ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1259
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие «отклоняющееся развитие»
Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка
Произвольность психической активности
Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми
Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Группа недостаточного развития
Задержанное психическое развитие
Парциальная несформированность высших психических функций
«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].
ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Психологический анамнез и его основные разделы
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие
История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста
История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет
Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)
Технология проведения психологического обследования и его основные разделы
Анализ результатов психологической диагностики
Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка
Технология составления заключения по результатам психологического обследования
Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:
Технология составления общей части психологического заключения
Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)
Показания к использованию программы
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)
Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений
«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».
Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений
б) Имеет ряд личностных особенностей:
а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:
б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:
Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной
Карта наблюдений за поведением ребенка
Индивидуальный первичный прием
Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы
Заключение по результатам психологического обследования
Специфика базовых аффективных регуляций может характеризоваться в первую очередь гипо- функцией 2-го, а иногда и 3-го уровня, что вызывает сдвиг пропорций развития 1-го и 4-го уровней сис- темы.
Для данной категории детей в первую очередь целесообразно любую коррекционную работу проводить на фоне или непосредственно после курсов как специфической, так и неспецифической ме- дикаментозной терапии. Следовательно, при определении последовательности включения в работу с детьми специалистов разного профиля приоритет отдается детскому психиатру и неврологу. Дальней- шая работа должна быть направлена в первую очередь на формирование произвольной регуляции дея- тельности и функции программирования и контроля, поскольку без этой «базы» деятельность олигоф- ренопедагога и логопеда может быть малоэффективной.
Так же необходима массивная психотерапевтическая работа с семьей такого ребенка. Это обу- словлено общей дезадаптацией не только самого ребенка, но и семьи в целом, значительными наруше- ниями социальных контактов, связанных в первую очередь со спецификой поведения детей, а также чрезвычайно низкой положительной динамикой развития и обучения, что не может не вызывать огром- ную тревогу родителей.
Помимо низкой динамики развития, которая чрезвычайно сильно коррелирует с успешностью медикаментозной терапии, можно говорить о неблагоприятном прогнозе и большой вероятности при- знания ребенка инвалидом. Основным диагнозом является «атипичная («лобная» по М.С. Певзнер)
форма олигофрении», «умственная отсталость (соответственной степени выраженности) со значитель- ными поведенческими нарушениями, требующими внимания или лечебных мер» — (F7x.l—F7x.8), «ги- перактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями» — (F84.4) (МКБ-10). В качестве ведущего для этой категории детей необходимо признать в первую оче- редь психиатра.
Спецификой детей с тормозимо-инертным типом тотального недоразвития является вялость, заторможенность, низкий уровень психической активности (в редких случаях уровень психической ак- тивности бывает достаточным). Достаточно часто при этом типе дизонтогенеза отмечается орга- ническое поражение ЦНС (в частности, эпилепсия или различные формы эпилептического синдрома).
Общий фон настроения может быть сниженным, дети часто плаксивы. Ребенок с трудом вступа- ет в контакты, инертен в своих предпочтениях и интересах, мало пресыщаем, склонен к монотонной од- нообразной деятельности и может испытывать даже дискомфорт при ее прерывании. В эмоциональных реакциях ребенок инертен. Сами реакции значительно уплощены. От контактов с детьми часто уклоня- ется, эти контакты можно назвать «формальными». Склонен находиться рядом со взрослым или ребен- ком, к которому привык и от которого зависим.
Для этого типа развития наиболее специфичными являются низкий темп деятельности, ее выра- женная инертность, а также склонность к реакциям тормозимого типа: замыкание в себе, прекращение какой-либо деятельности. Ребенок одновременно легко отвлекаем и тормозим. В целом развитие позна- вательной деятельности у таких детей наряду с общими характеристиками, свойственными подгруппе в целом, отягощается инертностью и тугоподвижностью психических процессов. Общий уровень разви- тия моторики (крупной и мелкой), как правило, ниже, чем в предыдущих случаях.
Можно предположить, что низкий уровень психического тонуса определяется недостаточной то- низацией, в том числе и за счет гипофункций 1-го, 2-го и 3-го уровней
базальной аффективной регуля-
ции, недостаточность «смысловой» организации этих уровней 4-ым уровнем. При этом создаются усло- вия для формирования в достаточной степени соответствующих уровней как произвольной регуляции, так и пространственных представлений. Причем, если произвольная регуляция двигательной активно- сти может быть развита несколько лучше, чем у описанных ранее типов тотального недоразвития, то высшие формы регуляции, начиная с уровня произвольной регуляции высших психических функций и функций программирования и контроля, страдают в большей степени. Пространственные представле- ния начинают «западать» чаще всего на 2-ом-З-ем уровнях — целостное (структурно-топологическое) и вербальное пространство.
Наиболее характерными нарушениями, свидетельствующими о несфор-мированности целостно- го представления картины мира, для детей этого типа развития являются трудности определения про- странственных отношений между объектами и «оречевление» этих взаимоотношений: неправильное употребление предлогов в речи, невозможность вербализации отдельных пространственно-временных и причинно-следственных взаимоотношений.
Важной особенностью формирования развивающих и коррекционных программ (при отсутствии неврологических противопоказаний) является включение в них разнообразной сенсорной стимуляции, в том числе и полимодальной. Использование сенсорной стимуляции позволяет обеспечить необходимую тонизацию для повышения уровня общей психической активности ребенка. Эта работа должна быть проведена на первом этапе деятельности специалистов. В дальнейшем для детей этого типа развития показаны все возможные варианты развивающе-коррекционной работы: программы по формированию произвольной регуляции деятельности, функции программирования и контроля, различные формы дви- гательных и когнитивных занятий, в том числе формирование пространственных представлений, осно- ванных на принципе замещающего развития (см. раздел 4.2.2.). Общепринятые методы дефектологии и программы специального коррекционно-го образования, несомненно, должны иметь приоритетное зна- чение.
Поскольку эти дети достаточно удобны в качестве учеников и, как правило, не привлекают к се-
бе большого внимания на фоне детей других категорий тотального недоразвития, работа с ними прово- дится обычно в последнюю очередь, что, безусловно, негативно сказывается на динамике их развития. При наличии органического заболевания ЦНС (в частности, эпилепсии или вариантов эпилептического синдрома) прогноз дальнейшего развития ребенка в большей степени зависит от адекватности и эффек- тивности медикаментозного лечения.
Основными диагнозами могут быть: «умственная отсталость с минимальными поведенческими нарушениями или отсутствием их» — (F7x.O) (МКБ-10), другие заболевания и ранние поражения ЦНС, сопряженные с умственной отсталостью, в том числе и наследственной природы.
- 1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 55
Задержанное психическое развитие
Очень кратко остановимся на истории проблемы, связанной с понятием «задержка психического развития» и с разделением этой аморфной группы на принципиально различные типы развития. Ее кор- ни уходят в 50-е годы — в работы Г.Е. Сухаревой и других отечественных психологов и психиатров. В своем классическом варианте термин «задержка психического развития» был озвучен и предложен классиками отечественной дефектологии Т. А. Власовой и М.С. Певзнер в 60-70 годы. В этих работах термин совершенно справедливо звучал как «временная задержка психического развития». Тем самым декларировался тот факт, что через какой-то определенный срок эта задержка компенсируется, ребенок догонит своих сверстников и его развитие войдет в нормативное «русло». Введение этого подхода оп- ределило на долгие годы магистральный путь диагностики и коррекции огромного «пласта» детской популяции. Задержка психического развития понималась как замедление темпа психического разви-тия.
В дальнейшем этот подход получил свое развитие в также ставших классическими работах В.И. Лубовского, К.С. и В.В. Лебединских, У. В. Ульенковой и др. В Институте дефектологии (в настоящее время — Институт коррекционной педагогики РАО) были организованы отдельные подразделения, по- священные психологическому изучению и обучению этой категорий детей. Содержательные характери- стики понятия получили углубление и уточнение. В работах Г.Е. Сухаревой, Т.А. Власовой и М.С. Певзнер [7] систематизированы основные варианты задержки психического развития.
В основу работ Клары Самойловны и Виктора Васильевича Лебединских [1, 19] положен этиоло- гический принцип, позволяющий различить четыре варианта такого развития:
-
задержка психического развития (ЗПР) конституционального происхождения; -
ЗПР соматогенного происхождения; -
ЗПР психогенного происхождения; -
ЗПР церебрально-органического генеза.
В таком виде общая систематика ЗПР существует и до сих пор. Однако к настоящему времени