Файл: Семаго Н. Я.,Семаго.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1267

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Семаго Н.Я., Семаго М.М.

С глубоким уважением посвящается нашим учителям - Владимиру Ивановичу Лубовскому и Виктору Васильевичу Лебединскому

Раздел 1.

Понятие «отклоняющееся развитие»

Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка

Произвольность психической активности

Законы развития движений

й уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу). Его подуровни:

Базовая аффективная регуляция

Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми

Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Группа недостаточного развития

Задержанное психическое развитие

Парциальная несформированность высших психических функций

Группа асинхронного развития

«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].

Искаженное развитие

Несомненно, каждый из типов дефицитарности требует отдельного исследования и, соот- ветственно, отдельной книги.

ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Психологический анамнез и его основные разделы

Раннее моторное и психоэмоциональное развитие

История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста

История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет

Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)

Технология проведения психологического обследования и его основные разделы

Анализ результатов психологической диагностики

Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка

Технология составления заключения по результатам психологического обследования

Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:

Технология составления общей части психологического заключения

Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции

Раздел 4.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)

Показания к использованию программы

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)

Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений

«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».

«ЛЕВЕЕ», «ПРАВЕЕ».

Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений

Рис. 4.2.

Рис. 4.3.

Рис. 4.5.

Рис. 4.6.

обследование дома;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием. Группа «Недостаточное развитие»

1А. При гипофункции уровня

1Б. При гиперфункции уровня

2А. При гипофункции уровня

2Б. При гиперфункции уровня

3А. При гипофункции уровня

3Б. При гиперфункции уровня

б) Имеет ряд личностных особенностей:

4А. При гипофункции уровня

4Б. При гиперфункции уровня

а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:

б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:

Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной

Рекомендуемый диагностический инструментарий для исследования особенностей познавательной деятельности

Методика «Разрезные фигуры»

Методика «Кубики Кооса»

Методика «Метаморфозы»

Методика «Эмоциональные лица»

Карта наблюдений за поведением ребенка

Рисуночные проективные тесты

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Индивидуальный первичный прием

Работа со специалистами

Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы

Заключение по результатам психологического обследования

Лист коррекционных занятий

Заключение по итогам динамического обследования

Журнал регистрации видов работ

принципом индивидуально-коллегиального обследования после обследования ребенка специалисты кол- легиально обсуждают полученные результаты. Это обсуждение можно рассматривать в качестве второ-гоэтапакомплексного психолого-медико-педагогического сопровождения.

Коллегиальное обсуждение результатов обследования позволяет выработать единое представле- ние о характере и особенностях развития ребенка, определить общий прогноз его дальнейшего развития и комплекс тех развивающе-коррекционных мероприятий, которые помогут ребенку. Завершающей ча-стью второго этапа работы психолога в рамках консилиума является его участие в выработке решения по определению образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребен- ка, а также определение необходимых для его развития психологических коррекционных и развиваю- щих программ. Здесь же обсуждается координация и согласованность последующего взаимодействия специалистов друг с другом. При необходимости определяется последовательность включения различ- ных специалистов в работу с ребенком.

Характерной особенностью деятельности психолога в современных условиях является то, что его работа не может протекать изолированно от других специалистов. И это касается не только педагога как «главного» специалиста в образовательном учреждении. Сейчас во многих (и будем надеяться, что скоро во всех) школах и дошкольных учреждениях. Домах ребенка и интернатах появляются такие спе- циалисты, как логопед, социальный педагог или социальный работник, специалисты медицинского про- филя, валеолог. Пока еще их работа идет по принципам: «чем больше, тем лучше» и «все сразу вместе», причем каждый из них стремится прежде всего максимально выполнить свой объем работ вне зависи- мости от того, что делают остальные (и делают ли вообще). И чем больше специалистов в школе, тем больше каждый из них «навешивает» на несчастного ребенка свою помощь! Хорошо ли это для детей? Эффективна ли такая помощь?


Самое главное: кто должен организовать общую работу и определить, как наиболее эффективно ее «распределить»? Эта функция должна быть возложена именно на психолога в силу большего, по сравнению с другими специалистами, «проникновения» психолога в личность ребенка, того, что именно он, как «особый» специалист, в большей степени является выразителем интересов и прав ребенка. Не- обходимость объединить усилия психолога с усилиями логопеда, учителя-дефектолога, врача, «со- брать» всех в единую, слаженную команду требует от него особых психотерапевтических навыков, умения создать толерантную атмосферу в деятельности консилиума. Эта сторона деятельности психо- лога в междисциплинарной команде еще недостаточно разработана и требует дополнительных исследо- ваний.

Таким образом, с нашей точки зрения, одной из важнейших функций психолога является коор- динация деятельности специалистов в ситуации совместного сопровождения ребенка в процессе его развития и обучения.

Часто встает вопрос, необходимо ли присутствие ребенка или его родителей (лиц их заменяю- щих) на таком обсуждении? Наш опыт показывает, что в ситуации, когда коллегиальное обсуждение ребенка проходит непосредственно после обследования всеми специалистами (в течение 3-5 дней после последнего обследования), вполне возможно не приглашать ребенка и его родителей на обсуждение, а

предоставить им результаты в виде понятного для них заключения и «проговорить» все интересующие их или непонятные моменты. Как правило, эта функция может быть возложена на руководителя конси- лиума или в некоторых случаях может являться прерогативой психолога. В то же время следует пом- нить, что каждый специалист обязан проконсультировать родителей по результатам собственного об- следования и дать ясные и понятные рекомендации по развитию, воспитанию их ребенка в сфере своей деятельности. С нашей точки зрения, в отдельных, наиболее сложных случаях специалист обязан в дос-

тупной форме предоставить родителям информацию о прогнозе дальнейшего развития ребенка, пред- полагаемой динамике его состояния.

В ситуации, когда школьный консилиум не пришел к общему мнению по поводу необходимой развивающей и коррекционной работы с ребенком, случай оказался сложным и опыта специалистов не- достаточно, а также в ситуации конфликтных отношений с родителями ребенка, неприятием ро- дителями рекомендаций консилиума, ребенок может быть направлен на консультацию более высокого уровня: муниципальную, районную или даже региональную (см. рис. 1.2). Подразумевается, что в такой консультации сосредоточены более опытные специалисты, что позволяет им правильно оценить со- стояние ребенка. Все полученные результаты в виде общего заключения консилиума в этом случае пе- редаются в муниципальную консультацию и в дальнейшем (после дополнительного обследования ре- бенка) возвращаются, в данное образовательное учреждение с заключениями специалистов консульта- ции (в том числе психолога консультации) и рекомендациями по организации развития, воспитания и, при необходимости, обучения ребенка.

Третьим этапом деятельности психолога образования является собственно реализация реше- ний консилиума или образовательного центра (муниципальной консультации) по развивающе- коррекционным мероприятиям внеурочного плана или включению специальной психологической по- мощи непосредственно в процесс обучения ребенка.

Как правило, развивающе-коррекционная работа проходит в индивидуальном или групповом режиме. В соответствии с особенностями развития ребенка и спецификой образовательного учреждения определяются интенсивность и продолжительность циклов занятий. Наиболее важной задачей деятель- ности психолога на этом этапе является разработка оригинальных индивидуально ориентированных программ специальной психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в со- ответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребенка или группы детей в целом. Из этого, в частности, вытекает важная задача подбора детей в достаточно гомогенные группы (то есть де-
ти в коррекционных группах должны обладать определенными близкими по структуре особенностями развития), что само по себе является достаточно сложным. Кроме того, должны быть определены пока- затели наполняемости таких групп и, что более важно, продолжительность как отдельного занятия (Приложение 6Б), так и цикла занятий в целом. Все эти характеристики должны быть не только отраже- ны, но и обоснованы в программе коррекционной работы.

При этом на каждого ребенка должны быть заведены соответствующие документы, отражающие ход коррекционной работы, в которых отмечаются выполнение программы занятий (кратко) и основные показатели динамики изменений состояния ребенка (Приложение 8).

Завершением этого этапа работы психолога является динамическое обследование (оценка со- стояния ребенка после окончания цикла развивающе-коррекционной работы) или итоговое обследова- ние. Результаты каждого из обследований отражаются в соответствующем заключении психолога (При- ложения 9, 10).

Если по конечным итогам работы с ребенком консилиум проводится в обязательном порядке, то результаты промежуточного обследования требуют проведения консилиума только в том случае, если отмечается явно недостаточная или отрицательная динамика развития. Если на промежуточном этапе были получены значительные изменения состояния (не только вследствие деятельности психолога, но и других специалистов) либо произошли какие-то незапланированные события, сами по себе резко изме- нившие как состояние, так и условия жизни ребенка, вынесение обсуждения ситуации на консилиум также является необходимым. Таким образом, можно говорить о плановых и внеплановых консилиумах. Можно сформулировать и конкретные задачи консилиумов.

Так, плановый Консилиум:

  • определяет пути психолого-медико-педагогического сопровождения детей;

  • вырабатывает согласованные решения по определению образовательного коррекционно- развивающего маршрута и дополнительных программ развивающей или коррекционной работы;

  • дает динамическую оценку состояния ребенка и корректирует ранее намеченную программу;

  • решает вопрос об изменении образовательного маршрута, развивающей и коррекционной ра- боте по завершении обучения (окончании учебного года).


Как правило, плановые Консилиумы созываются раз в полгода.

Внеплановые Консилиумы собираются по запросам специалистов (педагога класса, или воспита- теля дошкольного образовательного учреждения, или одного из работающих с ребенком специалистов). Как уже указывалось, поводом для внепланового Консилиума является выяснение или возникновение новых обстоятельств, влияющих на обучение, развитие ребенка, отрицательная динамика его обучения или развития и т.п.

Задачами внепланового Консилиума являются:

  • решение вопроса о принятии каких-либо необходимых экстренных мер по выявившимся об- стоятельствам (в том числе, каким специалистом должен быть проконсультирован ребенок в первую очередь);

  • изменение направления ранее проводимой коррекционно-развивающей работы в изменив- шейся ситуации или в случае ее неэффективности;

  • решение вопроса об изменении образовательного маршрута либо в рамках деятельности дан- ного образовательного учреждения, либо в выборе иного типа учебного заведения.

Динамическая оценка состояния ребенка в рамках Консилиума является завершающей стадиейтретьего этапа. В дальнейшем работа с ребенком либо завершается (в ситуации планового итогового Консилиума и выведения ребенка в другое образовательное учреждение), либо продолжается (на- пример, в условиях перехода ребенка в следующий класс или группу детского сада и т.п.) с повторени- ем цикла второго и третьего этапов.

Что касается второго режима — внеконсилиумной деятельности психолога, то ее специфика заключается в следующем. Необходимо не просто в понятной и доступной для педагога форме объяс- нить специфику когнитивного различия ребенка, начиная с описания его «сильных» и «слабых» сторон этой сферы (например, резкого снижения темпа деятельности или появления неадекватных поведенче- ских реакций на фоне утомления, как реакции на усложнение учебного материала), способов компенса- ции трудностей, но и безусловно выработать совместные наиболее адекватные способы взаимодействия педагога с ребенком как в ситуации фронтального обучения, так и в экстремальных для ребенка ситуа-