ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1263
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие «отклоняющееся развитие»
Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка
Произвольность психической активности
Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми
Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Группа недостаточного развития
Задержанное психическое развитие
Парциальная несформированность высших психических функций
«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].
ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Психологический анамнез и его основные разделы
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие
История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста
История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет
Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)
Технология проведения психологического обследования и его основные разделы
Анализ результатов психологической диагностики
Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка
Технология составления заключения по результатам психологического обследования
Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:
Технология составления общей части психологического заключения
Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)
Показания к использованию программы
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)
Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений
«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».
Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений
б) Имеет ряд личностных особенностей:
а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:
б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:
Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной
Карта наблюдений за поведением ребенка
Индивидуальный первичный прием
Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы
Заключение по результатам психологического обследования
анты:
-
тотальное недоразвитие; -
задержанное развитие; -
парциальная несформированность ВФП.
Следует отметить, что, несмотря на некоторую схожесть феноменологии отдельных типов не-
достаточного развития, например подгруппы тотального недоразвития и одной из форм парциальной несформированности ВПФ (подробнее см. раздел 2.2.3.), все они требуют совершенно различного под- хода к построению коррекционной и развивающей работы, специфики сопровождения разными специа- листами.
В свою очередь, каждая подгруппа в соответствии с определенными критериями, одним из кото- рых является специфика профиля базовых составляющих психического развития, «расщепляется» на отдельные типы отклоняющегося развития. Основные феноменологические показатели и характеристи- ки каждого варианта недостаточного развития приведены в Приложении 1.
-
Тотальное недоразвитие
В соответствии с представлениями Г.Е. Сухаревой, развитие при таком варианте дизонтогенеза определяется двумя основными законами: тотальностью недоразвития и его иерархичностью. Это вы- ражается в том, что недостаточность отдельных ВПФ (гнозиса, праксиса, памяти, внимания) прояв- ляется меньше, чем недоразвитие собственно мыслительной деятельности, высших мотивационно- волевых и эмоциональных компонентов, личностного развития в целом. То есть в любом варианте дея- тельности страдает наиболее сложный его уровень, связанный с обобщением, анализом и синтезом.
Несомненно, что степень выраженности тотального недоразвития будет пропорциональна мас- сивности поражения центральной нервной системы в целом («органическая» составляющая «уровня причин»). В некоторых случаях имеется конкретный повреждающий фактор, тогда тотальное недораз- витие как бы «смыкается» с группой поврежденного развития. Более подробнее на этой классификаци-
онной проблеме мы остановимся при анализе группы поврежденного развития.
В то же время следует отметить, что и другие составляющие этого уровня вносят свой специфи- ческий вклад в степень выраженности тотального недоразвития. Это совершенно очевидно при небла- гоприятных социальных условиях развития, что особенно отчетливо проявляется в настоящее время в связи с ухудшением общесоциальных условий жизни детей в целом, в том числе нарастанием иммигра- ционных процессов, маргинализацией общества и т.п.
Практика последних лет показала, что специфика формирования функциональной организации мозговых систем (специфика индивидуального профиля функциональной ассиметрии при истинном, латентном или семейном и, в особенности, патологическом левшестве) может также значительно утя- желить общую картину проявлений тотального недоразвития (тем самым значительно ухудшив воз- можный прогноз дальнейшего развития ребенка).
Тотальное недоразвитие может проявиться уже достаточно рано резким, по сравнению с условно нормативным развитием, запаздыванием сроков как психомоторного и психоэмоционального, так и ре- чевого развития. В дальнейшем оно характеризуется грубым несоответствием этих параметров воз- растным показателям, а также грубой социальной незрелостью. Именно тотальное недоразвитие харак- теризуется крайне низкими показателями адекватности, критичности, обучаемости, что может служить дополнительным дифференциально-диагностическим признаком. Основные показатели развития и со- стояния детей этой подгруппы приведены в Приложении 1.
Не дублируя в очередной раз подробное описание феноменологических проявлений, характер- ных для различных форм тотального недоразвития, отметим в соответствии с нашей схемой лишь наи- более типичные признаки каждого выделенного нами типа. В рамках нашего подхода к диагнос- тической и развивающе-коррекционной работе в соответствии с предлагаемой типологией были выде- лены три типа тотального недоразвития:
-
простой уравновешенный; -
аффективно-неустойчивый; -
тормозимо-инертный.
Для простого уравновешенного типа наиболее характерным является относительная уравнове- шенность в поведении ребенка, сочетающаяся с непосредственностью реакций, характерной для детей значительно более младшего возраста, или, наоборот, «сниженностью», приглушенностью ори- ентировочного реагирования. Общие характеристики темпа и работоспособности при работе с доступ- ными заданиями (как правило, наглядно-действенного характера) могут приближаться к нормативным, но самоконтроль деятельности малодоступен, а критичность к результатам собственной деятельности выражение снижена. Ребенок, как правило, находится в «благодушном» настроении. В целом деятель- ность носит манипулятивный, подражательный характер, опирающийся на внешний рисунок, а не на смысловой контекст деятельности. Дети, как правило, зависимы, несамостоятельны, но и не злобны. Они достаточно ориентированы на оценку другого человека и отличаются правильным поведением. В силу некритичности их притязания на успех могут быть завышены. В целом личностный профиль уп- лощен.
Для этого типа тотального недоразвития характерным является то, что произвольность высших психических функций и произвольная эмоциональная регуляция поведения выражение незрелы при от- носительно сформированной произвольной регуляции на двигательном уровне (в первую очередь —
общей моторики). При этом более дифференцированная регуляция мелкой моторики будет затруднена. Пространственные представления, как правило, не сформированы уже на уровне анализа «от тела» (структурно-топологическое пространство). В речи присутствуют лишь наиболее простые предлоги и ярко выражены затруднения в понимании даже относительно несложных пространственных, простран- ственно-временных и (как следствие) причинно-следственных отношений, что говорит о выраженной недостаточности развития третьего и четвертого уровней (вербального и лингвистического) формиро- вания пространственных представлений.
Анализ базовых аффективных регуляций показывает относительную пропорциональность в раз- витии всех уровней базальной системы эмоциональной регуляции на фоне общей эмоциональной уп-
лощенности. В грубых случаях наблюдаются гиперфункция 2-го уровня и общая диспропорциональ- ность всей системы базовых аффективных регуляций.
При проведении развивающей и коррекционной работы следует учитывать как вышеописанные феноменологические особенности, так и особенности структуры формирования базовых предпосылок психической деятельнотсти для этого типа тотального недоразвития. В связи с этим строятся и раз- вивающе-коррекционные программы. Несмотря на то, что детям данной категории показаны практиче- ски все виды развивающей работы, необходимо отдельно выделить приоритетные. К ним могут быть отнесены программы по развитию межанализаторных взаимодействий (зрительно-, слухо-моторные ко- ординации), произвольных форм регуляции высших психических функций и поведения, в том числе функций программирования и контроля, а также программы по формированию пространственных пред- ставлений, начиная с уровня, предшествующего несформированному уровню пространственных пред- ставлений (как правило, начиная с подуровня 1-го уровня — «от тела»).
Обязательным является подключение педагога-дефектолога, в том числе логопеда с общеприня- тыми программами развития. В качестве программы развития эмоциональных характеристик необхо- димо выделить в первую очередь тоническую стимуляцию за счет организации ритма аффективной жизни через формирование второго уровня аффективной регуляции, гармонизацию третьего и четвер- того уровней. Также необходимым является наблюдение врача невролога и детского психиатра с целью определения возможной медикаментозной поддержки и стимуляции развития. Для этой категории де- тей, несомненно, главенствующую роль играет учитель-дефектолог, как ведущий специалист, в первую очередь определяющий развитие такого ребенка.
При данном типе тотального недоразвития следует ожидать достаточно медленную динамику развития. При соответствующих программах развития и обучения наблюдается удовлетворительная со- циальная адаптации (в случае легкой степени). При неблагоприятных условиях в подростковом периоде возможна девиация состояния в сторону аффективно-неустойчивого или тормозимо-инертного типов,
что может значительно осложнить социальную адаптацию, в целом увеличивает риск формирования асоциальных форм поведения.
Основным диагнозом, который ставят врачи этим детям, является «Умственная отсталость (раз- личающаяся по степени глубины): олигофрения в степени дебильности, имбецильности, идиотии» -
/317-319/ (МКБ-9), «умственная отсталость» (легкая, умеренная, тяжелая, глубокая) - (F70-F79) (МКБ- 10).
Аффективно-неустойчивый тип тотального недоразвития характеризуется, в первую очередь выраженной импульсивностью (нарушениями целенаправленности) поведения и деятельности в целом, трудностями организации поведения, немотивированными перепадами настроения от эйфории к дисфо- рии и наоборот. Дети быстро пресыщаются. На фоне пресыщения чаще всего и возникают аффективные вспышки агрессивности. Характер игры мало чем отличается от предыдущего типа, но в общении со сверстниками может быть деструктивен, агрессивен и вспыльчив. У детей наблюдается расторможен- ность влечений, что проявляется в подростковом возрасте особенно ярко в виде расторможенности сек- суальных и других витальных влечений. Феноменология проявлений нарушений познавательной дея- тельности более выражена по сравнению с предыдущим типом вследствие грубой импульсивности и нецеленаправленности.
В целом при одинаковом с детьми предыдущего типа уровне актуального развития (или степени выраженности дефекта) эти дети демонстрируют более низкие результаты. Среди детей с данным типом недоразвития значительно чаще встречаются дети с органическими заболеваниями и ранними повреж-
дениями ЦНС, а также со знаками атипичного развития. Оба фактора негативно сказываются на состоя- нии ребенка.
Среди базовых составляющих психического развития следует в первую очередь отметить гру- бейшую несформированность произвольной регуляции психической активности (начиная с несформи- рованности самых элементарных уровней произвольной регуляции силы мышечного тонуса), что, в