Файл: Семаго Н. Я.,Семаго.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1288

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Семаго Н.Я., Семаго М.М.

С глубоким уважением посвящается нашим учителям - Владимиру Ивановичу Лубовскому и Виктору Васильевичу Лебединскому

Раздел 1.

Понятие «отклоняющееся развитие»

Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка

Произвольность психической активности

Законы развития движений

й уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу). Его подуровни:

Базовая аффективная регуляция

Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми

Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Группа недостаточного развития

Задержанное психическое развитие

Парциальная несформированность высших психических функций

Группа асинхронного развития

«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].

Искаженное развитие

Несомненно, каждый из типов дефицитарности требует отдельного исследования и, соот- ветственно, отдельной книги.

ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Психологический анамнез и его основные разделы

Раннее моторное и психоэмоциональное развитие

История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста

История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет

Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)

Технология проведения психологического обследования и его основные разделы

Анализ результатов психологической диагностики

Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка

Технология составления заключения по результатам психологического обследования

Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:

Технология составления общей части психологического заключения

Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции

Раздел 4.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)

Показания к использованию программы

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)

Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений

«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».

«ЛЕВЕЕ», «ПРАВЕЕ».

Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений

Рис. 4.2.

Рис. 4.3.

Рис. 4.5.

Рис. 4.6.

обследование дома;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием. Группа «Недостаточное развитие»

1А. При гипофункции уровня

1Б. При гиперфункции уровня

2А. При гипофункции уровня

2Б. При гиперфункции уровня

3А. При гипофункции уровня

3Б. При гиперфункции уровня

б) Имеет ряд личностных особенностей:

4А. При гипофункции уровня

4Б. При гиперфункции уровня

а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:

б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:

Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной

Рекомендуемый диагностический инструментарий для исследования особенностей познавательной деятельности

Методика «Разрезные фигуры»

Методика «Кубики Кооса»

Методика «Метаморфозы»

Методика «Эмоциональные лица»

Карта наблюдений за поведением ребенка

Рисуночные проективные тесты

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Индивидуальный первичный прием

Работа со специалистами

Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы

Заключение по результатам психологического обследования

Лист коррекционных занятий

Заключение по итогам динамического обследования

Журнал регистрации видов работ


Необходимо отметить, что данная последовательность оценки имеет лишь содержательную на- правленность, но не обязательно должна быть жестко выдержана данная/последовательность проведе- ния.

Произвольностьвысшихпсихическихфункций

Анализируется возможность целенаправленной организации собственной деятельности в опре- деленном «русле» (мнестические процессы, речемыслительная деятельность и т.п.) или произвольной регуляции ребенком своей познавательной деятельности, в том числе и возможность ограничения (или даже прекращения) собственной деятельности. В этом плане необходимо исследовать в первую очередь возможность удержания программ познавательной деятельности, заданных извне или созданных самим ребенком.

Подобная регуляция может быть сформирована несколько лучше, чем произвольность двига- тельной активности, в силу речевого опосредования и, наоборот, может значительно страдать из-за от- сутствия такого опосредования, в том числе и в случаях парциальной несформированности речевого развития. Прежде всего анализируется возможность:

  • удержания инструкции;

  • запоминания (непосредственного и опосредованного);

  • внимания на протяжении определенного промежутка времени;

  • распределения внимания по ряду признаков одновременно;

  • удержания программы выполнения заданий невербального или вербального характера (эту оценку эффективнее всего проводить при работе с «сериальными» заданиями, такими как Прогрессив- ные Матрицы Равена, составление последовательности сюжетных картин, серии простых и сложных аналогий и т.п.)

  • создания собственной программы выполнения какого-либо задания. Безусловно, при этом не- обходимо учитывать и стиль деятельности ребенка в зависимости от сложности предлагаемых заданий, их изменения на фоне утомления и т.п.

Произвольностьэмоциональнойрегуляции

В данном случае специального исследования произвольной регуляции не предусматривается. Оценка сформированности эмоциональной регуляции может быть произведена посредством наблюде-
ния за эмоциональными реакциями как в процессе обследования, так и наблюдения за игрой ребенка, а также при анализе жалоб родителей, изучении истории развития (анамнеза). Оценивается наличие или отсутствие импульсивности, степень выраженности импульсивных реакций, умение сдерживать и ана- лизировать свои эмоции, переживания и поведение том числе и речевой активности).

Сформированностьпространственныхипространственно-временныхпредставлений

Сформированность пространственных, квазипространственных и пространственно-временных представлений определяется в соответствии с выделяемыми четырьмя уровнями (и подуровнями), кото- рые оцениваются в той последовательности, в какой они формируются и «выстраиваются» в онтогенезе (безусловно, следует отметить, что эти уровни не просто «надстраиваются» друг над другом в процессе развития, но пересекаются во времени, как бы перекрывая друг друга).

Последовательно выявляется Сформированность:

  • пространственных представлений о собственном теле;

  • пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела;

  • уровня вербализации пространственных представлений;

  • лингвистических представлений.

Пространственныепредставленияособственномтеле

Анализируется Сформированность представлений ребенка о пространственных взаимоотноше- ниях частей собственного тела:

  • по отношению к собственному лицу;

  • по отношению к телу в целом;

  • по отношению к руке.

Существуют более или менее сенсибилизированные варианты исследования подобных представ- лений, равно как и облегченные варианты, включающие зрительную поддержку, тактильные ощущения

и иные межанализаторные взаимодействия.

Пространственныепредставленияовзаимоотношениивнешнихобъектовитела

Оценка данных пространственных представлениях проводится на действенном уровне, по инст- рукции взрослого. Анализ взаиморасположений объектов в пространстве проводится в соответствии с основными осями тела:

  • взаиморасположение объектов и тела по вертикальной оси;

  • взаиморасположение объектов и тела по горизонтальной оси (вперед и назад от тела);

  • взаиморасположение объектов и тела в направлении вправо/влево от основной оси.

Уровеньвербализациипространственныхпредставлений

Оценивается возможность использования в собственной речи предлогов и простых предложных конструкций. Оценка проводится в последовательности и логике возникновения их в онтогенезе. Ана- лизируется понимание и использование предлогов в отношении к собственному телу, далее на конкрет- ных объектах (возможность называния взаимоотношений предметов в пространстве), понимание и ис- пользование предлогов и слов, отражающих пространственные взаимоотношения объектов в образном плане. Последовательность анализа та же, что и на предыдущем уровне, а сама процедура должна предшествовать выполнению заданий на действенном уровне. Часто анализ пространственных пред-ставлений о взаимоотношении внешних объектов и тела и уровня вербализации пространственныхпредставлений возможен после «единой» процедуры.

Лингвистическиепредставления(пространствоязыка)

Оцениваются понимание и возможность оперирования сложными речевыми конструкциями, квазипространственными том числе пространственно-временными и причинно-следственными) представлениями:

  • возможность словообразования;

  • формирование сравнительных степеней прилагательных;

  • подбор антонимов и синонимов;

  • формирование и понимание пассивных речевых конструкций;

  • оперирование пространственно-временными и причинно-следственными представлениями;

  • решение задач с косвенным вопросом. Последнее может быть адекватно исследовано лишь у детей школьного возраста.


Сформированностьуровнейаффективнойрегуляции

В соответствии со строением системы базовой аффективной регуляции должна быть проведена оценка сформированности всех 4-х уровней:

  • уровня полевой реактивности;

  • уровня аффективных стереотипов;

  • уровня аффективной экспансии;

  • уровня эмоциональной регуляции.

Кроме того, необходимо выявить и проанализировать характер нарушения взаимодействия су- ществующих уровней, особенности закрепившихся патологических гиперкомпенсационных механиз- мов, определить целостный синдром аффективной дезадаптации. Основным методом, используемым для оценки структуры и сформированности уровней, является метод наблюдений.

В первую очередь он ориентирован на анализ поведения, эмоциональных реакций, способов реа- гирования ребенка в различных жизненных ситуациях. В этом смысле наиболее удобной для анализа описываемых характеристик является схема, разработанная на основе анкеты Т.Н. Павлий (Приложение

4). В ней каждый из четырех уровней анализируется с точки зрения гипо- или гиперфункционирования, что дает возможность представить как бы «профиль» строения аффективной регуляции и, уже опираясь на него, создавать программу по гармонизации общего профиля или гармонизации уровней.

При этом для анализа качественного строения уровней аффективной регуляции возможно ис- пользование таких психологических личностно-ори-ентированных методик (в том числе модификаций), как фрустрационный тест Розенцвейга, методика СОМОР, тест «Рука», методика «Контурный С.А.Т.- Н», Цветовой Тест Отношений (ЦТО), методика «Метаморфозы», методика «Эмоциональные лица» и др. Точно так же результаты, полученные с помощью всех этих методов исследования, должны быть проанализированы с точки зрения гипо- или гиперфункционирования каждого из уровней аффективной регуляции поведения и сознания.

    1. 1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   55

Технология составления заключения по результатам психологического обследования

  1. Общие положения


После анализа полученных данных, оценки уровня актуального развития, состояния ВПФ, а так- же анализа поведения ребенка в целом и сформированности базовых составляющих психического раз- вития составляется обобщенное заключение по результатам анализа. Подобное психологическое заклю- чение может быть написано либо в свободной форме, либо психолог может воспользоваться приведен- ной ниже схемой составления заключения.

Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:


  1. Общая часть заключения

    1. Основные паспортные данные ребенка.

    2. Основные жалобы родителей, педагогов, других лиц, которые сопровождали ребенка на кон- сультацию.

    3. Раздел, посвященный наиболее важным анамнестическим данным.

    4. Специфика внешности и поведения ребенка в процессе обследования, в том числе его аффек- тивное, эмоциональное реагирование, общая мотивация, отношение к обследованию (критичность и адекватность).

    5. Сформированность регуляторных функций.

    6. Общая оценка операциональных характеристик деятельности ребенка в различные моменты обследования том числе и ее динамический аспект).

    7. Особенности развития различных компонентов когнитивной сферы.

    8. Характеристики эмоционально-личностной сферы, включая межличностные отношения.
  2. Специальная часть


    1. Психологический диагноз.

    2. Вероятностный прогноз развития.

    3. Рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.

Следует отметить, что общая часть заключения ориентирована не только на профильных спе-