ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1305
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие «отклоняющееся развитие»
Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка
Произвольность психической активности
Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми
Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Группа недостаточного развития
Задержанное психическое развитие
Парциальная несформированность высших психических функций
«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].
ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Психологический анамнез и его основные разделы
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие
История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста
История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет
Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)
Технология проведения психологического обследования и его основные разделы
Анализ результатов психологической диагностики
Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка
Технология составления заключения по результатам психологического обследования
Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:
Технология составления общей части психологического заключения
Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)
Показания к использованию программы
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)
Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений
«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».
Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений
б) Имеет ряд личностных особенностей:
а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:
б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:
Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной
Карта наблюдений за поведением ребенка
Индивидуальный первичный прием
Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы
Заключение по результатам психологического обследования
Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием. Группа «Недостаточное развитие»
Подгруппа«Тотальноенедоразвитие»
Варианты «то- тального недо- развития» | Простой уравновешен- ный тип | Аффективно-неустойчивый тип | Тормозимо-инертный тип |
Показатели развития | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
Внешний вид, специфика по- ведения | Вполне вероятно наличие внешней стигматизации, в том числе ожирения. Ребенок непо- средственен, может держаться без дистанции, в то же время достаточно спокоен. Ориенти- ровочная реакция может быть как снижена, «приглушена», так и повышена (элементы по- левого поведения). Обнаружи- вается моторная неловкость | Аналогично простой уравновешен- ной форме. Поведение часто носит полевой характер. Импульсивен, эй- форичен или, наоборот, дисфоричен, может быть агрессивен. Очень легок переход от эйфории к дисфории, внешне, как правило, ничем не обу- словленный, не имеющий причины. Движения часто резкие, неловкие | Могут присутствовать признаки внешней стигматизации, часто встречается повышенная саливация. Чаще дети бывают повышенно упи- танны. Ребенок неуклюжий, дви- гельно неловкий. Тихий, затормо- женный, вялый и неактивный. В контакт вступает медленно, не сразу понимает, что от него хотят, очень долго «въезжает» в ситуацию. Часто чрезмерно зависим от взрослого. |
Особенности латерализа- ции (домини рование пар ных органо- в чувств, рук, ног) | Этот показатель не является спе цифичным к данному варианту отклоняющегося развития. Од нако наличие знаков левшества осложняет общую картину и ди намику развития | Более специфично наличие знаков смешанной латерализации, чем при простой уравновешенной форме то тального недоразвития. Это является фактором, усугубляющим поведен ческие и когнитивные особенности | Этот показатель не является специ- фичным к данному варианту откло- няющегося развития |
Темповые ха- рактеристики деятельности, работоспо- собность | Деятельность замедленная, од- нако в силу некритичности мо- жет выполнять задания доста- точно быстро, но ябсолютно не- правильно. Работоспособность может быть и нормальной (при отсутствии сопутствующей ас- те-низации), ребенок, как пра- вило, мало пресыщаем | Чаще всего работает крайне импуль- сивно, темп может быть крайне не- равномерен. При контроле взрослого и увеличении продуктивности дея- тельности темп резко падает. Быстро пресыщаем, на фоне пресыщения может дать аффективную вспышку. Работоспособность снижена, хотя в деструктивной деятельности в от- дельных случаях может быть доста- точно «работоспособен» | Темп деятельности выражение за- медлен, ребенок инертен. В то же время отвлекаем и легко тормозим. Работоспособность невысокая, но в отдельных случаях может быть дос- таточной. Как правило, дети быстро пресыщаемы |
Сформирован- ность регуля- торных функ- ций (произ- вольность ре- гуляции собст- венных дейст- вий, самокон- троль) | Отмечается недоразвитие регу- ляторных функций. Иногда с трудом работает даже под конт- ролем взрослого, не удерживает задание. Контроль за собствен- ной деятельностью малодосту- пен. В тяжелых случаях произ- вольная регуляция деятельно- сти существует лишь на наибо- лее элементарных уровнях | Грубо несформирована (недоразви- та) регуляторная функция на всех уровнях. Это является специфичным для данной формы тотального недо- развития | Сформированность регуляторных функции недостаточна, но может быть лучше, чем при аффективно- возбудимой форме. Скорее страда- ют высшие формы регуляции (про- граммирование своей деятельности, самоконтроль), чем ее базовые ком- поненты |
Адекватность | Явно недостаточна. Для данно- го варианта тотального недо- развития специфично наличие адекватных форм поведения на бытовом уровне, характерных для конкретных уровней недо- развития (глубины дефекта). Выраженность неадекватности зависит от глубины дефекта. | Грубо нарушена, вплоть до выражен- ной неадекватности | Порой создается впечатление дос- таточной адекватности, но при тща- тельном анализе видно, что в целом адекватность недостаточна, хотя ее формирование лучше, чем при аф- фективно-возбудимой форме. Ребе- нок адекватен к ситуации эксперти- зы (в силу неуверенности, затормо- женности). В некоторых ситуациях (например, на уроке) может быть вполне адекватен |
Критичность | Чаще всего грубо снижена, в то же время ребенок может адек ватно реагировать на похвалу и неодобрение (порицание) со сто роны взрослых | Грубо нарушена, вплоть до выражен ной некритичности | Снижена, но в меньшей степени, чем при аффективно-возбудимой форме. Свои ошибки замечаются с трудом |
Обучаемость | Выражение снижена. Обучается медленно. Крайне затруднен пе ренос на аналогичный материал даже при подаче его в наглядно- действенной форме. При выра женной степени недоразвития крайне затруднена | Грубо снижена, в том числе за счет неадекватности и некритичности. Обучаемость снижена, как правило, грубее, чем при простой уравнове шенной форме | Аналогична обучаемости при про стой уравновешенной форме и за висит от тяжести состояния (выра женности тотального недоразви тия) |
Развитие когнитивной сферы | Тотальное недоразвитие всех высших психических функций (речемыслительной деятельности, различных видов памяти, внимания, конструктивного праксиса и т.п.), отсюда и название подгруппы. Значительное снижение продуктивности и результативности выполнения как вербальных, так и невербальных заданий. Выраженность состояния (соответствующий диагноз) определяется исходя из степени тотального недораз вития (глубины дефекта) | ||
Игровая деятельность | Носит, как правило, манипуля- тивный характер, может подра жать взрослым во внешнем ри сунке действий. При легкой сте пени выраженности может со ответствовать игре детей более младшего возраста. В играх с другими детьми выполняет пас сивную роль, нуждается в орга низации игры. Не понимает условности игры, часто отсутствует "замещаю щая" игра | Носит манипулятивный и в то же время деструктивный характер. В общении со сверстниками могут быть агрессивны, эйфоричны. В иг- ре стремится занять ведущую позицию, некритично относясь к невозможно сти этого (отсюда игровая деятель ность чаще всего приобретает дест руктивный характер) | Не всегда участвуют в играх. Ско рее склонны к помощи взрослым (наводить порядок, сортировать, раскладывать какие-либо предме ты и т.п.). В играх пассивны, игра в основном манипулятивная, под ражательная. Данную взрослым роль удерживает, однако очень инертен и в следующий раз с боль шим трудом переходит на новую (фиксируется на роли). Условный характер игры часто недоступен |
Особенности эмоциональ но-личностно го развития | Ребенок зависим, несамостояте лен, часто эмоционально упло- щен, незлобен, благодушен. Мо жет быть несколько эйфоричен. Самооценка неадекватна, ориен тирована на оценку другого че ловека, в том числе и другого ребенка. В силу снижения кри тичности притязания на успех неадекватны, чаще завышены | Вспыльчив, неуправляем, легко пе реходит от эйфории к дисфории и агрессии. Практически невозможен самостоятельный продуктивный кон такт с другими детьми из-за грубой некритичности. Самооценка не столько несформирована, сколько деформирована. В то же время край не импульсивен во всем | Часто плаксив, инертен в эмоцио нальных реакциях. Эмоциональ ные реакции уплощены. Зависим от взрослого, ориентирован на его реакции. Контакты с детьми уста навливает с трудом |
Необходимая развивающе- коррекцион- ная работа | Все варианты развивающе-кор- рекционной работы. В тяжелых случаях — развитие восприятия через специфические формы сен сорного воздействия. | В первую очередь, формирование произвольной регуляции деятельно сти, функции программирования и контроля на всех уровнях. Эти виды психологической помощи рекомендо вано проводить на фоне либо после курсов медикаментозного лечения. Психотерапевтическая работа с ро дителями. Любая коррекционная работа возможна лишь на фоне или после проведения курса медикамен тозной коррекции | Все варианты развивающе-коррек- ционной работы. При отсутствии неврологических осложнений по казана активная стимуляция, в том числе медикаментозная. |
Другие специалисты, необходимые ребенку | Специальный педагог (дефекто- лог), логопед, психиатр, эндок ринолог, генетик | Психиатр, Специальный педагог (де- фектолог), логопед, психотерапевт | Специальный педагог (дефекто- лог), логопед, психиатр, дополни тельно — генетик, эндокринолог |
Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием Группа «Недостаточное развитие» (продолжение)
Подгруппа«Задержанноеразвитие»
Варианты Задержанного развития Показатели развития | Темпово задержанный тип развития (гармони- ческий инфантилизм) | Неравномерно задержанный тип развития (дис- гармонический инфантилизм) |
1 | 2 | 3 |
Внешний вид, специфика поведения | Выглядит младше своего возраста, живой, не- посредственный, грацильныи | Выглядит как и при гармоническом инфанти лизме, но могут присоединяться нарушения зре- ния, соматические заболевания (разной степени выраженности) |
Особенности латерализа- ции (доминирование парных органов чувств, рук, ног) | Особенности латерализации не специфичны: у ребенка может быть как типичная латерали- зация, так и наблюдаться знаки левшества | Чаще выявляются знаки левшества, особенно при наличии соматических заболеваний |
Темповые характеристи- ки деятельности, рабо- тоспособность | Могут быть самыми разнообразными, чаще наблюдается импульсивность, свойственная более младшему возрасту, низкая работоспособ ность во всем, что не касается игровой деятель ности | Работоспособность снижена. При соматических заболеваниях может быть снижена существенно. Темповые характеристики могут быть как снижены, так и условно нормативны: все зави сит от характера задания |
Сформированность ре- гуляторных функций (произвольность регуля- ции собственных дей- ствий, самоконтроль) | Регуляторные функции сформированы недоста- точно, но гармонично по отношению к уровню общего психического развития | Могут быть несколько более зрелыми, чем при темпово задержанном типе развития. |
Адекватность | Достаточная в соответствии с актуальным пси- хофизическим развитием | Достаточная |
Критичность | Достаточная в соответствии с актуальным пси- хофизическим развитием | Достаточная, но может быть несколько снижена |
Обучаемость | Достаточная в соответствии с актуальным пси- хофизическим развитием | Достаточная по возрасту |
Развитие когнитивной сферы | Соответствует уровню актуального психофизи- ческого развития, на котором находится ребе- нок | Какая-либо специфика отсутствует. Когнитивная сфера может быть развита достаточно (являться условно нормативной и соответствовать пас- портному возрасту) |
Игровая деятельность | Все составляющие игры (интересы, мотивация, операциональная сторона) соответствуют пока- зателям того возраста, который демонстрирует ребенок (уровню актуального психофизическо- го развития) | В игре более выражены (по сравнению с темпово задержанным типом развития) аффективные компоненты. Игровые интересы в целом соот- ветствуют возрасту ребенка. В играх, как пра- вило, старается занять ведущие позиции, может быть эмоционально неуравновешен |
Особенности эмоцио- нально-личностного раз- вития | Живой, непосредственный, инфантильный. У школьников преобладает игровая мотивация и выраженные игровые интересы. Может быть как пуглив в контактах со сверстниками, так и адекватен | В целом преобладает игровая мотивация, игро- вые интересы. Дети могут быть капризны, уп- рямы в связи с некоторой аффективной неус- тойчивостью. Самооценка, как правило, не- сколько завышена, в основном за счет снижения критичности |
Необходимая развиваю- ще-коррекционная рабо- та | Развивающая работа, специфичная для того возраста, который демонстрирует ребенок. Раз- витие, в первую очередь, произвольной регуля- ции, двигательная и когнитивная коррекция. Работа проводится через игровой компонент с учетом игровой мотивации | Преимущественно коррекционная работа, раз- вивающая произвольную регуляцию, в том числе двигательную коррекцию, коррекцию аффектив- ной сферы (гармонизация базовых аффективных составляющих, «выравнивание» их в соответст- вии с возрастными требованиями). Работа про- водится через игровой компонент с учетом игро- вой мотивации |
Другие специалисты, необходимые ребенку | В некоторых случаях необходимо подключение логопеда по формированию звукопроизно- шения | Семейный психотерапевт (для разъяснительной работы с родителями). При наличии соматичес- ких заболеваний - профильный специалист |
Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием. Группа «Недостаточное развитие» (продолжение)
Подгруппа«ПарциальнаянесформированностьВПФ»
Варианты «Парциальной несформ. | С преобладанием иесформиро- вапности | С преобладанием несформированно- сти вербального, вер- | С преобладанием несформиро- ванности смешанного типа |
Показатели развития | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
Внешний вид, специфика поведения | Физическое развитие в целом соответствует возрасту. Ребенок может быть крупнее и выгля деть старше своего возраста. В поведении наблюдается выра женная двигательная и речевая расторможенность, импульсив ность. Ребенок легко отвлекаем. Общая моторика негармонична | Как правило соответствует возраст ным показателям. Часто ребенок моторно неловок, скован, может быть несколько повышенного пита ния | Не обладает выраженной специфи кой: могут быть самые разнообраз ные проявления — от отсутствия специфичности до отдельных вне шних стигм |
Особенности латерализации (доминирова ние парных органов чув ств, рук, ног) | Наблюдаются те же особенно- сти латерализации, что и в случае подгруппы «Задержанное разви тие» | Как правило присутствуют те или иные знаки левшества (неустоявша яся или смешанная литерализация) | Признаки атипии развития явля ются осложняющим фактором |
Темповые характеристи ки деятельнос ти, работоспо собность | Работоспособность в целом не значительно снижена. Темпо- вые характеристики деятельно- сти крайне неравномерны (за счет импульсивности и растор- моженности). Ребенок быстро пресыщаем | Быстро наступают признаки утомле ния, темп неравномерен, чаще сни жен, особенно при работе с вербаль ными заданиями. На фоне утомле ния может появляться как импуль сивность, так и выраженная вялость, потеря интереса | Работоспособность и темп психичес кой деятельности в целом сниже ны, порой значительно. Наряду с этим часто встречается импульсив ность деятельности, не обусловлен ная утомлением, расторможен ность, вплоть до грубой |
Сформирован- ность регуля- торных функ ций (произ вольность регуляции собственных действий, самоконтроль) | Регуляторные функции недоста точны, вплоть до выраженной несформированности, когда по ведение становится плохо уп равляемым (в тяжелых случа ях). Произвольность может быть выражение несформирова на даже на уровне игровой дея тельности | Незначительная несформирован ность регуляторных функций, осо бенно на фоне утомления. В этом случае контроль за собственны ми действиями снижается более за метно | Регуляция собственной деятельнос ти и произвольность как основа произвольных форм психической деятельности сформирована недо статочно |
Адекватность | Снижена | Достаточная | Достаточная. В динамическом на блюдении на фоне истощения мо жет снижаться |
Критичность | Снижена | Достаточная | Может быть как достаточной, так и незначительно сниженной на фоне утомления. В то же время критич ность к собственному поведению низкая |
Обучаемость | Достаточная при внешней орга низации | Может быть несколько замедленной | Наблюдаются трудности переноса на аналогичный материал, процесс обучения замедлен |