Файл: Семаго Н. Я.,Семаго.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1304

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Семаго Н.Я., Семаго М.М.

С глубоким уважением посвящается нашим учителям - Владимиру Ивановичу Лубовскому и Виктору Васильевичу Лебединскому

Раздел 1.

Понятие «отклоняющееся развитие»

Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка

Произвольность психической активности

Законы развития движений

й уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу). Его подуровни:

Базовая аффективная регуляция

Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми

Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Группа недостаточного развития

Задержанное психическое развитие

Парциальная несформированность высших психических функций

Группа асинхронного развития

«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].

Искаженное развитие

Несомненно, каждый из типов дефицитарности требует отдельного исследования и, соот- ветственно, отдельной книги.

ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Психологический анамнез и его основные разделы

Раннее моторное и психоэмоциональное развитие

История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста

История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет

Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)

Технология проведения психологического обследования и его основные разделы

Анализ результатов психологической диагностики

Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка

Технология составления заключения по результатам психологического обследования

Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:

Технология составления общей части психологического заключения

Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции

Раздел 4.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)

Показания к использованию программы

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)

Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений

«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».

«ЛЕВЕЕ», «ПРАВЕЕ».

Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений

Рис. 4.2.

Рис. 4.3.

Рис. 4.5.

Рис. 4.6.

обследование дома;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием. Группа «Недостаточное развитие»

1А. При гипофункции уровня

1Б. При гиперфункции уровня

2А. При гипофункции уровня

2Б. При гиперфункции уровня

3А. При гипофункции уровня

3Б. При гиперфункции уровня

б) Имеет ряд личностных особенностей:

4А. При гипофункции уровня

4Б. При гиперфункции уровня

а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:

б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:

Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной

Рекомендуемый диагностический инструментарий для исследования особенностей познавательной деятельности

Методика «Разрезные фигуры»

Методика «Кубики Кооса»

Методика «Метаморфозы»

Методика «Эмоциональные лица»

Карта наблюдений за поведением ребенка

Рисуночные проективные тесты

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Индивидуальный первичный прием

Работа со специалистами

Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы

Заключение по результатам психологического обследования

Лист коррекционных занятий

Заключение по итогам динамического обследования

Журнал регистрации видов работ


Развитие

когнитивной сферы

Недостаточная сформирован-

ность всех произвольных видов ВПФ (восприятие, память, вни мание, вербально-логическое мышление). Наиболее затрудне на работа по образцу (конструк тивный праксис). При возмож ности внешней организации де ятельности результативность выполнения заданий может со- ответствовать условно норма- тивным показателям

Невысокая речевая активность, су

жение объема активного внимания, слухоречевого запоминания. Выра женная несформированность про

странственных и квазипростран

ственных представлений. Вторично затруднен конструктивный праксис

.(за счет несформированности про

странственных представлений на всех уровнях). Как следствие зат- руднено понимание и продуцирова- ние причинно-следственных отно- шений, понимание сложных речевых конструкций, всех форм слово- образования. В то же время, задания наглядно-действенного и наглядно- образного невербального типа вы-

полняются в соответствии с условно нормативными показателями

В первую очередь наблюдается не

достаточность операциональной

стороны мыслительной деятельнос ти. Изолированно недостаточны отдельные звенья когнитивной сфе ры (мнестическая деятельность, конструктивный праксис, гности ческие функции, речемыслитель-

ная деятельность), осложненные несформированностью логических форм мышления, включая уровень элементарной логики. Часто зат- руднена работа с заданиями невер- бального плана. Их результатив- ность может находиться в пределах нижней границы возрастных пока- зателей

Игровая дея-

тельность

Выражение непоследовате-

лен, часто конфликтен. Легко сходится с детьми и легко расходится. Легко конфлик- тует, в конфликте несдержан. Игра может быть и без учета ответных реакций. В целом игра характеризуется как им- пульсивная. Затрудняется в удержании роли, роль не удерживает. Играет «хором» с другими ролевыми персона- жами

В целом игра мало отличается от

возрастной. Спецификой игры яв- ляются некоторые трудности само- регуляции. Часто негатив вызыва- ется тем, что не может выразить свою точку зрения на игру, что вызывает конфликты с другими детьми. Дети этой группы более успешны в играх невербального плана. Могут быть малоактивны в совместных играх, мало задейство- ваны в общих праздниках (в усло- виях массового обучения), индиви- дуальных выступлениях

В целом игра более упрощенная,

чем при других формах парциаль- ной несформированности ВПФ. Дети могут подолгу быть заняты простыми в операциональном пла- не играми (преимущественно ма- ни-пулятивного характера), за- трудняются в принятии роли. Час- то ком-пенсатррно предпочитают простые по содержанию игры дви- гательного характера (догонялки, возня, «вопилки» и т.п.), несмотря на определенную двигательную неловкость. При хороших отноше- ниях с воспитателями, предпочи- тают крутиться возле них, нежели играть с детьми. Хотя могут быть и

значительно расторможены, плохо управляемы даже в игре.

Особенности

эмоциональ- но-

личностного развития

Импульсивен, может быть

возбужден, эмоционально лабилен, агрессивен. Само- оценка неустойчивая, может быть неадекватной: как им- пульсивно завышенной, так и заниженной. Притязания на успех, как правило, высокие, не всегда адекватные за счет импульсивности и трудностей удержания правил

Может быть неуверенность в себе,

тревожность. Притязания на успех невысокие. Контакты со сверстни- ками, как правило, не нарушены (хотя иногда наблюдается негати- визм по отношению к сверстни- кам). В игре чаще берет на себя пассивную роль. На фоне утомле- ния может проявляться эмоцио- нальная неустойчивость. Редко участвует в праздниках, не любит выступать перед людьми. Однако в общении с людьми такие дети мо- гут быть активными и адекватны-

ми

Могут быть любые варианты лич-

ностных и поведенческих особен- ностей. Чаще встречаются вариан- ты интрапунитивных (по Розенц- вейгу) личностных реакций (не- уверенность в себе, боязливость, тревожность, опасения несоответ- ствия требованиям взрослых). Также наблюдается обедненность эмоциональных реакций, их «уп- лощенность»





Необходимая развивающе- коррекцион- ная работа

Формирование произвольно- сти и функции программиро- вания и контроля - в первую очередь с привлечением дви- гательных и когнитивных техник. Хорошее структури- рование (стереотипизация) образовательной среды и ре- жима жизни с целью гармо- низации уровней аффективно- го развития. В грубых случаях необходим жесткий внешний

контроль

В первую очередь работа по фор- мированию пространственных и квазипространственных представ- лений. Любые варианты развития креативности, совместная работа с логопедом, нейропсихологическая двигательная коррекция

Все виды коррекционной помо- щи, начиная с двигательной ней- ропси-хологической коррекции, формирования произвольной ре- гуляции деятельности, простран- ственных представлений.

Развитие когнитивной сферы. Координация деятельности пси- холога с работой учителя- дефектолога и логопеда. Часто возникает потребность в органи- зации индивидуального обучения

Другие спе- циалисты,

необходимые ребенку

Наблюдение невролога (пара- клинические исследования: ЭЭГ, РЭГ и т.п.), детский психиатр грубо выражен- ных случаях), нейропсихолог,

в отдельных случаях логопед

Невролог, нейропсихолог, логопед (как основной специалист по кор- рекции речевых нарушений), в от- дельных случаях специальный пе- дагог (дефектолог), психиатр

Психиатр, невролог (для опреде- ления необходимости медика- ментозной терапии), специаль- ный педагог (дефектолог), лого- пед, нейропсихолог




Приложение2


Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием Группа «Асинхронное развитие»

Подгруппа«Дисгармоническоеразвитие»

Варианты

«Дисгармо-

нического развития»

Экстрапунитивный тип дис- гармонического развития

Интрапунитивный тип дисгармо- нического развития

Дисгармоническое развитие по апатическому типу*

Показатели

развития

Внешний

вид, специ- фика поведе- ния

Внешний вид неспецифичен, хотя дети могут быть вычурно одеты или иметь какие-либо вычурные детали в одежде. В поведении могут быть наро- чито независимы или откро- венно демонстративны, ино- гда демонстративно негативи- стичны. Физически (в особен- ности мальчики) часто могут быть несколько менее разви- ты, чем их сверстники

Как правило, сутулые, часто на- блюдается низкая челка (прикры- вает глаза). Могут быть угловаты- ми, неуклюжими, с несформиро- ванной мо-торикой. Подростки как бы «стесняются» собственного тела. С трудом вступают в контакт, малоразговорчивы, часто взглядом ищут поддержки со стороны роди- телей. Часто нуждаются в одобре- нии, чтобы начать работать. Очень четко улавливают фальшь. От фальшивого одобрения могут замкнуться еще больше

Вялые, безразличные ко всему, фактически отсутствует ориенти- ровочная реакция в ситуации обследования. Достаточно без- различны к своему внешнему виду и внешним условиям. Спе- цифичным можно считать осо- бый «опустошенный» взгляд. Могут быть как повышенного, так и пониженного питания.

Внимание! У подростков такое безразличие может сочетаться по времени с резким нарастанием жировых отложений, что может свидетельствовать об эндокрин-

ной патологии





  • Данный тип дисгармонического развития характерен, в основном, для детей подросткового возраста. У детей дошкольного и младшего школьного возрастов не проявляется в такой резкой, «рельефной» форме, но может проявляться, как правило, лишь общим снижением психического тонуса, отсутствием детских интересов и «живости» реагирования.




Особенности латерализацин (доминирова-

ние парных органов чувств, рук, ног)

Могут присутствовать при- знаки смешанной латерализа- ции, признаки левшества том числе латентного) или истинное левше-ство

Часто наблюдаются знаки атипич- но-го развития (левосторонней доми-нантности). Встречаются как случаи неустоявшейся латерализа- ции, так и латентное левшество

Мало специфично, хотя чаще, чем в среднем по популяции, встречаются знаки левшества, смешанной латерализации




Темповые ха- рактеристики

деятельности, работоспо-

собность

Как правило, темп деятельно- сти повышен, работоспособ- ность (при высокой мотива- ции, в том числе и негатив- ной) может быть как завыше- на, так и понижена

Часто замедлены (за счет неуве- ренности в себе, частых перепро- верок), хотя в целом при благопри- ятных эмоциональных условиях могут иметь нормативные показа- тели. Работоспособность, как пра- вило, ниже возрастных показате- лей из-за вторичной астенизации, соматических недомоганий, психо-

соматического компонента

Замедленны, заторможенны, без- различны к результатам. С одной стороны, быстро пресыщаемы, с другой (в силу своего безразли- чия) могут долго, монотонно, без эмоциональных проявлений вы- полнять какое-либо задание. Ра- ботоспособность может быть снижена

Сформирован-

ность регуля- торных функ- ций (произ- вольность ре- гуляции собст- венных дейст- вий, самокон- троль)

В целом сформирована доста-

точно, в некоторых случаях регуляция собственной дея- тельности очень хорошая. Но существуют варианты недос- таточной сфор-мированности регуляторных функций «в чистом виде» (пояснения в тексте). При преобладании демонстративных черт - регуляция достаточная. В дру- гих случаях (как правило при расторможенности) регуляция сформирована недостаточно, что может непосредственно сказываться (вторично) и на

когнитивных функциях.

Произвольность регуляции собст-

венной деятельности достаточная или даже высокая. Иногда наблю- дается сверхконтроль (просчет

«ходов» надолго вперед)

В связи с общей спецификой по-

ведения, отсутствует импульсив- ность и чаще всего можно пред- положить достаточную сформи- рованность произвольной регу- ляции. При обследовании этот показатель, как правило, трудно поддается реальной оценке силу отсутствия желаний и моти- вов)

Адекватность

Могут быть как демонстра-

тивно неадекватны, так и иметь (за счет несформиро- ванности регу-ляторных функций) неадекватные про- тестно-эмоциональные реак- ции (по типу аффективных вспышек), которые, как пра-

вило, имеют причину

Достаточная

В целом адекватны, если не учи-

тывать отсутствие интереса к чему-либо. В условиях детского коллектива в конфликтных си- туациях могут быть пассивно неадекватны

Критичность

Может быть достаточной, но

в целом снижена

Повышенно критичны

В целом достаточно критичны.

Могут оценить и свой результат и поведение, но это «мимикриру- ет-ся>, «зашумляется» безразли- чием. Иногда на сложное задание могут быть замотивированы и дать адекватную оценку своего

поведения и результатов

Обучаемость

Наблюдаются различные сте- пени обучаемости: от норма- тивной для данного возраста до высокой

Достаточная. В то же время суще- ствует специфика обучаемости: в состоянии стресса, эмоционально- го дисбаланса обучаемость может резко снизиться и дети могут де- монстрировать порой даже фено- мен умственной отсталости

Формально обучаемы. Могут формально усваивать предлагае- мый материал. Характерно, что нет даже единичных сверхцен- ных интересов. В ситуации появ- ления сверхценных интересов можно говорить о манифестации

искаженного развития

Развитие ког-

нитивной сфе- ры

В целом соответствует услов-

ной возрастной норме. В то же время, за счет поведенче- ских особенностей, соответ- ствующих возрасту, может отмечаться своеобразие, спе- цифика

В целом соответствует возрасту

(условно нормативное развитие). В то же время результативность вы- полнения тех или иных заданий, продуктивность когнитивной дея- тельности в целом может иметь значительные колебания в зависи- мости от эмоционального состоя-

ния

В целом специфично только в

плане отсутствия познавательных интересов. В остальном соответ- ствует условно возрастной норме