ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1300
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие «отклоняющееся развитие»
Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка
Произвольность психической активности
Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми
Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Группа недостаточного развития
Задержанное психическое развитие
Парциальная несформированность высших психических функций
«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].
ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Психологический анамнез и его основные разделы
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие
История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста
История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет
Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)
Технология проведения психологического обследования и его основные разделы
Анализ результатов психологической диагностики
Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка
Технология составления заключения по результатам психологического обследования
Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:
Технология составления общей части психологического заключения
Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)
Показания к использованию программы
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)
Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений
«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».
Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений
б) Имеет ряд личностных особенностей:
а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:
б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:
Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной
Карта наблюдений за поведением ребенка
Индивидуальный первичный прием
Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы
Заключение по результатам психологического обследования
Следует отметить, что для любого варианта условно нормативного (в пределах СПН) или же от- клоняющегося развития характерна определенная структура сформированности базовых составляющих психической деятельности. Это положение дает возможность проводить как оценку индивидуальных различий ребенка, так и типологизацию отклоняющегося развития с точки зрения структуры и уровня сформированности совокупности базовых составляющих психической деятельности. Для различных форм отклоняющегося развития была показана специфическая структура сформированности всех трех составляющих психического развития ребенка: как умственно отсталые дети, так и дети с различными формами задержки психического развития, развивающиеся по типу дисгармонического или искаженного' развития, обладают собственным «профилем», спецификой формирования и. спецификой взаимодействия всех базовых предпосылок (составляющих).
В описании различных форм отклоняющегося развития (раздел 2) приводится специфика этой
«макроединицы» психического развития [В настоящее время специфика базовых составляющих психи- ческого развития определена в достаточно полном объеме для таких групп отклоняющегося развития, как «недостаточное развитие» и «асинхронное развитие» (см. раздел 2). Не являясь специалистами в об- ласти работы с детьми с дефицитарным развитием (дети с нарушениями слуха, зрения, опорно-дви- гательного аппарата), авторы могут только гипотетически предположить характер формирования по- добных структур].
Это же позволяет более обоснованно определить и понятие психологического диагноза, который может быть адекватно поставлен с учетом, в частности, специфики «профиля» базовых составляющих психического развития. Точно так же введение в содержательное поле деятельности психолога понятия базовых составляющих, динамики их развития и особенностей сформированности позволяет более обоснованно оценивать и вероятностный прогноз развития ребенка в различных условиях окружающей
среды, и специфику развивающих и коррекционных мероприятий.
В заключение данного раздела рассмотрим структуру и характерные особенности базовых пред- посылок (составляющих) психического развития ребенка.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 55
Произвольность психической активности
Важность произвольности собственной активности, как одной из основных составляющих разви- тия ребенка, подчеркивается многими авторами. Г.Г. Кравцов (1994), рассматривая проблемы соотно- шения воли и произвольности, подчеркивает, что направление движения развития личности ребенка к собственной индивидуальности «совпадает с расширением зоны внутренней свободы, способности соз- нательного управления своей психикой и поведением, то есть становлением произвольности». Таким
образом, показывая отсутствие барьера между волей как осмысленной инициативой, определяющей це- лостную личность, и произвольностью, произвольное поведение рассматривается как поведение сво- бодное, то есть построенное субъектом (в данном случае развивающимся ребенком) по собственным правилам, в то же время согласующееся с принятыми в обществе нормами. Сознательность, или осоз- нанность, является основной характеристикой произвольного поведения.
Итак, произвольность, рассматриваемая как функция, «модулирующая» все развитие ребенка, детерминирующая, в частности, психические возрастные новообразования, должна быть поставлена на первое место в структуре гетерохронного формирования всех психических сфер и структур ребенка. В этом случае можно сделать ряд практически значимых выводов, одним из которых является определе- ние для возрастного этапа конкретного ребенка ведущей деятельности в зависимости от вида и уровня сформированности его произвольности психической активности.
Рассматривая структуру произвольности психической активности как одной из предпосылок или составляющих психической деятельности, необходимо отметить первый по последовательности форми- рования, лежащий в «основании» произвольности уровень, а именно — произвольную сенсомоторную активность. Правильная последовательность формирования сенсомоторной активности, в том числе произвольной, в онтогенезе, ее динамическая структура и особенности, физическое развитие ребенка в
целом являются важнейшими компонентами психического развития, основой «развертывания» про- граммы развития в широком смысле этого понятия.
«Произвольность» сенсомоторных актов понимается нами не как осознанность, «рефлексия» собственных движений, но как возможность выполнения тех или иных сенсомоторых актов в соответ- ствии с воздействием внешней среды, ее объектов. Нельзя не отметить, что на определенном этапе раз- вития подобная активность «перерастает» в произвольную двигательную активность и приобретает возможность стать «опроизволенной» в соответствии с теорией Н.А. Бернштейна (1947). Собственно говоря, сенсомоторная, а в дальнейшем и собственно произвольная двигательная активность является в возрасте от рождения до года одним из основных элементов развития ребенка, той функцией, которая развивается, на наш взгляд, «на один шаг» раньше всех и в буквальном смысле «тянет» развитие и по- знавательной, и эмоциональной сферы.
Произвольность собственной активности своими корнями уходит непосредственно в формиро- вание сенсомоторной произвольности. В дальнейшем она преобразовывается, переходит на уровень произвольной регуляции собственно высших психических функций (память, внимание, произволь- ность различных форм мышления). Произвольная ВПФ осуществляется только на определенном этапе речевого развития ребенка, когда собственная речь, а перед этим речь взрослого, «опосредует» эту форму произвольной регуляции. Так, маленький ребенок, подходя к горячему утюгу, сам себе говорит:
«Нельзя!», тем самым опосредуя речью свое собственное поведение. Позже в результате интеро- ризации речи этот процесс «сворачивается», становясь истинно операциональным.
Наиболее поздно начинает формироваться произвольная регуляция собственных эмоций. Внача- ле этот уровень произвольности точно так же опосредуется присутствием взрослого, его речью и эмо-
циональной оценкой поведения ребенка. Понятно, что эти уровни никоим образом не формируются в линейной последовательности, друг за другом, а имеют периоды «перекрытий» (см. далее законы раз- вития). Так, эмоциональная оценка матери чрезвычайно важна и для сенсомоторного развития ребенка, а произвольность ВПФ частично может определять и произвольность движений. Но принципиально то, что последовательность формирования произвольности от наиболее простого сенсомоторного акта к наиболее сложному — эмоциональной регуляции должна сохраняться.
Таким образом, структуру произвольности психической активности можно представить в сле- дующем виде:
-
й уровень — произвольность сенсомоторной активности; -
й уровень — произвольность регуляции ВПФ; -
й уровень — произвольность эмоциональной регуляции.
Следует еще раз подчеркнуть, что наиболее важным, по крайней мере, на первом году жизни, яв- ляется формирование сенсомоторных актов, последовательность и сроки овладения собственным дви- жением. Детальный анализ развития сенсомоторной и двигательной активности ребенка, их гетеро- хронное взаимодействие с другими сторонами развития ребенка в целом, а также их влияние на все сто-
роны психического развития предполагается описать в издании данной серии, посвященной раннему развитию ребенка. Здесь мы только наметим основные положения и законы развития, имеющие непо- средственное отношение к формированию одного из уровней произвольности психической активности. Отметим, что степень сформированности 1-го уровня произвольности психической активности непо- средственно влияет на характер отклоняющегося развития ребенка.
В связи с особой важностью этой составляющей базовых предпосылок необходимо остановиться