Файл: Семаго Н. Я.,Семаго.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1278

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Семаго Н.Я., Семаго М.М.

С глубоким уважением посвящается нашим учителям - Владимиру Ивановичу Лубовскому и Виктору Васильевичу Лебединскому

Раздел 1.

Понятие «отклоняющееся развитие»

Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка

Произвольность психической активности

Законы развития движений

й уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу). Его подуровни:

Базовая аффективная регуляция

Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми

Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Группа недостаточного развития

Задержанное психическое развитие

Парциальная несформированность высших психических функций

Группа асинхронного развития

«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].

Искаженное развитие

Несомненно, каждый из типов дефицитарности требует отдельного исследования и, соот- ветственно, отдельной книги.

ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Психологический анамнез и его основные разделы

Раннее моторное и психоэмоциональное развитие

История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста

История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет

Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)

Технология проведения психологического обследования и его основные разделы

Анализ результатов психологической диагностики

Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка

Технология составления заключения по результатам психологического обследования

Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:

Технология составления общей части психологического заключения

Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции

Раздел 4.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)

Показания к использованию программы

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)

Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений

«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».

«ЛЕВЕЕ», «ПРАВЕЕ».

Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений

Рис. 4.2.

Рис. 4.3.

Рис. 4.5.

Рис. 4.6.

обследование дома;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием. Группа «Недостаточное развитие»

1А. При гипофункции уровня

1Б. При гиперфункции уровня

2А. При гипофункции уровня

2Б. При гиперфункции уровня

3А. При гипофункции уровня

3Б. При гиперфункции уровня

б) Имеет ряд личностных особенностей:

4А. При гипофункции уровня

4Б. При гиперфункции уровня

а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:

б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:

Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной

Рекомендуемый диагностический инструментарий для исследования особенностей познавательной деятельности

Методика «Разрезные фигуры»

Методика «Кубики Кооса»

Методика «Метаморфозы»

Методика «Эмоциональные лица»

Карта наблюдений за поведением ребенка

Рисуночные проективные тесты

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Индивидуальный первичный прием

Работа со специалистами

Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы

Заключение по результатам психологического обследования

Лист коррекционных занятий

Заключение по итогам динамического обследования

Журнал регистрации видов работ

териале, используемом специалистом на предыдущих этапах обследования. Все стороны восприятия (зрительного, слухового, тактильного и т.п.) являются предметом нейропсихологического исследова- ния, направленного на постановку топического диагноза и/или выявление специфики межфункцио- нальных взаимодействий. В то же время детский психолог должен иметь представление о специфике нейропсихологического обследования и уметь проводить отдельные пробы. В частности, исследование особенностей зрительного восприятия проводится на жестко формализованном, специально созданном для подобных целей исследования материале [8,22].
Исследование особенностей наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления целесообразно проводить с чередованием вербального и невербального тестового материа- ла. Наиболее удобны как по форме и времени предъявления, так и по анализу результатов для этих це- лей следующие методики: «Прогрессивные Матрицы Равена» (стандартные цветной и черно-белый ва- рианты), простые аналогии, парные аналогии том числе и невербальные), выделение существенных

признаков, понимание метафор, пословиц, рассказов со скрытым смыслом, составление рассказа по се- рии сюжетных картинок, решение «конфликтных» задач, задач Пиаже [8,22] и т.п.

Дополнительно в качестве невербального тестового материала для этих же целей удобно пользо- ваться методикой «Кубики Кооса» и сложными вариантами «Досок Сегена» и их аналогов (ящик форм, различные вкладыши и т.п.). Безусловно, двукратное использование методики Кооса не требуется, а просто для оценки характеристик мышления должны быть учтены результаты исследования простран- ственного анализа и синтеза. Точно так же возможно использование этой методики для исследования уровня притязаний.

В случае, если в соответствии с гипотезой обследования необходимо выявить изменения динамики мыслительной деятельности, непоследовательность мышления, соскальзывания, кроме ме- тодики «Исключение предметов», возможно использование методик «Сравнение понятий», «Свободные
ассоциации», а также анализ всего поведения и вербальной продукции ребенка (наличие резонерства и т.п.).

Специального исследования речи ребенка можно не производить, а просто анализировать его высказывания, услышанные в процессе обследования: их активность, развернутость, грамотность, сло- варный запас и т.п. (то есть то, что должен оценить психолог).

Признаки дисфункции аффективной сферы у детей с различными вариантами дизонтогенеза описываются в жалобах родителей или педагогов либо как симптомы эмоциональной лабильности (бы- страя пресыщаемость, нестойкость аффекта, поверхностность переживаний, внушаемость, непосредст- венность, легкая откликаемость на внешние раздражители), либо как выраженная стойкость и сила аф- фекта, вязкость, инертность переживаний, расторможенность влечений, упорство при удовлетворении своих желаний, негативизм, агрессивность. Поэтому исследование эмоционально-личностных осо- бенностей ребенка целесообразно начинать с изучения Истории развития ребенка (см. раздел 3.2.1.). Эти сведения дополняются не только результатами тестирования, но и наблюдением в процессе всего психологического обследования, специально организованным наблюдением за ребенком в реальной жизни или в моделируемых (в частности, в процессе групповой или индивидуальной работы психолога) ситуациях [В практической работе хорошо известны случаи, когда требуется получить дополнительные сведения о ребенке, а сбор анамнеза затруднен, но уже выявлены определенные характеристики состоя- ния уровней базальной аффективной регуляции. В этом случае с целью более четкого определения типа дисфункции преимущественно того или иного уровня мы предлагаем при наблюдении за ребенком ис- пользовать созданную Т.Н. Павлий (1997) с учетом концепции уровневого строения аффективной регу- ляции поведения [18,35] Карту наблюдений за поведением ребенка. Переструктурировав Карту в соот- ветствии с представлениями о гипо- или гиперфункции каждого из уровней аффективной регуляции, мы полагаем целесообразным ее использование при анализе особенностей поведения детей с различными

вариантами дизонтогенеза (Приложение 4)].

Для углубленного исследования этих характеристик можно использовать достаточно длительные по времени проведения личностно ориентированные методики в том случае, если ребенок не проявляет выраженных признаков утомления. К таким методикам можно отнести Фрустрационный тест Розенц- вейга, CAT (Детский апперцептивный тест), другие методики исследования межличностных и детско- родительских отношений (в том числе и в виде опросников).

Оценки взаимоотношений ребенка в детском коллективе, со взрослыми, другие социометриче- ские исследования, необходимые для школьного психолога, могут быть получены с помощью специ- ального анализа результатов выполнения таких методик, как СОМОР, Цветовой тест отношений (ЦТО), других проективных или опросниковых методов исследования. При выборе методов обследования эмо- ционально-личностной сферы и межличностных отношений необходимо помнить, что методы, постро- енные по принципу опросников, не рекомендуется использовать для детей младше 7-8-ми лет. Точно так же Цветовой тест М. Люшера в стандартном 8-цве-товом варианте не может быть использован для детей младше 12-13-ти лет.

Завершающей частью обследования должна стать обязательная положительная оценка деятель- ности ребенка со стороны специалиста. Можно расспросить ребенка, в особенности младшего школьно- го и подросткового возраста, о наиболее понравившихся и наиболее неприятных моментах обследова- ния. Это позволяет получить дополнительные сведения не только о критичности ребенка, но в ряде слу-

чаев хорошо характеризует и мотивационный аспект его деятельности, обеспечивает психологу допол- нительную информацию при анализе ведущего типа мотивации. Точно так же можно расспросить ре- бенка, не были ли ему неприятны какие-либо из задаваемых вопросов или обсуждаемых тем. Ответы на эти вопросы также помогут при анализе эмоционально-личностных особенностей ребенка, а в некото- рых случаях и объяснят его скованность, особенности работы с проективными методами
исследования.

Длительность подобного углубленного обследования обычно занимает от 1 часа до 1часа 40 ми- нут в зависимости от темпа деятельности ребенка, его возраста и других условий (ориентировочные нормативы времени для различных составляющих психологического обследования и видов работ при- ведены в Приложении 6А.). В ситуации, когда психологу очевидно снижение работоспособности ребен- ка, общего уровня психической активности, а также темповых характеристик и/или проявления негати- визма, отсутствие интереса к заданиям, целесообразно либо сократить процедуру обследования, либо

«разбить» всю работу на два приема.

Технология и тактика диагностической работы с детьми младшего дошкольного возраста, безус- ловно, имеет свою специфику и будет приведена в соответствующем издании.
    1. 1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   55

Анализ результатов психологической диагностики

  1. Общие замечания по проведению анализа


Спецификой анализа результатов психологического обследования является выделение наиболее существенных показателей, характеризующих развитие и психический (психологический) статус ребен- ка на момент обследования, то есть определение актуальных характеристик развития ребенка, опреде- ляющих особенности формирования отдельных психических функций (в том числе особенности откло- няющегося развития этих функций) в их взаимосвязи и соотношении друг с другом.

Анализ результатов является промежуточным этапом между непосредственным обследованием (заполнением протокола или нескольких протоколов в ходе проведения различных диагностических процедур) и формулированием, составлением обобщающего заключения по результатам психологи- ческого обследования. Последнее должно содержать в достаточно краткой форме самое главное, что необходимо знать о ребенке, чтобы адекватно оценить его состояние и, с одной стороны, определить образовательный маршрут, индивидуализировать программу его обучения, с другой — создать общий сценарий необходимой дополнительной развивающе-коррекционной работы как психолога, так и дру- гих специалистов.

Итогом такого обобщающего заключения, помимо описанных рекомендаций, является соответ- ствующий особенностям развития ребенка психологический диагноз, а также (на основе этого диагноза) вероятностный прогноз дальнейшего развития ребенка. Подобный прогноз, естественно, должен учиты- вать разные варианты условий (образовательных, лечебно-оздоровительных социокультурных и т.п.), благоприятных или неблагоприятных для дальнейшего развития.

Следует отметить, что анализ результатов представляет собой систему «размышлений специали- ста над протоколами» и не требует какой-либо специальной фиксации в виде дополнительных докумен- тов. В некоторых случаях, особенно при отсутствии достаточного опыта, возможна запись основных моментов анализа для создания четкой его структуры. Результатом, «кристаллизацией» такого анализа