ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1314
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие «отклоняющееся развитие»
Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка
Произвольность психической активности
Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми
Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Группа недостаточного развития
Задержанное психическое развитие
Парциальная несформированность высших психических функций
«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].
ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Психологический анамнез и его основные разделы
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие
История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста
История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет
Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)
Технология проведения психологического обследования и его основные разделы
Анализ результатов психологической диагностики
Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка
Технология составления заключения по результатам психологического обследования
Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:
Технология составления общей части психологического заключения
Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)
Показания к использованию программы
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)
Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений
«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».
Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений
б) Имеет ряд личностных особенностей:
а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:
б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:
Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной
Карта наблюдений за поведением ребенка
Индивидуальный первичный прием
Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы
Заключение по результатам психологического обследования
Первый уровень (уровень полевой реактивности) участвует в решении наиболее базальных задач защиты организма от влияния внешней среды. Его смыслом является организация аффективной предна- стройки к активному контакту с окружающим: наиболее примитивная оценка самой возможности кон- такта с внешним миром. Аффективное переживание на этом уровне, не имея еще положительной или отрицательной окраски, связано с общим ощущением комфорта или дискомфорта в психическом поле. Эта форма примитивной аффективной оценки ограничена непосредственной ситуацией, наименее энер- гоемка, но адекватна для решения определенного круга задач. Реагируя лишь на интенсивность, уро- вень полевой реактивности не оценивает качества воздействия, но реагирует, как это следует из самого названия, на «интенсивность психологического поля» в целом. Характерно, что, являясь наиболее при- митивным механизмом регуляции, этот уровень во многом определяет человеческое поведение в среде, обеспечивая индивиду безопасность и эмоциональный комфорт. В то же время первый уровень вносит важный вклад в организацию процесса творческого решения задач. Он обеспечивает .ощущение реше- ния как наития, где ощущение красоты, гармонии решения является первым сигналом его правильно- сти.
Аффективно значимыми на этом уровне являются впечатления динамики интенсивности внеш- них воздействий: движения, динамика интенсивности внешних воздействий, изменение пространствен- ных соотношений в окружающем. В ситуации необходимости поддержания душевного равновесия, сня- тия напряжения на основе элементарных впечатлений именно на первом уровне начинают формиро- ваться активные психотехнические приемы стабилизации аффективной жизни, которые в настоящее
время все больше входят в состав различных психотерапевтических и психокоррекционных систем.
Выполняя фоновые функции в осуществлении эмоционально-смысловой адаптации к окружающему, этот уровень обеспечивает тоническую регуляцию аффективных процессов.
Следующей ступенью углубления аффективного контакта со средой является второй уровень(уровень аффективных стереотипов). В раннем возрасте он играет важнейшую роль в отработке при- способительных реакций ребенка — пищевых, оборонительных, установления физического контакта с матерью, в дальнейшем развиваясь как компонент сложных форм адаптации и определяя полноту и своеобразие чувственной жизни человека.
Основной задачей этого уровня является регуляция процесса удовлетворения соматических по- требностей. Он устанавливает аффективный контроль за функциями самого организма, упорядочивает психосоматические ощущения и аффективно связывает их с внешними сигналами. Конечным итогом реализации уровня стереотипов является эффективная адаптация субъекта к окружающему, выработка аффективных стереотипов сенсорного контакта с ним.
Развитие этого уровня приводит к возникновению примитивной аффективной избирательности: оценке соответствия внешнего воздействия витальным нуждам организма, оценке комфорта или дис- комфорта в связи с нарушениями процесса удовлетворения потребности. Оценка сигналов, исходящих из внешней и внутренней среды, приобретает качественный характер. Наиболее аффективно значимые сигналы внутренней среды соединяются с внешними впечатлениями, которые аффективно «насыщают- ся» и превращаются в значимые, окрашенные внутренним индивидуальным смыслом.
Важной характеристикой этого уровня аффективной организации является непереносимость, не- приятие впечатлений, связанных с изменениями условий жизни, нестабильностью окружающей среды. Можно сказать, что именно этот уровень аффективной организации закладывает основы формирования индивидуальности человека через выявление собственных пристрастий в сенсорных контактах со сре-
дой. Типом поведения, характерным для этого уровня, являются стереотипные реакции (накапливаемый в процессе онтогенеза арсенал индивидуальных стереотипов сенсорного контакта со средой), привычки, которым человек стремится следовать. Подобные аффективные стереотипы являются фоновым обеспе- чением самых сложных форм поведения человека, задавая аффективный смысл поведения и являясь ве- дущими по отношению к первому уровню.
Обеспечение активной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды, достижение аф- фективно значимых целей через преодоление неожиданных препятствий осуществляется на следующей ступени развития эмоционального контакта со средой - третьем уровне (уровень аффективной экспан- сии). Приспособительным смыслом уровня является аффективная экспансия окружающего мира, овла- дение неизвестной, следовательно, опасной ситуацией и с помощью этого - через запуск исследователь- ского поведения, поиск преодоления трудностей - получение положительных эмоций успеха, чувства победы. Таким образом, разряжение доминанты опасности этой общей, положительно окрашенной эмоциональной оценкой дает дополнительный аффективный заряд переживания.
Активное взаимодействие с окружающим делает для индивида витально необходимой оценку своих сил, рождает потребность в столкновении с препятствием, но и дает информацию о границах соб- ственных возможностей. Таким образом, уровень экспансии оценивает силу воздействия субъекта на среду. Аффективные переживания этого уровня связываются тем самым с достижением желаемого, от- личаются большой силой и полярностью (не столько своей положительностью — отрицательностью, сколько стеничностью — астеничностью).
Аффективное переживание на третьем уровне теряет конкретную сенсорную окраску, проигры- вает в многообразии, но зато выигрывает в силе, напряженности, дифференцируя последние в системе:
«хочу — не хочу», «могу—не могу». Аффективная память уровня становится накопительницей нового знания о себе, создает аффективный опыт успехов и поражений, вырабатывает основу развития уровня
притязаний.
Достижение аффективной цели может осуществляться в символическом плане (фантазии, рисун- ке, игре). Типом поведения здесь становится активная экспансия на окружающее. Субъект идет туда, где опасно, неприятно, поскольку препятствие на пути, неожиданные впечатления не пугают, а вызы- вают любопытство, порождают не страх, а гнев, агрессию. То есть задачей уровня экспансии является овладение меняющейся, динамической средой. Его аффективная оценка имеет доминирующее значе- ние, в известной степени подавляет отрицательные аффективные оценки ситуации другими уровнями.
Четвертый уровень (уровень эмоционального контроля) обеспечивает новый шаг в углублении и активизации взаимодействия с окружающим миром. Конкретным приспособительным смыслом этого уровня является налаживание эмоционального взаимодействия с другими людьми: разработка способов ориентировки в их переживаниях, формирование правил, норм взаимодействия с ними. Надстраиваясь над низшими уровнями, он обеспечивает контроль сообщества над индивидуальной аффективной жиз- нью, приводя ее в соответствие с требованиями и нуждами окружающих.
Ориентировка этого уровня направлена на выделение аффективных проявлений другого челове- ка как сигналов, наиболее значимых для адаптации к окружающему. Она осуществляется появляющей- ся на этом уровне непосредственной эмпатией переживания другого человека. Значимыми сигналами становятся лицо человека, его мимика, взгляд, голос, прикосновение, жест. Характер ориентировки по- зволяет оценить возможные эмоциональные последствия поступка. Положительно здесь оценивается одобрение людей, отрицательно — их негативные реакции. Только четвертый уровень, реально опи- рающийся в адаптации на аффективный опыт других людей, стабильно обеспечивает адекватную син- тонную реакцию на их оценку, и это является основой возникновения эмоционального контроля чело- века над своим поведением: радость от похвалы и огорчение от неприятия. Именно здесь формируется самоощущение, окрашенное эмоциональными оценками других людей, и создаются тем самым предпо-
сылки развития самооценки.
Аффективное переживание связывается с сопереживанием другому человеку, опосредовано им и тоже является уже собственно эмоциональным переживанием, начинает доминировать эмпатия одобре- ния или неодобрение других людей. В жизнь ребенка входит эмоциональное переживание «хорошо» и
«плохо», «смею — не смею», «должен — не должен», чувство вины, удовольствия от похвалы.
Индивидуальный эмоциональный опыт фиксирует запреты и предпочтительные формы контакта с окружающим миром, отражающие опыт других людей. Этот уровень создает образ надежного, ста- бильного окружающего мира, защищенного за счет существования эмоциональных правил поведения, гарантирующих адаптацию без внезапных срывов от неожиданностей и превратностей. Именно на этом уровне поведение организуется по сложному кодексу этологических правил контакта. В случае неудачи в адаптации субъект на этом уровне уже не реагирует ни уходом, ни направленной агрессией — он об- ращается за помощью к другим людям.
В то же время, на наш взгляд следует провести некоторые различия между данным уровнем ба- зовой аффективной регуляцией и произвольностью собственной эмоциональной регуляции как высшего уровня произвольности психической активности. В первую очередь, они различаются своими задачами. Задача 4-го уровня — эмоциональный анализ ситуации, взаимодействий ребенка, а задача высшего уровня произвольности — адекватная регуляция своего поведения в соответствии с этой оценкой. Та- ким образом, теснейшая связь между ними все таки не означает их тождества.
Такое описание каждого из уровней важно потому, что данные составляющие определяют не только эмоционально-личностную структуру ребенка, характер его взаимоотношений с окружающей средой, но в огромной степени и мотивационно-волевые компоненты, «энергетизацию» и тонизацию всей его психической активности. С другой стороны, понимание, что подобная структура эмоциональ- ной регуляции присуща каждому ребенку, каждому из нас (впрочем, как и остальные составляющие