ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1267
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие «отклоняющееся развитие»
Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка
Произвольность психической активности
Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми
Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Группа недостаточного развития
Задержанное психическое развитие
Парциальная несформированность высших психических функций
«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].
ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Психологический анамнез и его основные разделы
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие
История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста
История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет
Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)
Технология проведения психологического обследования и его основные разделы
Анализ результатов психологической диагностики
Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка
Технология составления заключения по результатам психологического обследования
Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:
Технология составления общей части психологического заключения
Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)
Показания к использованию программы
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)
Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений
«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».
Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений
б) Имеет ряд личностных особенностей:
а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:
б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:
Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной
Карта наблюдений за поведением ребенка
Индивидуальный первичный прием
Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы
Заключение по результатам психологического обследования
Коллегиальное обсуждение результатов обследования позволяет выработать единое представле- ние о характере и особенностях развития ребенка, определить общий прогноз его дальнейшего развития и комплекс тех развивающе-коррекционных мероприятий, которые помогут ребенку. Завершающей ча-стью второго этапа работы психолога в рамках консилиума является его участие в выработке решения по определению образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребен- ка, а также определение необходимых для его развития психологических коррекционных и развиваю- щих программ. Здесь же обсуждается координация и согласованность последующего взаимодействия специалистов друг с другом. При необходимости определяется последовательность включения различ- ных специалистов в работу с ребенком.
Характерной особенностью деятельности психолога в современных условиях является то, что его работа не может протекать изолированно от других специалистов. И это касается не только педагога как «главного» специалиста в образовательном учреждении. Сейчас во многих (и будем надеяться, что скоро во всех) школах и дошкольных учреждениях. Домах ребенка и интернатах появляются такие спе- циалисты, как логопед, социальный педагог или социальный работник, специалисты медицинского про- филя, валеолог. Пока еще их работа идет по принципам: «чем больше, тем лучше» и «все сразу вместе», причем каждый из них стремится прежде всего максимально выполнить свой объем работ вне зависи- мости от того, что делают остальные (и делают ли вообще). И чем больше специалистов в школе, тем больше каждый из них «навешивает» на несчастного ребенка свою помощь! Хорошо ли это для детей? Эффективна ли такая помощь?
Самое главное: кто должен организовать общую работу и определить, как наиболее эффективно ее «распределить»? Эта функция должна быть возложена именно на психолога в силу большего, по сравнению с другими специалистами, «проникновения» психолога в личность ребенка, того, что именно он, как «особый» специалист, в большей степени является выразителем интересов и прав ребенка. Не- обходимость объединить усилия психолога с усилиями логопеда, учителя-дефектолога, врача, «со- брать» всех в единую, слаженную команду требует от него особых психотерапевтических навыков, умения создать толерантную атмосферу в деятельности консилиума. Эта сторона деятельности психо- лога в междисциплинарной команде еще недостаточно разработана и требует дополнительных исследо- ваний.
Таким образом, с нашей точки зрения, одной из важнейших функций психолога является коор- динация деятельности специалистов в ситуации совместного сопровождения ребенка в процессе его развития и обучения.
Часто встает вопрос, необходимо ли присутствие ребенка или его родителей (лиц их заменяю- щих) на таком обсуждении? Наш опыт показывает, что в ситуации, когда коллегиальное обсуждение ребенка проходит непосредственно после обследования всеми специалистами (в течение 3-5 дней после последнего обследования), вполне возможно не приглашать ребенка и его родителей на обсуждение, а
предоставить им результаты в виде понятного для них заключения и «проговорить» все интересующие их или непонятные моменты. Как правило, эта функция может быть возложена на руководителя конси- лиума или в некоторых случаях может являться прерогативой психолога. В то же время следует пом- нить, что каждый специалист обязан проконсультировать родителей по результатам собственного об- следования и дать ясные и понятные рекомендации по развитию, воспитанию их ребенка в сфере своей деятельности. С нашей точки зрения, в отдельных, наиболее сложных случаях специалист обязан в дос-
тупной форме предоставить родителям информацию о прогнозе дальнейшего развития ребенка, пред- полагаемой динамике его состояния.
В ситуации, когда школьный консилиум не пришел к общему мнению по поводу необходимой развивающей и коррекционной работы с ребенком, случай оказался сложным и опыта специалистов не- достаточно, а также в ситуации конфликтных отношений с родителями ребенка, неприятием ро- дителями рекомендаций консилиума, ребенок может быть направлен на консультацию более высокого уровня: муниципальную, районную или даже региональную (см. рис. 1.2). Подразумевается, что в такой консультации сосредоточены более опытные специалисты, что позволяет им правильно оценить со- стояние ребенка. Все полученные результаты в виде общего заключения консилиума в этом случае пе- редаются в муниципальную консультацию и в дальнейшем (после дополнительного обследования ре- бенка) возвращаются, в данное образовательное учреждение с заключениями специалистов консульта- ции (в том числе психолога консультации) и рекомендациями по организации развития, воспитания и, при необходимости, обучения ребенка.
Третьим этапом деятельности психолога образования является собственно реализация реше- ний консилиума или образовательного центра (муниципальной консультации) по развивающе- коррекционным мероприятиям внеурочного плана или включению специальной психологической по- мощи непосредственно в процесс обучения ребенка.
Как правило, развивающе-коррекционная работа проходит в индивидуальном или групповом режиме. В соответствии с особенностями развития ребенка и спецификой образовательного учреждения определяются интенсивность и продолжительность циклов занятий. Наиболее важной задачей деятель- ности психолога на этом этапе является разработка оригинальных индивидуально ориентированных программ специальной психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в со- ответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребенка или группы детей в целом. Из этого, в частности, вытекает важная задача подбора детей в достаточно гомогенные группы (то есть де-
ти в коррекционных группах должны обладать определенными близкими по структуре особенностями развития), что само по себе является достаточно сложным. Кроме того, должны быть определены пока- затели наполняемости таких групп и, что более важно, продолжительность как отдельного занятия (Приложение 6Б), так и цикла занятий в целом. Все эти характеристики должны быть не только отраже- ны, но и обоснованы в программе коррекционной работы.
При этом на каждого ребенка должны быть заведены соответствующие документы, отражающие ход коррекционной работы, в которых отмечаются выполнение программы занятий (кратко) и основные показатели динамики изменений состояния ребенка (Приложение 8).
Завершением этого этапа работы психолога является динамическое обследование (оценка со- стояния ребенка после окончания цикла развивающе-коррекционной работы) или итоговое обследова- ние. Результаты каждого из обследований отражаются в соответствующем заключении психолога (При- ложения 9, 10).
Если по конечным итогам работы с ребенком консилиум проводится в обязательном порядке, то результаты промежуточного обследования требуют проведения консилиума только в том случае, если отмечается явно недостаточная или отрицательная динамика развития. Если на промежуточном этапе были получены значительные изменения состояния (не только вследствие деятельности психолога, но и других специалистов) либо произошли какие-то незапланированные события, сами по себе резко изме- нившие как состояние, так и условия жизни ребенка, вынесение обсуждения ситуации на консилиум также является необходимым. Таким образом, можно говорить о плановых и внеплановых консилиумах. Можно сформулировать и конкретные задачи консилиумов.
Так, плановый Консилиум:
-
определяет пути психолого-медико-педагогического сопровождения детей; -
вырабатывает согласованные решения по определению образовательного коррекционно- развивающего маршрута и дополнительных программ развивающей или коррекционной работы; -
дает динамическую оценку состояния ребенка и корректирует ранее намеченную программу; -
решает вопрос об изменении образовательного маршрута, развивающей и коррекционной ра- боте по завершении обучения (окончании учебного года).
Как правило, плановые Консилиумы созываются раз в полгода.
Внеплановые Консилиумы собираются по запросам специалистов (педагога класса, или воспита- теля дошкольного образовательного учреждения, или одного из работающих с ребенком специалистов). Как уже указывалось, поводом для внепланового Консилиума является выяснение или возникновение новых обстоятельств, влияющих на обучение, развитие ребенка, отрицательная динамика его обучения или развития и т.п.
Задачами внепланового Консилиума являются:
-
решение вопроса о принятии каких-либо необходимых экстренных мер по выявившимся об- стоятельствам (в том числе, каким специалистом должен быть проконсультирован ребенок в первую очередь); -
изменение направления ранее проводимой коррекционно-развивающей работы в изменив- шейся ситуации или в случае ее неэффективности; -
решение вопроса об изменении образовательного маршрута либо в рамках деятельности дан- ного образовательного учреждения, либо в выборе иного типа учебного заведения.
Динамическая оценка состояния ребенка в рамках Консилиума является завершающей стадиейтретьего этапа. В дальнейшем работа с ребенком либо завершается (в ситуации планового итогового Консилиума и выведения ребенка в другое образовательное учреждение), либо продолжается (на- пример, в условиях перехода ребенка в следующий класс или группу детского сада и т.п.) с повторени- ем цикла второго и третьего этапов.
Что касается второго режима — внеконсилиумной деятельности психолога, то ее специфика заключается в следующем. Необходимо не просто в понятной и доступной для педагога форме объяс- нить специфику когнитивного различия ребенка, начиная с описания его «сильных» и «слабых» сторон этой сферы (например, резкого снижения темпа деятельности или появления неадекватных поведенче- ских реакций на фоне утомления, как реакции на усложнение учебного материала), способов компенса- ции трудностей, но и безусловно выработать совместные наиболее адекватные способы взаимодействия педагога с ребенком как в ситуации фронтального обучения, так и в экстремальных для ребенка ситуа-