Файл: Синельникова_Муз. форма. от 15.01.14.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.05.2024

Просмотров: 593

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры Российской Федерации

Содержание

5.Контрольно-измерительные материалы

6.Список рекомендуемой литературы

7. Учебно-справочные материалы

Введение

Тематический план для студентов очной формы обучения

Тематический план для студентов заочной формы обучения

2. Учебно-теоретические материалы

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

1.3. Музыкальный язык и его структура.

1.4. Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

2.1. Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм.

2.2 Период

Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.

2.4.Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма

2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

2.7. Разновидности простых и сложных форм

2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию

2.9. Жанрово-характерные вариации

2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма

2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

2.12. Рондо в XIX и XX веках

2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма

2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.

2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната

2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы.

2.17. Контрастно-составные формы

2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа

2.19. Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл

2.20. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Раздел 3. История музыкальных форм и жанров

3.1. Музыкальные формы и жанры культовой монодии западноевропейского средневековья. Жанры и формы русского знаменного распева

3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения

Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко

4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко

4.2. Период типа развертывания и барочная одночастная форма. Малые формы эпохи барокко. Барочные двухчастная, трехчастная и многочастная формы

4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко

4.4. Вариации и хоральные обработки

4.5. Куплетное рондо

4.6. Концертная форма

4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма

4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Тема 5. Музыкальные формы в музыке XX века

3. Учебно-практические материалы

3.1. Описания семинарских занятий

Семинар 1 (2 часа) Тема: Основы музыкального формообразования

Семинар 2 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: малые формы

Семинар 3 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: крупные формы

Семинар 4 (2 часа) Тема: Эволюция классических музыкальных форм в музыке XIX-XX века. Формы романтического типа

Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения

Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко

3.2. Задания для практической работы студентов

Примерные задания для практической работы по темам курса:

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

Тема 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

Тема 1.2. Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

Тема 1.3 Музыкальный язык, его структура (Практическое занятие – 1 час)

Тема 1.4 Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры.

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

Тема 2.1 Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм

Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.3. Простые («песенные формы»). Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма

Тема 2.4 Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

Тема 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).

Тема 2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.

Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.

Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках

Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.

Тема 2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы

Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).

Тема 2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа.

Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.

Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Тема 4.3. Составные (сложные) и контрастно-составные формы эпохи барокко. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.5. Куплетное рондо

Тема 4.6. Концертная форма

Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

Тема 4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века

4. Учебно-методические материалы по курсу

4.1. Методические указания для студентов

4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения

4.1.2. План анализа музыкальной формы

4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения

4.2. Методические рекомендации для преподавателей

4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости

4.2.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

5. Контрольно-измерительные материалы

5.1. Вопросы для текущего контроля

5.1.1. Контрольные вопросы

5.1.2. Задания в тестовой форме (варианты 1 и 2)

5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения

5.3. Вопросы к экзамену

6.Список рекомендуемой литературы

6.1. Основная литература

6.2. Дополнительная литература

6.3. Интернет-ресурсы

7. Учебно-справочные материалы

7.1 Словарь музыкальных форм и жанров

7.2. Список ключевых слов

Приложение

Аналитический этюд

Л. Бетховен Фортепианная соната op. 2 №3 c-durI часть

(Целостный анализ)

AdagioE-dur

ScherzoAllegroG-dur

C-dur Allegro assai

2.9. Жанрово-характерные вариации

План лекции:

А. Свободные вариации: основные признаки варьирования.

В. Характерность вариаций, жанровый облик.

С. Способы организации формы и методы варьирования.

Свободные (жанрово-характерные) вариации. Возникновение – эпоха романтизма, распространение – XIX-XX вв.; применение – творчество Р. Шумана, П. И. Чайковского, С.В. Рахманинова, А. С. Аренского, С. С. Прокофьева, П. Хиндемита и др.).Характерность вариаций, неповторимый, индивидуальный облик каждой; один из приемов характерного варьирования – внесение черт тех или иных жанров: мазурки, вальса, скерцо, фуги и.т.д.

Свободное варьирование заключается в вольном обращении со структурой темы (главный отличительный признак свободных вариаций). Свободное варьирование – изменение формы, смена тактового размера и темпа, использование новых тональностей в том числе и неродственных, введение субтемы (П.И. Чайковский Трио «Памяти великого артиста», II ч., Теmро diValse). Свободная вариация – относительно самостоятельная пьеса, интонационно связанная с темой, а не видоизмененное воспроизведение темы как целого (минимальные связи с темой; тема – повод для создания разнохарактерных пьес-вариаций (Р. Шуман.«Карнавал»).

Основные черты свободных (жанрово-характерных) вариаций:

- несовпадение структуры темы и структуры вариаций (в некоторых случаях свободными считаются вариации даже с совпадающей структурой, при условии последовательного воплощения принципа характерности:Рахманинов «Вариации на тему Корелли», Брамс «Вариации на тему Генделя»),

- свобода тональных планов,

- интенсивность гармонических изменений,

- разнообразие фактуры (Рахманинов «Рапсодия на тему Паганини»)

- обращение к полифоническому изложению (Шуман. Симфонические этюды. Этюд 8 - двухголосная фугированная форма).

- замыкание свободных вариаций при помощи репризы темы (Прокофьев Концерт №3, II ч.);

- приближение свободных вариаций к сюите (Шуман «Симфонические этюды»);

- сочетание различных видов варьирования в одном вариационном цикле (Бетховен «32 вариации» – бассо остинато, фигурационные, характерные; Рахманинов «Рапсодия на тему Паганини»).

Характерные вариации – характерность (неповторимость) облика каждой вариации; жанровые вариации – проявление признаков разных жанров (ноктюрна, марша, колыбельной, хорала и т.д.(Григ «Баллада», Рахманинов.«Рапсодия на тему Паганини», «Вариации на тему Корелли»). Два романтических устремления формы: 1) характерность, контрастная сопоставимость могут привести к сюитной цикличности (сюитно-вариационные циклы Шумана – «Карнавал», «Бабочки», Листа – «Пляски смерти»); 2) выход в стихию разнаботочности, симфонизация формы, стихия драматической, порой конфликтной событийности («Симфонические этюды» Шумана). Отсюда три решения формы в ходе ее развития: вариации – сюита, строгие вариации с чрезвычайным усилением повествовательности и контрастов, собственно свободные симфонизированные вариации, преодолевающие мерную цикличность и устремленные к слитной форме.


Способы организации формы и методы варьирования индивидуальны.


2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма

План лекции:

А. Многотемные вариации: характеристика двух типов организации формы.

В. Обращенные вариации.

С. Вариантная форма.

Многотемные вариации: двойные (на 2 темы) и тройные (на 3 темы) вариации. Редкое использование в художественной практике. Два типа двойных (или многотемных) вариаций:

1. Альтернативный тип. Вариации с совместным экспонированием тем – изложение двух тем друг за другом, затем вариации на них с поочередным варьированием каждой из тем.Сформировался и получил распространение у Й. Гайдна («гайдновский» тип вариаций).

2. «Тип пластов» (определение В.А. Цуккермана). Вариации с раздельным экспонированием тем, т.е. группы вариаций на 1-ю и 2-ю темы – первая тема с вариациями, затем вторая тема с вариациями («глинкинский» тип).

Применение многотемных вариаций у И. Гайдна, Л. Бетховена, М.И. Глинки, М.А. Балакирева.

Существование других способов организации формы многотемных вариаций, когда вторая тема, присоединяется к первой в процессеее варьирования (С. Рахманинов «Рапсодия на тему Паганини»).

Тройные вариации. Редкие примеры вариаций с большим количеством тем (А. Шнитке «Пассакалья для оркестра» – 7 тем). Вариации с темой в конце (А. Шнитке Концерт для фортепиано и струнных).

Обращенные вариации – вариационная форма, в которой сначала излагаются вариации, а тема появляется в конце, как результат процесса варьирования. Распространены в музыке эпохи барокко в жанре вариационной хоральной кантаты с темой хорала в качестве последнего номера. Возрождение этого типа формы в XIX веке (Д’Энди «Иштар») и закрепление его в XX столетии (Д. Шостакович Концерт для скрипки с оркестром №1, Пассакалия, Р. Щедрин Концерт для фортепиано с оркестром №3 «Вариации и тема», А. Шнитке Концерт для фортепиано и струнных, С. Губайдулина «Размышления на хорал И.С. Баха “И вот я пред троном Твоим”»).

Вариантная форма– форма, складывающаяся из нескольких тематических вариантов. Прототип – русская народная песня. Вариантность – метод тематического развития, создающий разновидности темы путем обновления каких-либо мелодических оборотов, с возможным расширением или сокращением структуры. Метод варьирования – мотивная комбинаторика, как способпреобразования тема, основанный на перестановке составляющих ее мотивов. Вариантное превращение – наиболее сложный прием развития мелодии. В данном случае допускается трансформация опорных точек темы при сохранении ее общего характера, перенесение их из одного регистра в другой, включение новых мелодичных оборотов. Эта техника приводит к образованию вариантов темы, то есть построений, которые являются равнозначными с темой. Первое проведение темы считается ее первым вариантом: а1а2а3…. Форму, основанную на последовательно проведенном таком принципе, называют «вариантной формой». Область применения – преимущественно вокально-хоровая музыка, в инструментальной музыке встречается реже. Вариантная форма чаще используется в качестве части или раздела более крупной формы: номер оперы, балета, партия сонатной формы, часть трехчастной формы. Примеры: М. Мусоргский «Хованщина», оркестровое вступление к опере «Рассвет на Москва-реке»; И. Стравинский «Петрушка», «Танец кормилиц»; С. Слонимский «Икар», «Сон Икара», «Мечты Икара».



2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

План лекции:

А. Рондо как жанр и форма: определение.

В. Классификация форм рондо немецкого музыковеда А.Б. Маркса и ее трактовка отечественными музыковедами.

С. Основные исторические этапы развития формы рондо..

D. Рондо венских классиков.

Рондо как жанр и форма.Рондо как жанр – подвижная пьеса жизнерадостного характера, с песенно-танцевальной главной темой (рефреном). Рондо как форма – форма, в которой одна и та же тема проводится не менее 3-х раз, а между ее проведениями помещаются части иного содержание, часто каждый раз новые (АВАСAD…А).

Происхождение – народная песня с припевом, танцевальные жанры (rondeau-круг). Основная черта – бесконфликтность высказывания основной идеи; тональная закономерность – проведение рефрена в основной тональности, эпизодов – в подчиненной. Возможны связки и кода. Вступления нехарактерны.

Применение в пьесах и частях под названием «рондо» не только формы рондо, но и рондо-сонаты, двойной трехчастной формы, трехчастной формы с припевом. Преимущественное применение формы рондо в жанре рондо, но использование ее также и в музыке иного склада, например, в медленных частях циклов.

Классификация форм рондо немецкого музыковеда А.Б. Маркса в «Учении о музыкальной композиции» (1837-1847). 5 форм рондо:

  • 1-я форма – однотемное рондо со схемой: тема – ход – тема;

  • 2-я форма – двухтемное рондо со схемой: гл.тема – ход – поб.тема – ход – гл.тема;

  • 3-я форма – многотемное рондо со схемой: гл.тема – ход – 1-я поб.тема – ход – гл.тема – ход – 2-я поб.тема – ход – гл.тема;

  • 4-я форма – многотемное рондо с повторением побочных тем со схемой: гл.тема – ход – 1-я поб.тема – ход – гл.тема – ход – 2-я поб.тема – ход – гл.тема – ход – 1-я поб.тема – ход – гл. тема;

  • 5-я форма – многотемное рондо со схемой: гл.тема – ход – 1-я поб.тема – ход – 2-я поб.тема – ход – гл.тема – ход – 1-я поб.тема.

Первая и вторая формы образуют группу малых форм рондо. Остальные три – многотемны и объединяются в группу больших форм рондо. Однако историческое обособление трехчастных форм потребовала выделения первой и второй форм в отдельную самостоятельную группу: 1-я форма стала именоваться сложной трехчастной с эпизодом, 2-я – сложной трехчастной с трио, отчасти формой Adagio (Andante) или трехчастной с переходами. Пятая форма рассматривается как особая разновидность сонатной формы. Поэтому собственно рондо является третья форма, а четвертая рондо-сонатой.