ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1304
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие «отклоняющееся развитие»
Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка
Произвольность психической активности
Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми
Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Группа недостаточного развития
Задержанное психическое развитие
Парциальная несформированность высших психических функций
«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].
ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Психологический анамнез и его основные разделы
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие
История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста
История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет
Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)
Технология проведения психологического обследования и его основные разделы
Анализ результатов психологической диагностики
Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка
Технология составления заключения по результатам психологического обследования
Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:
Технология составления общей части психологического заключения
Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)
Показания к использованию программы
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)
Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений
«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».
Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений
б) Имеет ряд личностных особенностей:
а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:
б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:
Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной
Карта наблюдений за поведением ребенка
Индивидуальный первичный прием
Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы
Заключение по результатам психологического обследования
Развитие когнитивной сферы | Недостаточная сформирован- ность всех произвольных видов ВПФ (восприятие, память, вни мание, вербально-логическое мышление). Наиболее затрудне на работа по образцу (конструк тивный праксис). При возмож ности внешней организации де ятельности результативность выполнения заданий может со- ответствовать условно норма- тивным показателям | Невысокая речевая активность, су жение объема активного внимания, слухоречевого запоминания. Выра женная несформированность про странственных и квазипростран ственных представлений. Вторично затруднен конструктивный праксис .(за счет несформированности про странственных представлений на всех уровнях). Как следствие зат- руднено понимание и продуцирова- ние причинно-следственных отно- шений, понимание сложных речевых конструкций, всех форм слово- образования. В то же время, задания наглядно-действенного и наглядно- образного невербального типа вы- полняются в соответствии с условно нормативными показателями | В первую очередь наблюдается не достаточность операциональной стороны мыслительной деятельнос ти. Изолированно недостаточны отдельные звенья когнитивной сфе ры (мнестическая деятельность, конструктивный праксис, гности ческие функции, речемыслитель- ная деятельность), осложненные несформированностью логических форм мышления, включая уровень элементарной логики. Часто зат- руднена работа с заданиями невер- бального плана. Их результатив- ность может находиться в пределах нижней границы возрастных пока- зателей |
Игровая дея- тельность | Выражение непоследовате- лен, часто конфликтен. Легко сходится с детьми и легко расходится. Легко конфлик- тует, в конфликте несдержан. Игра может быть и без учета ответных реакций. В целом игра характеризуется как им- пульсивная. Затрудняется в удержании роли, роль не удерживает. Играет «хором» с другими ролевыми персона- жами | В целом игра мало отличается от возрастной. Спецификой игры яв- ляются некоторые трудности само- регуляции. Часто негатив вызыва- ется тем, что не может выразить свою точку зрения на игру, что вызывает конфликты с другими детьми. Дети этой группы более успешны в играх невербального плана. Могут быть малоактивны в совместных играх, мало задейство- ваны в общих праздниках (в усло- виях массового обучения), индиви- дуальных выступлениях | В целом игра более упрощенная, чем при других формах парциаль- ной несформированности ВПФ. Дети могут подолгу быть заняты простыми в операциональном пла- не играми (преимущественно ма- ни-пулятивного характера), за- трудняются в принятии роли. Час- то ком-пенсатррно предпочитают простые по содержанию игры дви- гательного характера (догонялки, возня, «вопилки» и т.п.), несмотря на определенную двигательную неловкость. При хороших отноше- ниях с воспитателями, предпочи- тают крутиться возле них, нежели играть с детьми. Хотя могут быть и значительно расторможены, плохо управляемы даже в игре. |
Особенности эмоциональ- но- личностного развития | Импульсивен, может быть возбужден, эмоционально лабилен, агрессивен. Само- оценка неустойчивая, может быть неадекватной: как им- пульсивно завышенной, так и заниженной. Притязания на успех, как правило, высокие, не всегда адекватные за счет импульсивности и трудностей удержания правил | Может быть неуверенность в себе, тревожность. Притязания на успех невысокие. Контакты со сверстни- ками, как правило, не нарушены (хотя иногда наблюдается негати- визм по отношению к сверстни- кам). В игре чаще берет на себя пассивную роль. На фоне утомле- ния может проявляться эмоцио- нальная неустойчивость. Редко участвует в праздниках, не любит выступать перед людьми. Однако в общении с людьми такие дети мо- гут быть активными и адекватны- ми | Могут быть любые варианты лич- ностных и поведенческих особен- ностей. Чаще встречаются вариан- ты интрапунитивных (по Розенц- вейгу) личностных реакций (не- уверенность в себе, боязливость, тревожность, опасения несоответ- ствия требованиям взрослых). Также наблюдается обедненность эмоциональных реакций, их «уп- лощенность» |
Необходимая развивающе- коррекцион- ная работа | Формирование произвольно- сти и функции программиро- вания и контроля - в первую очередь с привлечением дви- гательных и когнитивных техник. Хорошее структури- рование (стереотипизация) образовательной среды и ре- жима жизни с целью гармо- низации уровней аффективно- го развития. В грубых случаях необходим жесткий внешний контроль | В первую очередь работа по фор- мированию пространственных и квазипространственных представ- лений. Любые варианты развития креативности, совместная работа с логопедом, нейропсихологическая двигательная коррекция | Все виды коррекционной помо- щи, начиная с двигательной ней- ропси-хологической коррекции, формирования произвольной ре- гуляции деятельности, простран- ственных представлений. Развитие когнитивной сферы. Координация деятельности пси- холога с работой учителя- дефектолога и логопеда. Часто возникает потребность в органи- зации индивидуального обучения |
Другие спе- циалисты, необходимые ребенку | Наблюдение невролога (пара- клинические исследования: ЭЭГ, РЭГ и т.п.), детский психиатр (в грубо выражен- ных случаях), нейропсихолог, в отдельных случаях логопед | Невролог, нейропсихолог, логопед (как основной специалист по кор- рекции речевых нарушений), в от- дельных случаях специальный пе- дагог (дефектолог), психиатр | Психиатр, невролог (для опреде- ления необходимости медика- ментозной терапии), специаль- ный педагог (дефектолог), лого- пед, нейропсихолог |
Приложение2
Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием Группа «Асинхронное развитие»
Подгруппа«Дисгармоническоеразвитие»
Варианты «Дисгармо- нического развития» | Экстрапунитивный тип дис- гармонического развития | Интрапунитивный тип дисгармо- нического развития | Дисгармоническое развитие по апатическому типу* |
Показатели развития | |||
Внешний вид, специ- фика поведе- ния | Внешний вид неспецифичен, хотя дети могут быть вычурно одеты или иметь какие-либо вычурные детали в одежде. В поведении могут быть наро- чито независимы или откро- венно демонстративны, ино- гда демонстративно негативи- стичны. Физически (в особен- ности мальчики) часто могут быть несколько менее разви- ты, чем их сверстники | Как правило, сутулые, часто на- блюдается низкая челка (прикры- вает глаза). Могут быть угловаты- ми, неуклюжими, с несформиро- ванной мо-торикой. Подростки как бы «стесняются» собственного тела. С трудом вступают в контакт, малоразговорчивы, часто взглядом ищут поддержки со стороны роди- телей. Часто нуждаются в одобре- нии, чтобы начать работать. Очень четко улавливают фальшь. От фальшивого одобрения могут замкнуться еще больше | Вялые, безразличные ко всему, фактически отсутствует ориенти- ровочная реакция в ситуации обследования. Достаточно без- различны к своему внешнему виду и внешним условиям. Спе- цифичным можно считать осо- бый «опустошенный» взгляд. Могут быть как повышенного, так и пониженного питания. Внимание! У подростков такое безразличие может сочетаться по времени с резким нарастанием жировых отложений, что может свидетельствовать об эндокрин- ной патологии |
-
Данный тип дисгармонического развития характерен, в основном, для детей подросткового возраста. У детей дошкольного и младшего школьного возрастов не проявляется в такой резкой, «рельефной» форме, но может проявляться, как правило, лишь общим снижением психического тонуса, отсутствием детских интересов и «живости» реагирования.
Особенности латерализацин (доминирова- ние парных органов чувств, рук, ног) | Могут присутствовать при- знаки смешанной латерализа- ции, признаки левшества (в том числе латентного) или истинное левше-ство | Часто наблюдаются знаки атипич- но-го развития (левосторонней доми-нантности). Встречаются как случаи неустоявшейся латерализа- ции, так и латентное левшество | Мало специфично, хотя чаще, чем в среднем по популяции, встречаются знаки левшества, смешанной латерализации |
Темповые ха- рактеристики деятельности, работоспо- собность | Как правило, темп деятельно- сти повышен, работоспособ- ность (при высокой мотива- ции, в том числе и негатив- ной) может быть как завыше- на, так и понижена | Часто замедлены (за счет неуве- ренности в себе, частых перепро- верок), хотя в целом при благопри- ятных эмоциональных условиях могут иметь нормативные показа- тели. Работоспособность, как пра- вило, ниже возрастных показате- лей из-за вторичной астенизации, соматических недомоганий, психо- соматического компонента | Замедленны, заторможенны, без- различны к результатам. С одной стороны, быстро пресыщаемы, с другой (в силу своего безразли- чия) могут долго, монотонно, без эмоциональных проявлений вы- полнять какое-либо задание. Ра- ботоспособность может быть снижена |
Сформирован- ность регуля- торных функ- ций (произ- вольность ре- гуляции собст- венных дейст- вий, самокон- троль) | В целом сформирована доста- точно, в некоторых случаях регуляция собственной дея- тельности очень хорошая. Но существуют варианты недос- таточной сфор-мированности регуляторных функций «в чистом виде» (пояснения в тексте). При преобладании демонстративных черт - регуляция достаточная. В дру- гих случаях (как правило при расторможенности) регуляция сформирована недостаточно, что может непосредственно сказываться (вторично) и на когнитивных функциях. | Произвольность регуляции собст- венной деятельности достаточная или даже высокая. Иногда наблю- дается сверхконтроль (просчет «ходов» надолго вперед) | В связи с общей спецификой по- ведения, отсутствует импульсив- ность и чаще всего можно пред- положить достаточную сформи- рованность произвольной регу- ляции. При обследовании этот показатель, как правило, трудно поддается реальной оценке (в силу отсутствия желаний и моти- вов) |
Адекватность | Могут быть как демонстра- тивно неадекватны, так и иметь (за счет несформиро- ванности регу-ляторных функций) неадекватные про- тестно-эмоциональные реак- ции (по типу аффективных вспышек), которые, как пра- вило, имеют причину | Достаточная | В целом адекватны, если не учи- тывать отсутствие интереса к чему-либо. В условиях детского коллектива в конфликтных си- туациях могут быть пассивно неадекватны |
Критичность | Может быть достаточной, но в целом снижена | Повышенно критичны | В целом достаточно критичны. Могут оценить и свой результат и поведение, но это «мимикриру- ет-ся>, «зашумляется» безразли- чием. Иногда на сложное задание могут быть замотивированы и дать адекватную оценку своего поведения и результатов |
Обучаемость | Наблюдаются различные сте- пени обучаемости: от норма- тивной для данного возраста до высокой | Достаточная. В то же время суще- ствует специфика обучаемости: в состоянии стресса, эмоционально- го дисбаланса обучаемость может резко снизиться и дети могут де- монстрировать порой даже фено- мен умственной отсталости | Формально обучаемы. Могут формально усваивать предлагае- мый материал. Характерно, что нет даже единичных сверхцен- ных интересов. В ситуации появ- ления сверхценных интересов можно говорить о манифестации искаженного развития |
Развитие ког- нитивной сфе- ры | В целом соответствует услов- ной возрастной норме. В то же время, за счет поведенче- ских особенностей, соответ- ствующих возрасту, может отмечаться своеобразие, спе- цифика | В целом соответствует возрасту (условно нормативное развитие). В то же время результативность вы- полнения тех или иных заданий, продуктивность когнитивной дея- тельности в целом может иметь значительные колебания в зависи- мости от эмоционального состоя- ния | В целом специфично только в плане отсутствия познавательных интересов. В остальном соответ- ствует условно возрастной норме |