Файл: Семаго Н. Я.,Семаго.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1293

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Семаго Н.Я., Семаго М.М.

С глубоким уважением посвящается нашим учителям - Владимиру Ивановичу Лубовскому и Виктору Васильевичу Лебединскому

Раздел 1.

Понятие «отклоняющееся развитие»

Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка

Произвольность психической активности

Законы развития движений

й уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу). Его подуровни:

Базовая аффективная регуляция

Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми

Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Группа недостаточного развития

Задержанное психическое развитие

Парциальная несформированность высших психических функций

Группа асинхронного развития

«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].

Искаженное развитие

Несомненно, каждый из типов дефицитарности требует отдельного исследования и, соот- ветственно, отдельной книги.

ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Психологический анамнез и его основные разделы

Раннее моторное и психоэмоциональное развитие

История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста

История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет

Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)

Технология проведения психологического обследования и его основные разделы

Анализ результатов психологической диагностики

Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка

Технология составления заключения по результатам психологического обследования

Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:

Технология составления общей части психологического заключения

Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции

Раздел 4.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)

Показания к использованию программы

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)

Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений

«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».

«ЛЕВЕЕ», «ПРАВЕЕ».

Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений

Рис. 4.2.

Рис. 4.3.

Рис. 4.5.

Рис. 4.6.

обследование дома;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием. Группа «Недостаточное развитие»

1А. При гипофункции уровня

1Б. При гиперфункции уровня

2А. При гипофункции уровня

2Б. При гиперфункции уровня

3А. При гипофункции уровня

3Б. При гиперфункции уровня

б) Имеет ряд личностных особенностей:

4А. При гипофункции уровня

4Б. При гиперфункции уровня

а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:

б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:

Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной

Рекомендуемый диагностический инструментарий для исследования особенностей познавательной деятельности

Методика «Разрезные фигуры»

Методика «Кубики Кооса»

Методика «Метаморфозы»

Методика «Эмоциональные лица»

Карта наблюдений за поведением ребенка

Рисуночные проективные тесты

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Индивидуальный первичный прием

Работа со специалистами

Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы

Заключение по результатам психологического обследования

Лист коррекционных занятий

Заключение по итогам динамического обследования

Журнал регистрации видов работ

циалистов, но и на педагогический коллектив в целом (педагогов, воспитателей, администрацию обра- зовательного учреждения) — тех, кто имеет непосредственный контакт с ребенком, с целью ориентации их не только на трудности и особенности развития ребенка, но и методы, на которые они могут опе- реться в своей работе: особые формы работы, возможности индивидуального подхода, особенности пе- редачи материала и т.п.

Мы глубоко уверены, что все (разр. авт.) специалисты, работающие с ребенком, от врача, педа- гога до воспитателя или педагога группы продленного дня, а в отдельных случаях и технический персо- нал, вне зависимости от степени их включенности в эту работу, должны быть ознакомлены с особенно- стями состояния ребенка, его возможными реакциями как психологического так и соматического плана (например, возможность сильных аллергических реакций на какую-либо пищу или возможность вне- запного эпилептического приступа). Несомненно, что подобная «открытость» информации о ребен- ке должна сопровождаться строжайшим следованием принципу ее неразглашения, деонтологиче- ским принципам отношения к ребенку и его близким. Это должно стать основным принципом дея- тельности администрации, вплоть до административной ответственности специалистов. Только тогда, когда все специалисты полностью осведомлены об особенностях развития ребенка и используют эти

знания в своей деятельности, можно построить действительно эффективную работу по его развитию, основанную на целостном интегративном подходе.

Специальная часть заключения адресована непосредственно психологу и другим специалистам

«внеурочного плана», участвующим в сопровождении ребенка, оказании ему специальной помощи. В
связи с ее особой важностью эта часть выделена в отдельный раздел.

Поскольку сам процесс написания заключения — достаточно длительная процедура, а время, за- трачиваемое на анализ и составление заключений различного типа отличается по своей длительности для детей разного возраста, мы сочли необходимым привести некоторые ориентировочные нормативы для этого вида деятельности психолога образования, исходя из собственного опыта (Приложение 6А).
      1. 1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   55

Технология составления общей части психологического заключения


На наш взгляд, в общей части заключения обязательно должны быть отражены общие и специ- фические особенности внешнего вида, двигательной активности (общей моторики) и поведения ребен- ка, в том числе характеристика критичности и адекватности поведения, как в целом, так и по отноше- нию к результатам своей деятельности (так называемая преамбула).

Это необходимо для того, чтобы при прочтении данной преамбулы другим специалистом (для которого, в основном, и пишется заключение) ребенок становился «виден». Здесь же необходимо отме- тить адекватность/неадекватность (в том числе какие-либо выделяющиеся особенности) аффективных реакций ребенка.

В самом начале общей описательной части заключения следует также привести такие наиболее общие характеристики ребенка, как общаямотивация,ее особенности, темповыехарактеристикидеятельности, в частности характеристики работоспособности. Важно отметить их изменения в про- цессе исследования ребенка с течением времени, при воздействии каких-либо помех и т.п. Точно так же фиксируются и обобщенно описываются любые другие значимые изменения рисунка поведения ребен- ка.

Во всех разделах заключения описываются феномены, выходящие за рамки социально- психологического норматива (СПН), «отклоняющиеся» от СПН как в ту, так и в другую сторону. Точно так же должны быть приведены те «стороны» деятельности ребенка, которые можно рассматривать как

«сильные» звенья, позволяющие компенсировать негативные проявления. В остальных случаях отмеча- ется, что: «развитиеданнойфункциивцеломсоответствуетусловновозрастнойнорме»(вариант:

«находитсянаверхней/нижнейграницевозрастнойнормы»).

В этом же ключе описывается характер произвольной регуляции и развития моторики
, сформи- рованности регуляторных функций в целом.

Далее, с нашей точки зрения, целесообразным является описание развития когнитивного звенаВПФ. Это необходимо сделать даже в том случае, если запрос родителей касается лишь личностных или поведенческих проблем ребенка. Если при этом развитие когнитивной сферы ребенка является условно нормативным, описание когнитивной сферы должно быть максимально обобщенным и кратким. В про- тивном случае необходимо полное описание.

Заключение по развитию когнитивной сферы традиционно включает особенности слухоречевойпамяти,характеристику параметров внимания(особенности переключения, распределения, наличие инертности и пр.). Далее описываются феномены мыслительной деятельности, в том числе выполне- ние заданий вербального и невербального характера (в том числе наглядно-действенного, наглядно- образного, логического и конструктивного плана), их результативность по сравнению с качественными условно нормативными показателями.

Отмечается объем и характер необходимой помощи со стороны взрослого и обучаемость ребен- ка в целом новым видам деятельности, возможность переноса на аналогичный материал. Отмечается уровень сформированности произвольной регуляции психической активности, в первую очередь — дви-гательнойрегуляции.

Далее отмечаются особенности сформированности пространственных,пространственно-временных, квазипространственных представлений, сформированность их вербального звена. Здесь же необходимо отметить, какой уровень пространственных представлений сформирован полностью и на каком этапе (уровне / подуровне) развития возникают проблемы. Таким образом определяется та «точ- ка» (уровень несформированности), которая станет началом коррекционной работы.

В рамках описания состояния эмоционально-личностной сферы, межличностных отношенийребенка следует отметить все выявленные особенности. В первую очередь должна быть кратко описана
феноменология: общий эмоциональный фон (в том числе сензитивность ребенка, эмоциональная ла-бильность), изменение этого фона на протяжении обследования. Необходимо описать, какие эмоции превалируют, преимущественный тип эмоционального реагирования, характер реагирования ребенка на реальные стрес-согенные ситуации (в том числе на те, которые в том или ином виде были «смоделиро- ваны» в процессе обследования). Следует также отметить наличие выраженного аффективного сопро-вождения идей и фантазий, в том числе наличие патологического фантазирования, выраженность аф- фективных переживаний (по отношению к собственной деятельности, к реакциям окружающих, к «зо- нам» своих интересов и т.п.).

Из общих наблюдений за ребенком или с помощью специально организованного эксперимента делается вывод о сформированное™ самооценки, ее особенностях, характере уровня притязаний, в том числе на лидерство в детском коллективе и т.п.

Все эта информация об эмоционально-личностной сфере должна быть сведена в целостное пред- ставление о «профиле» аффективной регуляции (базовых аффективных составляющих психического развития ребенка), по возможности в представлениях о гипо- или гиперфункционировании отдельных уровней.

Примечание. В описательной части желательно, по возможности, отметить для педагогов и вос- питателей «найденные» в процессе диагностики положительные, «сильные» стороны ребенка, которые смогут стать дополнительными средствами компенсации имеющихся трудностей (например, при су- женном объеме непосредственного слухоречевого запоминания и увеличении объема запоминаемого при опосредо-вании материала сам процесс опосредования может быть использован педагогом как ком- пенсаторное средство при подаче учебного материала ребенку).
      1. 1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   55