ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.05.2024
Просмотров: 721
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство культуры Российской Федерации
5.Контрольно-измерительные материалы
6.Список рекомендуемой литературы
7. Учебно-справочные материалы
Тематический план для студентов очной формы обучения
Тематический план для студентов заочной формы обучения
2. Учебно-теоретические материалы
Раздел 1. Введение в музыкальную форму
1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль
1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия
1.3. Музыкальный язык и его структура.
Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы
Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.
2.4.Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма
2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio
2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.
2.7. Разновидности простых и сложных форм
2.9. Жанрово-характерные вариации
2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма
2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков
2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма
2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.
2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната
2.17. Контрастно-составные формы
2.19. Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл
2.20. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета
Раздел 3. История музыкальных форм и жанров
3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения
Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко
4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко
4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко
4.4. Вариации и хоральные обработки
4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма
4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
Тема 5. Музыкальные формы в музыке XX века
3. Учебно-практические материалы
3.1. Описания семинарских занятий
Семинар 1 (2 часа) Тема: Основы музыкального формообразования
Семинар 2 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: малые формы
Семинар 3 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: крупные формы
Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения
Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко
3.2. Задания для практической работы студентов
Примерные задания для практической работы по темам курса:
Раздел 1. Введение в музыкальную форму
Тема 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль
Тема 1.2. Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия
Тема 1.3 Музыкальный язык, его структура (Практическое занятие – 1 час)
Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы
Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.3. Простые («песенные формы»). Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма
Тема 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio
Тема 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.
Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).
Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.
Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков
Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.
Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках
Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.
Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).
Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.
Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета
Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)
Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века
4. Учебно-методические материалы по курсу
4.1. Методические указания для студентов
4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения
4.1.2. План анализа музыкальной формы
4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения
4.2. Методические рекомендации для преподавателей
4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости
5. Контрольно-измерительные материалы
5.1. Вопросы для текущего контроля
5.1.2. Задания в тестовой форме (варианты 1 и 2)
5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения
6.Список рекомендуемой литературы
6.2. Дополнительная литература
7. Учебно-справочные материалы
7.1 Словарь музыкальных форм и жанров
Барочная многочастная форма: бесконтрастность и однородрость, четыре или более частей, различная их протяженность (чем больше частей, тем меньше их размеры), последняя часть – часто реприза начального тематического материала в главной тональности. В основе – принцип развертывание, не исключено влияние песенной или фугированной формы. Идея (как в других малых формах барокко) – обход тональностей побочных ступеней, закрепленных каденциями, но более широкий гармонический круг и спектр тональностей. Увеличение развивающего начала в каждой последующей части.
4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко
План лекции:
А. Составная (сложная) трехчастная форма dacapo.
В. Составная двухчастная форма.
С. Контрастно-составные формы (или многочастные составные формы).
Принцип объединения относительно самостоятельных частей. Однородные и контрастно-составные виды форм. Количество частей, состав – свободные. Близость составным (сложным) формам классического типа. Отличия: внутренняя структура частей и степень их контраста (преимущественно контраст фактически не распространяется на тематизм, а сосредоточен в ладовой сфере).
Составная (сложная) трехчастная форма dacapo. Область применения: танцы из сюит (гавот, менуэт, паспье, бурре), программные миниатюры французских клавесинистов. Циклические последования танцев по типу Менуэт I – МенуэтII– Менуэт Idacapo – прообраз сложной трехчастной формы с трио. Аналогично в французских клавесинных пьесах: PremierePartie–SecondePartie –PremierePartie (D.C.). Устойчивые формы всех танцев: либо малая, либо куплетное рондо. Контраст между танцами: 1) более плотная туттийная фактура первого танца – и сольная, разреженная фактура второго; 2) масштабность, сложность формы первого танца – в сравнении с относительной простотой второго; 3) возможность ладового контраста (либо все части написаны в главной тональности, либо средняя часть – в одноименной); 4) в оркестровой музыке – возможность тембрового контраста и характера инструментовки. Статика движения во втором танце, обуславливающая естественность возвращения «опоры» – первого танца.
Составная двухчастная форма.Ее распространение в музыке французских клавесинистов. Принципы формообразования аналогичны составной трехчастной, только без репризы dacapo (PremierePartie–SecondePartie). Вторая часть – всегда в одноименной тональности и тематически связана с первой.
Контрастно-составные формы (или многочастные составные формы). Сфера применения: канцона, французская и итальянская увертюры, большая прелюдия, токката, соната. Соединение в контрастно-составной форме гомофонных и полифонических разделов, в том числе и фуги. Часть образцов – первые примеры крупной инструментальной формы, другая часть – предшественники циклических форм, в частности сонатного цикла (канцона и симфонического цикла (увертюра). Классификация контрастно-составных форм барокко: 1) полифонические, 2) гомофонно-гармонические, 3) смешанные гомофонно-полифонические. Большая распространенность последних. Количество частей и из планировка индивидуальны в каждом случае и связаны с жанровой принадлежностью.
4.4. Вариации и хоральные обработки
План лекции:
А. Вариационный принцип развития и вариационная форма эпохи барокко: классификация.
В. Вариации на bassoostinato: определение, характеристика темы и принципов ее варьирования.
С. Хоральные обработки: определение, разновидности.
Вариационный принцип развития и вариационная форма в эпоху барокко: классификация.Эпохе барокко известны все последующие типы вариаций:
а) орнаментально-фигурационные: отдельные циклы (Г.Ф. Гендель. Ария с вариациями из сюит № 3, 5), дубли сюитных танцев;
б) вариации на выдержанную мелодию, наследующие работе с cantusflrmus.
в) характерные вариации, восходящие к так называемым вариационным сюитам (Дж. Фрескобальди Ария с вариациями «LaFrescobalda»);
г) специфичные для эпохи вариации на выдержанный бас.
Вариации на bassoostinato– форма, основанная на неизменном повторении басовой формулы при неуклонном обновлении других голосов (встречаются в более раннее время). Вариации на бассо остинато и их распространенность в музыке XVII – XVIIIвеков (Г. Перселл, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Т. Витали), отсутствие примеров в творчестве венских классиков, редкое применение в XIX веке, возрождение в XX веке (Д. Шостакович, Б. Бриттен, А. Веберн, А. Берг, П. Хиндемит). Связь этой формы с жанрами пасскальи, чаконы (а также арии lamento); возвышенный, скорбный характер музыки. Общие и отличительные признаки пассакалии и чаконы. Два основных типа вариаций на бассо остинато: гармонический (И. С. Бах Crucifixus из Мессы си минор), полифонический, в частности фигурационно-полифонический (И.С. Бах Пассакалья для органа c-moll).
Особенности вариаций на бассо остинато. Тема чаще одноголосная типизированная, использующая известные риторические фигуры, краткая (от двух до восьми тт.) мелодическая формула, чаще нисходящая (от I к V ст.)– диатоническая, по фригийскому тетрахорду, хроматическая, замкнутая или незамкнутая. В чаконе тема – гармоническая формула, поэтому в дальнейшем ее мелодическое выражение может меняться. Индивидуализированные темы. Положение темы при варьировании: тема неизменна; тема переносится в другие голоса, в другую тональность; ритмически и мелодически фигурируется. «Вариации над темой» (В. Цуккерман).
Индивидуальный облик верхних голосов. Поочередное их вступление, полифонические отношения, накопление количества движения и пр. Совпадение и несовпадение цезур верхних голосов с басовой основой. Принципы варьирования верхних голосов (косвенное варьирование): диминуиция, полифоническое варьирование (имитации, каноны, вертикально-подвижной контрапункт), перегармонизация темы.
Композиция целого: попарное объединение вариаций; роль тонального плана, определяющего транспонирование темы; образование субвариаций (вариации на вариацию); «форма второго порядка» – репризность, трехчастность.
Хоральные обработки – инструментальное, вокальное или вокально-инструментальное произведение, в котором одноголосный хорал (григорианский или протестантский) получает многоголосное оформление. Вариационная природа в основе хоральной обработки, зависимость ее от хоральной мелодии. Классификация (Т. Кюрегян):
По объекту обработки:
1) обработки, где работа ведется с хоральной строфой в целом: а) обработки с однократным изложением хоральной строфы (большинство прелюдий «Органной книжечки» Баха); б) обработки с неоднократным изложением хоральной строфы;
2) обработки, где работа ведется с отдельными строками хорала: а) обработки, где работа ведется с одной начальной строкой хорала; б) обработка, где работа ведется последовательно со всем строками хорала (строфическая фуга с рядом экспозиций на очередные строки.
По характеру изложения мелодии:
1) обработки, где мелодия воспроизводится без каких-либо изменений (за исключением регистровых);
2) обработки с «колорированной» мелодией.
По принципу организации сопровождающих голосов:
1) обработки гармонического склада: а) чисто аккордовые; б) аккордово-фигурационные;
2) обработки полифонического склада: а) обработки, где хорал проводится полностью как cantusfirmusодноголосный или изложенный канонически; б) обработки, где хорал служит материалом для полифонической формы (обычно фугированной);
3) обработки смешанного полифонно-гармонического склада.
Зависимость формы целого от многих факторов. В результате три варианта: 1) пласт обработки не имеет отличной от хоральной мелодии самостоятельной формы; 2) целое являет «контрапункт» двух форм – хорала и обработки; 3) форма целого не зависит от хоральной мелодии.
4.5. Куплетное рондо
План лекции:
А. Рондо французских клавесинистов: общая характеристика.
В. Особенности рефрена и куплетов.
С. Рондо Ф. Э Баха.
Куплетное рондо – форма, основанная на чередовании неоднократно возвращающейся темы и незначительно отличающихся от нее эпизодов. Характерно для музыки конца XVII – XVIII века. Область применения: программные произведения для клавесина французских композиторов (Куперен, Рамо, Дакен, Дандриё, Буамортье), танцевальные пьесы – менуэт, гавот, тамбурин, жига (французские клавесинисты, И.С. Бах, Г.Ф. Гендель), пьесы с названием «Рондо» (Ф.Э. Бах).
Рондо французских клавесинистов. Признаки, отвечающие галантному стилю: простота и ясность строения, господство мелодического начала, богатство мелизматики, большое количество малоконтрастирующих частей (от 3-х до 17-ти), монотематичность рондо отсутствие последовательного развития. Типичное количество частей – 7, 9. Отсутствие вступлений и связок.
Основная тема-рефрен (refrain или rondeau): песенно-танцевального характер, структура периода (чаще квадратного, повторного строения), повторенного при первом проведении, завершенного полной каденцией в основной тональности. Повторение рефрена в главной тональности и без изменений в процессе развития формы.
Эпизоды или куплеты (couplet): неконтрастность рефрену, интонационная и тональная близость к нему, порой заимствование из рефрена целых фрагментов (иногда точное воспроизведение рефрена в другой тональности), неустойчивый характер по сравнению с рефреном, структура не сложнее периода (изредка простая двухчастная форма, либо ходообразное построение). Тональный план эпизодов– тональности первой степени родства, одноименная, реже главная (последний эпизод). Общий тональный план формы – идея обхода тонального круга: T-D-S-T.
Рондо И.С. Баха: многочастность, эпизоды мало контрастируют друг другу (построены на общих формах движения). Контраст между рефреном и всей совокупностью эпизодов. Рефрен более индивидуализирован (у ансамбля), эпизоды на общих формах звучания (у солиста). Пример: Финал концерта для скрипки E-dur.
Рондо Ф.Э. Баха: эмоционально напряженное содержание, импровизационно-фантазийная манера, концепция формы, основанная на контрасте рефрена и эпизодов, многочастность. Рефрен: экспозиционное изложение – форма периода, преобразование структуры (уменьшение, увеличение) в дальнейших проведениях, транспонирование в новые тональности в том числе и неродственные. Куплет: основа – самостоятельная тема, развитие мотивов рефрена, импровизационность (гаммаобразные или арпеджированные пассажи, иногда вне тактировния).