Файл: Семаго Н. Я.,Семаго.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1312

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Семаго Н.Я., Семаго М.М.

С глубоким уважением посвящается нашим учителям - Владимиру Ивановичу Лубовскому и Виктору Васильевичу Лебединскому

Раздел 1.

Понятие «отклоняющееся развитие»

Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка

Произвольность психической активности

Законы развития движений

й уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу). Его подуровни:

Базовая аффективная регуляция

Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми

Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Группа недостаточного развития

Задержанное психическое развитие

Парциальная несформированность высших психических функций

Группа асинхронного развития

«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].

Искаженное развитие

Несомненно, каждый из типов дефицитарности требует отдельного исследования и, соот- ветственно, отдельной книги.

ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Психологический анамнез и его основные разделы

Раннее моторное и психоэмоциональное развитие

История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста

История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет

Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)

Технология проведения психологического обследования и его основные разделы

Анализ результатов психологической диагностики

Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка

Технология составления заключения по результатам психологического обследования

Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:

Технология составления общей части психологического заключения

Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции

Раздел 4.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)

Показания к использованию программы

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)

Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений

«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».

«ЛЕВЕЕ», «ПРАВЕЕ».

Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений

Рис. 4.2.

Рис. 4.3.

Рис. 4.5.

Рис. 4.6.

обследование дома;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием. Группа «Недостаточное развитие»

1А. При гипофункции уровня

1Б. При гиперфункции уровня

2А. При гипофункции уровня

2Б. При гиперфункции уровня

3А. При гипофункции уровня

3Б. При гиперфункции уровня

б) Имеет ряд личностных особенностей:

4А. При гипофункции уровня

4Б. При гиперфункции уровня

а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:

б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:

Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной

Рекомендуемый диагностический инструментарий для исследования особенностей познавательной деятельности

Методика «Разрезные фигуры»

Методика «Кубики Кооса»

Методика «Метаморфозы»

Методика «Эмоциональные лица»

Карта наблюдений за поведением ребенка

Рисуночные проективные тесты

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Индивидуальный первичный прием

Работа со специалистами

Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы

Заключение по результатам психологического обследования

Лист коррекционных занятий

Заключение по итогам динамического обследования

Журнал регистрации видов работ

возможность опосредования, а также из- менение динамики мыслительной деятельности, «соскальзывания» в процессе мышления, инертность, ригидность процесса мышления и т.п.

Анализируется в целом развитие обобщающей функции (уровень понятийного развития).

Конструктивнаядеятельность

Оцениваются возможности конструирования аналогичных образцу объектов (на любом материа- ле), сформированность системы анализа частей сложных объектов, характер восприятия целостности объекта.

Определяется сформированность представлений об относительном размере фигуры, ее форме, пространственных соотношениях частей объекта (плоскостных и объемных). Оценивается возможность анализа пространственных отношений. Учитывается характер творческих работ ребенка, выполненных на уроках труда, рисования, домоводства, их соотнесенность с возрастными нормативами.

Развитиеграфическойдеятельности,рисунок

Рисунок оценивается только с позиций сформированности графической деятельности в соответ- ствии с возрастными этапами развития рисунка — степень овладения основными формами. Отмечается, на какой стадии находится рисунок ребенка, а также возраст возникновения содержательного рисунка.

Особая оценка рисунка как проекции личностных особенностей может анализироваться в плане цветовой гаммы, относительной величины фигур и их взаиморасположения, а также наличия зачерки- ваний, зарисовываний и стираний. Более глубокий проективный анализ в данном случае не предусмат- ривается.

Исследованиеэмоционально-личностныхособенностейребенка

Помимо анализа заинтересованности ребенка в выполнении заданий на протяжении всего обсле- дования, его реакций на успех или неудачу, адекватности этих реакций, необходимо отметить такие особенности ребенка, как признаки аффективной расторможенности, негативизма. По результатам вы- полнения заданий и общему «рисунку» поведения оценивается наличие аффективных реакций, их вы- раженность и адекватность, в том числе в конфликтных и фрустрирующих ситуациях. Полученные в
процессе обследования результаты анализируются с точки зрения наличия страхов, опасений, состояния эмоционального напряжения, а также должны быть проанализированы ситуации, вызывающие указан- ные феномены. В этом же направлении анализируются и рисунки ребенка. Именно здесь может быть произведена проективная трактовка рисунка ребенка.

Все эти показатели должны быть оценены с точки зрения соответствия их социально приемле- мым нормам и формам выражения; следует также отметить сферы деятельности, где эти характеристи- ки «выходят» за социально-нормативные пределы.

Необходимо уточнить общую характеристику направленности интересов ребенка (на игру или общение, на материальные удовольствия: «что-либо съесть», «поиметь», эгоистические тенденции), проанализировать роли, выбираемые им, в том числе быть опекаемым или, наоборот, опекать. Оп- ределяется степень сформированности самооценки и уровня притязаний, возможность адекватной оценки своих результатов, критичности.

Подобный анализ проводится с целью определения сформированности уровней аффективной ре- гуляции (одна из базовых составляющих психического развития), их возможной дисфункции. У детей более старшего возраста можно выявить приобретенные интересы и их свойства (направленность, ак- тивность, постоянство, глубину, разносторонность), ценностные ориентиры.

Необходимо отметить (в том случае, если это имеет место) такие неспецифичные для возраста ребенка личностные особенности, как излишняя погруженность в себя, «мудрствование» и «философст- вование», выхолощен-ность речевых и в особенности эмоциональных высказываний, трудности эмо- циональных дифференцировок или эмоциональная уплощенность

Одной из важных характеристик, анализируемых психологом, должно быть выявление характера привязанности к матери и другим родственникам, эмоциональное восприятие себя и других членов се-

мьи, а также поведение ребенка среди сверстников, особенности формирования коммуникативных на-

выков, общения в целом.

Оценивается отношение к педагогам (воспитателям), другим взрослым. Важным показателем анализа является выявление тенденции к лидерству или конформность, адекватность стиля общения личностным особенностям (например, выраженные тенденции к лидерству у незрелого, импульсивного ребенка, конфликтующего со сверстниками, как неадекватный стиль взаимодействия).

Как уже указывалось, оценка и анализ деятельности ребенка с точки зрения особенностей фор- мирования именно базовых предпосылок психической деятельности и их влияния на дальнейшее развитие ВПФ является основой для формирования программ коррекционно-развивающей работы пси- холога в структуре психолого-педагогического сопровождения.

Поэтому нам представляется логичным изложить далее, каким образом оценивается сформиро- ванность базовых составляющих в рамках единого диагностического обследования ребенка.
      1. 1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   55

Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка


Исследование и анализ базовых составляющих определяется общими закономерностями их раз- вития, приведенными в разделе 1.3. Подобная оценка является одним из основных результатов диагно- стической деятельности психолога и в значительной степени определяет постановку каузального пси- хологического диагноза, позволяет сделать вероятностный прогноз дальнейшего развития ребенка.

Основным параметром такой оценки является выявление уровня развития той или иной состав- ляющей, который «достаточен», и, соответственно, качественная оценка других, высших с точки зрения их сформированности. Таким образом, мы можем оценить тот уровень, на котором произошел «сбой» в развитии, и определить «исходную точку» и объем работы с базовыми составляющими для их даль- нейшего гармоничного формирования и развития.

Это дает возможность реально «опредметить» «зону ближайшего развития» ребенка и, как уже отмечалось, «привязать» ее к границе между уже «созревшими и еще созревающими процессами», в со- ответствии с представлениями Л.С. Выготского. Это же позволяет наиболее полно использовать прин- цип замещающего развития для построения адекватной программы работы с ребенком.

Естественно, что каждый возрастной период характеризуется собственными особенностями и показателями сформированности базовых составляющих как при условно нормативном развитии, так и в ситуации отклоняющегося развития. Поэтому в данном пособии мы приводим только общую схему оценки и анализа уровневого строения базовых составляющих. Технологии подобной оценки для раз- личных возрастных периодов будут рассмотрены в соответствующих изданиях серии.

Методическим инструментарием для оценки базовых составляющих являются общеизвестные психологические методики. Диагностический комплект для исследования особенностей развития по-
знавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста [8], отдельные проективные методики для детей дошкольного и младшего школьного возрастов, Карта для наблюдения за поведени- ем ребенка (Приложение 4), а также методы оценки и диагностики сформированности регуляторных функций.

Сформированностьпроизвольнойрегуляциипсихическойактивности

Оценка сформированности произвольной регуляции психической активности производится по- следовательно на уровнях:

  • произвольной регуляции двигательной активности;

  • произвольной регуляции (произвольности) высших психических функций;

  • произвольной эмоциональной регуляции.

Уровеньпроизвольнойрегуляциидвигательнойактивности

Оценка сформированности произвольной регуляции двигательной активности должна учитывать закономерности нормативного развития двигательной активности ребенка.

Здесь необходимо последовательно оценить возможности:

  1. совершать произвольные крупные движения отдельными частями тела (в том числе отдель- ными конечностями, попеременное напряжение — расслабление каждой конечности и т.п.) в соответст- вии с заданием;

  2. произведения серии последовательных движений (удержание двигательной программы) с пе- реходом от головы и шеи к нижним конечностям (цефало-каудальный закон), от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам и, соответственно, от колен к пальцам ног (проксимо-дистальный закон). Исследо- вание произвольной регуляции собственных движений на подуровне двигательных программ закан- чивается оценкой удержания двигательных программ для кистей рук и пальцев с использованием из- вестных нейропсихолргических проб;

  3. регуляции силы мышечного тонуса по типу «сильное», «среднее», «слабое» также в соответ- ствии с законами развития движений: от мышц головы и шеи к мышцам туловища и далее — к мышцам нижних конечностей; от мышц шеи и плеч к предплечьям, кистям, пальцам и, соответственно, от мышц бедер — к пальцам ног.