Файл: Примерные вопросы и задания для подготовки к государственному экзамену.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 1409

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Основные научные подходы к пониманию предмета конституционного, муниципального, административного права.

2. Формирование и современное содержание категории конституционализма и конституционного строя.

3. Основные этапы становления и развития конституционного строя России.

4. Конституционные поправки 2020 года: особенности их реализации.

5. Эволюция конституционализма в России на современном этапе.

6. Государственный суверенитет в системе современных международных отношений.

7. Единая система публичной власти, государственная власть и местное самоуправление: понятие и соотношение.

8. Конституционный принцип самостоятельности органов местного самоуправления: содержание, правовое закрепление, проблемы реализации.

9. Проблемные аспекты взаимоотношений органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления.

10. Правовые позиции Конституционного Суда по вопросам местного самоуправления.

11. Правовые проблемы обеспечения экологической безопасности в условиях современного общества.

12. Реформы государственного управления в России. Цифровая трансформация.

13. Особенности взаимоотношения государства и религиозных объединений в современной России.

14. Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе

15. Актуальные проблемы административной ответственности.

16. Проблемные аспекты взаимодействия органов исполнительной власти с институтами гражданского общества.

17. Проблемные аспекты реализации права граждан на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления.

18. Проблемы совершенствования законодательства об административных правонарушениях.

19. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.

20. Проблемы реализации национальных проектов (на примере здравоохранения /образования).

21. Современная социальная политика российского государства. Основные направления укрепления социальной государственности в современной России.

1. Понятие и правовой режим территории государства.

2. Правовой режим государственной границы.

3. Территориальные пределы деятельности федеральных органов государственной власти.

4. Понятие и правовой режим территории субъекта РФ.

5. Особенности правового статуса субъектов РФ (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономий).

6. Особенности правового статуса сложносоставных субъектов РФ.

7. Территориальные пределы деятельности органов государственной власти субъектов РФ.

8. Производство по образованию нового субъектов РФ.

9. Производство по принятию нового субъекта РФ.

10. Производство по изменению статуса субъекта РФ

11. Производство по изменению границы субъекта РФ

12. Особенности наименований субъектов РФ, населенных пунктов, муниципальных образований.

13. Понятие, виды и признаки населенных пунктов.

14. Порядок изменения наименования населенных пунктов.

15. Производство по созданию, преобразованию, упразднению населенных пунктов.

16. Понятие, виды муниципальных образований, их особенности.

17. Производство по изменению границ муниципальных образований.

18. Производство по преобразованию муниципальных образований.

19. Производство по упразднению муниципальных образований.

20. Взаимосвязь населенного пункта и муниципального образования.

21. Особые территориальные единицы в структуре Российского государства.

1. Проблемы разграничения компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти в федеративном государстве (сравнительный анализ опыта США, ФРГ, Швейцарии и России).

3. Теория и практика разграничения предметов ведения и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

4. Проблемы реализации компетенции местного самоуправления.

5. Проблемы правового регулирования взаимоотношений между органами власти.

8. Интерпретация компетенции органов местного самоуправления Конституционным Судом РФ.

9. Проблемы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в решениях Конституционного Суда РФ.

10. Понятие споров о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации. Система нормативных правовых актов, регулирующих разграничение компетенции.

11. Соотношения исключительных предметов ведения и полномочий Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

12. Исключительные предметы ведения и полномочия субъектов Российской Федерации: проблемы теории, практики и правового регулирования.

13. Делегирование полномочий органов государственной власти РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям.

14. Предметы совместного ведения (конкурирующая компетенция) федерации и ее субъектов.

1. Особенности принятия законов субъектов РФ.

2. Правотворческий процесс в муниципальных образованиях: стадии, особенности.

3. Взаимодействие органов прокуратуры и министерства юстиции с органами законодательной власти в законодательном процессе.

1. Реализации принципа разделения властей в условиях федеративного государства.

2. Соотношение и взаимодействие законодательной и исполнительной власти в современной России.

3. Принцип разделения властей в решениях Конституционного Суда РФ.

1. Административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг.

2. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.

3. Полномочия прокурора при осуществлении функций надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

4. Особенности защиты избирательных прав граждан.

5. Защита прав несовершеннолетних.

6. Особенности защиты свободы вероисповедания в современной России.

7. Защита прав Европейским Судом по правам человека.

1. Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.

2. Решения Конституционного Суда РФ и их роль в защите личных и политических прав и свобод человека и гражданина.

3. Решения Конституционного Суда РФ и их роль в защите социально-экономических прав и свобод человека и гражданина.

1. Порядок роспуска законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ Президентом Российской Федерации.

2. Выражение недоверия высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ

3. Прекращение полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации Президентом Российской Федерации

4. Порядок отрешения от должности главы муниципального образования.

5. Порядок удаления в отставку главы муниципального образования.

6. Роспуск представительного органа муниципального образования

7. Ответственность Правительства РФ.

8. Ответственность судей в РФ.

9. Понятие и виды юридической ответственности органов публичной власти и должностных лиц.

10. Понятие и меры конституционно-правовой ответственности.

11. Ликвидация политической партии / религиозного объединения как мера конституционно-правовой ответственности: теория и практика.

12. Понятие и меры муниципально-правовой ответственности.

14. Понятие и виды конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.

15. Особенности антикоррупционной экспертизы правовых актов.

16. Понятие и виды контроля за деятельностью органов публичной власти. Понятие и меры.

11. Ликвидация политической партии / религиозного объединения как мера конституционно-правовой ответственности: теория и практика.


Принудительная ликвидация политической партии является мерой конституционно-правовой ответственности и носит штрафной характер. В то же время действующее российское законодательство сконструировано таким образом, что конституционный статус политической партии неотделим от ее общего правового статуса, и вследствие этого "в результате применения указанной санкции под удар ставится весь правовой статус политической партии, включающий статус избирательного объединения, статус парламентской политической партии, статус юридического лица"

Ликвидация политической партии осуществляется решением Верховного Суда РФ по следующим основаниям:

Невыполнения требований п. 4 и 5 ст. 9 Закона о политических партиях, т.е. в случаях:

  • создания структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах РФ, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных организациях;

  • деятельности партии и ее структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований), в Вооруженных Силах РФ, в правоохранительных и иных государственных органах, в аппаратах законодательных (представительных) органов государственной власти, в государственных организациях;

  • вмешательства в учебный процесс образовательных учреждений;

  • В порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности";

  • Неустранения в установленный решением суда срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности политической партии;

  • Неучастия политической партии в выборах в соответствии со ст. 37 Федерального закона "О политических партиях";

  • Неоднократного непредставления политической партией в установленный срок в федеральный уполномоченный орган обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях;

  • Несоответствия количества региональных отделений требованиям пп. "а" п. 2 ст. 3 Федерального закона "О политических партиях";

  • Отсутствия необходимого числа членов политической партии.


В 2007 - 2008 гг. решениями Верховного Суда РФ по основаниям несоответствия количества региональных отделений требованиям Закона и отсутствия необходимого числа членов политической партии были ликвидированы несколько политических партий. Согласно Федеральному закону от 20 декабря 2004 г. N 168-ФЗ политические партии, зарегистрированные на день вступления в силу данного Федерального закона, до 1 января 2006 г. должны были привести свою численность в соответствие с требованиями Закона <8>. В тот период действовала редакция Федерального закона "О политических партиях", согласно которой политическая партия была обязана иметь численность не менее 50 тыс. членов, региональные отделения более чем в половине субъектов РФ с численностью не менее 500 членов. Численность же субъектов РФ до 1 января 2006 г. составляла 89. Политическая партия "Народно-патриотическая партия России" была ликвидирована из-за того, что имела общую численность 45 779 членов вместо необходимых на тот период 50 тыс. и региональные отделения с числом более 500 человек в 38 субъектах РФ вместо 45 <9>.

<8> П. 1 ст. 2 Федерального закона от 20.12.2004 N 168-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях".

<9> Решение Верховного Суда РФ. Дело N ГКПИ07-300 от 16.04.2007.

Подобное же решение было принято и в отношении политической партии "Российская коммунистическая рабочая партия - Российская партия коммунистов", которая, как было установлено судом, имела численность 46 218 членов и региональные отделения с числом более 500 человек в 40 субъектах РФ <10>, политической партии "Партия возрождения России" - 45 329 членов и региональные отделения с числом более 500 человек в 37 субъектах РФ <11>, политической партии "Социал-демократическая партия России", которая имела региональные отделения с числом более 500 человек в 42 субъектах РФ - при том, что отсутствия необходимого числа членов политической партии выявлено не было <12>. Такое же решение было вынесено и в отношении политической партии "Республиканская партия России", располагавшей 37 региональными отделениями, в которых состояло не менее 500 членов, вместо 45, и имевшей общую численность 43 942 члена <13>. Всего же только за 2007 г. Верховным Судом РФ были ликвидированы 12 политических партий <14>.



<10> Решение Верховного Суда РФ. Дело N ГКПИ07-297 от 24.05.2007.
<11> Решение Верховного Суда РФ. Дело N ГКПИ08-1275 от 15.07.2008.
<12> Решение Верховного Суда РФ. Дело N ГКПИ07-299 от 13.04.2007.
<13> Решение Верховного Суда РФ. Дело N ГКПИ07-293 от 23.03.2007.
<14> Порошин Е.Н., Герасимова И.С. Право на политическую партию. Сравнительный обзор нарушений в России и Турции на основе постановлений Европейского суда по правам человека // Юрист. 2012. N 10. С. 44.


Как видно, судебная практика пошла по пути ликвидации политических партий, имевших даже сравнительно небольшие отклонения от установленных законом требований к численности членов политических партий, и в особенности численности региональных отделений. В то же время целесообразность и справедливость применения подобных мер является весьма спорной. По мнению А.М. Моисеева, несоблюдение требований, предъявляемых к численности политической партии, а также к численности ее региональных отделений, не должно являться самостоятельным основанием для ликвидации партии. Так как несоблюдение данных требований не нарушает конституционные положения и не создает прямой угрозы основам конституционного строя. Поэтому указанные нарушения следует относить к устранимым и рассматривать их лишь в качестве основания для приостановления деятельности политической партии <15>.

<15> Моисеев А.М. Конституционное право граждан на объединение в политические партии и судебная практика его защиты: Автореф. дис. ... к.ю.н. М., 2008. С. 8.

О.В. Брежнев видит ряд проблем, обусловленных несовершенством положений федеральных законов, регулирующих судебный контроль за законностью в деятельности общественных объединений, и неоднозначностью практики применения данных законов. Прежде всего это связано с отсутствием "формальной определенности ряда норм, регламентирующих, в частности, основания ликвидации или запрета деятельности общественных объединений". А.А. Кондрашев указывает на то, что "пока не существует какой-либо объективной методики выявления реальной численности членов партии или членов региональных отделений, тем более что законодательно такая методика не определена".

В настоящее время Законом установлено требование наличия региональных отделений не менее чем в половине субъектов РФ, при этом требований к минимальной численности членов регионального отделения не установлено. Она может регулироваться лишь уставом политической партии.


В то же время на практике это может привести к тому, что судом может быть поставлено под сомнение фактическое наличие в том или ином субъекте регионального отделения политической партии.

Согласно Закону о политических партиях, под региональным отделением политической партии "понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации". Статьи 24 и 25 данного Закона подразумевают наличие в региональных отделениях высших коллегиальных, постоянно действующих руководящих органов, а также контрольно-ревизионных органов, причем высшим руководящим органом регионального отделения может быть либо конференция, либо общее собрание, что также подразумевает коллегиальный характер данного органа. А п. 5 ст. 25 названного Закона указывает на то, что при решении вопросов, связанных с участием в выборах депутатов Государственной Думы, кандидатуры граждан, не являющихся членами данной или иной политической партии, обратившихся в региональное отделение с предложением о включении их в федеральный список кандидатов и поддержанных не менее чем 10 членами партии, состоящими в данном региональном отделении, подлежат обязательному рассмотрению на конференции или общем собрании регионального отделения. Таким образом, можно сделать вывод, что численность регионального отделения не может быть менее 10 человек. В противном случае это бы вело к нарушению Закона и ограничивало возможность граждан реализовать пассивное избирательное право.

Заявление о ликвидации политической партии вносится в Верховный Суд РФ федеральным уполномоченным органом.

Политическая партия, представленная в Государственной Думе, не может быть ликвидирована из-за отсутствия необходимого количества региональных отделений (партия должна их иметь не менее чем в половине субъектов РФ), а также из-за отсутствия минимально необходимой численности партии в 500 членов, в течение пяти лет со дня голосования на соответствующих выборах.

Не допускается ликвидация политической партии по решению Верховного Суда РФ со дня официального опубликования решения о назначении (проведении) выборов депутатов Государственной Думы, выборов Президента РФ до дня официального опубликования результатов указанных выборов, за исключением случаев, связанных с осуществлением экстремистской деятельности.


Государственная регистрация политической партии в связи с ее ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", с учетом особенностей такой регистрации, установленных Законом о политических партиях.

Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации политической партии в связи с ее ликвидацией, представляются в федеральный уполномоченный орган.

Федеральный уполномоченный орган после принятия решения о государственной регистрации политической партии в связи с ее ликвидацией направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению Единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения, принятого федеральным уполномоченным органом, и представленных им необходимых сведений и документов регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в федеральный уполномоченный орган.

Порядок взаимодействия федерального уполномоченного органа с регистрирующим органом по вопросу государственной регистрации политической партии в связи с ее ликвидацией определяется Правительством РФ.

Государственная регистрация политической партии в связи с ее ликвидацией осуществляется в срок не более чем десять рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов.

Решение суда о ликвидации политической партии может быть обжаловано в случаях и порядке, установленных Федеральным законом. Порядок и основания обжалования решений суда определены Гражданским процессуальным кодексом РФ.

В связи с тем что РФ ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, в случае, если исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, физические и юридические лица имеют право на обращение в Европейский суд по правам человека.

После того как Верховный Суд РФ в марте 2007 г. принял решение о ликвидации политической партии "Республиканская партия России", представители данной партии обратились с жалобой на подобное решение в Европейский суд по правам человека. В апреле 2011 г. Европейский суд по правам человека принял решение по данному делу. Европейский суд по правам человека, проанализировав российское законодательство, в том числе регулирующее деятельность политических партий, прецедентную практику Конституционного Суда РФ, международные материалы - главным образом