ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1312
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие «отклоняющееся развитие»
Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка
Произвольность психической активности
Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми
Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Группа недостаточного развития
Задержанное психическое развитие
Парциальная несформированность высших психических функций
«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].
ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Психологический анамнез и его основные разделы
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие
История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста
История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет
Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)
Технология проведения психологического обследования и его основные разделы
Анализ результатов психологической диагностики
Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка
Технология составления заключения по результатам психологического обследования
Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:
Технология составления общей части психологического заключения
Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)
Показания к использованию программы
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)
Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений
«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».
Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений
б) Имеет ряд личностных особенностей:
а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:
б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:
Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной
Карта наблюдений за поведением ребенка
Индивидуальный первичный прием
Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы
Заключение по результатам психологического обследования
Анализируется в целом развитие обобщающей функции (уровень понятийного развития).
Конструктивнаядеятельность
Оцениваются возможности конструирования аналогичных образцу объектов (на любом материа- ле), сформированность системы анализа частей сложных объектов, характер восприятия целостности объекта.
Определяется сформированность представлений об относительном размере фигуры, ее форме, пространственных соотношениях частей объекта (плоскостных и объемных). Оценивается возможность анализа пространственных отношений. Учитывается характер творческих работ ребенка, выполненных на уроках труда, рисования, домоводства, их соотнесенность с возрастными нормативами.
Развитиеграфическойдеятельности,рисунок
Рисунок оценивается только с позиций сформированности графической деятельности в соответ- ствии с возрастными этапами развития рисунка — степень овладения основными формами. Отмечается, на какой стадии находится рисунок ребенка, а также возраст возникновения содержательного рисунка.
Особая оценка рисунка как проекции личностных особенностей может анализироваться в плане цветовой гаммы, относительной величины фигур и их взаиморасположения, а также наличия зачерки- ваний, зарисовываний и стираний. Более глубокий проективный анализ в данном случае не предусмат- ривается.
Исследованиеэмоционально-личностныхособенностейребенка
Помимо анализа заинтересованности ребенка в выполнении заданий на протяжении всего обсле- дования, его реакций на успех или неудачу, адекватности этих реакций, необходимо отметить такие особенности ребенка, как признаки аффективной расторможенности, негативизма. По результатам вы- полнения заданий и общему «рисунку» поведения оценивается наличие аффективных реакций, их вы- раженность и адекватность, в том числе в конфликтных и фрустрирующих ситуациях. Полученные в
процессе обследования результаты анализируются с точки зрения наличия страхов, опасений, состояния эмоционального напряжения, а также должны быть проанализированы ситуации, вызывающие указан- ные феномены. В этом же направлении анализируются и рисунки ребенка. Именно здесь может быть произведена проективная трактовка рисунка ребенка.
Все эти показатели должны быть оценены с точки зрения соответствия их социально приемле- мым нормам и формам выражения; следует также отметить сферы деятельности, где эти характеристи- ки «выходят» за социально-нормативные пределы.
Необходимо уточнить общую характеристику направленности интересов ребенка (на игру или общение, на материальные удовольствия: «что-либо съесть», «поиметь», эгоистические тенденции), проанализировать роли, выбираемые им, в том числе быть опекаемым или, наоборот, опекать. Оп- ределяется степень сформированности самооценки и уровня притязаний, возможность адекватной оценки своих результатов, критичности.
Подобный анализ проводится с целью определения сформированности уровней аффективной ре- гуляции (одна из базовых составляющих психического развития), их возможной дисфункции. У детей более старшего возраста можно выявить приобретенные интересы и их свойства (направленность, ак- тивность, постоянство, глубину, разносторонность), ценностные ориентиры.
Необходимо отметить (в том случае, если это имеет место) такие неспецифичные для возраста ребенка личностные особенности, как излишняя погруженность в себя, «мудрствование» и «философст- вование», выхолощен-ность речевых и в особенности эмоциональных высказываний, трудности эмо- циональных дифференцировок или эмоциональная уплощенность
Одной из важных характеристик, анализируемых психологом, должно быть выявление характера привязанности к матери и другим родственникам, эмоциональное восприятие себя и других членов се-
мьи, а также поведение ребенка среди сверстников, особенности формирования коммуникативных на-
выков, общения в целом.
Оценивается отношение к педагогам (воспитателям), другим взрослым. Важным показателем анализа является выявление тенденции к лидерству или конформность, адекватность стиля общения личностным особенностям (например, выраженные тенденции к лидерству у незрелого, импульсивного ребенка, конфликтующего со сверстниками, как неадекватный стиль взаимодействия).
Как уже указывалось, оценка и анализ деятельности ребенка с точки зрения особенностей фор- мирования именно базовых предпосылок психической деятельности и их влияния на дальнейшее развитие ВПФ является основой для формирования программ коррекционно-развивающей работы пси- холога в структуре психолого-педагогического сопровождения.
Поэтому нам представляется логичным изложить далее, каким образом оценивается сформиро- ванность базовых составляющих в рамках единого диагностического обследования ребенка.
- 1 ... 20 21 22 23 24 25 26 27 ... 55
Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка
Исследование и анализ базовых составляющих определяется общими закономерностями их раз- вития, приведенными в разделе 1.3. Подобная оценка является одним из основных результатов диагно- стической деятельности психолога и в значительной степени определяет постановку каузального пси- хологического диагноза, позволяет сделать вероятностный прогноз дальнейшего развития ребенка.
Основным параметром такой оценки является выявление уровня развития той или иной состав- ляющей, который «достаточен», и, соответственно, качественная оценка других, высших с точки зрения их сформированности. Таким образом, мы можем оценить тот уровень, на котором произошел «сбой» в развитии, и определить «исходную точку» и объем работы с базовыми составляющими для их даль- нейшего гармоничного формирования и развития.
Это дает возможность реально «опредметить» «зону ближайшего развития» ребенка и, как уже отмечалось, «привязать» ее к границе между уже «созревшими и еще созревающими процессами», в со- ответствии с представлениями Л.С. Выготского. Это же позволяет наиболее полно использовать прин- цип замещающего развития для построения адекватной программы работы с ребенком.
Естественно, что каждый возрастной период характеризуется собственными особенностями и показателями сформированности базовых составляющих как при условно нормативном развитии, так и в ситуации отклоняющегося развития. Поэтому в данном пособии мы приводим только общую схему оценки и анализа уровневого строения базовых составляющих. Технологии подобной оценки для раз- личных возрастных периодов будут рассмотрены в соответствующих изданиях серии.
Методическим инструментарием для оценки базовых составляющих являются общеизвестные психологические методики. Диагностический комплект для исследования особенностей развития по-
знавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста [8], отдельные проективные методики для детей дошкольного и младшего школьного возрастов, Карта для наблюдения за поведени- ем ребенка (Приложение 4), а также методы оценки и диагностики сформированности регуляторных функций.
Сформированностьпроизвольнойрегуляциипсихическойактивности
Оценка сформированности произвольной регуляции психической активности производится по- следовательно на уровнях:
-
произвольной регуляции двигательной активности; -
произвольной регуляции (произвольности) высших психических функций; -
произвольной эмоциональной регуляции.
Уровеньпроизвольнойрегуляциидвигательнойактивности
Оценка сформированности произвольной регуляции двигательной активности должна учитывать закономерности нормативного развития двигательной активности ребенка.
Здесь необходимо последовательно оценить возможности:
-
совершать произвольные крупные движения отдельными частями тела (в том числе отдель- ными конечностями, попеременное напряжение — расслабление каждой конечности и т.п.) в соответст- вии с заданием; -
произведения серии последовательных движений (удержание двигательной программы) с пе- реходом от головы и шеи к нижним конечностям (цефало-каудальный закон), от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам и, соответственно, от колен к пальцам ног (проксимо-дистальный закон). Исследо- вание произвольной регуляции собственных движений на подуровне двигательных программ закан- чивается оценкой удержания двигательных программ для кистей рук и пальцев с использованием из- вестных нейропсихолргических проб; -
регуляции силы мышечного тонуса по типу «сильное», «среднее», «слабое» также в соответ- ствии с законами развития движений: от мышц головы и шеи к мышцам туловища и далее — к мышцам нижних конечностей; от мышц шеи и плеч к предплечьям, кистям, пальцам и, соответственно, от мышц бедер — к пальцам ног.