ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.05.2024
Просмотров: 728
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство культуры Российской Федерации
5.Контрольно-измерительные материалы
6.Список рекомендуемой литературы
7. Учебно-справочные материалы
Тематический план для студентов очной формы обучения
Тематический план для студентов заочной формы обучения
2. Учебно-теоретические материалы
Раздел 1. Введение в музыкальную форму
1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль
1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия
1.3. Музыкальный язык и его структура.
Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы
Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.
2.4.Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма
2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio
2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.
2.7. Разновидности простых и сложных форм
2.9. Жанрово-характерные вариации
2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма
2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков
2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма
2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.
2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната
2.17. Контрастно-составные формы
2.19. Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл
2.20. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета
Раздел 3. История музыкальных форм и жанров
3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения
Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко
4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко
4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко
4.4. Вариации и хоральные обработки
4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма
4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
Тема 5. Музыкальные формы в музыке XX века
3. Учебно-практические материалы
3.1. Описания семинарских занятий
Семинар 1 (2 часа) Тема: Основы музыкального формообразования
Семинар 2 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: малые формы
Семинар 3 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: крупные формы
Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения
Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко
3.2. Задания для практической работы студентов
Примерные задания для практической работы по темам курса:
Раздел 1. Введение в музыкальную форму
Тема 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль
Тема 1.2. Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия
Тема 1.3 Музыкальный язык, его структура (Практическое занятие – 1 час)
Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы
Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.3. Простые («песенные формы»). Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма
Тема 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio
Тема 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.
Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).
Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.
Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков
Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.
Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках
Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.
Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).
Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.
Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета
Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)
Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века
4. Учебно-методические материалы по курсу
4.1. Методические указания для студентов
4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения
4.1.2. План анализа музыкальной формы
4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения
4.2. Методические рекомендации для преподавателей
4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости
5. Контрольно-измерительные материалы
5.1. Вопросы для текущего контроля
5.1.2. Задания в тестовой форме (варианты 1 и 2)
5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения
6.Список рекомендуемой литературы
6.2. Дополнительная литература
7. Учебно-справочные материалы
7.1 Словарь музыкальных форм и жанров
ГП по тематизму: а) однородные, развивающие один или несколько неконтрастных мотивов; б) контрастные, основанные на двух или трех мотивах или мотивных группах. ГП по степени замкнутости: а) замкнутые каденцией на тонике; б) разомкнутые, завершающиеся D. ГП по структуре: а) период; б) предложение (в тех случаях, когда СП начинается подобно второму предложению. XIX–XX вв. –простые формы.
СП – тональный и тематический переход от ГП к ПП. Характерны слитность, отсутствие периодов, предложений. Три логических этапа в развитии связующей партии: 1) продолжение главной партии, 2) переход, 3) подготовка побочной партии. СП по тематизму: материал главной партии, его переработка, формирование интонаций побочной партии. Возможно введение новой темы («промежуточная тема» в сонатах Моцарта). СП по тональному плану: основная тональность, модуляция, предыкт на D тональности ПП. Первая кульминация формы. Протяженные связующие партии в произведениях драматического характера, небольшие или вовсе отсутствуют при интенсивно развивающейся главной партии.
ПП содержит образный, тональный, тематический, структурный контраст к ГП. Более певучая тема с менее активным движением. ПП по тематизму: излагают новую тему; мотивно связаны с темой главной партии (производный контраст), случаи однотемной сонаты (В. Моцарт Соната № 18 B dur). ПП по тональному плану:D для мажорных и минорных произведений; III– для минорных; иные соотношения (Л. Бетховен Соната № 21 С – Е). Возможно постепенное оформление тональности побочной партии.
ПП по структуре – более свободное, чем ГП, построение; раздел, допускающий лирические отступления, моменты импровизации, многократные расширения: период с расширением, отодвиганием каданса. Сдвиг (прорыв) – момент свободного развития, присущий только сонате. Резкий поворот в ПП, возвращение интонаций главной партии (В. Моцарт Симфония № 40), иногда СП. Момент драматизации формы.
ЗП – раздел завершающего характера. Характерно заключительное изложение, прекращение тематического развития. Строение ЗП – серия дополнений, отсутствие структур типа периода. Тематизм ЗП: 1) синтез ГП (мотивы, характер движения) и ПП (тональность, иногда тематический материал),2) на материале СП, 3) введение новой темы (Й. Гайдн. Симфония № 103). Утверждение тональности побочной партии.
Разработка – раздел, посвященный развитию тем. Здесь происходит образная трансформация. В зависимости от замысла: а) углубление контраста тем, б) смысловое и мотивное сближение. Темы используются в измененном, дробном виде (преимущественно, активная, легко членящаяся ГП, кантиленные побочные меньше изменяются). Тематизм разработки: заданный порядок тем отсутствует; возможны следующие тематические планы разработок: 1) повторение плана экспозиции, «разработанная экспозиция»; 2) материал ГП–первая половина; 3) материал ПП– вторая половина; 4) только тема ГП.
Общее правило: разработка начинается с воспроизведения начала или конца экспозиции (с ГП или вступления). Приемы развития: дробление, секвенцирование, полифонические приемы. Тональный план: отсутствие в законченном виде тональностей экспозиции; наиболее интенсивное модулирование в начале разработки и перед репризой. Первая половина разработки – модуляции в S направлении. Во второй половине преобладание Dглавной тональности. Возможен ладовый контраст экспозиции и разработки. Структура: сложение разработки из разделов – вступительный, один или несколько основных, переходный с предыктом. Признаки смены раздела: изменение техники обработки материала, смена порядка чередования тональностей, перемена тематической основы.XIX–XX вв. – принцип «динамических волн» (в сочетании со сменой фактуры).Может быть введена новая тема (Л. Бетховен Соната № 5, ч.1).
Реприза – раздел, воспроизводящий экспозицию с изменениями, направленными на достижение устойчивости. ГП в репризе: 1) точная; 2) измененная (возможные изменения ГП: слияние ГП и СП, динамизация ГП после кульминации разработки, сокращение ГП как вершина последней волны разработки); 3) пропуск ГП (при интенсивном развитии в разработке).
СП в репризе: 1) тональные изменения; 2) пропуск связующей (Л. Бетховен «Лунная» соната. Финал).
ПП в репризе. Отсутствие структурных, только тональные изменения (у венских классиков): 1) перенесение ПП в основную или одноименную тональность (если в экспозиции минорного произведения ПП мажорная); 2) постепенное «нахождение» тональности ПП; 3) изменение лада ПП в репризе.XIX–XX вв. – существенные преобразования.
ЗП в репризе. Отсутствие существенных изменений. Особые виды реприз:
1. Субдоминантовая реприза – ГП в устойчивом виде излагается в S тональности, модулирование в основную тональность происходит либо в ее конце (Л. Бетховен Соната №6, ч.1), либо в связующей партии.
2. Ложная реприза – доминантовый предыкт к неосновной тональности, в которой излагается какой-то начальный раздел ГП, но кратковременно, затем полное проведение ГП в основной тональности (Финал 17-й сонаты Бетховена).
3) Зеркальная реприза – изменен порядок следования тем (В. Моцарт Соната № 9).
4) Реприза с пропуском ГП (Ф. Шопен Соната b-moll, I ч.).
Кода – подведение итога, утверждение главной мысли. При несильных контрастах кода отсутствует (камерные произведения Моцарта). В первых частях – небольшие коды. В финалах – более масштабные, весомые. Стремление к тональной устойчивости, яркое проявление заключительного изложения. Бетховен: «кода – вторая разработка». Строение такой коды: 1) вступительный или переходный раздел (не всегда бывает); 2) центральный разработочный раздел; 3) завершающая, наиболее устойчивая часть. Может вводиться новый материал.
2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.
План лекции:
А. Эволюция сонатной формы в XIX веке.
В. Индивидуальные прочтения сонатной формы в творчестве композиторов XIX и XX веков.
Эволюция сонатной формы в XIX веке, обусловленная новой эстетикой, повлиявшей на характер музыкального языка. Смена прообразов музыкальной композиции в XX веке. Две противоположные тенденции к беспрограммности и программности. В результате более свободной трактовки сонатной формы в XIX и XXвеках – следующие изменения:
1. Ослабление динамического сопряжения в метрической и эпической сонатной форме, что приводит к ослаблению контраста между ГП и ПП, принадлежности их к одной образной сфере (Шуберт, Шуман, Бородин).
Усиление динамического сопряжения в драматических сонатных формах, что приводит к усилению контраста (конфликта) между ГП и ПП. В результате, экспозиция распадается на два замкнутых самостоятельных раздела, а реприза динамизируется и переосмысливается (Шопен, Чайковский, Шостакович). Две или три темы ПП, как результат проявления свободы и образной сложности (Чайковский Симфония № 4, ч.2). Структура ПП сложнее, чем период: трехчастная (Чайковский Симфония № 6), двухчастная (Рахманинов Концерт №2), тема с вариациями (Шуберт Соната c-moll), фуга (Мясковский Квартет № 13, ч.1).
Нарушение тематического фактора: выпадение отдельных разделов в репризе, преимущественно ПП (Ф. Шопен Соната b-moll, I ч.).
Нарушение традиционных классических тональных соотношений, большее разнообразие тонального плана (Шуберт Симфония «Неоконченная» h - G, Глинка Увертюра к опере «Руслан и Людмила» D – F) и т.д.
Конструктивные изменения, которые выражаются в наращивании или сокращении разделов (отсутствие репризы, две экспозиции, две разработки).
Индивидуальные прочтения сонатной формы в творчестве Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Р. Шумана, И. Брамса, А. Бородина, П. Чайковского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича.
Беспрограммная сонатная форма Ф. Шуберта. Песенный тематизм сонатной формы и лирическая трактовка. Композиционные особенности: смещение главного конфликта между ГП и ПП на конфликт между вступлением и экспозицией, экспозицией и разработкой; новое соотношение ПП и ЗП (отодвигание «перелома» в зону ЗП); использование трехтональной экспозиции и субдоминантовой репризы.
Романтические новации Ф. Шопена в сонатной форме. Концепционно-драматургическое преобразование сонатной формы: возвышение сферы ПП, темповые смены в зонах партий, усиление контраста между ГП и ПП, драматургия движения от драматизма и минора к жизнеутверждению и мажору на уровне разделов и всей формы. Преобразование структуры сонатной формы: сонатная форма с зеркальной репризой и с отсутствием ГП в репризе.
Сонатная форма в творчестве Й. Брамса. Жанровые истоки тематизма – песня и хорал. Интеллектуализм сонатной формы: строгая продуманность всех элементов композиции, повышенная тематизация, искусная отделка сложной фактуры, ослабление моторной действенности. Драматургическая децентрализация: меньшая активность ГП, соотношение ГП и ПП как лирических (либо лирического и хорального) образов, смещение зоны активности к началу ЗП. Сохранение верности классическим принципам в тональном плане и в трактовке сонатной формы в жанре концерта (двойная экспозиция).
Преобразование сонатной формы в творчестве Р. Шумана: многотемность, самостоятельность тематизма, тяготение к сюитности, возможность повторения некоторых разделов.
Противоположные тенденции в развитии сонатной формы в творчестве А. Бородина и П. Чайковского. Лирико-драматическая конфликтная трактовка сонатной формы Чайковским: столкновение образных антитез в ГП и ПП;образы рока, смерти во вступительном разделе; волновая драматургия, яркие драматические кульминации в зоне подъема ПП и на вершине последней волны разработки; напряженное сквозное развитие с тематическими трансформациями; секвентное развитие тематизма. Намеренное соблюдение логики классического тонального плана в общем строении экспозиции и репризы, новаторские соотношения тональностей внутри этих разделов (далекое родство).
Эпическая трактовка сонатной формы в творчестве А. Бородина: картинность, рассредоточенность драматургии, отсутствие конфликтности, контрасты сопоставления и взаимодополнения, нединамический профиль партий, размещение кульминаций на структурно и гармонически устойчивых участках формы (ГП репризы, начало коды), симметрично-уравновешенное строение композиции, вариантно-вариационный метод развития в разработке и «разработанная экспозиция», колористические установки, красочные тональные планы и тонально-гармоническая перекраска тем. Национальный колорит, фольклорные прообразы тематизма.
Развитие некоторых черт симфонизма А. Бородина в творчестве С. Прокофьева в других образно-содержательных аспектах: колористические фоны-остинато, метод варьирования в разработке, многотемность. Особенности монтажного мышления Прокофьева в сонатной форме.