ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.05.2024
Просмотров: 710
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство культуры Российской Федерации
5.Контрольно-измерительные материалы
6.Список рекомендуемой литературы
7. Учебно-справочные материалы
Тематический план для студентов очной формы обучения
Тематический план для студентов заочной формы обучения
2. Учебно-теоретические материалы
Раздел 1. Введение в музыкальную форму
1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль
1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия
1.3. Музыкальный язык и его структура.
Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы
Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.
2.4.Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма
2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio
2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.
2.7. Разновидности простых и сложных форм
2.9. Жанрово-характерные вариации
2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма
2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков
2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма
2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.
2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната
2.17. Контрастно-составные формы
2.19. Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл
2.20. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета
Раздел 3. История музыкальных форм и жанров
3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения
Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко
4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко
4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко
4.4. Вариации и хоральные обработки
4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма
4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
Тема 5. Музыкальные формы в музыке XX века
3. Учебно-практические материалы
3.1. Описания семинарских занятий
Семинар 1 (2 часа) Тема: Основы музыкального формообразования
Семинар 2 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: малые формы
Семинар 3 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: крупные формы
Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения
Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко
3.2. Задания для практической работы студентов
Примерные задания для практической работы по темам курса:
Раздел 1. Введение в музыкальную форму
Тема 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль
Тема 1.2. Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия
Тема 1.3 Музыкальный язык, его структура (Практическое занятие – 1 час)
Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы
Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.3. Простые («песенные формы»). Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма
Тема 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio
Тема 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.
Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).
Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.
Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков
Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.
Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках
Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.
Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).
Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.
Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета
Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)
Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века
4. Учебно-методические материалы по курсу
4.1. Методические указания для студентов
4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения
4.1.2. План анализа музыкальной формы
4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения
4.2. Методические рекомендации для преподавателей
4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости
5. Контрольно-измерительные материалы
5.1. Вопросы для текущего контроля
5.1.2. Задания в тестовой форме (варианты 1 и 2)
5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения
6.Список рекомендуемой литературы
6.2. Дополнительная литература
7. Учебно-справочные материалы
7.1 Словарь музыкальных форм и жанров
6.3. Интернет-ресурсы
http://musstudent.ru
http://intoclassics.net
http://www.lafamire.ru
http://notes.tarakanov.net
http://www.twirpx.com/files/art/music/theoretic/analysis/
http://www.musicfancy.net/ru/music-theory/musical-analisis
http://notes.tarakanov.net/
http://classicmusicon.narod.ru/
http://roisman.narod.ru/compnotes.htm
http://www.free-scores.com/index_uk.php3
http://notonly.ru/classic.php
http://www.classic-music.ru/
http://www.classical.ru:8080/r/
http://www.gnesin-academy.ru/
http://classic.chubrik.ru/
http://www.classiccat.net/
http://conservatorio.ru/
http://www.mosconsv.ru/
http://www.amkmgk.ru/
http://www.libfl.ru/
http://www.libclassicmusic.ru/notes
http://mkrf.ru/
http://www.classicalmusiclinks.ru/
http://www.simfonia.net/
http://www.olofmp3.ru/
http://arsl.ru/
http://www.muzyka.net.ru/
http://www.biblioclub.ru
7. Учебно-справочные материалы
7.1 Словарь музыкальных форм и жанров
Антем – (англ. anthem– «анти-гимн» или рефрен) – церковная многоголосная вокальная форма (в том числе и с инструментальным сопровождением), исконно английская, близкая латинским и немецким мотету и кантате. Антемы исполнялись на английском языке; в основе – переведенные на английский тексты Библии. Была введена Генрихом VIII в период Реформации (XVI в.). Расцвет жанра – вторая половина XVI–XVII вв. Антемы писали ведущие английский композиторы XVI-XVII вв. – Бёрд, Гиббонс, Блоу, Пёрселл. К этой форме обращался и Гендель. Антемы исполняются на англиканской вечерне (комплетории) и на утренних службах, и обычно посвящены Богородице и другим святым. Пропорции формы варьировались на протяжении веков. 3 этапа эволюции формы: 1) первоначальная структура – антифон; 2) конце XVI в. форма становится подобной полифоническому имитационному мотету; 3) с середины XVII в. принимает вид французской и итальянской кантаты. Различаются «full anthems» и «verse anthems»; в первых преобладают хоры, а во вторых соло, дуэты и пр. (verse значит пьеса соло); и в том, и в другом случае иногда участвует в исполнении оркестр.
Антифон(греч. – «звучащий в ответ», «вторящий»). В католической церкви – богослужебное песнопение на прозаический текст, по происхождению связанное с антифонной псалмодией, т. е. исполнением псалмов поочередно двумя хорами. Как правило, антифон представляет собой простой, выдержанный в силлабическом стиле припев к стихам псалма или кантика.В восточнохристианской (византийской, древнерусской и др.) православной традиции антифоны читаются и поются.
Антракт (франц. entracte, от entre, «между» и acte, «действие»), инструментальная музыка (пьеса), звучащая между актами драматической пьесы, оперы, балета и т.д.
Арабеска(от французского arabesque, от итальянского arabesco – буквально –арабский)– музыкальная пьеса (главным образом для фортепьяно) с прихотливым, богато орнаментированным мелодическим рисунком. В музыку это название пришло из изобразительного искусства. Арабеска – европейское название сложного восточного средневекового орнамента состоящего из геометрических, каллиграфических и растительных элементов. Может включать изысканную графику арабского шрифта. Сама идея арабески созвучна представлениям исламских богословов о «вечно продолжающейся ткани Вселенной». Арабеска строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов узора. Бесконечное, протекающее в заданном ритме движение узоров может быть остановлено или продолжено в любой точке без нарушения целостности узора. Такой орнамент фактически исключает фон, так как один узор вписывается в другой, закрывая поверхность (европейцы называли это «боязнью пустоты»). Арабеску можно размещать на поверхности любой конфигурации, плоской или выпуклой. Нет никакой принципиальной разницы между композициями на стене или на ковре, на переплете рукописи или на керамике. Особое распространение арабески получили в эпоху Возрождения. К музыке термин впервые применил Р. Шуман, назвавший арабеской свою пьесу для фортепиано в рондообразной форме с контрастными разделами в различных ритмах. С тех пор термин «арабеска» неоднократно использовался композиторами как название небольшой пьесы, как правило, изящного характера, с узорчатой фактурой и богато орнаментированным, «кружевным» мелодическим рисунком. Арабески А. К. Лядова, подобно шумановской, выдержаны в различных ритмах. К. Дебюсси придал мелодиям своих арабесок прихотливый фигурированный характер. Вомножественном числе – арабески – собрание мелких литературных или музыкальных произведений. Например, так назывался сборник сочинений Н. В. Гоголя в двух частях, составленный автором, который объединял в себе статьи по летописи, географии, художеству также несколько художественных произведений.
Ариозо (итал. Arioso, буквально – «маленькая ария») – термин относится к вокальному лирическому произведению с более свободной формой, нежели ария, включающему в себя речитативные элементы.
Ария (англ. и франц. air, итал. аria – «воздух»). В самом общем смысле – мелодия, а также: 1) песня для голоса с аккомпанементом (например, в английской музыке елизаветинской эпохи – песня с аккомпанементом лютни); 2) ария во французской или английской опере XVII–XVIII вв. Термин прилагается также к инструментальной пьесе лирического характера, написанной в манере арии (например, в Третьей оркестровой сюите И.С.Баха). 3) В ранней опере (XVII в.) – короткая строфическая песня с аккомпанементом. В опере и оратории последующих столетий (вплоть до Вагнера) – сольные вокальные фрагменты. Основная форма ранней оперной арии – арии da capo, использующая симметричную структурную модель А–В–А.
Багатель (франц. bagatelle «безделушка»). Небольшое инструментальное произведение (обычно для клавишных инструментов). Первым употребил это название Ф.Куперен, композитор позднего барокко; однако жанр получил достаточно широкое распространение в музыке XIX в. лишь после того, как Бетховен создал свои багатели ор. 33, 119, 126.
Баллада (англ. ballad, нем. ballade, франц. ballade). По происхождению – плясовая песня. Уже в XIII в. английская баллада стала особой сольной песенной формой, и в последующие периоды этот жанр не претерпел существенных изменений. Ныне балладой именуется романтически-повествовательная, часто сентиментальная песня популярного типа. Во французской традиции этим термином обозначается средневековая форма, культивировавшаяся труверами на севере Франции. Французская баллада аналогична жанру канцоны в искусстве трубадуров Прованса и форме bar у немецких миннезингеров. Баллада – это строфическая сольная песня без аккомпанемента, обычно состоящая из трех строф, причем каждой строфе соответствует музыкальная структура А–А–В и в каждой строфе последние две строки составляют рефрен – неизменный для всех строф. Мастер французской школы XIV в. Гийом де Машо был одним из первых, кто ввел эту структуру в полифонические произведения. В XV в. другие знаменитые мастера – например, Гийом Дюфаи и Жоскен де Пре сочиняли полифонические баллады, и эта форма сохраняла свое значение на протяжении всего XVI в. В немецкой традиции термин «баллада» относится к вокальным и инструментальным произведениям XIX в., основанным на романтических сюжетах, часто с вмешательством потусторонних сил (Шуберт «Лесной царь»). Фортепианные баллады лирико-драматического содержания – не обязательно имеющие литературную программу, но подразумевающие некую романтическую коллизию, – сочинялись Шопеном, Брамсом, Форе и др.
Балет (фр. ballet, от итал. ballo — танцую) – вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. В основе классического балетного спектакля лежит определённый сюжет, драматургический замысел, либретто, в XX векепоявился бессюжетный балет, драматургия которого основана на развитии, заложенном в музыке. Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец (к характерным танцам относятся народные и национальные танцы, переработанные для исполнения в балетном спектакле). Немаловажную роль играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, суть происходящего. В современном балете широко используются другие техники танца, а также элементы гимнастики, акробатики, восточных единоборств и т.п. Структура балета может быть многоактная и одноактная. Форма балетного спектакля складывается из классической и характерной сюиты. Вид классической сюиты: номерная структура, сопровождаемая мимическим действием. Структура классической сюиты – вступление (entree), адажио, вариации, кода. Разновидности сюиты зависят от количественного состава участников (па-де-де, па-де-труа, па-де-катр, па-де-сенк, па-де-сис, гран-па). Адажио – дуэтный танец, обычно в трехчастной форме с динамизированной репризой, но с отсутствием трехчастности в хореографии. Вариация, как музыкально-хореографическая форма обычно простая трехчастная. Кода балетная с самостоятельной формой нетождественна коде, как понятию музыкальному. Структуры балетной коды: трехчастная, двойная трехчастная, сложная трехчастная. Характерная сюита дивертисментна и сюжетно окрашена. Ее музыка связана с бытовыми танцами.
Баллетто (итал. balletto). Разновидность мадригала, вокальное сочинение танцевального характера, скорее аккордового, нежели полифонического склада; особенность жанра – введение в текст дополнительных «бессмысленных» слогов, типа «фа-ля-ля»: отсюда еще одно наименование жанра – «фа-ля», впервые отмеченное английским композитором и теоретиком Томасом Морли (1597). Подобное употребление слогов, приобретшее широкое распространение в Англии, превращало некоторые разделы баллетто в чисто ритмические пассажи, напоминающие об инструментальных танцах. Тот же термин прилагается к чисто инструментальным разделам в оркестровых сюитах и клавирных циклах у авторов XVIIиXVIII вв. (например, Balletti Джироламо Фрескобальди) – как бы в напоминание о вокальном происхождении жанра.
Баллата (итал. ballata). Итальянская баллата происходит не от французской баллады, а от французского виреле (virelai, chanson balladée) – плясовой песни, исполнявшейся солистом или несколькими певцами. В XIII в. баллата была одноголосной, а в XIV в., в эпоху итальянского ars nova, она становится полифонической. Обычно баллата состоит из трех строф, по шести строк в каждой, с одноголосным рефреном, повторяющимся в начале и в конце строфы. Известные баллаты принадлежат итальянскому композитору Франческо Ландино.
Бар, бар-форма (нем. das Bar, возможно, сокращение от средневерхненем
barat или parat – искусный выпад в фехтовании), текстомузыкальная форма, в которой сочинялись песни мейстерзингеров; по традиции, установившейся в немецком музыкознании первой половины XX в., термин «бар» относят к текстомузыкальной форме, типичной для протестантского (лютеранского) хорала.
Баркарола (итал. barcarolа) – нструментальная или вокальная пьеса, имеющая прототипом песни венецианских гондольеров (от итал. barca «лодка»). Баркарола обычно имеет спокойный темп и сочиняется в размере 6/8 или 12/8, с аккомпанементом, изображающим плеск волн за бортом гондолы. Известностью пользуются баркаролы Шопена, Мендельсона, Форе (фортепианные), Шуберта (для голоса с фортепиано) и Оффенбаха (для солистов, хора и оркестра в опере «Сказки Гофмана»).
Бергамаска(итал. bergamasca, Северная Италия). Быстрый итальянский танец VI – XVII веков с постоянно повторяющейся фигурой гармонического сопровождения I-IV-V-I, часто служившей основой для вариаций. В XVI – XVII веках бергамаска бытует как разновидность виланеллы, диалектный ее вид. В ней копируется общий музыкальный склад и структура виланеллы. Поэтому облик бергамаски, как и других разтовидностей виланеллы, зависит от времени ее создания: если в середине XVI века в них преобладает аккордовый склад, то к концу столетия происходит интенсивная полифонизация музыкальной ткани как в виланелле, так и во всех ее разновидностях, включая бергамаску.