ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.03.2024
Просмотров: 1133
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Математическое моделирование элементов сложных экологических систем
Лекция 1. Введение в моделирование. Исторический экскурс.
1. Основы моделирования в экологии 1.1. Общие принципы построения моделей в экологии
2.2. Этапы построения математической модели
1.4. Элементы теории подобия, применяемые в моделировании
3.2.2. Выборочный метод в экологометрике.
Зависимость числа интервалов от объема выборки
Статистический ряд по интервалам
Лекция 4. Статистические оценки параметров распределения случайных величин по выборкам
4.4. Статистические оценки гипотез об экологических моделях
Выборка из генеральной совокупности
Статистическая таблица эксперимента
Пример преобразования членов уравнения регрессии
Вычисление данных для линеаризации уравнения регрессии
Нормальные уравнения мнк для некоторых функций
Статистическое оценивание уравнения регрессии и парной корреляции.
Обработка результатов наблюдений
Рекомендации по выбору вида функции
3.4. Динамические статистические модели
Данные по объему сброса качественных сточных вод
Данные по объему сброса сточных вод за 5-летие
Пример расчета 5-летних средних
Расчетные значения для определения уравнения динамики
Ряд динамики для определения сезонных колебаний
Эксперименталъный материал исследования
8.1. Анализ влияния отдельных факторов в экологической модели.
Лекция 9. Методы оптимизации. Метод Лагранжа
Лекция 10. Метод линейного программирования.
Лекция 11. Функциональные модели.
Лекция 12. Модели процессов содержащие обыкновенные дифференциальные уравнения.
Численные ошибки использованных для вычисления данных
Лекция 13. Статистические модели динамики.
Лекция 16. Информационные технологии в экологии. Экологические информационные системы.
1 6.1. Экологические информационные системы
1. Какова область значения для числовых характеристик?
Лекция 17. Использование информационных технологий для решения задач экологии.
Критические значения коэффициента корреляции rk;α
2.1. Подобие физических явлений и его признаки
2.4. Применение методов подобия в математическом
11.3. Численные методы решения дифференциальных уравнений
11.3.2. Процесс численного решения
11.3.4. Модифицированный метод Эйлера
11.3.6. Метод Рунге – Кутта для систем дифференциальных уравнений
11.3.7. Общая характеристика одношаговых методов
11.3.9. Методы прогноза и коррекции
11.3.10. Краткая характеристика методов прогноза и коррекции.
11.3.11. Выбор шага и погрешность решения.
11.4. Имитационное моделирование систем
11.4.1. Принципы имитационного моделирования
11.4.3. Динамическая модель исследуемого объекта
11.4.4. Построение имитационных моделей динамических систем
11.4.5. Преобразование передаточных функций звеньев в дифференциальные уравнения в форме Коши
11.4.6. Синтез имитационной модели на основе структурной схемы
11.5. Теоретические основы построения математических моделей систем
11.5.1. Компонентные и топологические уравнения
11.5.2. Компонентные и топологические уравнения механической системы
11.5.3. Компонентные и топологические уравнения электрической системы
11.5.4. Компонентные и топологические уравнения гидравлической системы
11.5.5. Компонентные и топологические уравнения тепловой системы
11.6.1. Сущность метода электроаналогий.
11.6.2. Электромеханические аналогии
11.6.3. Построение имитационных моделей методом электроаналогий
11.6.4. Плоское прямолинейное движение звеньев
11.6.5. Электрогидравлические аналогии
1. Проверка гипотезы о равенстве средних двух выборок, сделанных из нормально распределенной совокупности с известной величиной дисперсии D(х) и D(y), при nx>30 и ny>30 осуществляется сравнением статистики zb равной
и критического значения zα, определяемого как
где а — уровень значимости;
zα — значение, определяемое по таблицам (см. приложение 1) при и= zα.
Гипотеза Н0 о равенстве средних принимается, если |zb|<zα. В противном случае, когда |zb| > zα гипотеза Н0 отвергается и прини- мается гипотеза Н1 о том, что средние нельзя считать равными т.е. выборки nx и ny сделаны из разных генеральных совокупностей.
Пример. При испытании двух типов фильтров для очистки воздуха в объемах nx= ny = 50 штук получено среднее значение чистоты воздуха х = 92%, у = 96%. Проверить, является ли рас- хождение значений х и у случайными, если известны D(x)= 0,09%; D(y) = 0,04%.
Решение. Выдвигаем гипотезу Н0: М(х) = М(у). Определяем статистику
При уровне значимости, а = 0,05, находим:
По таблице (см. приложение 1) находим и =za и za = 1,96.
Сравниваем zb = 8 >za = 1,96. Следовательно, гипотеза Н0 отвергается, так как имеются качественные различия между двумя типами фильтров.
2. При малых объемах выборок: nx < 30, ny < 30, по которым найдены и и выборочные дисперсии Sx2 и Sy2 гипотезу Н0: М(х) =М(у) проверяют вычислением статистики при альтерна- тивной гипотезе Н1: М(х) w М(у).
Гипотеза Н0 принимается при условии |Тb| < ta,k, где ta,k — табличное значение критерия Стьюдента при заданном уровне значи- мости а и числе степеней свободы K= nx+ny-2 (см. приложение 2). При |Тb| <ta,k гипотеза Н0 отклоняется и принимается альтернативная гипотеза Н1: М(х) w М(у).
Пример. При исследовании местности случайным образом были отобраны 16 участков (nx=16) и установлено среднее число пораженных болезнью растений = 350 с дисперсией =16. Проверить, является ли расхождение среднего числа пораженных растений случайным или же болезнь пошла на убыль.
Решение. Выдвигаем гипотезу Н;. М(х) = М(у) при уровне значимости а = 0,05 и определяем статистику Тb
По таблицам (см. приложение 2) находим
T0.05;16+20-2=t0.05;34 = 2.03.
Сравниваем Т =1,188 < 10.05;34=2,03.
Следовательно, принимаем гипотезу Н0: М(x) = M(у), т.е. различие в среднем числе пораженных растений, измеренном в различные моменты времени, в данном случае объясняется случайностью выборок.
3. Если выборка объемом n сделана из генеральной совокупно- сти нормально распределенных величин х с известными М(х) = аk, D(x) = а2, то при уровне значимости а можно проверить гипотезу Н0: a = a0 — предполагаемое значение математического ож идания. Предложение о величине ао делается либо по результатам выборки n, либо по имеющейся априорной информации о генеральной совокупности.
Для проверки гипотезы Н0: а=а0 вычисляется статистика иb при конкурирующей гипотезе Н1: a ≠ ао
Критическое значение иα определяется по таблице (см. приложение 1) по заданному значению , как
Гипотеза Н0 принимается при условии
альтернативная гипотеза Н1: а ≠ а0 принимается при условии
Пример. Разработанная схема очистки промышленных стоков дает экономический эффект 88 руб. с 1т при среднем квадратическом отклонении
=5 руб./т. Обследовано сто очистных сооружений (n =100) и определен средний экономический эффект = 90 руб./т. Требуется при уровне значимости = 0,05 проверить гипотезу Н0: а ≠ а0.
Р е ш е н и е. Определяем статистику иb
По таблице (см. приложение 1) находим иa
откуда u0,05 = 1,96. Сравниваем ub = 4 >u0,05 = 1,96.
Следовательно, гипотеза Н0: а = а0 отклоняется, т.е. выбороч- ное и гипотетическое среднее различаются значимо.
4. При неизвестной дисперсии D(x) проверка гипотезы Н0: а ≠ а0, при конкурирующей гипотезе Н1: а ≠ а0 проводится с помощью статистики
где и S2 — соответственно выборочные средние и дисперсия.
Критические значения статистики ta,k при заданном уровне значимости а и числе степеней свободы k = n - 1 выбирается по таблице (см. приложение 2).
Если Тb< ta,k, то тогда принимается гипотеза Н0, при Тb >ta,k гипотеза Н0 отклоняется и принимается гипотеза Н1.
5. Имеется k выборок (k >2) из нормальных генеральных совокупностей с равными, но неизвестными дисперсиями. Необходимо проверить гипотезу о равенстве средних Н0: а1 =а2 = ... =аk при заданном уровне значимости α. Альтернативная гипотеза Н1 гово- рит о том, что средние различны.
Для проверки гипотезы Н0 вычисляем статистику
где
Гипотеза Н0принимается при
и отвергается при
где — табличное значение критерия при уровне значимости α и степенях свободы р1 = k — 1; р2 = n — k которое выбирается по таблице (см. приложение 6).
Пример. Имеется три выборки (k = 3), n1 = 3, n2 =4, n4=5 (n =12).
Вычисленное значение Fb = 0,43.
Решение. При α =0,05: р1= 3 - 1= 2; р2 = 12 - 3 = 9;
F1-0,05;2,9 = 4,26. Тогда Fb = 0,43 < F1-0,05;2,9 = 4,26, т.е. гипотеза о равенстве средних должна быть принята.
Проверка статистических гипотез о равенстве дисперсии. Дисперсии играют в экологии очень важную роль, поскольку измеряемая дисперсией величина рассеивания характеризует такие важные показатели, как колебание точности тех или иных технологических процессов, например, зараженности различных участков местности, загрязненности участков водоемов и т.д. Средняя величина как бы сглаживает эти колебания, а дисперсия их выявляет.
Для проверки гипотез о равенстве дисперсий в различных генеральных совокупностях по независимым выборкам необходимо знать такую функцию статистических оценок, распределение которой не зависело бы от каких-либо неизвестных параметров.
Предположим, что независимые случайные величины х1, х2, ..., хn1, распределены по закону F(x) с параметрами М(х) и D(x), которые известны. Имеются также независимые нормально распределенные F(y) случайные величины у1, у2, ..., уn1 параметры M(y) и D(y) кото- рых также известны. Нужно проверить гипотезу Н0: о равенстве D(x)=D(y), предполагая, что эти два множества Х и У независимы. При малых и средних объемах выборок для проверки гипотезы Н0: D(x) = D(y) используется статистика
где и — дисперсии, определяемые по выборкам nx и ny, причем в
числитель ставится большая из двух дисперсий и .
Выборочное значение Fb сравнивается с критерием Фишера при заданном уровне значимости α и числах степеней свободы k1 = nx - 1; k2 = ny - 1. Справедливость гипотезы Н0 подтверждается при условии
Fb ≤
значение определяется по таблице (см. приложение 6).
При Fb > гипотеза Н0 отвергается и принимается аль- тернативная гипотеза Н1: D(x) ≠ D(y).
Пример. Для проверки точности дозировки двух автоматов при упаковке химического вещества отобраны от первого автомата 21 проба (nx = 21), от второго — 15 (ny = 15). По отобранным пробам , определены выборочные среднеквадратические отклонения в дозировке Sx = 20г, Sy = 15г. Проверить гипотезу о том, что автоматы имеют одинаковую точность, т.е. Н0: D(x) = D(y), при уровне зна- чимости α = 0,10 и конкурирующей гипотезе Н1: D(x) ≠ D(y).