Файл: Примерные вопросы и задания для подготовки к государственному экзамену.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 1392

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Основные научные подходы к пониманию предмета конституционного, муниципального, административного права.

2. Формирование и современное содержание категории конституционализма и конституционного строя.

3. Основные этапы становления и развития конституционного строя России.

4. Конституционные поправки 2020 года: особенности их реализации.

5. Эволюция конституционализма в России на современном этапе.

6. Государственный суверенитет в системе современных международных отношений.

7. Единая система публичной власти, государственная власть и местное самоуправление: понятие и соотношение.

8. Конституционный принцип самостоятельности органов местного самоуправления: содержание, правовое закрепление, проблемы реализации.

9. Проблемные аспекты взаимоотношений органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления.

10. Правовые позиции Конституционного Суда по вопросам местного самоуправления.

11. Правовые проблемы обеспечения экологической безопасности в условиях современного общества.

12. Реформы государственного управления в России. Цифровая трансформация.

13. Особенности взаимоотношения государства и религиозных объединений в современной России.

14. Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе

15. Актуальные проблемы административной ответственности.

16. Проблемные аспекты взаимодействия органов исполнительной власти с институтами гражданского общества.

17. Проблемные аспекты реализации права граждан на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления.

18. Проблемы совершенствования законодательства об административных правонарушениях.

19. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.

20. Проблемы реализации национальных проектов (на примере здравоохранения /образования).

21. Современная социальная политика российского государства. Основные направления укрепления социальной государственности в современной России.

1. Понятие и правовой режим территории государства.

2. Правовой режим государственной границы.

3. Территориальные пределы деятельности федеральных органов государственной власти.

4. Понятие и правовой режим территории субъекта РФ.

5. Особенности правового статуса субъектов РФ (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономий).

6. Особенности правового статуса сложносоставных субъектов РФ.

7. Территориальные пределы деятельности органов государственной власти субъектов РФ.

8. Производство по образованию нового субъектов РФ.

9. Производство по принятию нового субъекта РФ.

10. Производство по изменению статуса субъекта РФ

11. Производство по изменению границы субъекта РФ

12. Особенности наименований субъектов РФ, населенных пунктов, муниципальных образований.

13. Понятие, виды и признаки населенных пунктов.

14. Порядок изменения наименования населенных пунктов.

15. Производство по созданию, преобразованию, упразднению населенных пунктов.

16. Понятие, виды муниципальных образований, их особенности.

17. Производство по изменению границ муниципальных образований.

18. Производство по преобразованию муниципальных образований.

19. Производство по упразднению муниципальных образований.

20. Взаимосвязь населенного пункта и муниципального образования.

21. Особые территориальные единицы в структуре Российского государства.

1. Проблемы разграничения компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти в федеративном государстве (сравнительный анализ опыта США, ФРГ, Швейцарии и России).

3. Теория и практика разграничения предметов ведения и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

4. Проблемы реализации компетенции местного самоуправления.

5. Проблемы правового регулирования взаимоотношений между органами власти.

8. Интерпретация компетенции органов местного самоуправления Конституционным Судом РФ.

9. Проблемы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в решениях Конституционного Суда РФ.

10. Понятие споров о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации. Система нормативных правовых актов, регулирующих разграничение компетенции.

11. Соотношения исключительных предметов ведения и полномочий Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

12. Исключительные предметы ведения и полномочия субъектов Российской Федерации: проблемы теории, практики и правового регулирования.

13. Делегирование полномочий органов государственной власти РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям.

14. Предметы совместного ведения (конкурирующая компетенция) федерации и ее субъектов.

1. Особенности принятия законов субъектов РФ.

2. Правотворческий процесс в муниципальных образованиях: стадии, особенности.

3. Взаимодействие органов прокуратуры и министерства юстиции с органами законодательной власти в законодательном процессе.

1. Реализации принципа разделения властей в условиях федеративного государства.

2. Соотношение и взаимодействие законодательной и исполнительной власти в современной России.

3. Принцип разделения властей в решениях Конституционного Суда РФ.

1. Административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг.

2. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.

3. Полномочия прокурора при осуществлении функций надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

4. Особенности защиты избирательных прав граждан.

5. Защита прав несовершеннолетних.

6. Особенности защиты свободы вероисповедания в современной России.

7. Защита прав Европейским Судом по правам человека.

1. Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.

2. Решения Конституционного Суда РФ и их роль в защите личных и политических прав и свобод человека и гражданина.

3. Решения Конституционного Суда РФ и их роль в защите социально-экономических прав и свобод человека и гражданина.

1. Порядок роспуска законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ Президентом Российской Федерации.

2. Выражение недоверия высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ

3. Прекращение полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации Президентом Российской Федерации

4. Порядок отрешения от должности главы муниципального образования.

5. Порядок удаления в отставку главы муниципального образования.

6. Роспуск представительного органа муниципального образования

7. Ответственность Правительства РФ.

8. Ответственность судей в РФ.

9. Понятие и виды юридической ответственности органов публичной власти и должностных лиц.

10. Понятие и меры конституционно-правовой ответственности.

11. Ликвидация политической партии / религиозного объединения как мера конституционно-правовой ответственности: теория и практика.

12. Понятие и меры муниципально-правовой ответственности.

14. Понятие и виды конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.

15. Особенности антикоррупционной экспертизы правовых актов.

16. Понятие и виды контроля за деятельностью органов публичной власти. Понятие и меры.

8. Производство по образованию нового субъектов РФ.


Правовая основа регулирования:

  • Конституция РФ (ст. 65, 137);

  • ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»;

  • Конкретные ФКЗ об образовании в составе РФ нового субъекта.

Образование в составе Российской Федерации нового субъекта — процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ и не связанная с принятием в РФ иностранного государства или его части (ч. 2 ст. 1 ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ»). Следует отличать от принятия в РФ нового субъекта.

Цель процедуры – ускорение социально-экономического развития, а также повышение уровня жизни населения соответствующих субъектов РФ.

Например, цели образования Пермского края (ст. 3 Договора о согласованных действиях по образованию нового субъекта РФ путем объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, подписанного 17 февраля 2003 г.):

  • повышение экономического благосостояния населения, снижение демографических и социально-экономических диспропорций между объединяемыми субъектами;

  • повышение эффективности государственного управления;

  • оптимизации представительства интересов населения различных районов региона;

  • преодоление существенного разрыва в объемах торговых и бытовых услуг, доставляемых жителям.

Н.А. Михалева, анализируя документы объединившихся субъектов РФ, выделяла и др. цели объединения: обеспечение сохранения и развития самобытности народов, зашита исконной среды обитания и традиционного образа жизни народов, дополнительные гарантии для коренных малочисленных народов, ускорение социально-экономического развития объединяющихся территорий и т.д.

Основные условия образования нового субъекта РФ (ст. 3, 5 ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ»):


  • образование нового субъекта на добровольной основе;

  • соблюдение государственных интересов РФ, принципов федеративного устройства РФ, прав и свобод человека и гражданина, а также учет сложившихся исторических, хозяйственных и культурных связей субъектов РФ, их социально-экономических возможностей;

  • образование нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения двух граничащих между собой субъектов РФ и более;

  • образование нового субъекта может повлечь прекращение существования субъектов РФ, территории которых подлежат объединению.

Кроме того, в этом Законе подчеркивается, что изменение наименования субъекта РФ, предусмотренное ч. 2 ст. 137 Конституции РФ, не влечет образование в составе Российской Федерации нового субъекта.

Новое наименование субъекта РФ включается в текст ст. 65 Конституции РФ.

Стадии производства по образованию нового субъекта:

1 стадия инициатива заинтересованных субъектов РФ, на территориях которых образуется новый субъект (ст. 10 ФКЗ):

  • исследование позиции населения всех объединяющихся субъектов по вопросу объединения;

  • принятие решения об объединении законодательным ОГВ и высшим должностным лицом каждого субъекта;

  • оформление согласованной инициативы субъектов в виде коллективного обращения, подписанного руководителями всех вышеназванных органов государственной власти субъектов РФ;

  • направление коллективного предложения Президенту РФ;

  • уведомление Президентом РФ Государственной Думы, Правительства РФ о полученном предложении, проведение консультаций с ними.

Коллективное предложение должно быть обосновано и содержать:

  • предполагаемое наименование;

  • статус и границы нового субъекта;

  • прогноз социально-экономических и иных последствий, связанных с образованием в составе Российской Федерации нового субъекта.

2 стадия – проведение референдумов и получение согласия населения объединяемых субъектов:

  • инициатива высших должностных лиц субъектов о проведении референдума (возможна после проведения консультаций с Президентом РФ и получения его поддержки инициативы об объединении);

  • назначение референдума законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ;

  • вынесение на референдум каждого заинтересованного субъекта РФ согласованной между собой и с Президентом РФ формулировки вопроса об образовании нового субъекта;

  • при неодобрении поставленного вопроса на референдуме хотя бы одним из заинтересованных субъектов РФ, инициатива образования в составе РФ нового субъекта может быть вновь выдвинута теми же заинтересованными субъектами РФ не ранее чем через год.


3 стадия – подготовка и принятие проекта федерального конституционного закона об образовании нового субъекта РФ:

◦ законопроект при одобрении вопроса на референдуме вносится Президентом РФ в Государственную Думу РФ (должен содержать положения, содержащиеся в коллективном обращении и сопроводительных документах к нему при инициировании перед Президентом вопроса об образовании в составе РФ нового субъекта);

◦ внесение на основе ФКЗ изменений в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ.

4 стадия – переходный период, в который утверждается информация, представленная в таблице:


Федеральный конституционный закон об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта принимается палатами Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 108 Конституции Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа сенаторов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.



9. Производство по принятию нового субъекта РФ.


Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 N 6-ФКЗ

Глава II. Порядок принятия в Российскую Федерацию нового субъекта

Порядок принятия иностранного государства или части его территории в состав Российской Федерации в силу их международного характера в значительной части не могут быть урегулированы только внутренним законодательством Российской Федерации. В данном случае действуют общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, являющиеся согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации частью ее правовой системы

В процессе принятия в Российскую Федерацию иностранного государства или его части на основании норм можно выделить несколько стадий.

Первая стадия представляет собой внесение иностранным государством предложения о принятии данного государства или его части в Российскую Федерацию в качестве субъекта.

Вторая стадия состоит в уведомлении Президентом России о поступившем от иностранного государства предложении палат Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации и проведении с ними соответствующих консультаций.

Третья стадия предполагает рассмотрение предложения иностранного государства органами государственной власти Российской Федерации и принятие ими решений, касающихся заключения соответствующего международного договора.

Четвертая стадия состоит в подписании международного договора Президентом России.

Пятая стадия заключается в обращении Президента России в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке соответствия Конституции Российской Федерации данного международного договора и осуществлении Конституционным Судом соответствующей проверки с вынесением решения. Наличие у Российской Федерации и иностранного государства правомочия заключать не только международные договоры, но и протоколы к ним позволяет сделать вывод о том, что в Конституционный Суд следует направлять наряду с международными договорами и протоколы к ним.

Шестая стадия представляет собой внесение Президентом России в Государственную Думу международного договора для его ратификации одновременно с проектом федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта.


Седьмая стадия состоит в принятии федерального закона о ратификации международного договора в установленном порядке и вступлении в силу заключенного между Российской Федерацией и иностранным государством международного договора о принятии иностранного государства или его части в Российскую Федерацию в качестве субъекта. Официальное опубликование международного договора осуществляется одновременно с федеральным законом о его ратификации. Отметим, что протоколы к международному договору ратифицируют одновременно с ним, если они разрабатываются и подписываются вместе, или через определенный промежуток времени, если принимаются позже.

Восьмой стадией является принятие и вступление в силу федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта и внесение изменений в ч. 1 ст. 65 Конституции России на его основании. Седьмая и восьмая стадии могут совпадать по времени.

Статья 6. Предложение о принятии в Российскую Федерацию 

1. Согласно п. 1 статьи инициатором предложения о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части и заключении международного договора является данное иностранное государство. Российская Федерация сама не вправе публично инициировать подобную процедуру.

Вопрос о том, кто и каким образом в иностранном государстве инициирует вопрос о принятии в Российскую Федерацию иностранного государства или части его территории, является внутренним делом этого государства. Инициатором в данном случае выступает само иностранное государство как субъект международного права, механизм же выражения такой инициативы определяется его национальным законодательством. В этой связи из первоначального варианта текста в ходе его доработки согласительной комиссией Государственной Думы и Совета Федерации были исключены указания на инициирование принятия исключительно от имени полномочных органов иностранного государства.

2. Как представляется, рассматриваемое предложение иностранного государства о заключении международного договора должно содержать проект договора или его основные положения, обоснование целесообразности его заключения, определение соответствия проекта договора законодательству Российской Федерации, а также оценку возможных финансово-экономических и иных последствий заключения договора. Такой вывод следует из п. 2 ч. 5 ст. 9 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", устанавливающего общие требования к содержанию предложения о заключении международного договора. Указанное предложение представляется Президенту Российской Федерации (ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации").