ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1289
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие «отклоняющееся развитие»
Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка
Произвольность психической активности
Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми
Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Группа недостаточного развития
Задержанное психическое развитие
Парциальная несформированность высших психических функций
«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].
ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Психологический анамнез и его основные разделы
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие
История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста
История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет
Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)
Технология проведения психологического обследования и его основные разделы
Анализ результатов психологической диагностики
Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка
Технология составления заключения по результатам психологического обследования
Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:
Технология составления общей части психологического заключения
Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)
Показания к использованию программы
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)
Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений
«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».
Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений
б) Имеет ряд личностных особенностей:
а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:
б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:
Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной
Карта наблюдений за поведением ребенка
Индивидуальный первичный прием
Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы
Заключение по результатам психологического обследования
Сформированность пространственных представлений в целом соответствует возрастным показа- телям, более того, могут быть достаточно высоко развиты собственно квазипространственные (лингвис- тические) представления. В качестве иллюстрации можно предложить образ Пьеро из сказки А.Н. Тол- стого «Золотой ключик» как один из вариантов данного типа: поэт, меланхолик и интраверт! В случаях сочетания знаков атипичного развития и данного варианта дисгармонии пространственные представле- ния будут сформированы недостаточно, что, в свою очередь, негативно скажется на возможности овла- дения школьной программой и еще более усугубит личностную дезадаптацию.
С точки зрения сформированности уровневой организации аффективной регуляции спецификой является достаточно выраженная гипофункция 3-го уровня аффективной регуляции при гипофункции 2- го и 4-го уровней. Хорошо понятно, что для таких детей сама мысль о необходимости «преодоления» страшна, но в ситуации коллективного поведения или ради блага другого человека (может быть, совсем и неблизкого) они в состоянии «переломить» себя и за счет собственного аффективного истощения реа- лизовать требуемое. В этом случае необходимая для решения поведенческих задач аффективная тони- зация может компенсаторно проявиться в нарастании защитных механизмов 2-го уровня аффективной регуляции, что выразится в виде уже упомянутых компенсаторно формирующихся навязчивостях, ри- туалах, стереотипных формах эмоционального реагирования. Компенсаторно это может выражаться также и в фантазиях на тему успеха, преодоления, риска, что в реальной ситуации не имеет места. В этом случае можно говорить о том, что такие исходно интрапунитивные эмоциональные реакции про- являются в виде неких «экстрапунитивноподобных» форм. Это необходимо учитывать психологу при анализе поведения ребенка. Можно также говорить об относительной недостаточности функционирова- ния 1-го уровня, трудностях «полевой» оценки ситуации, что может проявляться в неадекватных фор- мах реагирования в критических ситуациях.
Как и в предыдущем случае, основной формой работы с детьми является психокоррекционная / психотерапевтическая помощь. Помимо гармонизации системы аффективной регуляции, которая может
проходить в виде ставшей уже классической системы О.С. Никольской, крайне успешной следует счи- тать кататимно-имагинативную психотерапию по К. Лернеру [20, 23], а также другие виды психотера- певтической работы, направленные на создание ситуации успеха и принятия в широком смысле этого слова. Не менее важной является и психокоррекционная работа с родителями и ближайшим окружени- ем ребенка. В случае сочетания такого типа развития с элементами атипии формирования межфункцио- нальных взаимодействий (профиля функциональной ассиметрии) в первую очередь необходима мотор- ная коррекция, основанная на нейропсихологическом подходе с последующим формированием про- странственных представлений в специально создаваемой ситуации закрепления успеха и достижений.
Наиболее типичными диагнозами являются: для детей — «формирование личности по тормози- мому типу», «неврозоподобные реакции», «невротическое развитие личности», отдельные расстройства привычек и влечений детского возраста; для подростков - «невроз навязчивых состояний», «психопатия тормозимого типа», различные варианты психосоматического развития, включая «психогенную нерв- ную анорексию», незлокачественные «дисморфофобии» (по МКБ-9), «расстройства социального функ- ционирования, начало которых характерно для детского и подросткового возрастов» - (F94), «смешан- ные расстройства поведения и эмоций» - (F-92) «эмоциональные расстройства, специфичные для дет- ского возраста» - (РОЗ), «другие поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте» - (F98) (по МКБ-10).
Ведущим специалистом, как и в предыдущем случае, следует считать психолога или психотера- певта. При выраженных нарушениях, в первую очередь нарушающих социальную адаптацию, ведущим специалистом должен стать психиатр.
Наиболее сложным и в то же время редким является выделяемый нами апатический тип дис- гармонического развития. Феноменологически наиболее выраженные проявления этого типа развития наблюдаются в предпод-ростковом и подростковом периоде. В этом возрасте в первую очередь обра-
щает на себя внимание вялость, безразличие, собственно апатичность, отсутствие каких-либо жизнен- ных интересов, опустошенность подростков. Для них характерно безразличие как к результатам собст- венной деятельности, так и к их оценке. Ребенок может быть одновременно пресыщаем и в то же время длительно, монотонно, «безэмоционально» и механически выполнять какие-либо задания.
Специфичным является отсутствие каких-либо интересов, в том числе, и сверхценных (что, соб- ственно, и отличает этот тип развития от одного из вариантов искаженного развития). В некоторых слу- чаях возможны проявления негативистичных и протестных реакций, однако это «пассивный» негати- визм.
В старшем дошкольном и младшем школьном возрастах этот тип развития проявляется в более мягких и сглаженных формах, заключающихся в общем снижении психического тонуса, отсутствии специфических детских интересов и живости реагирования. Следует отличать данный вариант развития от проявлений депрессивных (то есть интрапунитивных) знаков у ребенка, которые как правило маски- руются обилием соматических расстройств, повышенной чувствительностью, нарушениями сна, пище- варения, появлением тревожности и т.п. [10].
Внимание! При «остром» возникновении подобной апатии, особенно в начале подросткового возраста, сочетающемся с появлением «философской интоксикации» или суицидальных мыслей, необ- ходимо экстренное обращение к психиатру для квалификации состояния и необходимого лечения.
Таким же сложным при этом типе дисгармонии является и анализ структуры базовых состав- ляющих психического развития. Данный тип дисгармонического развития в дошкольном и младшем школьном возрастах имеет стертую, чрезвычайно «смазанную» симптоматику, а в выраженных формах он может проявляться лишь в предподростковом и подростковом возрастах, когда структура базовых составляющих в значительной степени интерори-зировалась и можно говорить лишь об «операцио- нально-технологическом» уровне их функционирования. И в этой ситуации трудно говорить о какой-
либо диагностике и анализе структуры таких базовых составляющих, как произвольность психической активности и сформированность пространственных представлений, поскольку проблематично выявить их в процессе консультирования. Достаточно очевидной особенностью, детерминирующей специфику всего состояния ребенка, является структура сформированности базовых аффективных регуляций.
На первый план скорее всего можно поставить значительную гипофункцию первого уровня при, по-видимому, гипофункции всех последующих иерархически «надстраивающихся» над ним уровней: 2- го, 3-го и 4-го, что и проявляется в феноменологическом плане в виде грубого снижения жизненного тонуса за счет выраженной недостаточности всей системы аффективной тонизации. На настоящем этапе окончательного решения вопроса о специфике структуры базовых составляющих при этом типе откло- няющегося развития нет.
Вопрос о возможной развивающей и коррекционной работе должен решаться совместно с психи- атром, как ведущим в этом случае специалистом. В то же время при невыраженных случаях апатичного типа дисгармонического развития и отсутствии противопоказаний к применению психологической кор- рекции со стороны врача может проводиться тонизация аффективной сферы за счет постепенно нарас- тающей сенсорной стимуляции в сочетании с психотерапевтической работой с ребенком и его семьей.
Прогноз развития зависит от «остроты» состояния, особенностей возникновения, других факто- ров. Часто подобное состояние означает начало процессуального заболевания, прогноз которого выхо- дит за пределы компетенции психолога. Как правило, в этом случае психиатром выставляется диагноз, характеризующий наличие или начало эндогенного заболевания.
- 1 ... 10 11 12 13 14 15 16 17 ... 55
Искаженное развитие
Основным показателем искаженного развития, в отличие его от дисгармоничного, является не только существенно большая выраженность асинхронии развития отдельных функций или их систем, но и грубое нарушение, искажение адаптационныхиприспособительныхсистемповедения.
Если в вариантах дисгармоничного развития мы говорим об определенной специфике формиро- вания базовой аффективной регуляции по типу уровневой дисфункции при сохранности общей струк- туры и иерархии всей системы уровневой аффективной регуляции, то искаженное развитие харак- теризуется именно повреждением механизмов эмоциональной регуляции, приводящим к грубому иска- жению уровневой иерархии базовых составляющих в целом, то есть когда «верхние» уровни не опира- ются на сформированные «нижние» (которые чаще всего и являются дефицитарными), а функциониру- ют изолированно, не способствуя задачам адаптации. Подобная ситуация характерна не только для раз- вития системы аффективной регуляции поведения и сознания, но и для регуляторных функций и ког- нитивной сферы ребенка.
В соответствии с тем, какая сфера (эмоционально-аффективная или когнитивная) преимущест- венно «страдает» в большей степени и соответственно определяет феноменологию и «рисунок» разви- тия, нами выделяются, по крайней мере, три типа искаженного развития:
-
преимущественное искажение эмоционально-аффективного развития; -
преимущественное искажение развития когнитивной сферы; -
мозаичные типы искаженного развития.
В основе преимущественного искажения эмоционально-аффективного развития лежит «тя- желейшая дефицитарность аффективного тонуса, препятствующая формированию активных и диффе- ренцированных контактов со средой, выраженное снижение порогов аффективного дискомфорта, гос- подство отрицательных переживаний, состояния тревоги, страха перед окружающим... стремление сте-