Файл: Семаго Н. Я.,Семаго.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1259

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Семаго Н.Я., Семаго М.М.

С глубоким уважением посвящается нашим учителям - Владимиру Ивановичу Лубовскому и Виктору Васильевичу Лебединскому

Раздел 1.

Понятие «отклоняющееся развитие»

Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка

Произвольность психической активности

Законы развития движений

й уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу). Его подуровни:

Базовая аффективная регуляция

Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми

Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Группа недостаточного развития

Задержанное психическое развитие

Парциальная несформированность высших психических функций

Группа асинхронного развития

«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].

Искаженное развитие

Несомненно, каждый из типов дефицитарности требует отдельного исследования и, соот- ветственно, отдельной книги.

ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Психологический анамнез и его основные разделы

Раннее моторное и психоэмоциональное развитие

История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста

История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет

Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)

Технология проведения психологического обследования и его основные разделы

Анализ результатов психологической диагностики

Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка

Технология составления заключения по результатам психологического обследования

Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:

Технология составления общей части психологического заключения

Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции

Раздел 4.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)

Показания к использованию программы

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)

Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений

«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».

«ЛЕВЕЕ», «ПРАВЕЕ».

Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений

Рис. 4.2.

Рис. 4.3.

Рис. 4.5.

Рис. 4.6.

обследование дома;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием. Группа «Недостаточное развитие»

1А. При гипофункции уровня

1Б. При гиперфункции уровня

2А. При гипофункции уровня

2Б. При гиперфункции уровня

3А. При гипофункции уровня

3Б. При гиперфункции уровня

б) Имеет ряд личностных особенностей:

4А. При гипофункции уровня

4Б. При гиперфункции уровня

а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:

б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:

Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной

Рекомендуемый диагностический инструментарий для исследования особенностей познавательной деятельности

Методика «Разрезные фигуры»

Методика «Кубики Кооса»

Методика «Метаморфозы»

Методика «Эмоциональные лица»

Карта наблюдений за поведением ребенка

Рисуночные проективные тесты

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Индивидуальный первичный прием

Работа со специалистами

Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы

Заключение по результатам психологического обследования

Лист коррекционных занятий

Заключение по итогам динамического обследования

Журнал регистрации видов работ

свою очередь, определяет специфику формирования пространственных представлений и приводит к специфическим диспропорциям уровневой организации эмоциональной регуляции. Следует отметить, что при одинаковой глубине органического поражения ЦНС сформированность пространственных представлений у детей этой категории в целом ниже, чем у детей с простым уравновешенным типом недоразвития. Пространственные представления начинают «страдать» уже на уровне схемы тела и ощущений, идущих «изнутри» тела.

Специфика базовых аффективных регуляций может характеризоваться в первую очередь гипо- функцией 2-го, а иногда и 3-го уровня, что вызывает сдвиг пропорций развития 1-го и 4-го уровней сис- темы.

Для данной категории детей в первую очередь целесообразно любую коррекционную работу проводить на фоне или непосредственно после курсов как специфической, так и неспецифической ме- дикаментозной терапии. Следовательно, при определении последовательности включения в работу с детьми специалистов разного профиля приоритет отдается детскому психиатру и неврологу. Дальней- шая работа должна быть направлена в первую очередь на формирование произвольной регуляции дея- тельности и функции программирования и контроля, поскольку без этой «базы» деятельность олигоф- ренопедагога и логопеда может быть малоэффективной.

Так же необходима массивная психотерапевтическая работа с семьей такого ребенка. Это обу- словлено общей дезадаптацией не только самого ребенка, но и семьи в целом, значительными наруше- ниями социальных контактов, связанных в первую очередь со спецификой поведения детей, а также чрезвычайно низкой положительной динамикой развития и обучения, что не может не вызывать огром- ную тревогу родителей.

Помимо низкой динамики развития, которая чрезвычайно сильно коррелирует с успешностью медикаментозной терапии, можно говорить о неблагоприятном прогнозе и большой вероятности при- знания ребенка инвалидом. Основным диагнозом является «атипичная («лобная» по М.С. Певзнер)
форма олигофрении», «умственная отсталость (соответственной степени выраженности) со значитель- ными поведенческими нарушениями, требующими внимания или лечебных мер» — (F7x.l—F7x.8), «ги- перактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями» — (F84.4) (МКБ-10). В качестве ведущего для этой категории детей необходимо признать в первую оче- редь психиатра.

Спецификой детей с тормозимо-инертным типом тотального недоразвития является вялость, заторможенность, низкий уровень психической активности (в редких случаях уровень психической ак- тивности бывает достаточным). Достаточно часто при этом типе дизонтогенеза отмечается орга- ническое поражение ЦНС частности, эпилепсия или различные формы эпилептического синдрома).

Общий фон настроения может быть сниженным, дети часто плаксивы. Ребенок с трудом вступа- ет в контакты, инертен в своих предпочтениях и интересах, мало пресыщаем, склонен к монотонной од- нообразной деятельности и может испытывать даже дискомфорт при ее прерывании. В эмоциональных реакциях ребенок инертен. Сами реакции значительно уплощены. От контактов с детьми часто уклоня- ется, эти контакты можно назвать «формальными». Склонен находиться рядом со взрослым или ребен- ком, к которому привык и от которого зависим.

Для этого типа развития наиболее специфичными являются низкий темп деятельности, ее выра- женная инертность, а также склонность к реакциям тормозимого типа: замыкание в себе, прекращение какой-либо деятельности. Ребенок одновременно легко отвлекаем и тормозим. В целом развитие позна- вательной деятельности у таких детей наряду с общими характеристиками, свойственными подгруппе в целом, отягощается инертностью и тугоподвижностью психических процессов. Общий уровень разви- тия моторики (крупной и мелкой), как правило, ниже, чем в предыдущих случаях.

Можно предположить, что низкий уровень психического тонуса определяется недостаточной то- низацией, в том числе и за счет гипофункций 1-го, 2-го и 3-го уровней

базальной аффективной регуля-

ции, недостаточность «смысловой» организации этих уровней 4-ым уровнем. При этом создаются усло- вия для формирования в достаточной степени соответствующих уровней как произвольной регуляции, так и пространственных представлений. Причем, если произвольная регуляция двигательной активно- сти может быть развита несколько лучше, чем у описанных ранее типов тотального недоразвития, то высшие формы регуляции, начиная с уровня произвольной регуляции высших психических функций и функций программирования и контроля, страдают в большей степени. Пространственные представле- ния начинают «западать» чаще всего на 2-ом-З-ем уровнях — целостное (структурно-топологическое) и вербальное пространство.

Наиболее характерными нарушениями, свидетельствующими о несфор-мированности целостно- го представления картины мира, для детей этого типа развития являются трудности определения про- странственных отношений между объектами и «оречевление» этих взаимоотношений: неправильное употребление предлогов в речи, невозможность вербализации отдельных пространственно-временных и причинно-следственных взаимоотношений.

Важной особенностью формирования развивающих и коррекционных программ (при отсутствии неврологических противопоказаний) является включение в них разнообразной сенсорной стимуляции, в том числе и полимодальной. Использование сенсорной стимуляции позволяет обеспечить необходимую тонизацию для повышения уровня общей психической активности ребенка. Эта работа должна быть проведена на первом этапе деятельности специалистов. В дальнейшем для детей этого типа развития показаны все возможные варианты развивающе-коррекционной работы: программы по формированию произвольной регуляции деятельности, функции программирования и контроля, различные формы дви- гательных и когнитивных занятий, в том числе формирование пространственных представлений, осно- ванных на принципе замещающего развития (см. раздел 4.2.2.). Общепринятые методы дефектологии и программы специального коррекционно-го образования, несомненно, должны иметь приоритетное зна- чение.

Поскольку эти дети достаточно удобны в качестве учеников и, как правило, не привлекают к се-
бе большого внимания на фоне детей других категорий тотального недоразвития, работа с ними прово- дится обычно в последнюю очередь, что, безусловно, негативно сказывается на динамике их развития. При наличии органического заболевания ЦНС (в частности, эпилепсии или вариантов эпилептического синдрома) прогноз дальнейшего развития ребенка в большей степени зависит от адекватности и эффек- тивности медикаментозного лечения.

Основными диагнозами могут быть: «умственная отсталость с минимальными поведенческими нарушениями или отсутствием их» — (F7x.O) (МКБ-10), другие заболевания и ранние поражения ЦНС, сопряженные с умственной отсталостью, в том числе и наследственной природы.
      1. 1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   55

Задержанное психическое развитие


Очень кратко остановимся на истории проблемы, связанной с понятием «задержка психического развития» и с разделением этой аморфной группы на принципиально различные типы развития. Ее кор- ни уходят в 50-е годы — в работы Г.Е. Сухаревой и других отечественных психологов и психиатров. В своем классическом варианте термин «задержка психического развития» был озвучен и предложен классиками отечественной дефектологии Т. А. Власовой и М.С. Певзнер в 60-70 годы. В этих работах термин совершенно справедливо звучал как «временная задержка психического развития». Тем самым декларировался тот факт, что через какой-то определенный срок эта задержка компенсируется, ребенок догонит своих сверстников и его развитие войдет в нормативное «русло». Введение этого подхода оп- ределило на долгие годы магистральный путь диагностики и коррекции огромного «пласта» детской популяции. Задержка психического развития понималась как замедление темпа психического разви-тия.

В дальнейшем этот подход получил свое развитие в также ставших классическими работах В.И. Лубовского, К.С. и В.В. Лебединских, У. В. Ульенковой и др. В Институте дефектологии (в настоящее время — Институт коррекционной педагогики РАО) были организованы отдельные подразделения, по- священные психологическому изучению и обучению этой категорий детей. Содержательные характери- стики понятия получили углубление и уточнение. В работах Г.Е. Сухаревой, Т.А. Власовой и М.С. Певзнер [7] систематизированы основные варианты задержки психического развития.

В основу работ Клары Самойловны и Виктора Васильевича Лебединских [1, 19] положен этиоло- гический принцип, позволяющий различить четыре варианта такого развития:

  1. задержка психического развития (ЗПР) конституционального происхождения;

  2. ЗПР соматогенного происхождения;

  3. ЗПР психогенного происхождения;

  4. ЗПР церебрально-органического генеза.

В таком виде общая систематика ЗПР существует и до сих пор. Однако к настоящему времени