ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1278
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие «отклоняющееся развитие»
Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка
Произвольность психической активности
Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми
Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Группа недостаточного развития
Задержанное психическое развитие
Парциальная несформированность высших психических функций
«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].
ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Психологический анамнез и его основные разделы
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие
История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста
История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет
Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)
Технология проведения психологического обследования и его основные разделы
Анализ результатов психологической диагностики
Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка
Технология составления заключения по результатам психологического обследования
Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:
Технология составления общей части психологического заключения
Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)
Показания к использованию программы
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)
Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений
«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».
Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений
б) Имеет ряд личностных особенностей:
а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:
б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:
Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной
Карта наблюдений за поведением ребенка
Индивидуальный первичный прием
Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы
Заключение по результатам психологического обследования
Исследование особенностей наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления целесообразно проводить с чередованием вербального и невербального тестового материа- ла. Наиболее удобны как по форме и времени предъявления, так и по анализу результатов для этих це- лей следующие методики: «Прогрессивные Матрицы Равена» (стандартные цветной и черно-белый ва- рианты), простые аналогии, парные аналогии (в том числе и невербальные), выделение существенных
признаков, понимание метафор, пословиц, рассказов со скрытым смыслом, составление рассказа по се- рии сюжетных картинок, решение «конфликтных» задач, задач Пиаже [8,22] и т.п.
Дополнительно в качестве невербального тестового материала для этих же целей удобно пользо- ваться методикой «Кубики Кооса» и сложными вариантами «Досок Сегена» и их аналогов (ящик форм, различные вкладыши и т.п.). Безусловно, двукратное использование методики Кооса не требуется, а просто для оценки характеристик мышления должны быть учтены результаты исследования простран- ственного анализа и синтеза. Точно так же возможно использование этой методики для исследования уровня притязаний.
В случае, если в соответствии с гипотезой обследования необходимо выявить изменения динамики мыслительной деятельности, непоследовательность мышления, соскальзывания, кроме ме- тодики «Исключение предметов», возможно использование методик «Сравнение понятий», «Свободные
ассоциации», а также анализ всего поведения и вербальной продукции ребенка (наличие резонерства и т.п.).
Специального исследования речи ребенка можно не производить, а просто анализировать его высказывания, услышанные в процессе обследования: их активность, развернутость, грамотность, сло- варный запас и т.п. (то есть то, что должен оценить психолог).
Признаки дисфункции аффективной сферы у детей с различными вариантами дизонтогенеза описываются в жалобах родителей или педагогов либо как симптомы эмоциональной лабильности (бы- страя пресыщаемость, нестойкость аффекта, поверхностность переживаний, внушаемость, непосредст- венность, легкая откликаемость на внешние раздражители), либо как выраженная стойкость и сила аф- фекта, вязкость, инертность переживаний, расторможенность влечений, упорство при удовлетворении своих желаний, негативизм, агрессивность. Поэтому исследование эмоционально-личностных осо- бенностей ребенка целесообразно начинать с изучения Истории развития ребенка (см. раздел 3.2.1.). Эти сведения дополняются не только результатами тестирования, но и наблюдением в процессе всего психологического обследования, специально организованным наблюдением за ребенком в реальной жизни или в моделируемых (в частности, в процессе групповой или индивидуальной работы психолога) ситуациях [В практической работе хорошо известны случаи, когда требуется получить дополнительные сведения о ребенке, а сбор анамнеза затруднен, но уже выявлены определенные характеристики состоя- ния уровней базальной аффективной регуляции. В этом случае с целью более четкого определения типа дисфункции преимущественно того или иного уровня мы предлагаем при наблюдении за ребенком ис- пользовать созданную Т.Н. Павлий (1997) с учетом концепции уровневого строения аффективной регу- ляции поведения [18,35] Карту наблюдений за поведением ребенка. Переструктурировав Карту в соот- ветствии с представлениями о гипо- или гиперфункции каждого из уровней аффективной регуляции, мы полагаем целесообразным ее использование при анализе особенностей поведения детей с различными
вариантами дизонтогенеза (Приложение 4)].
Для углубленного исследования этих характеристик можно использовать достаточно длительные по времени проведения личностно ориентированные методики в том случае, если ребенок не проявляет выраженных признаков утомления. К таким методикам можно отнести Фрустрационный тест Розенц- вейга, CAT (Детский апперцептивный тест), другие методики исследования межличностных и детско- родительских отношений (в том числе и в виде опросников).
Оценки взаимоотношений ребенка в детском коллективе, со взрослыми, другие социометриче- ские исследования, необходимые для школьного психолога, могут быть получены с помощью специ- ального анализа результатов выполнения таких методик, как СОМОР, Цветовой тест отношений (ЦТО), других проективных или опросниковых методов исследования. При выборе методов обследования эмо- ционально-личностной сферы и межличностных отношений необходимо помнить, что методы, постро- енные по принципу опросников, не рекомендуется использовать для детей младше 7-8-ми лет. Точно так же Цветовой тест М. Люшера в стандартном 8-цве-товом варианте не может быть использован для детей младше 12-13-ти лет.
Завершающей частью обследования должна стать обязательная положительная оценка деятель- ности ребенка со стороны специалиста. Можно расспросить ребенка, в особенности младшего школьно- го и подросткового возраста, о наиболее понравившихся и наиболее неприятных моментах обследова- ния. Это позволяет получить дополнительные сведения не только о критичности ребенка, но в ряде слу-
чаев хорошо характеризует и мотивационный аспект его деятельности, обеспечивает психологу допол- нительную информацию при анализе ведущего типа мотивации. Точно так же можно расспросить ре- бенка, не были ли ему неприятны какие-либо из задаваемых вопросов или обсуждаемых тем. Ответы на эти вопросы также помогут при анализе эмоционально-личностных особенностей ребенка, а в некото- рых случаях и объяснят его скованность, особенности работы с проективными методами
исследования.
Длительность подобного углубленного обследования обычно занимает от 1 часа до 1часа 40 ми- нут в зависимости от темпа деятельности ребенка, его возраста и других условий (ориентировочные нормативы времени для различных составляющих психологического обследования и видов работ при- ведены в Приложении 6А.). В ситуации, когда психологу очевидно снижение работоспособности ребен- ка, общего уровня психической активности, а также темповых характеристик и/или проявления негати- визма, отсутствие интереса к заданиям, целесообразно либо сократить процедуру обследования, либо
«разбить» всю работу на два приема.
Технология и тактика диагностической работы с детьми младшего дошкольного возраста, безус- ловно, имеет свою специфику и будет приведена в соответствующем издании.
- 1 ... 19 20 21 22 23 24 25 26 ... 55
Анализ результатов психологической диагностики
-
Общие замечания по проведению анализа
Спецификой анализа результатов психологического обследования является выделение наиболее существенных показателей, характеризующих развитие и психический (психологический) статус ребен- ка на момент обследования, то есть определение актуальных характеристик развития ребенка, опреде- ляющих особенности формирования отдельных психических функций (в том числе особенности откло- няющегося развития этих функций) в их взаимосвязи и соотношении друг с другом.
Анализ результатов является промежуточным этапом между непосредственным обследованием (заполнением протокола или нескольких протоколов в ходе проведения различных диагностических процедур) и формулированием, составлением обобщающего заключения по результатам психологи- ческого обследования. Последнее должно содержать в достаточно краткой форме самое главное, что необходимо знать о ребенке, чтобы адекватно оценить его состояние и, с одной стороны, определить образовательный маршрут, индивидуализировать программу его обучения, с другой — создать общий сценарий необходимой дополнительной развивающе-коррекционной работы как психолога, так и дру- гих специалистов.
Итогом такого обобщающего заключения, помимо описанных рекомендаций, является соответ- ствующий особенностям развития ребенка психологический диагноз, а также (на основе этого диагноза) вероятностный прогноз дальнейшего развития ребенка. Подобный прогноз, естественно, должен учиты- вать разные варианты условий (образовательных, лечебно-оздоровительных социокультурных и т.п.), благоприятных или неблагоприятных для дальнейшего развития.
Следует отметить, что анализ результатов представляет собой систему «размышлений специали- ста над протоколами» и не требует какой-либо специальной фиксации в виде дополнительных докумен- тов. В некоторых случаях, особенно при отсутствии достаточного опыта, возможна запись основных моментов анализа для создания четкой его структуры. Результатом, «кристаллизацией» такого анализа