Файл: Семаго Н. Я.,Семаго.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1303

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Семаго Н.Я., Семаго М.М.

С глубоким уважением посвящается нашим учителям - Владимиру Ивановичу Лубовскому и Виктору Васильевичу Лебединскому

Раздел 1.

Понятие «отклоняющееся развитие»

Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка

Произвольность психической активности

Законы развития движений

й уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу). Его подуровни:

Базовая аффективная регуляция

Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми

Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Группа недостаточного развития

Задержанное психическое развитие

Парциальная несформированность высших психических функций

Группа асинхронного развития

«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].

Искаженное развитие

Несомненно, каждый из типов дефицитарности требует отдельного исследования и, соот- ветственно, отдельной книги.

ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Психологический анамнез и его основные разделы

Раннее моторное и психоэмоциональное развитие

История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста

История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет

Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)

Технология проведения психологического обследования и его основные разделы

Анализ результатов психологической диагностики

Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка

Технология составления заключения по результатам психологического обследования

Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:

Технология составления общей части психологического заключения

Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции

Раздел 4.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)

Показания к использованию программы

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)

Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений

«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».

«ЛЕВЕЕ», «ПРАВЕЕ».

Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений

Рис. 4.2.

Рис. 4.3.

Рис. 4.5.

Рис. 4.6.

обследование дома;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием. Группа «Недостаточное развитие»

1А. При гипофункции уровня

1Б. При гиперфункции уровня

2А. При гипофункции уровня

2Б. При гиперфункции уровня

3А. При гипофункции уровня

3Б. При гиперфункции уровня

б) Имеет ряд личностных особенностей:

4А. При гипофункции уровня

4Б. При гиперфункции уровня

а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:

б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:

Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной

Рекомендуемый диагностический инструментарий для исследования особенностей познавательной деятельности

Методика «Разрезные фигуры»

Методика «Кубики Кооса»

Методика «Метаморфозы»

Методика «Эмоциональные лица»

Карта наблюдений за поведением ребенка

Рисуночные проективные тесты

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Индивидуальный первичный прием

Работа со специалистами

Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы

Заключение по результатам психологического обследования

Лист коррекционных занятий

Заключение по итогам динамического обследования

Журнал регистрации видов работ

циях (контрольные работы и т.п.). Совместно с психологом должна быть выработана стратегия взаимо- действия педагога с ребенком с учетом его личностных особенностей. Психолог должен стать «посред- ником» между педагогом и родителями ребенка, поскольку родители проблемных детей очень часто сами находятся в ситуации стресса и нуждаются в большей поддержке не только психолога, но и собст- венно педагога. С другой стороны, именно по поводу таких детей чаще всего возникают конфликтные ситуации между родителями и педагогами.

Непосредственная работа с родителями строится на особой модели поведения родителей и их взаимодействия со специалистами [28], характеризующейся в первую очередь тем, что в большинстве случаев психолог сталкивается не просто с несформированным запросом помощи, а с крайне не- гативным отношением как к процедуре взаимодействия со специалистом, так и к нему самому. Другим вариантом является абсолютное безразличие родителей к проблемам ребенка и игнорирование как этих проблем, так и рекомендаций специалистов. Работа психолога в такой ситуации требует от него специ- альных технологий взаимодействия с семьей и владения адекватными психотерапевтическими приема- ми. Технологии консультирования проблемных семей и работа с ними будет отражены в отдельном из- дании серии.

Дополнительно следует отметить, что удобно и технологично проводить повременную регистра- цию всех видов деятельности психолога, сконцентрировав подобную регистрацию в едином рабочем документе — Журнале регистрации (Приложение 11). Это позволяет структурировать всю деятельность психолога образовательного учреждения, контролировать выполнение направлений и видов работ, а также значительно облегчает составление статистических отчетов за определенные периоды времени.

В заключение перечислим те необходимые виды рабочей документации, которые, на наш взгляд, должен вести психолог:

  1. Психологическое заключение по результатам углубленного обследования.

  2. Бланк коррекционной работы.

  3. Психологическое заключение по результатам динамического (промежуточного) обследования.

  4. Итоговое психологическое заключение.

  5. Журнал регистрации видов работ.


Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ


    1. Общие принципы построения современной классификации отклоняющегося развития

В своей трактовке типологии отклоняющегося развития мы исходим из ставших уже классиче- скими трудов В.В. Лебединского (1985) и В.В. Ковалева (1995), в свою очередь построенных на работах Г.Е. Сухаревой (1959) и Л. Каннера (1955). Классификацию В.В. Лебединского [19] можно считать наи- более отвечающей как по психологическому содержанию, так и по терминологии задачам выделения собственной классификационной и терминологической области специальной психологии. Плюсом классификации следует считать ее «прозрачность», то есть достаточную понятность ее терминологии для специалистов «смежных» профессий (медицинских работников, педагогов-дефектологов и др.).

Для полноты описания современных клинико-психологических классификаций нельзя не оста- новиться хотя бы на перечислении синдромов онтогенеза психики дезадаптивной части детской попу- ляции, используемых в рамках нейропсихологии детского возраста.

В основе данной классификации лежит деление на «синдромы несфор-мированности», «синдро- мы дефицитарности» и «атипию развития» [31, 34] (Предлагаемое деление методологически связано с учетом онтогенеза развития ребенка, при котором субкортикальные образования к концу первого года жизни практически завершают свое структурно-морфологическое развитие. Следовательно, строго го- воря, начиная с этого возраста, их состояние может обозначаться как «предпатологическое», «субпато- логическое», но никак не «несформированное». С точки зрения нейропсихологического языка описа- ния, «функциональная несформированность» может иметь место только там, где продолжается морфо- генез той или иной мозговой структуры).

Таким образом, нейропсихологическая классификация отклоняющегося развития принимает вид:

  1. функциональная несформированность префронтальных (лобных) отделов мозга;

  2. функциональная несформированность левой височной области;

  3. функциональная несформированность межполушарных взафимодействий транскортикального уровня (мозолистое тело);

  4. функциональная несформированность правого полушания мозга;

  5. функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер);

  6. функциональная дефицитарность стволовых образований мозга. Дисгенетический синдром;

  7. атипия психического развития.


Каждый из представленных синдромов определяет своеобразие всей совокупности психической феноменологии, «...целостный ансамбль психической деятельности ребенка, способный адекватно от- реагировать на те требования, которые ему предъявляет окружающий мир» [31].

Для нас является важным, что такие параметры, как квалификация актуального психического статуса, определение в ретроспективе (включая и внутриутробный период) времени и места «поломки», соотнесение ситуации развития ребенка с возрастными нормативами и идеальным уровнем развития всех ВПФ, должны быть описаны не только на языке психических процессов, но и на языке нейропси- хологии. В результате и образуется интегративный статус, позволяющий выбрать адекватные разви- вающие и коррекционные программы, соответствующие характеру онтогенеза ребенка.

В предлагаемой нами типологии отклоняющегося развития мы попытались создать систему соб- ственно психологических показателей развития ребенка, которые определяют и в то же время отграни- чивают содержательное поле деятельности психолога от содержания деятельности других специалистов (логопедов, дефектологов, психиатров). Наиболее удобно представить такую типологию в виде схемы (рис. 2.1).

Предлагаемая типология базируется на синдромальной диагностике как единице психологиче- ского диагноза, что находит подтверждение в высказываниях Л.С. Выготского: «Переход от симптомо- логической диагностики ... к клинической диагностике, основанной на определении внутреннего ходасамого процесса развития». И далее: «... синтетическая, динамическая картина тех проявлений, сово- купность которых мы называем личностью, входит в рамки исследования» (Л.С. Выготский. Собр. соч. в 6 т. Т 4. — М.: Педагогика, 1983. — С. 267-268). Таким образом, мы считаем возможным и правомер- ным говорить о синдромологическом анализе состояния ребенка, то есть отнесении его развития к той или иной категории (типу и виду) отклоняющегося развития. Необходимо только помнить, что отнесе-
ние к той или иной группе или типу отклоняющегося развития представляет собой исключительно ди-

намическуюоценку, не являясь «ярлыком», приклеенным к ребенку раз и навсегда.

В отечественной психиатрии и психологии [11,13,19] выделяются три основные группы собст- венно психологических синдромов: недостаточное, асинхронное и поврежденное развитие (послед- нее выступает скорее как этиологический, причинный классификационный признак, нежели специфика феноменологических проявлений развития), определяемых, в первую очередь, спецификой, последова- тельностью и темпом формирования всей иерархической структуры психического развития ребенка.

Спецификой вариантов недостаточного развития является недостаточность по отношению к средненормативному всех (тотальное, задержанное) или отдельных (парциальное) психических функ- ций, их базовых составляющих. При этом преимущественно страдают, оказываются недостаточно сформированными произвольная регуляция психической активности и пространственно-временные представления, которые являются основой развития когнитивной сферы ребенка.

Асинхронное развитие характеризуется нарушением основного принципа развития (гетерохро- нии), когда наблюдаются сложные сочетания недоразвития, ускоренного (акселеративного) развития, искаженного развития как отдельных психических функций, так и структуры их базовых составляющих (с преимущественным нарушением базовой аффективной составляющей). В то же время следует отме- тить, что асинхрония развития присуща и различным категориям других выделяемых групп развития, то есть не является абсолютно специфичной для данной группы отклоняющегося развития.

Основанием выделения группы поврежденного развития служит наличие повреждающего влия- ния на мозг того или иного фактора, искажающего в