Файл: Примерные вопросы и задания для подготовки к государственному экзамену.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 1413
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
2. Формирование и современное содержание категории конституционализма и конституционного строя.
3. Основные этапы становления и развития конституционного строя России.
4. Конституционные поправки 2020 года: особенности их реализации.
5. Эволюция конституционализма в России на современном этапе.
6. Государственный суверенитет в системе современных международных отношений.
10. Правовые позиции Конституционного Суда по вопросам местного самоуправления.
11. Правовые проблемы обеспечения экологической безопасности в условиях современного общества.
12. Реформы государственного управления в России. Цифровая трансформация.
13. Особенности взаимоотношения государства и религиозных объединений в современной России.
14. Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе
15. Актуальные проблемы административной ответственности.
18. Проблемы совершенствования законодательства об административных правонарушениях.
19. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.
20. Проблемы реализации национальных проектов (на примере здравоохранения /образования).
1. Понятие и правовой режим территории государства.
2. Правовой режим государственной границы.
3. Территориальные пределы деятельности федеральных органов государственной власти.
4. Понятие и правовой режим территории субъекта РФ.
6. Особенности правового статуса сложносоставных субъектов РФ.
7. Территориальные пределы деятельности органов государственной власти субъектов РФ.
8. Производство по образованию нового субъектов РФ.
9. Производство по принятию нового субъекта РФ.
10. Производство по изменению статуса субъекта РФ
11. Производство по изменению границы субъекта РФ
12. Особенности наименований субъектов РФ, населенных пунктов, муниципальных образований.
13. Понятие, виды и признаки населенных пунктов.
14. Порядок изменения наименования населенных пунктов.
15. Производство по созданию, преобразованию, упразднению населенных пунктов.
16. Понятие, виды муниципальных образований, их особенности.
17. Производство по изменению границ муниципальных образований.
18. Производство по преобразованию муниципальных образований.
19. Производство по упразднению муниципальных образований.
20. Взаимосвязь населенного пункта и муниципального образования.
21. Особые территориальные единицы в структуре Российского государства.
4. Проблемы реализации компетенции местного самоуправления.
5. Проблемы правового регулирования взаимоотношений между органами власти.
8. Интерпретация компетенции органов местного самоуправления Конституционным Судом РФ.
14. Предметы совместного ведения (конкурирующая компетенция) федерации и ее субъектов.
1. Особенности принятия законов субъектов РФ.
2. Правотворческий процесс в муниципальных образованиях: стадии, особенности.
1. Реализации принципа разделения властей в условиях федеративного государства.
2. Соотношение и взаимодействие законодательной и исполнительной власти в современной России.
3. Принцип разделения властей в решениях Конституционного Суда РФ.
2. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.
4. Особенности защиты избирательных прав граждан.
5. Защита прав несовершеннолетних.
6. Особенности защиты свободы вероисповедания в современной России.
7. Защита прав Европейским Судом по правам человека.
4. Порядок отрешения от должности главы муниципального образования.
5. Порядок удаления в отставку главы муниципального образования.
6. Роспуск представительного органа муниципального образования
7. Ответственность Правительства РФ.
8. Ответственность судей в РФ.
9. Понятие и виды юридической ответственности органов публичной власти и должностных лиц.
10. Понятие и меры конституционно-правовой ответственности.
12. Понятие и меры муниципально-правовой ответственности.
14. Понятие и виды конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.
15. Особенности антикоррупционной экспертизы правовых актов.
16. Понятие и виды контроля за деятельностью органов публичной власти. Понятие и меры.
Последнее изменение границ между Москвой и областью выявило еще одну проблему, на которую мало кто обращает внимание. Как уже указывалось выше, согласно ч. 2 ст. 131 Конституции РФ изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. Таким образом, как уже указывалось выше, Российское государство добровольно само себя ограничило в части возможного изменения границ муниципальных образований.
Получается, что изменение границ субъектов РФ связано и с изменением границ муниципальных образований, причем в каждом случае процедуры различные. Если территории муниципальных образований целиком передаются от одного субъекта другому, т.е. их границы не меняются, - одна правовая ситуация. Но проект по созданию Новой Москвы предусматривает переход части территории муниципальных районов, части территорий поселений Московской области к Москве; иными словами, предполагается изменение границ ряда муниципальных образований. А в этом случае необходимо руководствоваться нормами Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Однако ни в одном из этих случаев изменения границ субъектов РФ не говорилось об изменении границ муниципальных образований.
Четвертая стадия - подготовка, подписание и ратификация соответствующими субъектами РФ соглашения об изменении границ. Эта стадия наиболее урегулирована действующим законодательством как на федеральном, так и на региональном уровне.
Проект соглашения готовится с учетом достигнутых договоренностей, подписывается губернаторами (высшими должностными лицами субъектов РФ). Утверждение соглашений находится в исключительной компетенции законодательных органов государственной власти субъектов РФ.
Однако имел место случай, когда подписанное губернаторами соглашение не было ратифицировано законодательным органом. Речь идет о попытках изменить границу Ивановской и Костромской областей. Так, в Постановлении Законодательного Собрания Ивановской области от 17 июня 1999 г. N 161 "О границе между Ивановской и Костромской областями" констатируется нецелесообразность изменения границы между Ивановской и Костромской областями. С учетом этого постановления губернатору Ивановской области пришлось извиняться перед своим костромским коллегой и отзывать свою подпись под соглашением.
Следует напомнить, что при изменении границ Санкт-Петербурга границы другого субъекта РФ не изменялись.
Пятая стадия - согласование при необходимости с федеральными органами государственной власти вопроса об изменении границ.
В соответствии с п. "б" ч. 1 ст. 147.2 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденного постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г., для рассмотрения вопроса об утверждении изменения границы города федерального значения в Совет Федерации представляется согласие Правительства РФ.
Действительно, в пакет документов по изменению границы Санкт-Петербурга входили распоряжение Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. N 1707-р "О включении в границы г. Санкт-Петербурга земель водного фонда (акватория Финского залива) и передаче их в собственность г. Санкт-Петербурга", а также положительное заключение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Необходимость изменения границ возникла в связи с тем, что акватория Финского залива, в пределах которой собирались намывать территории, находилась в федеральной собственности, поэтому требовалось решить и имущественный вопрос.
Что касается изменения границ иных субъектов РФ, то необходимость получения согласия на это Правительства РФ не предусмотрена. Однако регионы нередко "подстраховываются" и заручаются поддержкой федеральных структур. Так, при изменении границ Амурской и Еврейской автономной областей в Совет Федерации были представлены отзывы (заключения) Государственно-правового управления Президента РФ и Министерства регионального развития РФ.
Шестая стадия - утверждение новых границ Советом Федерации. Принимая соответствующее решение, Совет Федерации реализует свои конституционные полномочия, предусмотренные п. "а" ч. 1 ст. 102 Конституции РФ. Соответствующая процедура урегулирована Регламентом Совета Федерации (гл. 18 и 18.1).
В соответствии с ч. 1 ст. 145 Регламента для рассмотрения вопроса об утверждении изменения границ между субъектами РФ в Совет Федерации представляются:
1) соглашение (договор) об изменении границ, подписанное высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ), границы между которыми предполагается изменить, и утвержденное законодательными (представительными) органами государственной власти этих субъектов РФ;
2) обоснование изменения границ, согласованное субъектами РФ (пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности изменения границ между субъектами РФ, сведения о передаваемых территориях, перечень расположенных на них административно-территориальных и муниципальных образований, результаты выявленного в соответствии с законодательством субъектов РФ мнения населения, проживающего на передаваемых территориях, по данному вопросу);
3) карта местности с нанесенными на ней линией границы между субъектами РФ и предлагаемой линией границы между ними, описание границ.
При изменении границ городов федерального значения пакет документов, представляемых в Совет Федерации, выглядит иначе.
Для рассмотрения вопроса об утверждении изменения границы города федерального значения в Совет Федерации, согласно ч. 1 ст. 147.2 Регламента, помимо согласия на это Правительства РФ, представляются:
1) обращение (представление) законодательного (представительного) органа государственной власти и высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти города федерального значения), границу которого предполагается изменить;
2) обоснование изменения границы (пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности изменения границы города федерального значения);
3) карта местности с нанесенными на ней линией границы города федерального значения и предлагаемой линией границы города федерального значения, описание границы.
Все представленные в Совет Федерации документы направляются Председателем Совета Федерации в Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера для дальнейшей проработки вопроса и подготовки заключения.
Заключение Комитета должно быть подготовлено в срок, не превышающий 30 дней со дня передачи соответствующих документов (ч. 2 ст. 146 Регламента).
В ст. 147 Регламента предусмотрено, что решение об утверждении изменения границ между субъектами РФ принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется постановлением Совета Федерации. Причем возможно любое решение, как положительное, так и отрицательное. В случае неутверждения изменения границ между субъектами РФ по инициативе Комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Совет Федерации может принять решение о проведении консультаций по рассматриваемому вопросу с последующим внесением его на заседание Совета Федерации.
Седьмая стадия - реализация решения об изменении границ. Согласно ч. 6 ст. 147 Регламента постановление Совета Федерации об изменении границ между субъектами РФ вместе с картой местности с нанесенными на ней линией границы между субъектами РФ и предлагаемой линией границы между ними, описанием границ в недельный срок направляется в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, граница между которыми изменена, а также в соответствующие федеральные органы исполнительной власти для исполнения.
На основании решения Совета Федерации вносятся необходимые изменения в действующие нормативные правовые акты, разрабатываются и принимаются новые. Например, реализация решения о последнем изменении границ Москвы и Московской области требует принятия целого пакета различных решений как на федеральном, так и на региональном и муниципальных уровнях, связанных с обустройством новых территорий, внесением изменений в бюджетное, земельное законодательство и др.
Восьмая стадия - внесение изменений в документы территориального планирования, государственного кадастра недвижимости.
Согласно ст. 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов, в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований. Выделяются документы территориального планирования:
1) Российской Федерации;
2) субъектов РФ;
3) муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 15 Градостроительного кодекса РФ схема территориального планирования субъекта РФ, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Состав, порядок подготовки проектов схем территориального планирования субъектов РФ, порядок внесения изменений в такие схемы устанавливаются в соответствии с Градостроительным кодексом РФ законами субъектов РФ.
Кроме того, необходимо вносить соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости. Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы РФ, границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований,
границах населенных пунктов, территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных Законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Таким образом, описание территориальных границ должно фиксироваться на федеральном уровне.
На основании ст. 9 указанного Закона в государственный кадастр вносятся следующие сведения о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов:
1) описание местоположения границ между субъектами РФ;
2) реквизиты правовых актов о согласовании и об утверждении изменения границ между субъектами РФ;
3) описание местоположения границ муниципальных образований;
4) реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ муниципальных образований;
5) описание местоположения границ населенных пунктов;
6) реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ населенных пунктов.
В соответствии с п. 11 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 4 февраля 2010 г. N 42, запись о границе между субъектами РФ в Реестре объектов недвижимости имеет следующую структуру:
1) описание местоположения границы между субъектами РФ: текстовое описание местоположения границы между субъектами РФ; список координат характерных точек границы между субъектами РФ с указанием метода и погрешности определения координат в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости; полное наименование смежных субъектов РФ;
2) реквизиты правовых актов: соглашения об установлении границы между субъектами РФ, утвержденного представительными государственными органами власти субъектов РФ; соглашения об изменении границы между субъектами РФ, утвержденного Советом Федерации РФ; федерального конституционного закона об образовании субъекта РФ;
3) дата внесения, изменения либо аннулирования кадастровых сведений.
Согласно ч. 6 ст. 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган государственной власти в срок не более чем 10 рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, которым устанавливается или изменяется граница между субъектами РФ, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения.