программы
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)
Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений
«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».
Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений
б) Имеет ряд личностных особенностей:
а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:
б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:
Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной
Карта наблюдений за поведением ребенка
Индивидуальный первичный прием
Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы
Заключение по результатам психологического обследования
В целом включение понятия базовых предпосылок (составляющих) психической деятельности в сферу деятельности психолога-практика позволяет значительно повысить эффективность его диагно- стической и развивающе-коррекционной работы с детьми с различными формами отклоняющегося раз- вития. Как уже отмечалось использование этого подхода к психическому развитию ребенка позволяет значительно более эффективно «построить» прогноз его дальнейшего развития, оценить возможные
«выходы» в ту или иную акцентуацию личности или даже в патологическое состояние.
- 1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 55
Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми
Описанные принципы и подходы к работе специалистов с проблемными детьми, несомненно, требуют четкой и последовательной стратегии деятельности психолога. В принципе можно говорить об
общей стратегии работы психолога вне зависимости от ведомственной подчиненности и характера тех структур, в рамках которых он работает с детьми.
В наиболее общем виде схема деятельности психолога приведена на рис. 1.2.
Рис, 1.2. Общая стратегия деятельности психолога по психологическому сопровождению ре-бенкаврамках деятельностиКонсилиумаобразовательного учреждения
Следует сразу же оговориться, что предлагаемый подход ориентирован на работу с детьми, ис- пытывающими трудности обучения, имеющими те или иные формы неадекватного поведения, то есть касается работы именно с теми детьми, которые чаще всего вызывают нарекания педагогов и родите- лей.
Как уже указывалось в предыдущих разделах, их можно охарактеризовать как дети с «откло- няющимся развитием», где под «отклоняющимся» понимается «выход» каких-либо характеристик раз- вития, обучения, поведения, существования и адаптации в социуме в целом из пределов социально- психологического норматива (СПН по К.М. Гуревичу). Предлагаемая технология деятельности психо- лога
именно с этой категорией детей и лежит в основе настоящей главы.
С самого начала следует отметить, что в целом деятельность психолога образовательного учреж- дения может проходить, по крайней мере, в двух «режимах».
Первым является работа психолога с ребенком в рамках деятельности школьного консилиу-ма (консилиума образовательного центра, психолого-медико-педагогической консультации и т.п.). Не- обходимо уточнить, что под «консилиумом» мы понимаем не только общие обсуждения специалистов (пусть даже очень частые) при анализе особенностей развития того или иного ребенка или ситуации во- круг него (в школе или семье), но постоянно действующий, скоординированный, объединенный общи- ми целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка. То есть консилиум в «расширенном» смысле — это некая «виртуальная» реальность, которая выражается,
«опредмечивается» в постоянном взаимодействии различных специалистов по поводу ребенка и его се- мьи, требующих специальной помощи и поддержки. Основным требованием к деятельности подобного образования является необходимость не только истинного понимания задач и стратегии развивающей и коррекционной работы других специалистов помимо своей собственной, но и четкой согласованности действий всех специалистов по принципу: «в нужное время в нужном месте».
Другим видом деятельности психолога образования является непосредственная работа как спедагогами, так и с родителями проблемных детей. Этому виду деятельности психолога посвящено много работ [4, 15, 16, 25, 26 и др.], но есть и некоторые особенности, характеризующие специфику по- добной работы с родителями и педагогами именно «проблемных» детей.
Если рассматривать первую составляющую деятельности психолога в рамках консилиума, то она состоит из ряда последовательных этапов, закономерно вытекающих один из другого. В реальной прак- тике психолога, безусловно, возможны некоторые расхождения с приводимой стратегией работы, кото-
рые могут определяться региональными, этническими и социокультурными особенностями семей, в ко- торых воспитываются дети и т.п. Данный подход определяет необходимые и достаточные элементы ра- боты психолога, без которых, на наш взгляд, реальная психологическая помощь оказывается малоэф- фективной.
Совершенно очевидно, что работа с ребенком, диагностика и обследование могут начаться либо по запросу родителей (лиц их замещающих), либо с их согласия по запросу учителя, воспитателя, адми- нистрации образовательного учреждения. При этом согласие родителей должно быть документально зарегистрировано в Карте развития или в каком-либо другом документе, заводимом на ребенка в дан- ном учреждении [15, 16, 25, 26]. Письменное согласие родителей или опекунов позволяет предупредить ряд важных моментов, связанных, в частности, с конфликтными ситуациями.
Характер запросов и структура жалоб родителей или специалистов, контактирующих с ребен- ком, достаточно детально проанализированы в ряде пособий [4, 15, 24], и поэтому мы не считаем нуж- ным здесь на этом останавливаться. Желательно, чтобы проблемы или жалобы были зафиксированы за- ранее, например при записи ребенка на консультацию. Это можно рассматривать как предварительныйэтап. сопровождения ребенка. В настоящее время различными образовательными центрами разработан ряд документов, карт развития и т.п., в которых достаточно подробно и развернуто представлены те не- обходимые начальные сведения о ребенке и его семье, которые «ложатся на стол» специалисту, прово- дящему обследование первым. Мы не претендуем на какой-либо особый вид таких карт или докумен- тов. Первичное обследование ребенка разными специалистами (в том числе и психологом) является первымэтапомсопровождения.
Важной проблемой является определение последовательности «прохождения» ребенком различ- ных специалистов. Кто из них должен быть первым, то есть проводить так называемый «первичный прием»? До сих пор этот вопрос не имеет однозначного ответа. Несомненно, многое зависит от состава
специалистов консилиума или образовательного центра, куда обратилась семья. В то же время следует отметить, что практика консультативно-диагностической деятельности показывает, что существует два наиболее эффективных варианта. В том случае, когда в учреждении имеется психолог с большим прак- тическим опытом работы, целесообразно, чтобы первичный прием проводил он. Если же, в силу тех или иных причин, психолог не обладает необходимым опытом работы, первичный прием имеет смысл про- вести любому другому специалисту, в первую очередь логопеду или врачу.
В ситуации, когда первичный прием проводит психолог, в своих рекомендациях он не только может, но и должен в каждом конкретном случае определить необходимость участия в обследовании других специалистов, а в некоторых случаях — и последовательность (приоритетность) проведения об- следований (консультаций) специалистами разных профилей. Несомненно, огромную роль в такого ро-
да координационной работе играет собственный опыт психолога. Психолог, осуществляющий первич- ное консультирование проблемного ребенка, собирает и анамнестические сведения о нем и его семье (так называемый психологический анамнез). В этом случае другие специалисты дополняют и уточняют полученные анамнестические данные.
Разумеется, психологический анамнез не компенсирует необходимость сбора врачом классиче- ских сведений о заболеваниях ребенка (медицинская часть анамнеза). Мы лишь подчеркиваем своеоб- разие психологического анамнеза и его значение как для построения общей гипотезы обследования, так и для постановки психологического диагноза. По результатам проведения углубленного обследования психолог составляет развернутое заключение (Приложение 7).
Ориентировочная продолжительность углубленного обследования и его отдельных этапов для детей разного возраста приведена в таблицах примерного распределения времени по видам и направле- ниям работ психолога (Приложение 6А) и будет детально обсуждена в разделе 3.
Первый этап заканчивается составлением индивидуальных заключений всеми специалистами консилиума (или той группы специалистов, которая имеется в данном учреждении). В соответствии с