ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1299
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие «отклоняющееся развитие»
Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка
Произвольность психической активности
Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми
Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Группа недостаточного развития
Задержанное психическое развитие
Парциальная несформированность высших психических функций
«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].
ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Психологический анамнез и его основные разделы
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие
История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста
История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет
Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)
Технология проведения психологического обследования и его основные разделы
Анализ результатов психологической диагностики
Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка
Технология составления заключения по результатам психологического обследования
Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:
Технология составления общей части психологического заключения
Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)
Показания к использованию программы
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)
Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений
«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».
Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений
б) Имеет ряд личностных особенностей:
а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:
б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:
Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной
Карта наблюдений за поведением ребенка
Индивидуальный первичный прием
Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы
Заключение по результатам психологического обследования
Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка
Понятие базовых предпосылок (составляющих психического развития — по уточнению, сделан- ному В.И. Лубовским и принятому в дальнейшем авторами) является особым компонентом, еще одной
«макроединицей» в общей структуре развития ребенка.
В основе включения этого понятия в сферу внимания детской психологии лежат исследования школы детской нейропсихологии А.В. Семенович и школы работы с детьми с эмоциональными нару- шениями К. С. Лебединской — О. С. Никольской» а также более чем двадцатилетняя диагностическая и коррекционная работа авторов с различными группами детей с отклоняющимся развитием. Все это по- зволило сформулировать и конкретизировать уровневую структуру психического развития и всей пси- хической деятельности, а также изменения (несформированность, искажения и повреждения) этой структуры при различных видах отклоняющегося развития.
Следует заметить, что введение такой дополнительной единицы анализа полностью базируется на непреложных законах психического развития ребенка, ведущих свое начало от Л.С. Выготского и его последователей. Наши исследования лишь углубляют и конкретизируют теоретические положения классиков отечественной психологии. Не считая необходимым в очередной раз приводить их воззрения, отсылаем наиболее пытливых читателей к таким основополагающим трудам Л. С. Выготского, как «Ди- агностика развития и педологическая клиника» (1931), «Основные проблемы дефектологии» (1929),
«Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте» (1935), «Проблема возраста» (1984) и «Младенческий возраст» (1984), другим книгам и статьям Л.С. Выготского, А.Д. Эльконина, П.Я. Гальперина.
Для разъяснения, что стоит за этим понятием, необходимо обратиться к модели «вертикальной»
организации психической деятельности в ее наиболее общем виде. Предлагаемая модель рассматрива- ется здесь исключительно для описания структуры базовых составляющих (предпосылок) и их взаимо- связей с другими составляющими психического развития ребенка. Такую модель можно представить в виде, по крайней мере, трехуровневой системы. Следует отметить, что на данной модели основываются анализ и оценка уровня актуального развития ребенка в целом. Это дает реальную возможность постро- ить психологический диагноз, определить ряд показателей психического развития, на основании кото- рых можно сформулировать вероятностный прогноз развития ребенка и, что самое важное, дать эффек- тивные рекомендации по развивающе-коррекционной работе для всех специалистов.
На первом, «нижнем», уровне, названном нами «уровнем причинности», традиционно распола- гаются составляющие, которые определяют источники и причины психического развития и психиче- ской деятельности в целом.
Одной из важнейших «причинных» составляющих является также и социальная ситуация (усло- вия) развития, значение которой следует оценивать гораздо шире, чем это практиковалось до сих пор. В социальные условия развития необходимо включать и образовательную среду (ситуацию) в целом: не только влияние родительско-детских отношений, но и педагогических диспозиций по отношению к ре- бенку. Помимо этого нельзя не учитывать конкретную социально-этническую культуру, в которой раз- вивался ребенок, а также иные особенности, «облегчающие» или, наоборот, усугубляющие его развитие в конкретной социальной среде.
Чрезвычайно важным является состояние собственно центральной и периферической нервной системы с точки зрения непосредственно нормативности «органической» составляющей развития, ко- торое в значительной степени может быть нарушено вследствие различных экзо- или эндогенных пато- генных факторов. Эти факторы и результаты их влияния на формирование и функционирование ЦНС неоднократно и детально описаны в многочисленной медицинской и психологической литературе [10, 11, 13, 19 и др.], и поэтому нет необходимости в очередной раз их дублировать.
В то же время обратим внимание на третий, чрезвычайно важный компонент «причинного»
уровня, а именно — на специфику нейробиологической функциональной организации мозговых систем, включающей как специфику формирования корково-подкорковых, так и специфику индивидуального профиля функциональной ассиметрии, как один из основных параметров, определяющих процесс раз- вития ребенка, в том числе особенности развития отклоняющегося. Этот параметр в последнее время занимает одно из наиболее значимых мест в структуре причин, определяющих психическое развитие ребенка в целом, а также характер его «уклонения» от социально-психологических нормативов.
Следующим «надстраивающимся» над уровнем причинности «слоем» и являются базовые пред-посылки (составляющие) психической деятельности, рассматриваемые в данном параграфе. Как пред- посылки собственно психической деятельности они формируются, начиная с момента рождения (по не- которым, не подтвержденным экспериментальными исследованиями утверждениям, и раньше, до рож- дения), а в более поздние сроки развития, уже как базовые составляющие, встраиваются в качестве
«операционально-технологических»в психическую деятельность ребенка.
Система «базовых составляющих развития» имеет три взаимозависимых и взаимодополняющих элемента: произвольность психической активности, пространственные и пространственно-временные представления, базовую аффективную регуляцию. Разделение составляющих на эти три элемента в дос- таточной степени условно, но дает возможность оценить вклад каждой из них в целостную психиче- скую деятельность ребенка. Особенно очевиден вклад каждой из этих составляющих в случае недоста- точности или дефицитарности каждой из них. Так, при преимущественном дефиците произвольности психической активности большая часть проблем ребенка будет лежать в сфере собственно регулятор- ной и мотивационно-волевой, тем самым определяя недостаточность или даже невозможность собст-
венного контроля и программирования деятельности в целом. При дефиците в первую очередь про- странственных и пространственно-временных представлений на первый план выступают проблемы формирования собственно когнитивного звена ВПФ, а в совокупности с недостаточностью произволь- ной регуляции — всей познавательной деятельности в целом. В свою очередь, специфика форми- рования системы базовой аффективной регуляции проявляется в дисгармонии или искажении эмоцио-
нально-личностных особенностей ребенка, что, безусловно, может оказывать негативное влияние и на развитие познавательной сферы.
Несмотря на их взаимообусловленность, в каждом конкретном случае отклоняющегося развития тем не менее можно и необходимо видеть вклад каждой из них и только на основе такого «многослой- ного» понимания структуры психического развития «построить» причинную, специфическую раз- вивающую или коррекционную работу.
В свою очередь, каждая из базовых составляющих (предпосылок) психической деятельности представляет собой достаточно сложную многоуровневую систему рис. 1.1), которая планомерно раз- вертывается (формируется) в процессе развития ребенка, где основным законом подобного формирова- ния и «надстраивания» следующих уровней является правило: «Своевременность и последовательность решают все».
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ПРОСТРАНСТВЕННО- ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ |
Лингвистическое пространство |
Вербализация пространственных представлений |
Представления о взаимоотноше- ниях тела и внешних объектов |
Представления о пространстве собственного тела |
| ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ | | | | БАЗОВЫЕ АФФЕКТИВНЫЕ РЕГУЛЯЦИИ | |
Произвольность эмоциональной регуляции | Уровень эмоциональ- ного контроля | |||||
Произвольность ВПФ | Уровень аффективной экспансии | |||||
Произвольность сенсомо- торной активности | Уровень аффективных стереотипов | |||||
| Уровень полевой реак- тивности |
Рис. 1.1. Структура базовых составляющих психического развития
Однако следует заметить, что развитие самих составляющих подчинено общему закону «пере- крытия стадий развития» (см. раздел 1.3.1), что подразумевает овладение следующим уровнем (этапом) с одновременным совершенствованием предыдущего.
Внесение в анализ структуры психического развития ребенка, его психической деятельности в целом дополнительной «макроединицы» — базовых составляющих развития является дальнейшим раз- витием, конкретизацией теоретических положений Л.С. Выготского о переходе «...от фенотипической к каузально-динамической точке зрения в методике изучения и диагностике развития » (Л.С. Выготский. Собр. соч., т. 5. — М.: Педагогика, 1984. — С. 272).
Таким образом, уровень базовых составляющих психической деятельности определяется специ- фикой уровня причин развития, а с другой стороны, — сам является причинным, а в дальнейшем и опе- рационально-технологическим для всего репертуара высших психических функций и сфер деятельности ребенка, которые и составляют третий, «верхний», собственно «феноменологический» уровень. Данный уровень и представляет совокупность всех познавательных, мотивационно-волевых и эмоционально- личностных характеристик ребенка (включая и его взаимодействия с окружающим социумом).
Практика нашей диагностической и коррекционно-развивающей деятельности с детьми разных категорий показывает, что эти базовые составляющие психической деятельности ребенка являются пер-вичными но отношению ко всем высшим психическим функциям. Именно поэтому оценка и анализ деятельности ребенка, с точки зрения особенностей формирования именно этих составляющих психи-ческого развития и их влияния на дальнейшее развитие ВПФ, ставятся во главу угла в том случае, ко- гда мы говорим об интегративной психологической диагностике (оценку сформированности базовых предпосылок